Широко отмечаемая 17 февраля в Косове очередная, третья по счёту, годовщина самопровозглашенной «независимости» этого сербского края позволяет трезво взглянуть на то, что там происходит. А там соединились в одно: кризис международно-правовой системы, обкатка «нового мирового порядка» и строительство «Великой Албании» – первого в современной истории Европы государства, базирующегося не на историческом праве, не на религии или международных договорах, а исключительно на этнократической основе.
Одним из показателей бессилия «мирового сообщества» в Косове служат продолжающиеся со времени декабрьских парламентских выборов переговоры о составе новой правящей коалиции. Несмотря на все призывы представителей Европейского союза (и в том числе эмиссара ЕС в Приштине Питера Фейта) сформировать новое правительство к трехлетию независимости, лидерам албанских партий Косова так и не удалось это сделать. Исполняющий обязанности спикера парламента Якуп Красничи констатировал неспособность уложиться в сроки и объявил, что первое заседание нового состава Ассамблеи Косово пройдет лишь 24 февраля. Ожидается, что к этому времени может быть окончательно оформлено соглашение о создании коалиции Демократической партии Косово Хашима Тачи и «Альянса за новое Косово» мультимиллионера Беджета Паколли[1]. При таком раскладе обвиняемый Советом Европы в контрабанде оружия, наркотиков, массовых убийствах и торговле человеческими органами Тачи сохранит пост премьера, а скандально известный бизнесмен Паколли, которого швейцарское правосудие подозревает в масштабных махинациях в сфере строительства в России и других странах СНГ, – станет президентом.
Несмотря на то, что независимость края признали 75 государств (к слову, лишь 11 из них сделали это в 2010-2011 годах), его как государство нельзя считать состоявшимся. Согласно действующей резолюции Совета Безопасности ООН № 1244 от 10 июня 1999 года, Приштину на международной арене по-прежнему должна представлять краевая миссия ООН. А значит, главная цель сепаратистов – стать полноценным государством – не достигнута.
В то же время у «мирового сообщества» нет воли к воздействию на Приштину. С одной стороны, ПАСЕ принимает жесткую резолюцию по преступлениям «Армии освобождения Косова». С другой – представители ООН и ЕС рассматривают бывшего политического руководителя АОК Хашима Тачи своим ключевым партнером. Швейцарская прокуратура расследует махинации фирмы Беджета Паколли «Мабетекс» – и тот же Евросоюз приветствует достижение соглашения, открывающего оборотистому мультимиллионеру путь к президентскому креслу. В Приштине сейчас усиленно обсуждают вопрос: не помогут ли московские связи такого матёрого дельца, как Беджет Паколли, пролоббировать признание Россией Косова?
Памятники бандитам из УЧК – лишь часть печальной реальности современного Косово |
Ещё в 2005 году в косовском урегулировании произвели элементарную подмену понятий на высшем международном уровне. 31 октября 2005 года тогдашний генсек ООН Кофи Аннан направил письмо на имя председателя Совета Безопасности ООН, в котором подчеркнул, что «процесс определения будущего статуса будет осуществляться в контексте резолюции 1244 (1999) и соответствующих заявлений Председателя Совета Безопасности»[2]. Иными словами – на основе уважения «суверенитета и территориальной целостности» Югославии и ее правопреемницы-Сербии[3]. А в конце все того же 2005 года международная Контактная группа по Косову принимает решение о недопущении возвращения ситуации вокруг статуса Косово к 1999 году – то есть ко времени вышеуказанной резолюции. Подобная международно-правовая бессмыслица и открыла дорогу «продавливанию» Западом идеи «косовской независимости».
«Независимость» Косово – путь в никуда |
Январские дебаты по Косову в стенах ПАСЕ показали, что многие в Европе только сейчас начинают сознавать всю драматическую подоплеку происходящего. «В глазах западного мира, позволившего Косову стать государством, позиция Приштины сегодня хуже, чем три года назад, когда она провозгласила независимость», – заявил один из ведущих местных экспертов Юлли Ходжа в интервью Агентству Франс Пресс[6]. Однако США, ЕС и НАТО уже вложили в «косовский проект» такие денежные средства и такой политический капитал, которые не на один порядок превосходят даже состояние мультимиллионера Беджета Паколли, – и явно не намерены отказываться от «проекта». Это хорошо понимают и албанские лидеры, для которых Косово – лишь первая ступенька на пути к будущей «Великой Албании». Истекшие три года псевдонезависимости Косова – это только начало.