Изумрудный остров

В Ирландии много волшебных пейзажей, простора, океанских пляжей, есть и чудеса рукотворные – древние монастыри, замки и пещеры отшельников. Но, пожалуй, самый главный и драгоценный духовный секрет страны – Православные ирландцы.

В храме Святых Апостолов Петра и Павла в Дублине очень много молодежи и детей, приход растет на глазах. Отец Георгий прибыл в Дублин в 2002 году, чтобы окормлять значительно возросшее количество верующих. На каждой Литургии присутствует несколько очень пожилых людей, тщательно одетых, с прямыми спинами. Несмотря на немощи, они не позволяют себе сесть во время службы. В их присутствии внутренне подтягиваешься, собираешься. Становится стыдно за нерадение, расслабленность, за постоянное самоооправдание. Христианство живо и наглядно, если перед глазами есть примеры людей, живущих по заповедям. Дублинским малышам повезло – они общаются со старшим поколением, учатся у него. И еще. Очень наглядна старость, освященная молитвой, покаянием и Причастием. Пожилые люди в храме светятся фарфоровой чистотой. Кто же они, Православные ирландцы?

Многие жители острова принимают Православие под влиянием (и по молитвам) русских жен. Детей тоже крестят в Православии, и они участвуют в приходской жизни, хотя ходят, как правило, в католические школы. Русские жены играют огромную роль и в формировании приходской жизни, и в воспитании, и в собирании – традиций, судеб, семей. На их примере хорошо понимаешь, что значит хранительница очага.

 Однажды мне пришлось быть гостьей за огромным праздничным столом в ирландской провинции. Там были и священники, и дьяконы, и многочисленные прихожане. Глава семьи с гордостью показал на жену и провозгласил тост за нее: «Я женился на русской и благодаря ей приобрел всех вас». В этот же день в доме побывала великая святыня – Курская Коренная икона Пресвятой Богородицы, был отслужен молебен. Казалось бы, крошечная точка на карте посреди страны. Но это и огонек веры, привлекающий на свой свет многие сердца. И даже великая святыня приходит в гости. Рассеянные по стране семьи не остаются без окормления и молитвы.

Пожилые люди, которых, увы, все меньше, пришли к Православию давно, несколько десятилетий назад, когда небольшая группа русских беженцев из Китая времен «культурной революции» обосновалась в Ирландии. Для них страна стала тихой гаванью и местом, где они обрели вечный покой после скитаний. Мужество, стойкость и вера много переживших людей не могли не поразить дублинцев, посещавших их в домах престарелых. Семидесятипятилетний Рори (в крещении Иоанн) своей белоснежной бородой напоминает Деда Мороза. К тому же у него всегда в запасе сладости, которыми он оделяет детишек после службы. Он помнит многих русских, которые открыли для него целый мир. Благодаря ему их могилы не забыты, люди, пришедшие в Православие благодаря им, молятся в храме рядом. Так не прерывается духовная связь. Тогда, в семидесятые, многим ирландцам приходилось ездить в Лондон для окормления. Трудно поверить в это, глядя на многолюдные русские службы сегодня.

«Здесь я дома», – просто говорит моя восьмидесятидвухлетняя приятельница Мэри. Православие она нашла в Америке, где много лет работала. Очень рано лишилась родителей и одна уехала за океан, чтобы полностью переменить обстановку. Обрела веру, встречи с интересными людьми и потрясающую духовную силу, которая поддерживает не только ее. Квартирка Мэри полна русских икон и книг, особенно она почитает Блаженную Ксению Петербургскую. Потрясают и трогают стойкость и хрупкость одинокого пожилого человека, который на самом деле не одинок, потому что живет с Богом в душе и делится искрящейся молодой радостью с прихожанами. Она много говорит о покаянии как о двери и пути спасения, о том, как важно вести постоянную и неустанную работу над собой. Глядя в ее молодые глаза, чувствуешь, что она живет как бы вне времени.

В одном из ирландских графств похоронен русский священник отец Николай. Мне довелось присутствовать на одной из панихид на его могиле, отслуженной настоятелем Петропавловского храма отцом Георгием. И конечно, все пожилые ирландские прихожане тоже были там и молились о нем.

Вообще о каждом жизненном пути можно написать роман, настолько причудливо и красиво он приводит к главному в жизни. Ясно одно – ни один человек, стремящийся к Богу чистым сердцем, не забыт, даже если он живет в крохотной ирландской деревне. Помогают люди, обстоятельства, книги. Наверное, это и называется Промысл.

Прошедший год стал для Православных жителей острова особенным. Теперь, после объединения Русской Церкви с Зарубежной, на Литургии стали поминать сонм святых Британских островов, среди которых и просветитель Ирландии святой Патрик (389 – 461/493 (?) гг.). Святой Патрик вместе с сонмом малоизвестных у нас святых в течение всей своей жизни просвещал языческие кельтские племена, возглавляемые королями (вождями кланов) и жрецами-друидами. Хотя сам он родился на севере Англии, а образование получил в Галлии (современной Франции), Ирландия стала для него родной. Он неустанно трудился, приводя ко Христу многих и многих, рукополагал в Епископы, создавал епархии. Впоследствии монастыри, основанные им, стали настоящими маяками знаний в тонущей во мраке раннесредневековой Европе.

Теперь появилась возможность молиться и ему, и многим другим святым Британских островов, например, святому Брендану-мореплавателю, которые несли свет Православия по всей Северо-Западной Европе.

Молитвы на службах в дублинском храме читаются теперь не только на русском и английском, но и гэльском языках. Преемственность древнего Христианства Ирландии, недаром названного островом святых и ученых, с современным Православием наглядно прослеживается в древних рукописных книгах, ирландских иконах и манускриптах и, главное, в людях, и пожилых, и совсем юных.

В ноябре прошлого года, когда Дублин вновь посетила привезенная из Джорданвилля Курская Коренная икона Божией Матери, в Петропавловском храме в огромной толпе можно было видеть и многочисленных Православных из Восточной Европы, и ирландцев, и католического архиепископа Дублина. И тех самых, пожилых, с прямыми спинами людей, которые дожили до этого дня.

Тропарь Святому Равноапостольному Патрику, глас 4

Благодать Божию воcприял еси,/ землю плена своего любовию Христовой просвещая./

Евангельского света апостол явился еси,/ чудесами и премудростию Божией нечестие языческое низлагая./ Темже молимтися, святый равноапостольный Патриче Просветителю Ирландии,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 8

Яко луч горняго Солнца Правды во Ирландии яви тя Святый Дух,/ крестом Христовым поклонение дольнему солнцу упраздняя,/ во отоце окияна моря* ученьми своими кельтския языки ко благочестию привел еси,/ темже любовию сошедшеся светло празднуем память твою, Патриче богомудре,/ просвещай верою призывающия тя и чтущия честную память твою.

На снимках: иконы Святого Патрика; кельтский крест на фоне развалин старой церкви. В центре креста – Распятие на Голгофе, в боковых рукавах коленопреклоненные фигуры Ангелов. Под Распятием римские воины, делящие одежды Христа, и стражники, охраняющие Гроб Господень.

Источник: «Благовест», Самара

13 марта 2008 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×