Православный календарьПравославный календарь
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!

Постпротестантизм – религиозный «Макдоналдс»? Часть 1

Источник: Татьянин День

Каким образом «новые христиане» выражают свое чувство Бога? Как получилось, что книги их проповедников продаются многомиллионными тиражами? Почему в США модно ходить в церковь? Как строится церковный маркетинг и что нужно для «раскрутки» церкви? О христианстве поколения пепси – постпротестантизме – размышляет социолог Евгения Иванова.

Евгения Иванова (1979 г. рожд.) начала исследовать феномен постпротестантизма в 2004 г. Работая в США, она изучала приходскую жизнь 58 протестантских, постпротестантских и других христианских церквей. Целью её диссертации было понять, каким образом американское общество влияет на создание нового типа религии и церкви на основе традиционного протестантизма.

«Я сейчас по-другому чувствую Бога»

– Евгения, Вы пять лет изучаете протестантизм. Что он представляет собой сегодня в США?

– Последний крупный пересмотр церковной жизни у протестантов произошел в 60-70-е годы XX в. Из-за стремительного развития науки человек получил множество знаний о природе, отказался верить в то, чему его учили в воскресной школе, и хотел во всем разобраться самостоятельно. Так началось обновление форм религии и возник социальный феномен, который в социологии называют «постпротестантизмом». «Новые христиане» во многом находились «на волне» социальных движений эпохи и хотели, чтобы их вероучение соответствовало тому, что происходит в современном мире: протестантизм подстраивался под требования общества.

Постпротестанты начали толковать Библию с учетом последних научных открытий. Они пытались определить природу и точное время появления Вифлеемской звезды с помощью астрологии и астрофизики или, например, объяснить отсутствие женщин-священников тем, что в древности не было активного участия женщин в общественной жизни. По-другому стали оценивать и поведение человека: развитие психологии и психоанализа позволило считать некоторые вещи не грехами, а проявлением сформированных в детстве комплексов, которые не надо не искоренять, а принимать и учиться жить с ними.

Протестантизм появился в XVI в. С тех пор его лидеры не раз пересматривали религиозные воззрения своих конфессий, чтобы вернуться к первоначальным – как они считали, чистым от предрассудков и заблуждений – формам христианства. У лютеран был тезис о спасении через веру: если ты поверил во Христа, то уже спасен. Однако, несмотря на это учение, жили они достаточно скромно, большинство из них старалось следовать заповедям и думало скорее о спасении души, чем о земной жизни. «Постпротестанты» сохранили этот тезис, но трактовали его по-иному: поскольку мы уже спасены, то надо сосредоточиться на временной жизни.

Для протестантизма был важен не опыт, накопленный церковью, а переживания отдельной личности. «Постпротестанты» развили эту идею дальше: если главное – иметь веру в душе, для чего тогда вообще нужна церковь? Отныне человек мог сам выбирать, как именно исповедовать свою веру.

Ланч с пастором – 5 минут, причащение – 5 минут…

– У протестантов богослужение сохранилось, хотя и в сокращенном (по сравнению с католицизмом) виде. А что происходит со службой у постпротестантов? Ведь если церковь не нужна и человек один на один с Богом, то необходимость в церковной службе отпадает?

У постпротестантов церковная «служба» проходит довольно своеобразно. В этой среде говорится, что сейчас люди по-другому, а не так, как, скажем, во времена царя Давида, чувствуют Бога; а значит, и религиозные чувства надо выражать по-новому.

Постпротестантскую службу называют не богослужением (worship), а празднованием, торжеством (celebration). В ней почти нет четко разработанных обрядов или ритуалов. Если в Православии Причастие – центральный момент Литургии, в постпротестантизме таинства не играют значительной роли. Прихожанин приходит туда, где будет проходить служба, получает программку, наливает кофе, берет печенье или пончик и садится в полуосвещенном зале. Играет легкая современная музыка, на установленных в зале мониторах появляются слова песен (например: «Христос, спасибо за все, я счастлив»). Все это напоминает обычное светское мероприятие.

Программа примерно такая: ланч с пастором, чтение Писания (5 минут), проповедь (от 3 до 40 минут), «причащение» (5 минут), сбор пожертвований (5 минут), совместное пение (10-30 минут). Всю службу стараются провести за час. Что касается «причащения», даже среди традиционных протестантов далеко не все верят в то, что под видом хлеба и вина вкушают Тело и Кровь Христа. Для многих из них вкушение хлеба и вина (или, как вариант, чипсов и сока) – только символическое действие, которое напоминает о Тайной вечере, но совсем не Таинство.

Ходить в церковь – это круто!

– Нужно ли креститься, чтобы стать членом постпротестантской церкви?

– Крещение для многих постпротестантов – тоже не таинство. Оно не делает человека членом церкви, а только свидетельствует о том, что он верит и обязуется следовать принципам церковной жизни. Членом церкви постпротестант становится тогда, когда он поверил во Христа. Все остальное – внешнее выражение этого внутреннего переворота.

У «новых христиан» остались основания веры: воплощение, воскресение, искупление, но исчезло характерное для пуритан восприятие Бога прежде всего как карающего Судии, проклятии грешников и т.д. Для того, чтобы считаться членом постпротестантской церкви, вовсе не обязательно даже соглашаться с церковными догматами. Человек может не верить в Троицу, но при этом считаться прихожанином и участвовать в церковных службах. Смысл служб – совместное проживание позитивных эмоций, хорошего настроения, общение, знакомства и проповедь, которая помогает сориентироваться в современной жизни.

Что является главным на этих собраниях?

– Я бы сказала, что ключевой момент – это атмосфера. Ради ее создания «новые христиане» очень активно привносят в церковь атрибуты едва ли не из всех мировых культур: например, в Епископальной церкви многие занимаются йогой. В других общинах помещения украшают свечами, как в православном храме, или выкладывают на полу изображение лабиринта, что характерно для католических костелов.

Собрания «постпротестантов» – это не столько совместная молитва, сколько стремление хорошо провести время в кругу единомышленников, людей, которых интересует то же что и тебя: та же музыка, литература… Прихожанам вообще не обязательно посещать храм. Можно просто встретиться у кого-нибудь на квартире, включить музыку и поговорить на темы, касающиеся религии. Я бы скорее определила этот религиозный феномен как объединение людей, которые стремятся к некоей духовной жизни, своего рода «life style». Церковь стала продолжением нашего ориентированного на материальные ценности мира. Когда ты приходишь, например, в православный храм, чувствуешь, что земная жизнь не является предельной ценностью. А здесь ты приходишь на какое-то светское мероприятие вроде концерта, «огонька» в школе.

Постпротестант не стремится к нравственному очищению и святости. Он остается таким, какой он есть, его принимают и стараются сделать так, чтобы он чувствовал себя комфортно, удовлетворить его насущные потребности. Может, они и не подлинные, но раз он считает это важным, их надо удовлетворить.

Общее настроение в «постпротестантизме» – как они это называют, «good news»: хорошая жизнь, у тебя все получается. Один мой знакомый пастор говорит: «В церковь сейчас модно ходить, это же круто! Там модные люди, много образовательных программ, там Бог помогает!».

Беседовала Ольга Богданова

Источник: Татьянин День

30 сентября 2009 г.

Рейтинг: 8.8 Голосов: 9 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×