От многих священников приходилось слышать, что в настоящее время совершение Таинства Крещения – это тяжкое испытание для совести. Священнослужители, искренне совершающие Таинство, крестить очень не любят, потому что, по их словам, ощущение такое, что крестишь «неодушевленный предмет»… Это бывает, когда совершают Крещение без подготовки, оглашения. При этом, священник испытывает угрызения совести от того, что дает крещаемому человеку «санкцию», чтобы жить так, как он жил и раньше, не будучи крещеным, то есть совершая прежние грехи…
ОБ ОГЛАШЕНИИ
Однако, для того, чтобы данные тенденции развились в полной мере и произвели наиболее благотворный эффект, представляется необходимым уделить особое внимание решению некоторых насущных вопросов, как внутрицерковной жизни, так и взаимодействия с внешним миром.
Одна из важнейших проблем современной внутрицерковной жизни – ее обмiрщение. Обмiрщение заключается в том, что религиозная по внешним проявлениям, деятельность современных христиан (как священнослужителей, так и мирян), очень часто бывает мотивирована нерелигиозными запросами. Активная социальная работа приходов и монастырей является безусловным социальным благом, однако внешняя деятельность должна находиться в неразрывной связи с решением духовных проблем и служить восстановлению союза душ человеческих с Богом.
Примером обмiрщения церковной жизни, влияющим на духовное состояние христиан, может послужить состояние христианской общины. Сложно переоценить значение данного аспекта церковной жизни, поскольку состояние общины фактически отражается как на взаимоотношениях Церкви с внешним миром, так и на духовном состоянии священников и постоянных прихожан. При этом, отсутствие системной работы по возрождению традиционной общины, привело к появлению ряда нежелательных явлений.
В приходской жизни – это:
1. Восприятие некоторыми прихожанами прихода как организации, оказывающей религиозные услуги, удовлетворяющей только личные религиозные (или интеллектуальные и эстетические) запросы человека-потребителя.
2. Отсутствие подлинного единства и взаимопонимания как между священниками и паствой, так и между прихожанами.
3. Отсутствие постоянной привязанности прихожан к приходу, частые переходы из храма в храм, от священника к священнику.
4. Неспособность большей части прихожан отозваться на призыв священника и предпринять значимое совместное мероприятие.
5. Недостаточная приходская забота о пожилых, необеспеченных, многодетных и т. п. прихожанах.
6. Миссионерская слабость приходов, в силу которой приходская среда не только не привлекает, но, зачастую, и отталкивает стремящихся ко Христу людей.
7. Отсутствие понимания обязательности изучения Священного Писания и Предания Церкви под руководством священников. Многие прихожане имеют о православной вере поверхностные и часто сомнительные представления; нередко, священникам доводится сталкиваться и с приходскими суевериями.
8. Недостаточное внимание священнослужителей к духовным проблемам прихожан.
Наибольшую обеспокоенность вызывает то, что подобные явления в приходской христианской общине – это яркое проявление утраты современными христианами сознания своего экклезиологического единства, преемственности духовного опыта и понимания основ правильной духовной жизни.
В духовной жизни – это:
1. Утрата Христоцентричности духовной жизни.
2. Ослабление евхаристической напряженности жизни и глубокого понимания значимости евхаристии для христианина.
3. Несознательность по отношению к духовным предметам.
4. Невнимательность в келейной молитве и на общественном богослужении.
5. Отсутствие у многих прихожан подлинного деятельного покаяния, стремления исправить, искупить каждый грех противоположными делами (Лк. 19,8), коснение в грехе.
6. Отсутствие глубокого познания своей немощи.
7. Забвение умного делания: бессистемность в борьбе со страстями, неправильная расстановка духовных приоритетов, непостоянство в добродетелях.
8. Отсутствие плодов духовной жизни, таких как любовь, радость, мир, долготерпение, кротость, воздержание и т. д. (Гал. 5,22-26)
Как уже указывалось, неблагоприятная духовная обстановка в приходской среде осложняет и церковные отношения с внешним миром.
Во взаимоотношениях со светскими людьми это проявляется в следующем:
1. Непризнание вероучительного и нравоучительного авторитета священнослужителей подавляющим большинством населения.
2. Отношение к священнику как к администратору, начальнику прихода; отношение к храму как к организации, предоставляющей специфические услуги за деньги.
3. Обвинения священнослужителей в стяжательстве и других грехах.
Анализ сложившейся ситуации показывает, что одной из важнейших причин обмiрщения церковной жизни является чрезвычайная открытость таинственной жизни Церкви, отсутствие заметной разницы в доступе к церковным таинствам для людей, состоящих в постоянном молитвенно-евхаристическом общении с Церковью и чуждающихся такового. Человеку свойственно меньше ценить то, что дается ему легко. Поэтому чрезмерная открытость негативно влияет как на тех, кто уже пришел в Церковь, так и на внешних людей. Из церковного обихода фактически ушли такие понятия, как «ВЕРНЫЕ», «ОТПАВШИЕ», «ОГЛАШЕННЫЕ». Современным сознанием все, принадлежащие по рождению к русской культуре, воспринимаются как «верные», независимо от реального отношения к Церкви. Для указания некоторой разницы между христианами по именованию и по образу жизни вводится неудачное понятие «воцерковленный». Понятия «воцерковленный» и «невоцерковленный» имеют следующие недостатки:
1. Они морально равнозначны и не показывают гибельность отпадения от церковного единства;
2. Они не требуют ответственности в отношении к Церкви;
3. Они способствуют размыванию границ между церковной средой и мiром, так как дают возможность невоцерковленному человеку считать себя православным.
Создание в приходе благоприятной для духовной жизни среды крайне затруднительно без введения четких границ между приходской общиной и мiром. Границы необходимы как для поднятия ценности статуса крещеного человека во внешнем мире, так и для укрепления ответственности уже крещеных людей.
Будучи ответственными за души овец Христовых, мы не можем не заботиться о формировании духовно здоровой православной общины, устроенной не только на началах братской любви и взаимной заботы, но и на знании веры и желании жить по вере. Непременным условием возрождения и укрепления духовной жизни является системная работа с людьми, желающими принять Святое Крещение. Человек, который входит в веру постепенно и сознательно, обращается к Богу не из чистой формальности, но на основе перерождения души. Человек, который осознает сверхценность Таинства, не вернется в мiр, словно ничего не изменилось, но станет постоянным прихожанином и активным членом общины.
Поэтому практика обязательной катехизации готовящихся к принятию таинств Крещения и Венчания является чрезвычайно действенным ресурсом современной миссионерской работы.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КАТЕХИЗАЦИИ
Катехизация – слово, происходящее от греческого «катехизо», то есть – «обучаю». Исторически, в христианском мире под этим подразумевается обучение основам христианской веры и вероучения Церкви.
Казалось бы, вопрос о целях и задачах катехизации ясен сам по себе, и не имеет смысла констатировать очевидные вещи. Однако, на деле, ситуация оказывается иной. Разное понимание концептуальных моментов катехизаторской деятельности становится первой причиной практических затруднений. Для того чтобы подтвердить свою мысль, приведу пример. На прошедших Рождественских Чтениях, на секции, посвященной вопросам катехизации, один московский протоиерей высказался по поводу рабочих мест для катехизаторов в приходах. Он сказал, что ему в приходе нужен такой катехизатор, который сможет организовать детский праздник, паломническую поездку. И для обучения катехизаторов, он предложил привлекать людей из академии народного хозяйства, из института культуры.
На самом деле, если посмотреть, например, в любую серьезную монографию по истории катехизации, то мы увидим, что там нет ни слова об организации детских праздников и паломнических поездок. Почему? Потому что Церковь никогда не воспринимала катехизацию как культурно-просветительскую работу. Катехизация – это начальное душепопечение, это формирование базовых духовных установок. И готовить катехизаторов должны духовники, а не дяди и тети из академии народного хозяйства и института культуры. Нужно четко проводить эту границу: детские утренники – это организация досуга, а катехизация – это серьезная духовническая работа. К сожалению, сегодня мы еще не всегда находим в себе силы уйти от советской, секулярной методики работы с людьми. Но мы должны усвоить, что у Церкви другие цели и задачи, а также соответствующие им методы работы. Для того, чтобы перейти к изложению целей и задач катехизации, я хотел бы привести слова свт. Кирилла Иерусалимского: «Советую же тебе … не почитай сих поучений обыкновенными беседами. … Представь, что время садить дерева: ежели не вскопаем земли и их не посадим; то в какое другое время хорошо может быть посажено, что сперва посажено худо?».
ЦЕЛЬЮ катехизации, то есть начального приходского душепопечения, является введение обращающихся к Богу людей в сознательную церковную жизнь, признаками которой являются деятельное стремление человека спастись во Христе и осознание церковного единства всех верующих. Иначе можно сказать, что целью катехизации является укоренение новообращенных в Священном Предании Церкви. Основанием катехизации являются слова Спасителя: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28:19-20). Священное Предание – это непрерывное, практически переживаемое действие Св. Духа в Церкви. Приобщение к этому действию осуществляется, согласно словам Спасителя, во-первых, через научение вере, во-вторых, через участие в Таинствах, а, в третьих, через приобщение к полноте жизни в Церкви. Все эти составляющие одинаково равноценны, и ни одной из них нельзя пренебречь.
Реализация данной цели должна осуществляться на уровне жизни каждой приходской общины, потому что только в условиях христианской общины возможно укоренение в Священном Предании. При этом, в силу специфики задач и условий работы с новообращенными, целесообразно разделить катехизацию на два этапа: предкрещальный и посткрещальный.
Базовые задачи предкрещальной катехизации можно представить в их фактической последовательности.
1. Первая задача – встретить человека на пороге Церкви. Это очень важный этап, который в практике древней Церкви включал в себя такие аспекты, как обязательное подробное знакомство с человеком, за которым иногда следовало испытание благонадежности будущего христианина (нужно было предоставить христианина-поручителя) и его готовности участвовать в делах милосердия; к этому же этапу относилась и запись имени в специальные списки, посвящение в звание христианина, здесь уже
начиналась молитва Церкви за новообращенного. Именно на этом этапе происходило соотнесение целей и задач, которые имеет обратившийся в христианскую общину, с теми задачами, которые решает Церковь. Здесь уже четко определялся статус новообращенного: говоря современным языком, его права и обязанности по отношению к Церкви. Нужно отметить, что древний мир не знал принципа «заочной религиозности», господствующего в настоящее время. Поэтому обращение в христианскую общину уже означало, что человек готов выделять в своей жизни конкретное время, достаточное для выполнения христианских обязанностей, и на данном этапе начиналось их практическое освоение.
Сегодня задача встречи людей решается очень слабо. Причина слабости мне видится в отсутствии системного подхода к духовному окормлению новоначальных. Как один из возможных путей решения проблемы встречи человека в храме, можно предложить питерскую практику приходского консультирования. Сейчас Отдел катехизации Санкт-Петербургской епархии уже выпустил фильм и методичку о своей работе и готовит к выпуску вторую методичку. Приходское консультирование – это благотворительная деятельность мирян, которые, в дни большого стечения людей в храмах, помогают тем, кто делает первые шаги в Церкви, решить простейшие вопросы. В Обнинске и в Калуге такое служение вполне способны понести учащиеся и выпускники вечерних богословских курсов.
2. Предкрещальная катехизация должна с необходимостью решать и задачу научения новообращенного основам веры. Данная задача и дала название системе воцерковления: «катехизация» – устное наставление в вере. В древности изложение веры происходило обычно системно, последовательно. Содержание бесед примерно соотносилось с Символом Веры, вместе с истинами которого изучали содержание Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Однако, стоит отметить, что, несмотря на ключевое значение изучения веры, ни в коем случае нельзя сводить катехизацию к формальному прочитыванию лекций. Система лекций или даже бесед далеко не самодостаточна.
В отношении системы обучения истинам веры, можно сделать еще дополнение о том, что, согласно 46 правилу Лаодикийского Собора, необходимо не только обучение, но и тщательная проверка усвоения знаний о вере оглашенными. Анализ современных систем катехизации показывает, что, при раскрытии вероучения Церкви, наибольшее внимание следует уделять следующим темам: а) О Боге и о вере, б) понятие греха, в) О Христе и его заповедях, г) О Церкви, Таинствах и молитве. Оптимальная продолжительность бесед – не менее месяца (один раз в неделю).
3. Параллельно с наставлением в вере, должна решаться еще одна задача: формирование правильной мотивации религиозной деятельности. Примером решения этой задачи могут служить слова свт. Кирилла Иерусалимского, который, среди прочих неверных мотивов, упоминает и наиболее распространенные бытовые: «Можно прийти сюда и по другому побуждению; мужу можно придти для угождения жене, и обратно – то же можно сказать и о женах. Часто раб приходом хотел угодить господину, приятель-приятелю. Я бросаю уду, и уловляю тебя, хотя с худым намерением пришедшего, но благою надеждою спасаемого. Может быть, ты не знал, куда идешь, и какою сетью уловляешься.[…] Не убегай: ибо ловит тебя Иисус не для того, чтоб умертвить; но чтоб умертвивши оживить. […] Умри греху и живи правде; от нынешнего дня живи для нее». Согласно канонам Церкви, мотивы принятия Крещения должны быть верными и предельно чистыми. Неверная мотивация принятия Крещения, при невызревшем состоянии души, делает ущербной и всю последующую духовную жизнь. Это видно из 12 правила Неокесарийского Собора. Оно запрещает рукополагать в священный сан того, кто был крещен в болезни. Эта истина подтверждается и нашей повседневной жизнью и огромным количеством людей, которые отпадают от благодатного единства с Церковью сразу после Крещения. Если в древности, приходя в Церковь, человек чаще всего искал спасения, исправления жизни, то сегодня ситуация противоположная. В сознании людей укоренено языческо-магическое представление о Крещении как о средстве решения земных проблем. Абсолютно утеряна связь между Крещением и моментом обращения человека к вере. Обращение к вере начинается после каких-то особых жизненных потрясений, отстоящих от Крещения на десятки лет. Задача современной системы оглашения – привести в соответствие время подлинного обращения души к Богу, и время Крещения. Решение этой задачи становится возможным по мере развития практики катехизации в связи с общинной жизнью в приходах. То есть, введение качественной катехизации для нас ставит вопрос организации приходской жизни в соответствии с общинными принципами.
4. В задачи предкрещальной катехизации входит и приучение новообращенных к постоянному посещению богослужения, к личной молитве и достаточно продолжительному посту. 7 правило II Вселенского Собора предписывает заставлять оглашенных пребывать в храме и слушать поучения. Оглашенным вменялось в обязанность присутствие на богослужении, кроме Литургии верных: «Ибо не для стен диакон возглашает: «Помолимся об оглашенных»«, – говорит свт. Иоанн Златоуст. Уже свщмч. Иустин Философ упоминает о том, что кроме научения вере, ко Крещению готовили постом и молитвою. Приучение к посту и богослужению у современных катехизаторов происходит по-разному. В некоторых случаях этого не требуют. В приходе прот. Дмитрия Смирнова, например, посещение богослужения обязательно. Мы в Обнинске рекомендуем, но не имеем возможности требовать и контролировать. Наиболее успешно данная задача решается при наличии хороших восприемников, которые приводят новоначальных за руку на богослужение и на Исповедь (если они уже крещены).
5. Необходимо также уделять должное внимание задаче воспитания покаянного настроя, подготовки к исповеданию грехов, которое должно подвести итог прежней нехристианской жизни. Практика исповедания грехов перед Крещением не была в древней Церкви общепринятой. Однако, на ее важность указывает, например, митрополит Иерофей (Влахос), опираясь на свт. Кирилла Иерусалимского и другие источники. Здесь же стоит отметить, что от оглашенных требовали оставления работы, которая была несовместима с христианскими представлениями о нравственности.
Воспитание покаянного настроя является одной из важнейших задач в современной системе оглашения. Практика применения ряда огласительных систем показывает, что опыт первого исповедания грехов перед Крещением чрезвычайно важен для последующей духовной жизни. Если об обязательном посте и посещении богослужения мы в современной ситуации еще не можем говорить, то об обязательной Исповеди говорить необходимо. Этот вопрос не менее важен, чем обязательная исповедь перед Причастием. Если мы от своих прихожан требуем Исповеди перед Причастием и видим в этом пользу, то, тем более, полезно приобрести опыт исповедания грехов тем, кто только начинает жизнь в Церкви. Кроме того, Исповедь перед Крещением позволяет правильно сориентировать человека и выяснить: не страдает ли человек от смертных грехов; например, не живет ли в «гражданском» браке.
6. В современных условиях сложно переоценить важность задачи выработки у христиан невосприимчивость к ересям. Об этом говорит Зонара в толковании на 46 правило Лаодикийского Собора, об этом же говорит в своих гомилиях свт. Иоанн Златоуст (с. 151 -152), а свт. Кирилл Иерусалимский даже требует от оглашенных большего: «Не уклоняйся от огласительных поучений: сколько бы ни продолжительно они говорены были, дабы мысль твоя не ослабела когда. Ибо оружие ты получаешь против сил сопротивных, против еретиков, иудеев, самарян и язычников. Много у тебя врагов, много и оружия иметь старайся, во многих мещешь стрелы, так и надобно знать тебе, как поражать ими эллина, как сражаться с еретиком, иудеем и самарянином. И вот уже оружие готово, и меч духовный еще готовее. Надлежит при том тебе благим произволением и десную руку простирать, дабы вести брань Господню, дабы преодолеть противные силы, дабы быть непобедимым при всяком еретическом нападении» (стр. 7). Огромную важность сегодня имеет противодействие сектам. Система оглашения должна и может способствовать ограждению людей от влияния сект. Подавляющее большинство современных сектантов – это люди, крещеные в православии.
6. С предыдущей задачей тесно связана необходимость очистить ум новообращенных от суеверий. Об этом говорит свт. Иоанн Златоуст в огласительных поучениях. Причем данная задача является отдельной, в виду важности проблемы и устойчивости суеверий в умах людей.
7. Решение вышеперечисленных задач связано с необходимостью выдержать время. Поэтому важной задачей системы катехизации всегда было создание пограничной зоны адаптации между миром и Церковью. Пребывание в зоне адаптации позволяло выдержать время для обдумывания столь важного шага, как принятие Крещения. Кроме того, катехизация позволяет человеку органично войти в жизнь Церкви и найти в ней свое место.
8. Последнюю задачу, которую мне бы хотелось отметить, – это оказание молитвенной помощи оглашенным. О молитвенной заботе об оглашенных говорят уже Дидахе и св. Иустин Философ.
Таковы задачи, имеющие обоснование в историческом опыте Церкви, которые можно признать базовыми для огласительной системы. Однако, работа с новоначальными не может прекратиться с принятием ими Крещения: задачи, поставленные на этапе предкрещальной катехизации, практически невозможно реализовать в полной мере за тот срок, который отводится для подготовки к Таинству. Таким образом, необходимость посткрещальной катехизации становится очевидной.
В задачи второго этапа катехизации входит:
1. Раскрыть величие христианского звания во всей его полноте;
2. Более глубоко раскрыть учение о Таинствах;
3. Предостеречь от греха, показать опасность и крайний вред от греха, совершенного после приобщения к благодати в Крещении;
4. Внушить необходимость взаимной заботы о спасении братьев-христиан;
5. Дать конкретные рекомендации, касающиеся повседневного образа жизни христиан (И.Зл. стр. 236).
Говоря о целях и задачах катехизации, нельзя не коснуться вопроса об условиях ее успешного осуществления. Важнейшими условиями эффективной организации катехизаторской деятельности являются систематизация и централизация. Сегодня в межприходской среде пока еще наблюдается тенденция к решению вопросов миссии и катехизации собственными силами. Приходы предпочитают сами вести оглашение, издавать собственные газеты и приходские листки. Однако, опыт показывает, что редко у какого прихода получается и в деле оглашения, и в издании газет, организации сайтов преодолеть кустарный уровень работы. Поэтому необходимо говорить об объединении межприходских усилий. Только таким образом мы сможем поставить миссионерскую и катехизаторскую деятельность на должный уровень.
И, в заключение, мне хотелось бы отметить, что иногда в адрес священносужителей, развивающих огласительную работу в приходах слышны голоса в защиту тех, кто не желает готовиться к Крещению. Нам говорят, что, побуждая людей к катехизации, мы можем погасить в них тягу к Церкви, которая подобна «курящемуся льну» (Мф. 12,20). Хочется отметить, что задача сегодняшней системы – не угасить курящегося льна, а поддержать его, не отсеять большую часть, а вобрать и обработать большую часть хотя бы по минимуму. Именно так мы можем сейчас выполнить заповедь любви к ближнему – встретив его, потратив на него время и силы, прожив с человеком часть его жизни так, чтобы он уже не мыслил жизни вне Церкви.