Все так делают?

Преподобный Викентий известен благодаря емкой фразе: «Крепко держитесь такой веры, которую исповедуют повсюду, всегда и все». Хотите верьте, хотите нет, но эта короткая фраза дает Церкви твердое, надежное руководство в толковании Библии. Она оказалась настолько полезной, что получила известность как Канон святого Викентия.

Богословские споры у кулера

Св. Викентий Леринский
Св. Викентий Леринский
Мы часто вступаем в бесконечные трудноразрешимые богословские дискуссии с представителями других христианских конфессий. Это может происходить в институте, на работе, в гостях у друга, когда кто-нибудь неожиданно делает подобное заявление: «А мой пастор не признает крещения в младенчестве» или «Литургия – это скучно, это всего лишь одно бесполезное повторение одного и того же, поэтому мы оставили только пение гимнов и проповедь». Вы можете спорить с этим круглые сутки и не придете с вашим коллегой или другом к общему мнению. Тем не менее, вы можете успешно выражать позицию Православной Церкви по этим нескончаемым богословским вопросам, ибо в отношении их Церковь имеет единое мнение. Но как узнать в чем заключается данная позиция? Куда обратиться за помощью?

Обратимся к преподобному Викентию Леринскому. Он родился в Галлии (территории современной Франции) предположительно в конце четвертого века. Преподобный Викентий был монахом, который жил недалеко от южного побережья Франции на острове Лерин, который сегодня называется Сент-Онора. Самое известное его сочинение «Памятные записки» написано около 434 года.

Преподобный Викентий известен благодаря емкой фразе: «Крепко держитесь такой веры, которую исповедуют повсюду, всегда и все». Хотите верьте, хотите нет, но эта короткая фраза дает Церкви твердое, надежное руководство в толковании Библии. Она оказалась настолько полезной, что получила известность как Канон святого Викентия.

Давайте попробуем посмотреть на примере, как он применяется. Рассмотрим смешной случай. На работе вы подходите к кулеру с водой и слышите, как кто-то говорит: «Истинным христианам позволительно вкушать только сырой картофель и воду». Вы думаете про себя: «Как это соотносится с Каноном святого Викентия?» Вы прокручиваете в уме слова: «вера, которую исповедуют повсюду, всегда и все». Каждое из этих слов играет важную роль в процессе распознания утверждения.

Повсюду. Для преподобного Викентия важно, насколько географически широко распространена данная доктрина. Распространена ли она по всему миру, принимается ли ее Церковь повсеместно или только в некоторых местах?

Всегда. Насколько это древнее убеждение? Было ли оно принято в древности, на заре христианства или эта доктрина появилась на свет позднее?

Все. Насколько Церковь единодушна в отношении этого учения? Достигнуто ли согласие по этому вопросу? Если когда-то по этому вопросу существовало разногласие, то обсуждалось ли оно на одном из Вселенских Соборов, и было ли урегулировано Отцами Церкви? Или данное учение выходит за рамки христианского согласия?

Теперь мы можем применить Канон к учению о «воде и картошке». Применим первый критерий – повсюду. Такого вы не встретите нигде! Что касается второго критерия – всегда, то на протяжении всей истории христианства о воде и картошке ни разу не упоминается. Что касается согласия, то и по третьему критерию вода с картошкой тоже остаются не у дел. Таким образом, доктрина о «вкушении только воды и картошки» имеет в сумме результат: нигде, никто и никогда.

О крещении младенцев

Давайте обратимся к более распространенному предмету дискуссий – крещению в младенчестве. Кто-то назвал крещение «разделяющими водами». На этот счет может быть столько мнений, сколько присутствует христиан.

Православная Церковь по обычаю и убеждению сочетает с Христом через святое Крещение даже самых младших своих членов для того, чтобы мы могли воспитывать их «в учении и наставлении Господнем» дома и в Церкви. Если есть возможность, мы крестим полным погружением, хотя иногда позволительно обливать младенца водой по состоянию здоровья или из других соображений.

Писание дает прямой аргумент в пользу крещения в младенчестве в Евангелии от Луки (18:15-17): « Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли им. Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него».

Кроме того, книга Деяний Святых Апостолов описывает, что сотник Корнилий и темничный страж апостола Павла в Филиппах были крещены со всеми своими домашними. По-видимому, к домашним можно отнести и детей, по крайней мере, в обоих случаях нет никакого указания на то, что детей это не коснулось. В заключение, сторонник младенческого крещения может указать на то, что крещение является новозаветным исполнением ветхозаветной практики обрезания как посвящения человека Богу. Этот обряд проводился, естественно, над младенцами на восьмой день жизни. Поразмыслите над этим, насколько известно, ветхозаветные мужчины никогда не пытались настаивать на обрезании во взрослом возрасте!

С другой стороны ревнители крещения во взрослом возрасте или «крещения по вере» настаивают на том, что люди должны сначала уверовать во Христа, а потом креститься. Безусловно, это делает крещение младенцев невозможным. Сторонники «крещения по вере» могут ссылаться на обращение эфиопского евнуха в Деяниях Апостолов, указывая на то, что он сначала уверовал во Христа, а потом крестился. Они могут также указать на Евангелие от Марка (16:16), где Иисус говорит: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет».

Как определить, чье толкование Писания верное? Преподобный Викентий подробно разбирает такие дилеммы, где противниками в споре выступают христиане, признающие авторитет Библии. Для того чтобы св. Викентий смог быть действительно полезным, стороны должны заранее договориться, что согласятся с тем результатом, который удаться достичь, даже если он придется им не по вкусу.

Давайте приступим к проверке.

Крещение младенцев отвечает критерию всеобщности. Везде, где проповедано Евангелие, Церковь крестила своих младенцев. Так было на востоке и на западе, на севере и на юге.

Оно также соответствует критерию древности. Ранние христианские писатели рассматривали крещение младенцев как нечто само собой разумеющееся. Их собратья христиане регулярно крестили своих детей. Напротив, в отличие от крещения младенцев, практика крещения лишь верующих взрослых появилась только после Реформации. Понятно, что взрослые, которые уверовали во Христа, крестились и в древние времена, но совершеннолетие не было необходимым условием крещения.

Наконец, крещение младенцев отвечает критерию согласия. Фраза «все делают это» в этом случае совершенно справедлива. Древняя церковь имела невероятно прочное единодушие по этому вопросу, поскольку крещение младенцев было признанной нормой. Даже сейчас по скромным подсчетам около 80% христиан крестят своих детей, не дожидаясь их совершеннолетия.

Так что завтра на работе, когда ваш друг евангелист станет критиковать архиереев, еженедельное причастие, сравнивать литургию с их спонтанными богослужениями, или что-то в этом роде – обращайтесь к вашему новому союзнику, святому Викентию Леринскому, который укажет вам способ распознавать то, чему учит нас наша вера.

Перевод статьи Everybody’s Doing It
специально для портала «Православие и мир»
выполнила Марина Леонтьева

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×