Имя императора Александра III, одного из величайших государственных деятелей России, долгие годы было предано поруганию и забвению. И только в последние десятилетия, когда появилась возможность непредвзято и свободно говорить о прошлом, оценивать настоящее и думать о будущем, государственное служение императора Александр III вызывает большой интерес всех, кто интересуется историей своей страны.
Император Александр III не был предназначен царствовать по рождению. Будучи вторым сыном Александра II, он сделался наследником русского престола только после преждевременной смерти своего старшего брата Цесаревича Николая Александровича в 1865 году. Тогда же, 12 апреля 1865 г., Высочайший Манифест объявил России о провозглашении Великого князя Александра Александровича наследником-Цесаревичем, а через год Цесаревич сочетался браком с датской принцессой Дагмарой, нареченной в замужестве Марией Федоровной.
В годовщину смерти брата 12 апреля 1866 года он записал в своем дневнике: «Никогда я не забуду этот день…первую панихиду над телом милого друга… Я думал в те минуты, что я не переживу брата, что я буду постоянно плакать только при одной мысли, что нет больше у меня брата и друга. Но Бог подкрепил меня и дал силы приняться за новое мое назначение. Может быть, я часто забывал в глазах других мое назначение, но в душе моей всегда было это чувство, что я не для себя должен жить, а для других; тяжелая и трудная обязанность. Но: «да будет воля Твоя, Боже». Эти слова я твержу постоянно, и они меня утешают и поддерживают всегда, потому что все, что с нами ни случается, все это воля Божия, и поэтому я спокоен и уповаю на Господа!». Осознание тяжести обязательств и ответственности за будущее государства, вверенное ему свыше, не покидало нового императора в течение всей его недолгой жизни.
Воспитателями Великого князя Александра Александровича был генерал-адъютант, граф В.А. Перовский, человек строгих нравственных правил, назначенный еще его дедом императором Николаем I. Образованием будущего императора заведовал известный экономист, профессор Московского университета А.И. Чивилев. Академик Я.К. Грот преподавал Александру историю, географию, русский и немецкий языки; видный военный теоретик М.И. Драгомиров – тактику и военную историю, С.М. Соловьев – русскую историю. Политические и юридические науки, а также русское законодательство будущий император изучал у К.П. Победоносцева, который оказал на Александра особенно большое влияние. После окончания учебы Великий князь Александр Александрович неоднократно путешествовал по России. Именно эти поездки заложили в нем не только любовь и основы глубокого интереса к судьбе Родины, но сформировали понимание проблем, стоящих перед Россией.
Будучи наследником престола, Цесаревич участвовал в заседаниях Государственного совета и Комитета министров, был канцлером Гельсингфорсского университета, атаманом казачьих войск, командующим гвардейскими частями в Петербурге. В 1868 г., когда Россию постиг сильный голод, он встал во главе комиссии, образованной для оказания помощи пострадавшим. Во время Русско-Турецкой войны 1877-1878 гг. он командовал Рущукским отрядом, игравшим в тактическом отношении важную и трудную роль: сдерживал турок с востока, облегчая действия русской армии, которая осаждала Плевну. Понимая необходимость укрепления Российского флота, Цесаревич обратился с горячим воззванием к народу о пожертвованиях на русский флот. В короткое время деньги были собраны. На них были построены суда Добровольческого флота. Именно тогда у наследника престола возникло убеждение в том, что у России есть только два друга: ее армия и флот.
Он интересовался музыкой, изобразительным искусством и историей, был одним из инициаторов создания Русского исторического общества и его председателем, занимался собиранием коллекций предметов старины и реставрацией исторических памятников.
Правительство, сформированное при участии обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева, сконцентрировало свое внимание на усиление «традиционалистских» начал в политике, экономике и культуре Российской империи. В 80-х – середине 90-х гг. появилась серия законодательных актов, которые ограничивали характер и действия тех реформ 60-70-х годов, которые, по представлению императора, не соответствовали историческому предназначению России. Стараясь не допустить разрушительной силы оппозиционного движения, император ввел ограничения в земском и городском самоуправлении. Было уменьшено выборное начало в мировом суде, в уездах исполнение судебных обязанностей было передано вновь учрежденным земским начальникам.
Одновременно были сделаны шаги, направленные на развитие экономики государства, укрепление финансов и проведение военных преобразований, решение аграрно-крестьянского и национально-религиозного вопросов. Молодой император обратил внимание и на развитие материального благосостояния своих подданных: он основал министерство земледелия для улучшения сельского хозяйства, учредил дворянский и крестьянский земельные банки, при содействии которых дворяне и крестьяне могли приобретать земельную собственность, покровительствовал отечественной промышленности (посредством возвышения таможенных пошлин на иностранные товары), а проведением новых каналов и железных дорог, в том числе и через Белоруссию, содействовал оживлению экономики и торговли.
Государственная политика в Белоруссии диктовалась, прежде всего, нежеланием «насильственной ломки исторически сложившегося строя жизни» местного населения, «насильственного искоренения языков» и стремлением к тому, чтобы «иноплеменники сделались современными сынами, а не оставались вечными приемышами страны». Именно в это время общеимперское законодательство, административно-политическое управление и система образования окончательно утвердились на белорусских землях. Одновременно поднимался авторитет Православной Церкви.
Во внешнеполитических делах Александр III старался избегать военных конфликтов, поэтому в историю вошел как «Царь-Миротворец». Главным направлением нового политического курса стало обеспечение российских интересов за счет поиска опоры на «самих себя». Сблизившись с Францией, с которой у России не было спорных интересов, он заключил с ней мирный договор, установив этим важное равновесие между европейскими государствами. Другим чрезвычайно важным для России направлением политики было сохранение стабильности в Средней Азии, незадолго до царствования Александра III вошедшей в состав Российской империи. Границы Российской империи пр нем продвинулись до Афганистана. На этом громадном пространстве была проложена железная дорога, соединяющая восточное побережье Каспийского моря с центром российских среднеазиатских владений – Самаркандом и р. Амударьей. Вообще Александр III настойчиво стремился к полному объединению с коренной Россией всех окраин. С этою целью он упразднил Кавказское наместничество, уничтожил привилегии прибалтийских немцев и запретил иностранцам, в том числе и полякам, приобретать земли в Западной России, в том числе и Белоруссии.
Не мало потрудился император и для улучшения военного дела: русская армия была значительно увеличена и вооружена новым оружием; на западной границе было построено несколько крепостей. Военный флот при нем сделался одним из сильнейших в Европе.
Чрезвычайно важным делом эпохи Александра III были церковно-приходские школы. Император видел в приходской школе одну из форм сотрудничества Государства и Церкви. Православная церковь, по его убеждению, искони была воспитательницей и учительницей народа. Столетиями школы при церквях были первыми и единственными школами на Руси, в том числе и Белой. До половины 60-х гг. XIX века почти исключительно священники и другие члены причта были наставниками в сельских школах. 13 июня 1884 г. императором были утверждены «Правила о церковно-приходских школах». Утверждая их, император на докладе о них написал: «Надеюсь, что приходское духовенство окажется достойным своего высокого призвания в этом важном деле». Церковно-приходские школы стали открываться во многих местах России, часто в самых глухих и отдаленных селениях. Зачастую они являлись единственным источником просвещения для народа. При вступлении на престол императора Александра III в Российской империи было всего около 4 000 церковно – приходских школ. В год его кончины их было 31 000 и в них обучалось более миллиона мальчиков и девочек.
Вместе с числом школ укреплялось и их положение. Первоначально эти школы основывались на церковные средства, на средства церковных братств и попечительств и отдельных благотворителей. Позднее пришла к ним на помощь государственная казна. Для заведывания всеми церковно-приходскими школами был образован при Святейшем Синоде особый училищный совет, издающий учебники и необходимую для образования литературу. Опекая церковно-приходскую школу, император осознавал важность соединения в народной школе основ образования и воспитания. Это воспитание, оберегающее народ от пагубных влияний Запада, император видел в Православии. Поэтому и к приходскому духовенству Александр III относился особенно внимательно. До него приходское духовенство лишь немногих епархий получало содержание от казны. При Александре III был начат отпуск из казны сумм на обеспечение духовенства. Этим распоряжением было положено начало улучшению быта русского приходского священника. Когда духовенство приносило благодарность за это начинение, он сказал: «Буду вполне рад, когда мне удастся обеспечить все сельское духовенство».
С такою же заботливостью относился император Александр III и к развитию высшего и среднего образования в России. Во время его непродолжительного царствования были открыты Томский университет и целый ряд промышленных училищ.
Безупречностью отличалась семейная жизнь царя. По его дневнику, который он вел ежедневно в бытность своею наследником, можно изучать повседневный быт православного человека не хуже, чем по известной книге Ивана Шмелева «Лето Господне». Истинное наслаждение доставляли Александру III церковные песнопения и духовная музыка, которую он ставил много выше светской.
Император Александр царствовал тринадцать лет и семь месяцев. Постоянные заботы и усиленные занятия рано надломили его крепкую натуру: он стал все более недомогать. Перед смертью Александра III исповедовал и причащал св. Иоанн Кронштадтский. Ни на минуту сознание не покидало царя; простившись с родными, он сказал жене: « Чувствую конец. Будь покойна. Я совершенно покоен»… «Около половины 3 он причастился, – записывал в своем дневнике вечером 20 октября 1894 г. новый император Николай II, – вскоре начались легкие судороги, … и конец быстро настал! О. Иоанн больше часу стоял у изголовья и держал за голову. Это была смерть святого!” Александр III скончался в своем Ливадийском дворце (в Крыму), не достигнув пятидесятилетия.
Личность императора и его значение для истории России справедливо выражены в следующих стихах:
В час смуты и борьбы, взойдя под сень престола,
Он руку мощную простер.
И замерла вокруг шумевшая крамола.
Как потухающий костер.
Он понял Руси дух и верил в ее силу,
Любил простор ее и ширь,
Он жил, как Русский Царь, и он сошел в могилу,
Как истый русский богатырь.