Православный календарьПравославный календарь
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.

Быть странником Божьим

Источник: Православие.Bg

В Софии все видели дедушку Добри. Несколько лет стоял он перед патриаршим Александро-Невским собором и собирал деньги на реставрацию Елешнишского монастыря. Монастырь был отреставрирован. После этого он стоял перед церковью Св. Седьмочисленников. В ненастную погоду он сидел в полумраке церкви и читал проповедь из недельного бюллетеня храма.

Когда я впервые его увидела, меня поразили его по-детски искрящиеся глаза. Девяностолетний дед, одетый в власяницу, обутый в лапти, обычно стоит у какой-нибудь церкви, но как-то в стороне и молчаливо держит в руках свою копилку. Радуется спешащим людям и целует руки всем, кто с ним заговорит.

Многие спрашивают его, почему он так живет. Старик обычно отвечает, что совершил большой грех. Рожденный 95 лет тому назад старый человек стал странником и обходит храмы со своей копилкой. Дедушка Добри владеет ключом к сердцам людей – само его появление смягчает их сердца и они опускают монетки в руки старика. Для многих он – “святой из Байлово“. Но его близкие так не думают.

Около десяти лет тому назад старик завещал все свое имущество Церкви и его собственные дети этого не поняли… Их сердца не были тронуты его счастливым призванием служить Богу. Они выгнали его из родного дома. Старик отдал себя в руки Бога и добрых людей и начал собирать деньги для храма в Байлово и для ремонта строения в его дворе. Вскоре домик был восстановлен, садик ухожен и посажены грядки с цветами и овощами…

Сейчас он находит понимание только у своего внука Добри, названного так в его честь. Другие родственники его не понимают, но он не осуждает их. “Когда-нибудь они поймут, что так надо было“, – говорит он и начинает креститься.

Он выбрал для себя путь Божьего странника – благодетеля болгарских храмов и монастырей. Не помнит, когда именно одел свою власяницу, сколько километров прошел пешком. Раньше из Софии до Байлово и обратно ходил пешком, но сейчас ездит автобусом до Софии.

Как только вы видите деда Добри, вы как будто переноситесь в те времена, когда в болгарском селе кипела жизнь и души людей были проще и чише. Он остался жить в старом мире, не потому что зимой и летом одет в старую грубую одежду и лапти, а потому что глубоко убежден, что Бог рядом с нами в каждый момент и мы можем отдаться в Его руки так, как это сделал сам дедушка Добри с детской верой Божьего странника.

“Изменился ли мир, дедушка Добри?”, – спрашиваю я у него. А он: “Мало людей ищут Бога”. Но “не отчаивайтесь, поскольку отчаяние – это плохо”, сразу же улавливает ход моих мыслей он.

Что же сделал старик с тех пор, как обходит софийские храмы с копилкой в руках? Помог отреставрировать церковь Елешнишского монастыря, дал деньги для байловской церкви Свв. Кирилла и Мефодия, которая была уже почти разрушена. В перечне его добрых дел и церкви в Горно Камарци, Калофере, Поибрене. Этот перечень может быть продолжен…

95-летний байловец не берет себе ни копейки из собранных денег и питается тем, что дают ему люди – яблоками, хлебом, иногда печеньем. Хотя он обычно и смягчает сердца прохожих, однако подвергался нападениям наркоманов. Его спасли несколько молодых людей, которые прогнали нападавших. Дедушка потом озаботился здоровьем своих обидчиков и простил их.

Он не считает свой подвиг подвигом, а лишь необходимостью. Это – его покаяние. Иногда говорит, что совершил тяжкий грех, иногда, что не ладил с женой. Но знает, что ему надо идти по пути служения Богу и людям. Он выбрал этот жизненный путь как что-то самопонятное – от всего сердца. Глаза его искрятся добротой человека, обретшего милость от Бога. Он даже не знает, что он странник, как те, о которых мы читаем в книгах.

Странничество – род духовного подвига. Вместе с монашеством и юродством это один из путей к спасению. Наше общество не слишком хорошо представляет, что такое монашество, еще менее – что такое юродство, но благодаря дедушке Добри оно теперь может узнать, каков именно этот подвиг – странничество. Это люди, выбравшие, подобно дедушке Добри, идти по “дороге к храму“ – от одной святыни к другой. И это умиротворяет их души и души тех, кого они встречают на своем жизненном пути. Странники не имеют ничего своего, кроме одной одежды, нескольких духовных книг, молитвенника и священнического благословения.

Такие люди, как дедушка Добрин (таково его полное имя), живут Божьей милостью в совершенно буквальном смысле и каждый день довольствуются самыми малыми благодеяниями. Монашество в миру и счастливое скитальчество – вот выбранная ими дорога.

Многие из тех, которые встречали старика, видели, что он искренне радуется щедрости, а не деньгам. Праведники общаются с душами. Если вы поцелуете ему руку, он поцелует вам обе.

Такие, как он воспринимают мир в его первозданной красоте и восторгаются малыми чудесами с благодарностью к Богу и людям, посланным Им. Поэтому он всегда обрадуется вам и заразит вас радостью хотя бы на несколько часов. Ах, как хотелось бы удержать эту радость подольше!

Тайной остаются духовные дары дедушки Добри. Он спас от голода один монастырь в зимнее время. Как только сестры поняли, что им нечем платить за электричество, в дверях появился старик и, не сказав ничего, оставил им деньги.

Старый человек смог помочь при восстановлении многих храмов и никогда не подумал, что мог бы жить иначе. “Бог помогает, очень помогает!“ Не зная искушений и удобств цивилизации, он сам себе готовит и ест из деревянной плошки, которую сам смастерил.

Легко общаться с Божьим человеком! Коммуникация – без слов, а все таинство встречи собрано в глазах – этих колодцах души. Что же происходит в тот день, когда мы поговорили с Божьим странником? – День перестает быть обычным, свинцово-серым. В конце дневных забот вспоминаются слова деда Добри: “Молитесь Богородице, она вам поможет!“ И горечь мелких провалов вдруг отступает, как только мы его послушаем. Нас коснулась красота – идем по грязному тротуару, едем на тех же трамваях и троллейбусах, а жизнь имеет смысл, потому что вечность коснулась нас сегодня…

“Люди внезапно поняли, что они совсем одиноки“. Современный мир лишил нас сакральности, мы сами лишили себя причастности к святыне. Есть у нас старик, пришедший с неотмирной простотой в большой шумный город, одетый в лохмотья и кающийся. Он – наше прибежище и напоминание о вечности. Увидев его, мы утешаемся, если он обещает, что будет молиться о нас – мы радуемся.

Дедушка Добри, давно искупивший свой грех, стоит на входе какой-нибудь церкви – счастливый Божий ребенок! Смотрим на него и нам кажется, что он всегда был там. Почему мне кажется, что всем нам всегда хотелось быть таким, как он? Быть может, нам не хватает его смелости, детской чистоты и веры размером с горчичное зерно?..

“Надо жить по правде. Это Божий путь. Молитесь Пресвятой Богородице“. “Бог дал хорошие законы и только Он может нас спасти“. Люди останавливаются возле дедушки Добри и пытаются расспрашивать его о разных вещах. Как редко люди останавливаются, чтобы услышать другого человека! А старик перечисляет свои простые правила, которые его спасли. Которые могут спасти нас…

Мир полон неосознанными странниками и юродивыми, не нашедшими приюта в маленьком пространстве сердца. “Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут… Взгляните на птиц небесных…“

Странничество и юродство освящены христианством, потому что истинные странники и юродивые не чувствуют себя одинокими и оставленными. Они живут в непосредственном Божьем присутствии и милости. И потому они непосредственны и доверчивы как дети.

Чудные глаза Божьего странника заставляют признать, что у нас осталось очень мало света. Жизнь – это тайна. Жизнь – чудо. В нашей огромной, непосильной человеческой вселенной все так же случаются и живут чудеса. Иногда в виде людей, стоящих в тени церковной колонны, с белыми как свет волосами. И со словами, освежающими утомленное сердце, – несколькими простыми и старыми словами. У них мы дышим воздухом, отличным от городского, иным – Божьим, – и продолжаем свой путь во мраке мира. Сможем ли вернуться к самим себе и зажить с “вечным возвращением“ Пасхи, праздников и литургий? Возвращение покажет нам, что даже в повторении простых истин христианства можно найти дорогу к раю и большие надежды. Можем поверить и понять, что святость – возможная, близкая, родная – пересекается с нашими дорогами.

Источник: Православие.Bg

15 сентября 2009 г.

Рейтинг: 9.6 Голосов: 22 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×