Для прояснения вопроса логично будет обратиться к Священному Писанию, Преданию и текстам Святых Отцов.
Книга Деяний Апостольских
Книга Деяний дает для решения этого вопроса формально весьма немногое, так как пресвитеры, упоминаемые в ней[1], не могут в пределах ее текста быть точно идентифицированы с епископами или священниками. Однако та же книга Деяний с несомненностью показывает, что одним из важнейших, основополагающих признаков Церкви является преемственность жизни в ней. Как апостолы преподают подлинное учение Христово, так и их преемники оказываются своего рода гарантами той же истины в последующее время. Каждый епископ не только «преемник» апостолов, но и «свидетель» всей полноты церковного учения, того, как сохраняется оно в Церкви, и потому для нас особенно важны свидетельства древнейших отцов, живших непосредственно в послеапостольское время о значении рукоположения, преемственно идущего от апостолов, для епископства, о богоустановленности этого служения в Церкви.
Св. Отцы I-III веков
Приведем некоторые высказывания св. Отцов I-Ш веков:
Св. Климент Римский: «Апостолы были посланы проповедовать Евангелие нам от Господа Иисуса Христа, Иисус Христос от Бога… Проповедуя по различный странам и городам, они первенцев из верующих, по духовном испытании, поставляли во епископы и диаконы для будущих верующих»[2].
Он же: «И апостолы наши знали чрез Господа Нашего Иисуса Христа, что будет раздор о епископском достоинстве. По этой самой причине они, получивши совершенное предвидение, поставили вышеозначенных служителей, и потом присовокупили закон, чтобы когда они почиют, другие испытанные мужи принимали на себя их служение. Итак, почитаем несправедливым лишить служения тех, которые поставлены самими апостолами или после них другими достоуважаемыми мужьями, с согласия всей Церкви… И немалый будет на нас грех, если неукоризненно и свято приносящих дары будем лишать епископства»[3].
Итак, по св.Клименту, апостолы сами ставили епископов и установили «закон» преемства в этих доставлениях на будущее.
в своих посланиях пишет о епископском служении как установленном Самим Господом Иисусом Христом и, отсюда, о величии этого служения. Обращаясь к церкви Филадельфийской, он, например, пишет: «Приветствую её кровию Иисуса Христа, которая есть вечная и непрестающая радость для верующих, особенно если они находятся в единений с епископом и его пресвитерами и диаконами, поставленными изволением Иисуса Христа, которых по благоволению Своему Он непоколебимо утвердил Святым Духом Своим»[4].
У св. Иринея Лионского мы узнаем, что апостолы поставили, например, первого епископа Римского Лина, и далее он последовательно перечисляет его преемников до своего времени включительно: «… ныне на двенадцатом месте от апостолов жребий епископства имеет Элевфер. В таком порядке и в таком преемстве церковное предание от апостолов и проповедь истины дошли до нас. И это служит самым полным доказательством, что одна и та же животворная вера сохранилась в Церкви от апостолов доныне и предана в истинном виде»
Св. Ириней даже пишет: «Все, желающие видеть истину могут во всякой церкви узнать предание апостолов, открытое во всем мире; и мы можем перечислить епископов, поставленных апостолами в церквах, и преемников их до нас…»[5].
Св. Ириней, пользуясь еще апостольской терминологией, не делает иногда различия между понятиями «пресвитер» и «епископ», однако в то же время очень четко высказывается о наличии постоянной апостольской преемственности в Церкви. Так он призывает: «Поэтому надлежит следовать пресвитерам в Церкви, тем, которые, как я показал, имеют преемство от апостолов и вместе с преемством епископства по благоволению Отца получили известное дарование истины, прочих же, которые уклоняются от первоначального преемства и где бы то ни было собираются, иметь в подозрении, или как еретиков и лжеучителей, или как раскольников…»[6].
Иными словами «апостольское преемство» есть преемство самой жизни Церкви, но так как единство жизни осуществляется в видимом единстве людей, то Церковь имеет и видимый признак или форму: преемство епископов от апостолов через доставление.
Очень важным представляется следующее свидетельство Климента Александрийского. Рассказывая о последних годах жизни апостола Иоанна Богослова, Климент пишет: «Когда по смерти тирана он возвратился с острова Патмос в Ефес, предпринял он путешествие по соседним местностям для привлечения (ко Христу) язычников, поставлена епископов, введения порядка в церквах, поставления в клир одного или нескольких, назнаменованных Духом Святым»[7]. Как справедливо замечает В. Экземплярский, «из этого места несомненно, что по воззрениям Климента во времена апостольские не признавалось права за самими обществами верующих поставлять себе членов клира»[8]. Таковое право принадлежало только апостолам и, как свидетельствуют другие отцы, непосредственно поставленным ими и их преемниками епископам (пресвитерам).
Из древнейшего периода Церкви можно привести еще несколько отеческих свидетельств, подтверждающих данную мысль.
Св. Ипполит Римский: «Во епископа да поставляется избранный всем народом, и когда он будет назван и понравится всем, пусть народ соберется вместе с пресвитерами и присутствующими епископами в воскресный день. По согласию всех, да возложат они руки на него, а пресвитеры пусть стоят в молчании. Пусть сохраняют молчание все, молясь в сердце, вследствие нисхождения Духа. Один из присутствующих епископов, по просьбе всех, возлагая руку на того, который посвящается во епископа, пусть молятся, говоря так»[9].
Св. Киприан Карфагенский: «Надобно тщательно хранить и соблюдать то, что по Божественному преданию и апостольскому примеру и соблюдается у нас почти во всех странах: для правильного доставления все ближайшие епископы должны собираться в ту паству, для которой поставляется предстоятель, и избрать епископа в присутствии народа…»[10] и т.д.
Представляется важным и следующее замечание св. Киприана, что например, в Риме Корнелий «поставлен во епископа многими нашими товарищами»[11], точнее, «шестнадцатью соепископами»[12].
Еще более четко мысль об апостольской преемственности рукоположений выражена у современника и единомышленника св. Киприана епископа Фирмилиана: «… власть отпускать грехи дарована апостолам…, а затем епископам, которые наследовали их по преемству посвящения»[13].
Правила святых апостолов
Авторитетным голосом древнецерковного учения являются т.н. Правила святых апостолов, в которых по данному вопросу находим следующее указание: «Епископа да поставляют два или три епископа» (правило I). «Пресвитера и диакона и прочих причетников да поставляет один епископ» (правило 2).
Вывод из совокупного голоса отцов Церкви первых трех столетий
Вывод этот вполне очевиден:
а) Епископское служение есть служение высшее в Церкви, и оно не людьми установлено, но исходит от Бога Отца и Господа Иисуса Христа и совершается через особое действие Духа Святого.
б) Епископ (предстоятель местной Церкви) получает благодать и власть в Церкви по прямому преемству рукоположений, идущих непосредственно от самих апостолов. Таково «Божественное предание» и «закон» посвящений в древней Церкви эпохи первых трех веков.
Продолжение следует…
[1] Деян.11,30; 14,23; 15,46; 16,4; 20,17
[2] Св. Климент Римский. Первое послание к Коринфянам, 42.
[3] Св. Климент Римский, Первое послание к Коринфянам, 44.
[4] Св. Игнатий Антиохийский, Обращение и гл.1.
[5] Кн. З, гл. З, §1.
[6] Св. Ириней Лионский. Пять книг обличения и опровержения лжеименного знания. Книга 3, гл.3, §1.
[7] Климент Александрийский. Кто из богатых спасется, § 42.
[8] В. Экземплярский. Библейское и святоотеческое учение о сущности священства, Киев,1904, с. 80.
[9] Апостольское предание св. Ипполита Римского, гл.2.
[10] Св. Киприан Карфагенский. Творения. Письмо к клиру и народу испанскому, Киев, 4.1, 1891, с. 317
[11] Там же, письмо к Антониану…, с.222.
[12] Там же, с. 235.
[13] Там же, Письмо к Киприану, т.2, с. 333.