Православный календарьПравославный календарь
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.

Протоиерей Георгий Бреев: «Когда нам открываются большие возможности, мы должны благодарить Бога»

Об особенностях нашего времени и проблемах современных христиан мы говорим с митрофорным протоиереем Георгием Бреевым — одним из старейших московских клириков, настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском и храма в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыно, духовником г. Москвы.

— В начале 1990-х, когда Церковь только «открылась» для огромного множества людей, основным настроением были энтузиазм, воодушевление, жертвенность. А каким Вы видите современного христианина? Скажем так: верующий человек двадцать лет назад и сегодня — в чем разница?

Протоиереей Георгий Бреев
Протоиереей Георгий Бреев
— Сейчас духовное горение людей далеко не столь высокое и яркое, как в начале 1990-х. Потому что многие, уже войдя в Церковь, поняли, что открывшийся им путь не так прост и легок, на нем нужно себя духовно созидать, а это труд постоянный: молитвенное правило, исповедь, участие в богослужениях, исправление себя. Кроме того, у людей, уже по-настоящему вошедших в церковную жизнь, трудности начинаются и со стороны «внешнебытовой». Социальные проблемы: создание семьи, рождение и воспитание детей, получение образования, проблема заработка… Воспитание детей стало более трудным, в школах раньше никогда не было таких явлений, как сейчас. Моя дочь педагог, говорит, что дети совсем не хотят учиться; потребовать с них ничего нельзя, так как это может быть расценено как давление, придется иметь дело с «правозащитниками». Сейчас большая проблема среди подростков — компьютерная зависимость: ребенку 10–15 лет, он «влез» туда и категорически не хочет дальше учиться. В виртуальном мире не получают знаний, профессии, а кем он будет без этого? Хорошо тем, кто получил образование и включился в активную жизнь. А кого волна выбросила в трудные условия, кто не получил образования, где ему устроиться? Я всегда призываю молодежь учиться! Сначала получить образование, создать семью, включиться в жизнь с верою в Промысел Божий и всегда призывать Бога, и Господь поможет найти свое место в жизни.

Второе. Дети становятся юношами и девушками, встает вопрос брака. Проблема: где найти надежного человека, который был бы на всю жизнь? Раньше отношение было очень строгое: выбрал — повенчались — и живите всю жизнь, как бы ни было, несите крест. А сейчас статистика говорит, что 70% браков, даже венчанных, распадаются.

Вот кризис так называемый. Раньше, в 1970–80-х годах, человек спокойно ходил в Церковь и нормально жил на заработанную пенсию рублей в шестьдесят. Просишь какой-то помощи — десяток людей найдется. А сейчас та же бабушка решила: детям трудно, пойду-ка я на подработку. И она не может уже уделять Церкви столько времени, сколько уделяла раньше. Подобрать уборщицу, сторожей в храм теперь сложно.

Сегодня тенденция такая: люди, приезжающие из других мест России, зарубежья, берутся за любую работу, в отличие от наших местных жителей. Не знаю, с чем это связано: то ли психология, то ли внутреннее отчаяние. У людей мало веры. Крепкая вера дает человеку силы, вооружает его мужеством: я не должен себя потерять, я должен быть надежным помощником семье, детям, внукам. И Бог открывает ему возможности. Но сейчас чаще пасуют перед трудностями, никнут, когда чувствуют себя окруженными житейскими сложностями. Но это, скорее, касается людей взрослых, молодежь более целеустремленная и цепкая, но у них и идеалы уже другие — быть богатыми, влиятельными.

— Изменился ли человек с умножением в окружающем мире пороков и беззаконий?

— Конечно, человек не может на одном месте стоять: и общество меняется, и культура. Но о человеческом сердце сказано в Библии: «От юности его мысли склонны на зло» (см.: Быт. 8, 21). От прародителей Адама и Евы, видевших рай, родился Каин, ставший убийцей. Как такое могло быть? А потому, что Богом дана человеку свобода выбора. Только Каин замыслил брата убить, а Господь является ему и говорит: «Грех лежит у порога твоего сердца, ты властен над ним, не делай то, на что толкает тебя грех» (см.: Быт. 4, 7). Господь и каждому человеку так же всегда говорит, но страсти обуревают сердце человека всё те же — от начала времен и до сего дня.

— Искушений в современном обществе множество, оно, кажется, целиком из них состоит, но все-таки — какое является самым опасным?

— Есть такая английская пословица: «Если Бог хочет наказать человека, то Он отнимает у него разум». Вот потерять, угасить в себе светоч разума, через который мы познаем, что есть что,— это самое страшное искушение. Если свет, который в вас, тьма, то какова же тьма? (ср.: Мф. 6, 23). Если человек помрачился умом, своими действиями умаляя в своем сердце действие этого света, то он будет ходить во тьме и смотреть на мир и вещи искаженно: неполезное будет считать за благо, благое — отвергать: «Что Церковь, что священники! Все это не то, что нужно!» Потом придет время, он прозреет и скажет: «Ну что я, дурной, делал?», а может быть уже поздно. Самое тяжелое наказание — потерять в себе живое, не раскрыть в себе духовное богатство. Царствие Божие внутрь вас (Лк. 17, 21) — оно в нас, но не наше. Чтобы его раскрыть — надо трудиться, а чтобы трудиться — надо обрести веру и разум, устремленный к нему. Тогда — я обладатель этого Царства, оно во мне живет и действует. Если интерес потерян к поиску духовного, то душа обязательно обратится к материальному и скажет, что это самое главное, а значит — ешь, пей, веселись (Лк. 12, 19), ищи удовольствия — в этом смысл жизни. То есть в страстях! Как язычники по безумию своему говорили: «Станем есть и пить, ибо завтра мы умрем» (1 Кор. 15, 32).

— А кому сегодня сложнее жить — христианину или человеку, не познавшему Бога?

Фото Д. Елистратова
Фото Д. Елистратова
— Для человека внешнего, не мыслящего, не нашедшего свой путь, конечно, сложнее — из-за тех же соблазнов. Кто-то идет к игровым автоматам, застревает там: один раз он выиграл, десять раз проиграл, но он верит в выигрыш! Иногда возле этих автоматов очередь в 5–6 человек: взрослые, интеллигентные люди стоят и мечут по сто рублей, надеются на миллионы! «Моей подруге папа купил машину! А ты, мать, чего сидишь?». Или другое искушение: «А я вот буду жить свободно! Эта и та свободно живут, все у них есть, и я тоже хочу!». Такая психология: без труда, а то и через грех получить миллионы и жить припеваючи — вот ложные цели, ложное понимание жизни. А цель не в легкой и праздной жизни, а в том, чтобы сберечь себя, раскрыть в себе дарования духовные.

Сейчас для жизни характерны резкие контрасты. В советское время была уравниловка: одинаковая зарплата, одинаковое отношение, все — пролетариат. Сегодня, наоборот, рельефность, контрастность резкая. Конечно, в каком-то смысле это и хорошо. Только испытания сейчас совершенно другого рода. Один священник приходит и жалуется: «Как же сейчас трудно семью накормить, поддержать, детей воспитать». Говорю: «А ты не боишься, что слишком богатым будешь? Мы научились с бедностью справляться, а вот с богатством — еще нет. Так что вот чего бойся».

— А может ли вообще христианский аскетизм сочетаться с комфортом? Может ли верующий человек пользоваться теми благами, которые возможны при материальном достатке?

— Все зависит от нашей разумной позиции. Действительно, жизнь стала потрясающе комфортной. Приходишь особняк освятить: и царь раньше так не жил. Хрусталь, золото, мрамор, кнопочку нажал — температура меняется, другую — двери открываются. Многие говорят: «А что еще надо — это и есть рай, вот где надо наслаждаться». Но забывают очень мудрые слова народные: «Бог дал — Бог взял», ты нагим родился в этот мир, нагим ты и уйдешь из него (см.: Еккл. 5, 14). Вот человек встал, помолился, Бога призвал: «Господи, Ты жизнь моя, в Тебе душа моя, в Тебе мысли мои», прочитал Евангелие, как свежей воды напился или горного воздуха вдохнул. А вошел в дом: стены хороши, вещи красивы, но ни они, ни обладание ими никогда не дадут ему подобного ощущения. Наоборот, если за эти «сокровища» держаться, подчинять себя им, то жизнь опустошается, выхолащивается, омертвляется. И ради чего: положат тебя не в этих хоромах, а в трех метрах земли — и всё.

Разум должен отличать живое от мертвого, относительно ценное от абсолютно ценного. Абсолютно ценное — это наша жизнь, и ее нельзя губить ничем. Спаситель сказал: одна живая душа ценнее всех сокровищ мира, которые существует на земле (см.: Мф. 16, 26). И суть борьбы нашего тела, души и духа — это чему отдавать предпочтения. Поэтому если имеешь достаток, то первое — благодарение Господу: «Ты дал мне разум, средства, я благодаря Тебе обустраиваю жизнь». Второе — ты не должен забывать, что, может быть, в квартирке рядом — нужда, нищета, дети брошенные. Господь напоминает: все будете иметь, но не забывайте Меня в лице ближнего своего (см.: Мф. 25, 34–40). Когда человек так и поступает, то он понимает относительность ценности всего земного. Если же он прельщается собственным богатством, тогда становится подобен безумному богачу из Евангельской притчи, и его ждет такой же конец (см.: Лк. 12, 16–21).

— Те изменения, которые происходят в мире, кого-то убеждают, что он стал удобней, лучше, а кто-то, напротив, готовится к апокалипсису, полагая, что конец мира недалек…

Фото А. Курочкина
Фото А. Курочкина
— Когда поднимается вопрос об апокалипсисе, я с внутренним юмором всегда говорю: «Это не твоя тема». В жизни надо все проверить своим маленьким опытом. Примерно в то время, когда я только крестился, мне было 18 лет, среди адептов веры того времени настойчиво проводилась мысль о кончине мира. Использовались библейские символы и апокалиптические пророчества и варьировались бесконечные разговоры о конце света и времени Второго Пришествия. А некоторые московские священники, собрав вещи, еду, уходили в горы, на Кавказ, ждать там конца света. И когда я много раз увидел это, разочаровался, обратился к Евангелию, и что меня потрясло? Слова Спасителя: о дне и часе второго Пришествия Господня никто не знает, даже Сын Человеческий, ибо это в руках Небесного Бога Отца (см.: Мф. 24, 4–36, Мк. 13, 5–32).

Когда вдумаешься в евангельские слова, что Христос — Сын Человеческий, умаляя себя, говорит, что Он не ведает время кончины мира, кто же из нас может приписать это запредельное знание миру. Спасителя спросили: «Когда кончина мира?» (см.: Мф. 24, 3, Мк. 13, 4), Он ответил: «Никто не знает о кончине мира». Поэтому надо успокоиться и спросить себя: «Может, еще несколько миллионов лет и более того будет на земле жизнь?».

Ощущение близости Пришествия Христова всегда было остросюжетным. Священник Сергий Булгаков говорил о том, что первые христиане жили девизом: Ей, гряди, Господи Иисусе! (Откр. 22, 20). Это слова из Апокалипсиса. И с чем связано это ожидание? С тем, что жизнь — великое таинство, мир земной создан во времени, время течет и исчезает, оставаясь никому неподвластным, разве лишь Богу одному...

Конечно, чем в больший приходишь возраст, тем реальней ощущаешь, что мы живем во временном, конечном мире. И сама природа наша уже теряет активность, живость — чувствуешь, что приближается старость и немощи. Яснее переживаешь бренность и преходящесть мира сего. Ощущаешь особенно, что Господь время дал нам не как бессмысленную маету и суету — переливание дней из пустого в порожнее, а как испытание, чтобы созреть, сформироваться для другого мира. В этом сама суть, это надо почувствовать, прозреть, тогда и жизнь наша приобретает цельность и осмысленность.

Всё уже в плане Господнем определено, а для нас Пришествие — это конец нашей жизни: мы пришли. Не Христос к нам, а мы пойдем к Нему — это скорее будет.

— Какой совет Вы дали бы читателям нашего издания с таким «говорящим» названием — «Православие и современность»?

— Путь спасения, как сказал Спаситель, на все времена — узкий путь. И даже когда нам открываются большие возможности, мы должны благодарить Бога и знать, что все и всё в руке Его. Только нельзя унывать, опускать рук; добивайтесь, чтобы наша жизнь была разумная, освященная высшими идеалами и стремлениями. Хотя она может быть сложной, но губят нас не трудности, а наши пороки и грехи: неверие, гордость, ропот на Бога, на скорби, из-за которых впадают в уныние и тяжелые страсти. Время, в которое нам дает Бог жить,— это то испытание, тот крест, через который мы должны пройти, чтобы войти в вечность. Непременно нужно эти трудности принять, понять, не испугаться их и не умалить в себе веру в помощь Божию. Вот эту внутреннюю собранность и активность, которая всегда человека выводит из любых трудностей, не потерять, не угасить.

Беседовала Татьяна Бышовец
Публикуется в сокращении.
Полный вариант: журнал «Православие и современность» № 11

Источник: Православие и современность

14 июля 2009 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 18 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Протоиерей Георгий Бреев

Новые материалы

Выбор читателей

×