Монаху Никону, ветерану Великой Отечественной, летом исполнится 98 лет
Букирев Николай Андреевич – так зовут в миру монаха Никона. В 30 лет он был призван на фронт Великой Отечественной. За время войны солдату Букиреву было объявлено 20 благодарностей от командования: за участие в боях по освобождению города Дно, за участие в боях по форсированию реки Великой, за отличные боевые действия по освобождению Советской Прибалтики, за отличные боевые действия по освобождению Польши и разгрому прусской группировки...
Отец Никон говорит уже с трудом, но всё-таки он рассказал нам многое. Служил он на Западном фронте, в минометной артиллерии, был заряжающим 72-го стрелкового Краснознаменного полка. Вспоминает, как приходилось на своих плечах 20-килограммовые мины по болотной трясине носить. На войне Николай Андреевич получил ранение в руку, два месяца пролежал в госпитале и вернулся на фронт. Одно время солдат Букирев был также поваром на фронте. Войну он закончил в звании ефрейтора, дошёл до самой Германии. День Победы встречал в Берлине.
На фронт молодой солдат уходил уже верующим человеком, у него и родители верующие были. На войне Николай всегда носил в кармашке иконки – Божией Матери, Дмитрия Солунского и целителя Пантелеимона.
Вот какой разговор состоялся у нас с отцом Никоном.
– Батюшка, во время войны Вы ощущали Божию помощь?
– Ну как ни то.
– Помните какой-нибудь наиболее яркий случай?
– А вот такой у меня случай был на войне. Мне Евангелие как-то попалось, так я его читал, когда никого не было. А потом, когда ехали уже в Германию, остановились. А я на то время был поваром. И началась стрельба. Солдаты все – в подвал, а я один остался наверху. А там такое здание большое было, я в него спрятался. А враг с той стороны бьет. Никого нет, а я один сижу – Евангелие читаю. Снаряды бьют, карниз-то надо мной разорвался, и глыба такая упала. А меня каким-то чудом только пылью посыпало, а сама глыба через меня перескочила. Так Господь спас меня.
По окончании войны Николай вернулся в родной город Кунгур и 11 лет проработал сапожником. В 1957 году поступил пономарем во Всехсвятскую церковь. Здесь он и служит уже 53 года. До сих пор отец Никон ходит пять дней в неделю в храм и выполняет пономарское послушание, читает поминальники. И дома большую часть времени старец посвящает молитве: утреннее и вечернее правило, псалтирь, Евангелие.
Дорог для батюшки старец Кукша Одесский (прославленный в лике святых в 1995 году), к которому он как-то ездил в город Почаев. Отец Никон бережно хранит его фотографию и вспоминает, что когда был у него в гостях в Почаеве, Кукша положил его на свою кровать, а сам лег спать на пол.
В 1998 году Н.А. Букирев был пострижен в монахи с наречением имени Никон. Нынешним летом, 16 июля, старцу Никону исполнится 98 лет.
Отдельного разговора заслуживают те условия, в которых более 50 лет живет ветеран и инвалид Великой Отечественной войны. Батюшка живет в деревянном доме дореволюционной постройки, что находится на въезде в Кунгур со стороны кладбища, т.е. рядом со Всехсвятским храмом. Дом уже старый, живут в нем 5 семей. Канализации нет, воду приходится носить из колонки, отопление печное, все удобства на улице.
Уже два года за батюшкой ухаживает М.П.Некрасов, который также служит во Всехсвятской церкви 17 лет – сейчас чтецом, а раньше ещё и певчим был. Михаил Павлович рассказывает, что уже дважды писал в Москву, в администрацию Президента, по поводу получения нового жилья для Н.А. Букирева и получил ответ, что дело передано в Правительство Пермского края. Далее всё по схеме: краевое министерство соцразвития, администрация г. Кунгура, очередь на общих основаниях... А в марте из Перми пришел отказ, в котором сообщалось, что по 12 статьям Закона РФ Н.А. Букирев квартиру получить не может.
Здоровье отца Никона в 98 лет уже неважное. Он трижды лежал в госпитале в Перми, но, как говорит врач, который приходит к нему на дом, для его возраста и при условиях, в которых он живет, батюшка ещё достаточно крепкий. Врач всё удивляется, как ещё батюшка в храме служит. А Господь дает ему силы послужить во славу Святой Церкви молитвой, исходящей из сердца. А сердцу этому пришлось очень многое пережить...