С этой девочкой я встретилась в период, когда в течение года преподавала английский язык в специализированной школе с английским уклоном. Было это достаточно давно, сразу по окончании мной института. Дали мне 5-й класс и еще классное руководство. Среди учеников была и эта девочка по имени Наташа Григорьева. Она не отличалась способностями к языкам, но всегда очень старалась и стремилась отвечать на уроках. На отличные оценки не рассчитывала, но ей очень хотелось «четверку». Я сразу для себя отметила, что она относится ко мне как-то очень внимательно, часто ловила на себе взрослый, мудрый взгляд ее больших синих глаз. Как бы невзначай она старалась мне где можно услужить, помочь, и хотя делала это ненавязчиво, я сразу заметила. Для меня скоро стало очевидно, что она меня будто «опекает». Поначалу я думала, что это связано с ее желанием получать хорошие оценки. Но то, как она это делала, вызывало удивление: было в этом что-то не совсем детское, и появлялась она «из ниоткуда» со своей помощью как раз тогда, когда была нужна. И продолжалось так независимо от того, какие оценки она получала. Тогда я не была воцерковлена, и хотя в нашей семье всегда царили общехристианские ценности и доброта, но сопоставить ее поведение с верой я не могла. Такую мысль мне подала моя коллега, другая учительница: «Наташа, тут явно что-то религиозное! Наверняка так ее дома воспитывают». Я не придала значения этим словам, но в один прекрасный день эта ученица подошла ко мне и сказала: «Наталья Викторовна, можно мои родители придут с вами познакомиться?». Я ответила, что конечно, можно, но никаких замечаний у меня к ней нет. На что Наташа сказала, что если и будут, чтоб я им всё говорила. Ну, думаю, ладно, пусть приходят. И вот они пришли, молодые такие, симпатичные. Посидели со мной в классе, не помню уж, о чем говорили, но точно не о религии. И в целом я не поняла, зачем они вообще приходили ко мне. Выглядело так, что действительно «посмотреть».
Наташа никогда не говорила о Боге, никак не проявляла какую-либо религиозность. Всегда была спокойна и не по-детски выдержана, никогда не выражала каких-либо негативных эмоций или недовольства. Вспоминаются такие случаи. У меня в классе был один мальчик, очень капризный. Учеба давалась ему с большим трудом, ему было трудно просто на уроках высидеть, и он часто капризничал, даже плакал. И вот однажды он очень мешал ходу урока, и более способные дети стали выражать свое недовольство им. От этого ему стало еще обиднее, он переживал. Захотел взять себе какую-то красивую ручку и еще что-то, принадлежащее другому ученику, но, получив отказ, он залился слезами. И тут Наташа обратилась к нему и спокойно так говорит: «Коля, ну что ты мешаешь? Возьми вот мои вещи, только не плачь, не мешай Наталье Викторовне». И она тут же подбежала к этому Коле и отдала ему много чего из своих канцелярских школьных принадлежностей, очень ярких и красивых. Насовсем. Я ей сказала, что не надо бы этого делать, ведь ей это самой нужно. И она мне ответила: «Ну что вы, пусть забирает». Коля тут же успокоился и сидел весь урок счастливый – еще бы, ему уделили столько внимания и подарили красивые «игрушки».
Однажды, перед самым приездом районного начальства нужно было хорошо вымыть и убрать класс. И получилось так, что девочки, которых я назначила дежурными в тот день, не пришли. Откладывать было нельзя, а другие дети уже ушли домой. Так что мне ничего не оставалось, как самой драить класс. Я начала мыть пол, и вдруг в класс заходит Наташа. Предложила мне свою помощь. Я сказала, что ей будет тяжело одной весь класс вымыть и что недавно она уже дежурила. Но она всё так же спокойно и доброжелательно сказала, что ей совсем даже не трудно. Так мы и вымыли класс с ней вместе.
И такой эпизод: на переменке (или после занятий) я задержалась в классе, несколько девочек и Наташа тоже. Между девочками шел разговор. Я складывала свои вещи, чтоб уже идти домой, как вдруг услышала, что Наташа говорит: «А я родилась с крестиком. Мама мне рассказывала, что когда я родилась, у меня в пеленках нашли крестик, и записку: «Ты рождена, чтобы делать добро». Я поначалу растерялась. Но сразу стало понятно: всё, что я наблюдала, действительно идет от воспитания в семье, и во многом оно диктует Наташино поведение. Но это было не только поведение, поступки. Это было уже какое-то сформировавшееся мировоззрение, отложившее отпечаток даже на ее внешность, манеру разговора. Она держала себя так, словно то, что она делала, даже отказывая себе в чем-то, не является для нее проблемой, словно другого она не представляет себе. Что ей не жалко и не трудно. Что она с радостью делает это добро. На следующий год я ушла из той школы. И поначалу не придала особого значения такой вот моей встрече. Но вот прошло уже много лет, и я иногда вспоминаю ту девочку, как и тех людей, которые сыграли свою роль, отведенную Господом, в моем приходе к вере, к Церкви. Я не знаю, конечно, какого именно вероисповедания были Наташа и ее родители, были ли именно православными или нет, но разговор про крестик убедил меня, что они христиане. С тех пор по прошествии времени я узнала много христиан, сама стала церковным человеком, но далеко не все из нас способны так вести себя по отношению к людям, как девочка Наташа!
Вспоминая сейчас об этом человеке, я всё больше дивлюсь проявлениям премудрого Промысла Божия в нашей обыденной жизни, который печется о нас, и посредством таких вот встреч на нашем жизненном пути проявляет любовь к нам и указывает путь к спасению. Наташа Григорьева давно уже выросла. Как-то сложилась ее жизнь? Только бы ей хватило веры, сил и мудрости пронести через нее свою доброту, самопожертвование, бескорыстное желание помочь, подставить плечо. Молю Бога, чтобы жизненный подвиг свой пронесла она в Православии. И о том, чтобы и нам не растерять способность смотреть на мир детскими глазами. Ведь сохранить в круговороте дней и искушений детскую веру – это подвиг, награда за который обещана Господом: «Не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное» (Мф. 18, 3).