В.С. Анисимов, глава пресс-службы Украинской Православной Церкви, заслуженный журналист Украины |
- Из прошедших – визит Святейшего Патриарха Кирилла в Украину. Из будущих – президентские выборы, которые, несомненно, кардинально изменят многое в Украине, в том числе и церковно-государственные отношения. Думаю, модель отношений, созданная Леонидом Кравчуком в 1992 году, по которой государство постоянно вмешивается во внутренние дела Церкви, уйдет в прошлое. Это уже надоело и Церкви, и власти. Заидеологизированное государство показало свою полную неэффективность.
- А религиозный фактор будет играть какую-то роль на выборах?
- Очень скромную, поскольку выше головы экономических, социальных и прочих проблем. За пять лет почти на два миллиона сократилось население, исчезли сотни, если не тысячи сел, школ, больниц. Очевидный упадок. Действующей власти надо за это отвечать, а всем вместе – исправлять положение. Конечно, присутствует элемент экзальтированного мессианства. В. Ющенко заявил, что народ еще не созрел до того, чтобы его как президента понять. Как иудеи не поняли Христа. Тимошенко скромно объявила себя «Украиной», которая «переможе». Опять началась соревновательность с благословениями. Виктор Янукович взял благословение на выборы у афонских старцев, Виктор Ющенко – у отлученных от Церкви филаретовцев в родном селе Хоружевка. Юлия Тимошенко, как водится, не стала размениваться по мелочам, поэтому распиарила свои визиты к Папе Римскому, к Иерусалимскому Патриарху, причем, было отмечено, что, как истинная православная христианка, поклонение иерусалимским святыням она начала с молитвы у Стены плача.
- Технологии для привлечения верующего электората все-таки используются?
- В той или иной мере. Сектантские технологии воздействия у нас давно применяются. «Это вы не мне даете деньги, а Богу, это вы не меня выбираете, а Украину». У нас были статьи, где, например, сравнивались «Великое белое братство» и Блок Юлии Тимошенко. БЮТ позаимствовал у Белого братства символику – все в белом, я в парламенте даже видел, как вся фракция сидела в белых футболках. Тимошенко и по манерам очень напоминает Марию Дэви Христос: симпатичная, когда говорит – не мигает, и на грани срыва, не может остановиться. Не свое отстаивает, а нападает на оппонентов, всегда обвиняет, дает уничижительные характеристики, нагнетает страхи – все 17 претендентов против нее, а она одна против всех, и она – Украина. А кто все остальные? Тем не менее она - один из главных претендентов на президентство.
- А какое отношение претендентов к УПЦ?
- Перед выборами, естественно, самое возвышенное. Пять лет могут всякие мерзости о Церкви писать, шельмовать ее, провокации и пакости устраивать – это касается и ющенковцев, и тимошенковцев, – а теперь читаешь их послания и глазам не веришь: только молитвами Блаженнейшего Митрополита Владимира Украина и наш народ сохранились и живут! Мне всегда хотелось перед выборами, когда у соискателей власти градус беззаветной любви к УПЦ достигает точки кипения, сделать подборку дел и слов по отношению к Православной Церкви каждого из них и вручить. В напоминание.
- Но, несмотря на выборы, Виктор Андреевич опять говорит о «поместной церкви» и т.д.
- Его настойчивость как раз и свидетельствует, что это светский, собственно говоря, властный проект, а не церковный. Нарушающий, кстати говоря, Конституцию страны. Но кто-то вбил президенту в голову, что он кроме памятников, «поместности» ничего путного все равно сделать не сможет, вот он этим только и занимался. А теперь обнаружил, что в Украине даже «система власти разрушена», и ему нужен второй президентский срок, чтобы все поправить. А разрушала все, конечно же, эта «воровка» Тимошенко, будто не сам Ющенко ее дважды протягивал в премьеры, и не они вдвоем устроили этот бедлам, в котором теперь винят друг друга.
- Однако его линию поддержали и расколы - и филаретовцы, и УАПЦ.
- А когда наши расколы не поддерживали линий власти? Всегда и во всем впереди пинка. Когда власть, вопреки воли Православной Церкви, готовила визит папы Римского в Киев, ведь не только УПЦ, но и УАПЦ, и УПЦ-КП выступили против. И долго ли расколы продержались, коль президент Кучма приказал? Вмиг забыли и Шевченко, и славу казацкую, как миленькие, помчались на подтанцовку и включились в шельмование Православной Церкви. Оказалось, что они только и мечтали о папском визите! Филарет даже протолкался к понтифику и зацеловал его перед телекамерами. Кучма, думаю, прослезился от такого рвения. Ведь за Блаженнейшим Митрополитом Владимиром он по пятам ездил, пытаясь уговорить его встретить папу и продемонстрировать радушие, – но тщетно. Когда же через полтора года Генеральная прокуратура Украины в очередной раз сняла УПЦ-КП с регистрации, как незаконно созданную организацию, уже Кучма бросился филаретовцев защищать, как наседка цыпленка. Как можно терять столь ревностного помощника? И таки опять спас раскол от закона.
- Но это все дела «старой преступной власти»…
- А что изменилось? Когда Виктор Ющенко решил распускать парламент из-за того, что депутаты от БЮТ и «Нашей Украины» побежали к регионалам, то Филарет в Интерфаксе немедленно провел пресс-конференцию с «духовным» обоснованием мудрого решения президента. Мол, «правда Божия» не терпит политической коррупции, которая является главной бедой Украины. Это было очень смешно, журналисты подвергли остракизму и Филарета, и главу униатов Гузара, и какого-то баптиста, дававших «обоснования», а парламент даже пригрозил разобраться со всеми этими политическими марионетками, которые выдают себя за «духовных лидеров» народа. Нелепость заключалась и в том, что Ющенко заколебался, пошел на переговоры, и получилось, что филаретовцы с униатами выпрыгнули раньше времени. Сегодня уже никто толком не поймет, кто в какую партию перебежал, но никакой «богопротивной» политической коррупции филаретовцы нигде не видят.
- Но, быть может, расколы поддерживают оранжевых по идеологическим соображениям?
- Какая там идеология? Будем служить любому, кто нас не разгонит, защитит от закона – вот и все. Власть тоже никаких иллюзий по отношению к расколам не питает и прямо им говорит: кто на белом свете, кроме нас, считает вас церковью? Мы даем вам возможность паразитировать и жировать на чужой собственности, помогаем обманывать народ. Без нашей поддержки вы растаете, яко дым. Поэтому все делаем быстро и без лишних вопросов: отжались-встали.
В прошлом году забавный случай произошел. Звонок на мобильный, на проводе девушка-секретарь одного религиозного чиновника, с которым мы давно знакомы: «Иван Иваныч срочно хочет с вами переговорить». Не успеваю я поздороваться, а из трубки настоящий разнос: где пропадаете, что вы себе позволяете, мы договорились, что вы то-то и то-то сделаете, а ничего не сделано, что за безобразие и т.д. Напор такой, что я слова не могу вставить, хотя понимаю, что он меня с кем-то перепутал, пришлось всю тираду дослушать. Когда он, наконец, иссяк, отвечаю: из всего твоего спича я понял лишь то, что в нарушении законов и Конституции вы по-прежнему вмешиваетесь во внутренние дела Церкви и вместе с расколом готовите очередные провокации против нее, и очевидно, делаете это из рук вон плохо. А так как он меня все время именовал «владыкой», поинтересовался, уж не Филарета ли он так в хвост и в гриву чихвостит? Совесть, говорю, имели бы хоть какую-то: человеку уже о бездне неотвратимой думать надо, а вы все его в гадкие провокации тянете. Но оказалось, что он звонил не Филарету, а его помощнику Евстратию, а секретарша номера телефонные перепутала.
- А как чиновник отреагировал?
- Сначала охнул, потом рассмеялся и даже пожаловался: вот видишь, Семеныч, как тяжело с этими людями державными делами заниматься! Ни порядка, ни ответственности. А все дела-то их – свинью какую-нибудь УПЦ подложить.
- Но в Константинополь обратились не филаретовцы, а автокефалисты.
- С УАПЦ власть считается еще меньше. Они вообще могут лишь на пятый день узнать, что распущены, переименованы, а их злейшие враги поставлены властью им в руководители. Так было при Мстиславе. В последующем они не раз оказывались то под Филаретом, то опять на свободе. Наконец, родоначальник автокефального движения Димитрий Ярема в своем завещании в 2000 году назвал Филарета «сатаной украинского народа» и указал этому определению следовать. После этого, хотя филаретовцы с властью и захватывали храмы у УАПЦ, автокефалы уже держались и ни на какое объединение с анафемой не шли.
Когда после визита Святейшего Патриарха Кирилла появились первые невразумительные заявления УАПЦ, распространяемые униатами РИСУ, я позвонил лидеру УАПЦ Мефодию Кудрякову, с которым мы давно знакомы. Он сказал о визите как о великом событии, а о заявлениях не ведал ни сном ни духом. Сообщил, что вызывают в Киев, а он расхворался, рукой пошевелить не может, но ехать надо, там все узнает, что для автокефалов президентские объединители напридумывали. А придумали, как оказалось, обращение в Константинополь: приидите и володейте нами!
- А такое возможно?
- И даже не такое. Однажды, помнится, они «программную» для УАПЦ статью в «Зеркале недели» под его именем тиснули, а проиллюстрировали портретом митрополита Астанайского и Алма-Атинского Мефодия. Мол, Мефодий, он и в Казахстане Мефодий – какая разница. УАПЦ не роптала: с властью ссориться – себе вредить. Чем бы она ни тешилась, лишь бы не доставала.
- Ты думаешь, УАПЦ свое заявление сделала под давлением власти?
- Несомненно. Власть им и написала это заявление. Думаешь, автокефалы, а это в основном сельские приходы Галиции, выстояли в жестокой борьбе со всепожирающей унией, чтобы обрести священноначалие, с которым можно общаться лишь через переводчика и которое о существовании Тернополя и Ивано-Франковска вряд ли подозревает? Года два-три назад была раскручена подобная провокация. Тогда по приглашению В. Ющенко приехал архиепископ Константинопольского патриархата Всеволод Майданский, наделал заявлений, вызвавших скандал, и попытался один приход УАПЦ во Львове взять под свое окормление, т.е. перевести в юрисдикцию Константинополя. Тот же Мефодий Кудряков устроил такую бучу, что мало не показалось. И проходимцем Майданского назвал, и призвал вообще стамбульских эмиссаров гнать в три шеи, чтобы рот на Украину не разевали. Майданскому пришлось тогда быстренько ретироваться. А сегодня, получается, сами автокефалы в «заглот» напрашиваются? Абсурд.
- Но в Константинополе быстро отреагировали на это заявление.
- Это как раз говорит о спланированной провокации. Лет десять назад Блаженнейший Митрополит и весь епископат УПЦ направили обращение к Святейшему Патриарху Варфоломею. Я уже не помню, по какому поводу. Так он не только не ответил, но и возмутился, поскольку была нарушена субординация. Константинополь, в отличие от большинства других Поместных Церквей, не признает автономный статус УПЦ, поэтому обращаться к нему следует только через Святейшего Патриарха Московского. Хотя мы находимся в евхаристическом единстве и за каждым из наших епископов стоят сотни православных приходов. Словом, Патриарх Варфоломей посчитал такое обращение ущемлением его патриаршего достоинства и проявлением к нему неуважения. В этом же случае группа автокефалистов, которых сам Константинополь считает самозванцами и святотатцами, пишет обращение, и Патриарх Варфоломей, без всяких ущемлений своих патриарших достоинств, не только реагирует на него, но и принимает как руководство к действию. Мигом созывается Священный Синод, обращение рассматривается, снаряжается делегация в Украину. Здесь ее встречают заместитель главы секретариата президента Юрий Богуцкий, брат президента Петр Ющенко и возят их по всем «ветвям»: в УПЦ, по расколам, к президенту и премьер-министру. Думаю, Виктор Ющенко пожалел, что их пригласил: в Константинополе, оказывается, зорко следят за политической конъюнктурой, поэтому посчитали В. Ющенко уже отыгранной картой, и некое опять же «благословение» от Патриарха Варфоломея делегация передала не президенту, а Юлии Тимошенко, что бютовцы, конечно, и распиарили.
- Ну, а какие результаты?
- Как мне показалось, делегация поняла, что это все политические игры, что попала не в свою тарелку, чувствовала себя неловко. Автокефалы не бросились к ним в ноги «ах, миленькие вы наши!», Блаженнейший был дипломатичен, а М. Денисенко (Филарет) вообще заявил, что «константинопольское ярмо не лучше московского», чем поставил их в глупое положение.
- А чем можно объяснить такую его позицию? Ведь он вдруг и воспоминаниями о митрополите Никодиме (Ротове) разродился?
- Он понимает, что его все хотят слить – и власть, и соратники, и Константинополь, – поэтому не дается. А о митрополите Никодиме написал, чтобы напомнить, что он тоже из его гнезда, откуда вышли великие архиереи – Святейший Патриарх Кирилл, Блаженнейший Митрополит Владимир и другие. Только он забыл сообщить, за что митрополит Никодим его не любил.
- За что же?
- За ретивость в выполнении указаний КГБ, партии и Совета по делам религий. Ведь митрополит Никодим умудрялся так замутить выполнение решений богоборческой власти, что они даже пользу Церкви приносили. Один из его тоже выдающихся учеников митрополит Днепропетровский Ириней недавно вспоминал, как митрополит Никодим «закрывал» Ленинградскую духовную академию. Поступила команда властей о закрытии, но, чтобы закрыть, студентов надо перевести. Куда? В Загорск. Для этого нужно было дополнительные помещения МДА передать и оборудовать. Власти на это пошли. Когда же это сделали, митрополит привез в Ленинград делегацию пасторов из ГДР, после чего не с руки властям было упразднять академию. Получается, что и Ленинградскую не закрыл, и Московскую укрупнил. Так выполнял решения богоборческой власти. Конечно, ему это стоило очередного инфаркта, и умер он молодым.
Филарет же так бил копытом, выполняя распоряжения богоборческой власти, что только искры летели. Выполнял и перевыполнял и в кратчайшие сроки. С Леонидом Кравчуком, который отвечал в ЦК КПУ за атеистическую работу, и по отчетам самого Кравчука, они только с 1981 по 1987 в Украине закрыли 893 «культовых сооружений». С такими темпами к сегодняшнему дню Филарет сам бы уже показал «последнего попа». Но помешала перестройка. Георгий Крючков, известный у нас политик, который в свое время был первым секретарем Одесского обкома партии, членом ЦК КПСС и депутатом Верховного Совета СССР, вспоминал, как однажды с Филаретом возвращался из Москвы в Киев в одном купе. Так тот ему целую ночь заснуть не давал, доказывая, что он для советской родины и коммунизма сделал больше, чем КГБ и МИД, а родная партия недооценивает его подвиги. Так что Михаил Антонович был ретив, но отнюдь не в защите Церкви. Что и вызывало досаду митрополита Никодима.
- Но сейчас он играет на другом поле…
- Понимаешь, филаретовство – это не только трагедия одного падшего человека, который по гордыни оказался в последней стадии прелести и самообольщения. Это и трагедия власти, которая не отличает правду от лжи, трагедия общества. Вот недавно у Блаженнейшего были силовики – руководители СБУ, налоговой. У нас дискуссия завязалась. Один говорит: мы помогаем всем – и вам, и филаретовцам, у нас толерантное отношение. Я в ответ говорю, что и мы станем также поступать: будем платить налоги и вам, и рэкету. Он возмутился: рэкету платить нельзя, потому что это незаконная структура. Но ведь филаретовство – тоже незаконно. Он не смог ничего на это ответить. По отношению к себе власть блюдет правопорядок, а по отношению к Церкви – нет. Депутат польского сейма Евгений Чиквин, который выступал на киевской конференции, удивлялся: в Польше, если костел кого-то наказал, запретил или отлучил от Церкви, – ему руки никто не протянет. Такое уважение к Церкви и ее решениям. В Украине же человек отлучен, но его привечают руководители государства, словно ничего и не произошло. Такое, по словам депутата, в Польше просто невозможно.
- Но УПЦ тоже начала переговоры с филаретовцами, и это вызвало негативную реакцию простых верующих.
- Это была рабочая группа по подготовке к диалогу. Вести диалог, убеждать раскольников, конечно, надо. Все равно законность восторжествует, и власти придется выполнять протесты Генеральной прокуратуры, филаретовцам придется возвращать все незаконно захваченное - и финансы, и имущество - законному владельцу. Раскольникам надо начинать учиться жить по правде, и других этому учить. И мы должны в диалогах потихоньку их к этому подталкивать. Походили в самозванцах, в детях лейтенанта Шмидта, теперь надо либо возвращаться на угол Прорезной и Крещатика, либо начинать новую жизнь. Это непросто: люди срослись с ложью, ложь стала их хлебом, и будут зубами держаться за нее, иначе умрут с голоду. Необходимы терпение и пастырские усилия. И первые шаги к диалогу показали, как все у раскольников запушено. В Стамбул, например, ездят по гражданке, без опознавательных знаков, не выпячивая свое святотатство. А здесь протянули им палец, сразу отхватывают руку: распушили хвосты, вырядились в епископское облачение и явились на встречу. Благо, что хоть без патриарших куколей пришли. Естественно, это вызвало негативную реакцию. Что скоморошничать? Серьезным ведь делом решили заняться. Так что путь к преодолению раскола непрост и нелегок. К тому же Михаил Денисенко у нас не один, есть и другие самозваные «православные патриархи». Одного из «патриархов Киевских и всея Украины-Руси» Моисея Кулика недавно даже в международный розыск объявили. Прихожанки на него заявили. А у этого Моисея, как и у Филарета, «епископата» - человек сорок, тоже ряженые, с панагиями, в клобуках и куколях бороздят города и веси Украины, Европы и Америки. И с ними надо что-то делать.
- А визит Патриарха оказал влияние на раскольничьи организации?
- Думаю, самое непосредственное. Вот и М. Денисенко сразу припомнил, что не только Святейший Патриарх, но и он был учеником митрополита Никодима. Расколы, а это очень склочное, злоязычное сообщество, которое может нести всякую ахинею и на Церковь, и друг на друга, языки прикусили. Я сам удивился. Кроме двух-трех штатных церковноборцев из ближайшего филаретовского окружения, никто ничего плохого о визите не сказал. Интеллигенция, научная, политическая, журналистская элиты были под большим впечатлением от выступлений Патриарха. Владимир Литвин, Голова Верховной Рады, вообще назвал визит эпохальным. Хотя перед визитом я говорил с нардепом Олегом Зарубинским, одним из лидеров Блока Литвина, и он брызгал слюной: это не мой патриарх, ни встречать, ни знать его не хочу. Если даже филаретствующие политики поменяли свое мнение, это о многом говорит.
- Но ведь были и оппоненты. Какие были у них аргументы?
- Знаешь, у разумных людей есть правило: чтобы не выглядеть глупым, не говори гадкое об умном и высоком. Разумные так и поступили. Мы опубликовали все речи Патриарха, я их все внимательно прочел, и нигде он не вышел за рамки пастырского слова, даже в ситуациях, как в Ровно, где и надо было сказать что-нибудь нелицеприятное об оппонентах, он этого избежал. Патриарх обращался к миру как к одному человеку, причем собрату по вере, боли, прошлому, настоящему, по общим тревогам и надеждам. Проповедник говорит со своей паствой о Боге, о правде, о вере, о душе – чему тут можно оппонировать? Поэтому оппонентами выступили околоцерковные эксперты третьего эшелона, работающие в русле политического доносительства.
- А оно актуально?
- На удивление живучим оказалось. После Союза, казалось, стукачество на антисоветскую, антигосударственную деятельность или позицию, поиск врагов народа прикажут долго жить, так как оно уже тысячу раз было обличено. Сколько людей погибло, сколько судеб было поломано из-за доносов! Не знаю, как в России, но у нас оно очень распространено. Во время визита оплотом доносительства стали, как водится, униаты, даже раскольников переплюнули. Их сайт РИСУ собрал все интернетовские мерзости о РПЦ и УПЦ. Я даже один материал – главного нашего атеиста Анатолия Колодного - трехлетний давности там увидел: подновили даты, и поставили, как новенький. Ведь в нем Колодный изобличал УПЦ как «пятую колонну»! Униаты – исторические системные доносители: в свое время они стучали польским, потом австрийским властям на православных как шпионов Турции, Москвы и на их штыках разоряли православные храмы и монастыри, насаждали унию в Украине, пролив, по словам Шевченко, «широкое море слез и крови». Сегодня они стучат об антигосударственной деятельности православных украинским властям.
- А где же они ее обнаружили в визите Святейшего Патриарха?
- Есть у них такой главный эксперт Виктор Еленский. Он, действительно, самый умный среди этой братии: издавал соросовский журнал, потом опубликовал пропагандистскую книжку о сайентологии, в которой отправил христианство на свалку истории, поскольку де на других «мировоззренческих парадигмах» сегодня строятся религии. Но вот был призван унией изобличать Патриарха, его комментарии опубликовали многие сайты и газеты, в том числе и «НГ-религии». Суть его изобличений сводилась к тому, что Святейший Патриарх Кирилл в Украине призывал к идеалам «Святой Руси», а «Святая Русь» не подразумевает такого государства, как Украина, поэтому визит носил антиукраинский, антигосударственный характер. Чушь, конечно, несусветная. Странно, что Еленский еще Христа Спасителя и всех христиан не обвинил в антиукраинской деятельности, ведь «царствие небесное» также не подразумевает государство Украина, как, впрочем, и все другие.
- Но полемика была серьезная?
- В том-то и дело, что полемики не было. С кем спорить и о чем? О часах и ботинках Патриарха? Это все, что оппоненты смогли своим умишком из визита постичь. Или придумывали всякие небылицы. Вот появился на том же РИСУ такой «эксперт», как Юрий Черноморец. Тоже из системных стукачей и пасквилянтов. Помнится, пять лет назад, когда оранжевая революция только победила, он разразился огромным доносом на УПЦ, в котором сообщал, что УПЦ готовила и участвовала в заговоре против оранжевых, чтобы не допустить их к власти, что она антигосударственная, антиукраинская, антиевропейская структура с морально разложившимся епископатом, который работает на российские спецслужбы, торгует нефтью и оружием, владеет супермаркетами и т.д. Словом, УПЦ – злейший враг народа, Украины и человека. Я такого бреда никогда не читал, но его распиарили униаты и раскольники. Мне даже пришлось писать развернутую рецензию на этот донос Черноморца с заголовком «Перстами робких стукачей», который вы тоже публиковали. Целью пасквиля было через наветы и шельмование организовать гонения на УПЦ со стороны новой власти. Автор из кожи лез вон, чтобы засветиться перед новыми правителями, даже победу Ющенко чуть ли не с Правдой Божией сравнивал. Но власть старалась быть «моральной» и как-то побрезговала навязчивым обличителем ее врагов. И этот Черноморец куда-то канул, а во время визита Патриарха снова обнаружился со своей «аналитикой», и тоже у униатов. Из факта вручения Патриархом двух наград он вывел даже целую теорию мировоззренческих предпочтений нового Предстоятеля РПЦ!
- Каким образом?
- Очень забавным. Если ты помнишь, после встречи с интеллигенцией, преподавателями и студентами Киевских духовных школ Патриарх вручил многим присутствующим именные сертификаты на ПСС Гоголя и двоим – церковные награды: академику П. Толочко и мне. Черноморец объявил эти награждения знаковыми. Петр Петрович – сторонник исторического единства восточнославянских народов, что, по Черноморцу, антиукраинтственно, а Анисимов, по Черноморцу, украинофоб, видимо, потому что черноморцев и прочих стукачей терпеть, не может, причем еще с советских времен. Поэтому, дескать, Патриарх оставил лишь выбор между антиукраинской идеей единства и украинофобией. И то, и другое для самоидентифицированных украинцев, к коим относит себя Черноморец, неприемлемо, поэтому для них нет места в УПЦ, и они будут вынуждены ее покинуть. Я-то думал, что он ее покинул еще пять лет назад, когда изобличал в антиукраинской, антигосударственной сущности. Но, оказалось, наступив на горло собственной песни, он все это время был в лоне этой маргинальной структуры, с морально разложившимся епископатом и т.д., а теперь вновь вынужден ее покинуть! Ну, а Патриарха, который украинскому народу представляет выбирать лишь между антиукраинством и украинофобией, конечно, иначе, как врагом Украины, назвать невозможно.
Но я писал об этом Черноморце как о стукаче и клеветнике робком, начинающем, не умеющем более-менее убедительно подтасовывать факты и передергивать смыслы. Если бы он присутствовал на награждении, то знал бы, что Святейший Патриарх Кирилл вручал П. Толочко не свой орден, а орден Святейшего Патриарха Алексия II, которым академик был награжден еще летом 2008 года, но тогда в Киеве не смогли его вручить, и награда год лежала в Лавре. Моя награда связана с юбилеем, который случился накануне визита, о чем в грамоте сказано, и что, естественно, никакой «мировоззренческой» или знаковой нагрузки она тоже не несет. Так что и антиукраинская и украинофобская наградные версии Черноморца – полная туфта. Высосал из своих грязных пальцев. Если бы Черноморец, действительно, был в чем-то компетентен, то знал бы, что первый орден после своего избрания Святейший Патриарх Кирилл прямо на Соборе вручил не академику или журналисту, а Михаилу Семеновичу Литвиненко, регенту митрополичьего хора, многолетнему узнику сталинских лагерей. Он за православную веру, которая тогда считалась антисоветской и антигосударственной, прямо с семинарской скамьи по доносам тогдашних еленских и черноморцев, был отправлен в ГУЛАГ. И это была не юбилейная, а знаковая награда, свидетельство глубокого уважения Патриарха к исповедническому подвигу замечательного украинца.
Так что по большому счету полемизировать было не с кем, разве что опровергать наветы. Чем, собственно, все эти годы мы только и занимаемся. Но ведь клеветники неисправимы, такая у них работа.
- В новом году Патриарх вновь посетит Украину. Известен ли маршрут?
- Пока известно, что он посетит Одессу. Вероятнее всего, посетит Киев, потому что 2010 год у нас юбилейный, мы будем отмечать 75-летие Блаженнейшего Митрополита Владимира. Может, еще какие-то епархии, его везде ждут. Возможно, изменится к лучшему экономическая и общественно-политическая ситуация в Украине. Мы, наконец-то, займемся хоть каким-то созиданием, а не бесконечными идеологическими разборками. Мы издали книгу речей Патриарха, которые он произнес во время визита, и назвали ее «Патриарх единства», потому что «единство» было лейтмотивом всех его проповедей и слов. Думаю, теперь пришел черед созидания, творческой работы, делания во всех сферах социального служения, выстраивания продуктивных церковно-общественных и церковно-государственных отношений.
В пресс-службе в новом году тоже будет небольшой юбилей: к Рождеству ждем 100-й номер нашего ежемесячного журнала. Мы не такие древние, как «Радонеж», но для нашего коллектива это событие. Надеюсь, на Рождественских чтениях, на заседании Клуба православных журналистов мы представим журналы и книги, изданные пресс-службой в 2009-ом.
- Я поздравляю тебя и всех сотрудников с Рождеством Христовым, Новым годом и вашим юбилеем. Благодарю за конференцию, которую вы провели в Киеве, и за поездку в Чернобыль. До встречи на Рождественских чтениях.
Беседа состоялась 15 декабря 2009 г.