Православный календарьПравославный календарь
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.

Дорожные истории

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

Ночной разговор

Загрузить увеличенное изображение. 405 x 304 px. Размер файла 31052 b.
 Александр Сютяне у своего микроавтобуса
Александр Сютяне у своего микроавтобуса

Водителя Александра Сютяне из Максаковки знают многие православные в Сыктывкаре и его пригородах, потому что каждый хоть раз путешествовал с ним по святым местам. У Саши свой микроавтобус, в течение многих лет он регулярно возит людей в паломнические поездки, считая это своим призванием. Но главное для Александра – дарить радость встречи со святынями, которыми так богата Русская земля.

Ко всем людям, от мала до велика, Саша относится как к братьям и сёстрам во Христе, и его называют по-родственному – просто по имени. Выглядит Александр молодо, держится просто, и многие даже не подозревают о его настоящем возрасте, не знают, что он давно уже дедушка.

Саша радуется каждому новому человеку, встреченному в пути. И за время путешествия обязательно поговорит по душам, узнает, чем тот живёт, как пришёл к Богу. Да и сам охотно расскажет о себе, вспомнит какие-нибудь чудные случаи из своих паломничеств.

В одной из таких поездок мы проговорили целую ночь. Он за рулём, я – рядом, а впереди дорога – мелькающие огни фонарей да тёмные контуры деревень по сторонам. Спать в этот раз мне совершенно не хотелось – уж очень интересная складывалась у нас беседа.

Возвращались мы из центра России и ехали по северу Нижегородчины. Увидев указатели со знакомыми названиями, говорю: «Это мои родные места, моя родина».

– Да ты что? – удивляется Саша. – Это же родина и моей жены Тамары. Мы сюда часто ездим к родственникам, в Ветлугу, на кладбище навещаем родных.

– А на озере Светлояр были? – спрашиваю. – От нашей деревни до Светлояра люди на лошадях за сутки доезжали, святую воду в бочках для всех привозили – она имеет целебную силу.

– Конечно, там чувствуется, что это место необыкновенное, – поддерживает разговор Саша. – Считается, что древний град Китеж на дне этого озера. Кто-то в праздники слышит там церковное пение и то, как служба идёт. Один парень рассказал, что приехал поздно вечером и не знал, как добраться до озера, дорогу спросить не у кого. «Потом, – говорит, – вижу: два монаха идут. Я – за ними. Когда увидел гладь озера, очень обрадовался. Хотел поблагодарить, оглянулся, а их уже и след простыл».

Монастырская стена, которой не было

Саша продолжает свой рассказ:

– Когда едешь сутки напролёт без сна, есть опасность заснуть за рулём. В одной из поездок, где-то в центральной полосе России, я увидел недействующий старинный храм. Почему-то он запал мне в душу, потом его часто вспоминал. Однажды я путешествовал один, долго ехал без остановок и очень устал. Вдруг перед глазами этот храм – будто он стоит посреди дороги, метрах в тридцати от меня. В полусонном состоянии стараюсь взять влево, чтобы не зацепить его при объезде. Дорога петлёй, а храм всё впереди виднеется и, главное, вместе с машиной продолжает «ехать». Через какое-то время дошло до меня, что здесь что-то не так. Я остановился, вышел, умылся снегом, чтобы прогнать сон. Машину обошёл, смотрю – справа от дороги обрыв, рядом с которым я давно, оказывается, еду. Да такой глубокий! Из-за храма я всё время брал левее, не приближаясь к обрыву. И неизвестно, что случилось бы, если б не это видение. Мог и на дне оказаться. Когда домой приехал, сразу же заказал благодарственный молебен.

Помнится, так же поблагодарил Бога после поездки в уральский городок Краснотурьинск. Возвращался горной дорогой и ночью от усталости стал засыпать. Вижу – подъезжаю к монастырской стене с большими коваными вратами. Думаю: «Вот сейчас доеду, постучусь ночевать, а если не пустят, то возле монастыря в машине останусь». Еду я прямо в эти ворота, но никак не могу доехать. Останавливаюсь, и вот тебе диво: никакой стены! Обтираю лицо снегом, сажусь за руль, трогаюсь и через какое-то время – снова монастырская стена! Наконец я понял смысл этого знака и остановился на отдых: «Всё, хватит судьбу испытывать». В жизни таких ситуаций у меня было очень много. Я постоянно ощущаю, что Ангел Хранитель меня бережёт.

Вымолили всем миром

Александр Сютяне - стоянка паломников
Александр Сютяне - стоянка паломников

12-местная «Газель» Александра Сютяне наматывает ночные километры... Большинство пассажиров, устав в паломничестве, крепко спят. Машину эту Саша купил на деньги, вырученные от продажи садового участка. Теперь дважды в год она отправляется в длительные поездки по России, не считая сравнительно коротких (200-300 км), по монастырям и храмам Коми.

Мой собеседник ведёт рассказ о своей жизни, о том, как учился и работал в Семипалатинске, жил у названного брата своего отца. Как потом отслужил в армии, поменял несколько специальностей и мест работы. Как уже семейным человеком переехал в Максаковку – посёлок под Сыктывкаром, где и живёт до сих пор.

– Лет восемь назад я работал на автобусе, возил людей в аэропорт. И вот между рейсами поехал на своей машине в Эжву. Днём прошёл дождь, а вечером подморозило. Когда возвращался, то в известном частыми авариями месте, так называемой Долине смерти, о которой ваша газета как-то рассказывала, столкнулся со встречной машиной. Это было в праздник преподобного Сергия Радонежского. Водитель не справился с управлением, его стало крутить и выкинуло на встречную полосу. Он потом рассказывал: «Вначале я одну машину обогнал, потом вторую, третью. Сейчас, думаю, последнюю обгоню и встану в свой ряд».

От столкновения автомобили покорёжило, раскидало в стороны. У меня было сотрясение мозга, сломано четыре ребра, колено повреждено. Могло бы рулевой колонкой вообще насквозь проткнуть, но Господь сохранил. Потом я долго лечился. Первое время был в таком состоянии, что внук в больнице не узнавал (а ему уже лет восемь было).

Прихожане за меня стали молиться, подавали записки. Очень много людей приходило в больницу. Некоторых я даже не знал. Батюшка на службах говорил о моей болезни, и шли меня навещать. Запомнил момент, когда в болезни наступил перелом. Уж не помню, сколько до этого месяцев прошло. Батюшка с прихожанами около моей кровати стоят, супруга рядом, ещё кто-то – всего человек пять. Прежде я почти дышать не мог из-за поломанных рёбер, так больно было. А тут в первый раз глубоко-глубоко вздохнул – рука словно сама положила крестное знамение – и на выдохе: «Слава Богу!» Все испугались, спрашивают: «Что случилось?!» «Да я в первый раз вздохнул как следует», – отвечаю.

Пока лежал, времени было много, чтобы над своей жизнью подумать. После этой страшной аварии я и понял, что мне надо возить людей в паломничества по святым местам.

Из больницы вышел с гипсом на ноге: в аварии коленная чашечка раскрошилась, и собирали по частям, мениск и связки сшивали. Когда гипс сняли, стал я ногу разрабатывать. Даже по ночам ходил. А в это время как раз должен был состояться Стефановский крестный ход в село Иб. Очень хотелось мне в нём поучаствовать. Моему второму внуку Даниилу тогда было годика два. Взял я его и поехал, хотя нога ещё не сгибалась. Мы крестоходцев на машине обгоняли, потом я брал внука на плечи, шёл навстречу, и с крестным ходом вместе возвращались до машины. Так весь ход и прошли. Я тогда сам удивился, что после таких серьёзных травм смог более 50 километров отшагать.

А вскоре встретил одного нашего прихожанина, который помогал отцу Игнатию (Бакаеву). Он занимался предпринимательством. Держал пекарню в Кирове, пилораму, магазины. А когда пришёл в церковь, то стал от всего лишнего избавляться, чтобы это ему не мешало заниматься богоугодными делами и ходить в храм. И вот он говорит мне: «Слушай, у меня машина простаивает. Надо бы её как-то использовать, мне она всё равно не нужна». Стали мы на этой машине по делам прихода ездить, батюшку я возил. А когда наступило лето, всем приходом решили поехать по святым местам. Семнадцать человек собралось. Поставили в салон два дивана, кресла. Где-то с полмесяца длилась поездка – почти всю Россию объехали. Около пятнадцати монастырей и храмов посетили. Были, конечно, и искушения, как без этого, но паломники остались довольны. С тех пор мы стали ездить так каждый год.

– А как же ты к такой деятельной вере пришёл – батюшке стал помогать, людей в паломничества возить? – спрашиваю Александра.

– У меня тёща была верующей. Я её постоянно возил в Кочпонский храм на богослужения. Она уходила на службу, а я в машине дожидался. Иногда тоже в храм заходил свечку поставить. Это мало-помалу приближало меня к Церкви. А потом заболела супруга. У неё случился инсульт, чуть не парализовало. Когда поднялась, мы поехали с ней на службу в Иб, специально просить об исцелении. С тех пор и ходим в церковь, осознанно молимся. Когда к нам в Максаковку поставили настоятелем отца Игнатия, я стал ему помогать.

Когда вышел из больницы, начал с ним строить скит в сосновом бору. Сейчас там и храм, и трапезная, и домики для монахов, а тогда одна маленькая избушка стояла, насквозь продуваемая ветром. Мы с батюшкой оставались в ней жили. Помню, зимой вода в вёдрах замерзала, да так, что утром не разобьёшь. Но ничего, даже не болели никакой простудой.

Тогда все у батюшки спрашивали:

– Ну, как у вас, тепло?

– Да, тепло.

– А сколько раз топите?

– Один.

– И хватает?

– Хватает. Утром затопим – и до следующего утра дрова не перестаём подбрасывать.

До чего же мне там нравилось, несмотря на неудобства, – тихо, спокойно! Утром встанешь, пойдёшь снег чистить. Никаких лишних мыслей, один Господь в душе.

Православный с китайскими корнями

В нашем ночном разговоре выяснилось, что отец у Саши – китаец. Я заинтересовался, расспросил о судьбе отца и о том, каким образом он оказался в Коми крае.

– Отца звали Сю Тя Не, – охотно начал свой рассказ Александр. – Сю – это фамилия всего рода, Тя – имя отца, а Не – отчество. Если правильно, то я должен быть Сю Александр Тя. Полное имя отца – Сютяне – стало нашей родовой фамилией. А я – Сютяне Александр Алексеевич.

– А как отец стал Алексеем?

– Это произошло ещё перед войной. Он перешёл границу, торговал среди русских солью. И его взяли как китайского шпиона за нарушение государственной границы. Избивали, требовали признания. Судили. Дали срок и отправили в воркутинский лагерь. А в лагере его уже стали звать на русский манер Алексеем – так проще было общаться. Потом имя за ним закрепилось, и, как он освободился, документы выправил на Алексея.

После Воркуты отец переехал жить в село Айкино. Там уже после войны познакомился со своей будущей женой, моей мамой Ольгой Михайловной. У неё было девять братьев и сестёр. Абортов тогда не делали, всех рожали. У брата моего деда было 33 ребёнка! Мама родом с Удоры, росла в православной семье (в их роду были священнослужители). Бабушка по материнской линии в храме работала: пекла просфоры, убирала, помогала батюшке.

В Айкино отец устроился работать грузчиком на склад. По-русски говорил плохо. Но, видимо, была у него предпринимательская жилка – и здесь занялся он небольшим бизнесом: покупал сахар в магазине, потом его плавил и делал конфеты, у нас они петушками на палочке называются. К нему дети, женщины стали приходить за этими петушками, и среди них – его будущая супруга. Он стал угощать её бесплатно, потом познакомились; так дело со временем дошло до женитьбы.

Перед свадьбой они поехали на Удору просить благословения у маминых родителей. Вся деревня сбежалась смотреть на отца, словно на инопланетянина… А он хоть и не был верующим, но человеком был общительным, доброжелательным, во всём мать поддерживал, не запрещал ей ходить в храм, отмечать дома церковные праздники. Мы их всегда помнили, хотя религия в советское время была запрещена.

В 1953 году меня, пятилетнего, на пароходе привезли в Сыктывкар, чтобы крестить в Кочпонском храме. Почему там – я даже не знаю. В Айкино своя церковь была. Наверное, подальше от соглядатаев. Помню, как батюшка окунал меня в большую чашу, как в алтарь водил. Мама нас, всех четверых своих детей, окрестила. Но два брата ещё в детстве умерли. Остались только мы с сестрой.

Потом мы в Микунь переехали. Там и родителей похоронили. На могиле отца памятник с крестом установили, потому что он по натуре своей был православным человеком. И хоть в церковь не ходил, но все церковные праздники отмечал вместе с нами.

Когда открыли границы, китайцы из Коми собрались на родину. И отца тоже позвали, но он отказался. Я тогда уже взрослый был, спросил: «Папа, а чего ты не едешь? Если из-за денег, то мы соберём». А он: «Как я поеду? Меня там потеряли. Родители, наверно, давно умерли. А у жены и сына своя жизнь, новая семья, как и у меня. Всё это ещё раз переживать тяжело. Да и зачем я буду там кого-то беспокоить?»

Время было трудное, но мы не бедствовали. Забрали из деревни маминых двоюродных сестёр, которые потом выучились и получили хорошие специальности. Отец всех содержал.

Где-то в начале 60-х годов мы переехали в Сыктывкар. С чем это было связано, не помню. Отец российского подданства тогда ещё не принял и не имел права переезжать. Нужно было постоянно ходить в отделение милиции, отмечаться...

Занятое у Бога – возвращать ближним

– В паломничествах всё интересно, – словно бы подводит итог своим многочисленным путешествиям Александр. – Как-то мы собрались в Оптину. С нами поехали два монаха: отец Георгий из Ульяновского монастыря и схииеродьякон отец Александр (Мамедов) из нашего максаковского скита (Царствие ему Небесное) – о нём «Вера» рассказывала. Отец Александр такой смиренный, спокойный. Разговаривал он тихо; как заговорит, все сразу же переставали шуметь, иначе слова не услышать. Много молился в дороге. И нас своим примером приучал к молитве. Люди к вечеру уставшие, раздражённые, а он станет молиться – и потихонечку устанавливается мирный лад. Читал по несколько акафистов в день. Нам предлагает: «Почитаем акафист?» Все молчат. Начинает читать в одиночку. Смотришь, через некоторое время кто-то к нему присоединился, потом ещё и ещё, а вот уже и все читают... А отец Георгий – тот более общительный. Рассказывал нам, как он попал в монастырь. Ходил по электричкам, играл на баяне – зарабатывал деньги. Претерпел разных скорбей. «В монастыре много своих искушений, – рассказывал. – Но мы стараемся спасаться. Каждый вечер на братском молебне перед сном друг у друга просим прощения, как перед смертью. А утром просыпаемся и благодарим Господа за ещё один дарованный день».

И решили мы в пути так же, как братия, перед сном друг у друга прощения просить. Сначала было очень трудно. Вроде бы ты ни в чём не виноват, а каешься. Каждый по-своему этот опыт переживал. Но потом как-то вошло в душу: «Братья и сёстры, простите меня, грешного!» – попросить прощения стало так же просто, как выпить воды…

...Фары нашего микроавтобуса освещают шоссе, изредка проносятся встречные машины. Вдруг из темноты выныривает указатель поворота на с. Владимирское и озеро Светлояр. Несколько мгновений – и вот поворот уже остался далеко позади, в темноте. Саша оглядывается:

– Когда-то, ещё до нашего воцерковления, мы отправились на Светлояр. Раба Божия Фотиния нас уговорила. Рассказала, что была там ещё по молодости, ездила загадывать желания. «И что удивительно – ведь всё, о чём я просила тогда, сбылось. Да вот беда – многие из сбывшихся желаний сейчас, когда я пришла в православие и стала верующей, для меня в тягость. Сейчас хочу отказаться от них», – усмехнулась тогда Фотиния.

А мы что? – мы услышали только, что какие-то загаданные там желания могут сбыться. Ну, и поехали туда группой, в основном из-за наших мирских желаний – как в волшебное тридевятое царство. Приехали на озеро, обошли его крестным ходом, загадали, кто что хотел. И у меня мысли были тогда алчные, мирские. В первую очередь я попросил у Господа, чтобы моя невестка – жена старшего сына – на работу устроилась. Она экономист, после окончания вуза год с ребёнком сидела. А без стажа ей никуда. Попросил, чтобы внук не болел. И ещё – чтобы у меня была новая машина.

– Ну и как, желания сбылись? – спрашиваю Сашу.

– У других – не знаю, а у меня – да. Поехали домой, и ещё с дороги звоню невестке: «Как дела? Устроилась на работу?» «Нет, не устроилась» – отвечает. «Ну, вот, – расстроился, – ехал такую даль, просил, и никакого результата!» Мне же надо было, чтоб всё исполнилось немедленно. Через день невестка сообщает, что уже работает. «Как так?» – удивился я. «Утром следующего дня, – рассказывает, – позвонили с того предприятия, куда я подавала документы, спросили, что закончила, и велели приходить оформляться...» Внуку, который болел, вдруг ни с того ни с сего предложили путёвку «Мать и дитя» в Геленджик – он с бабушкой поехал туда лечиться. И после этого, в принципе, сейчас не болеет. И третье желание сбылось – через некоторое время после паломничества я работал на новой машине, возил людей.

– Вот так, – задумывается Александр. – Господь слышит наши желания и подаёт нам, даже если мы того не заслуживаем. Авансом, так сказать. Чтоб потом мы отдавали – людям.

Евгений Суворов

Источник: Газета Эском – Вера

18 февраля 2011 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 10 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий
Комментарии
ТАМАРА 1 ноября 2015, 00:26
СПАСИ БОГ ВСЕХ ЗА ЭТОТ РАССКАЗ, И АВТОРУ, И ГЕРОЯМ.МНОГАЯ И ДОЛГАЯ ЛЕТА.
Марина20 февраля 2011, 12:28
спасибо!!!
Наталья20 февраля 2011, 09:40
Побольше бы таких статей,ведь это так привлекает людей ,далеких от веры и они вдруг открывают для себя Бога.Для меня - в каждом слове Саши присуствует Господь и зовет за собой,Спасибо автору материала и редакции !!!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

Другие статьи автора Евгений Суворов

Новые материалы

Выбор читателей

×