.
Открытое письмо игумену Сергию
(Рыбко),
настоятелю Храма Святого Духа
Сошествия,
что на б.Лазаревском кладбище, г.
Москва
по поводу его обращения о Борисе
Гребенщикове
23.02.2011
Ваше Высокопреподобие, досточтимый отец Сергий!
С удивлением прочитал Ваше обращение к руководителю и сотрудникам Миссионерского отдела Тульской епархии по поводу рок-музыканта Бориса Гребенщикова ( http://dniester.ru/content/boris-grebenshchikov-okazalsya-v-tsentre-religioznogo-skandala )и посчитал необходимым ответить Вам.
Во-первых, хочу поблагодарить Вас, что Вы поддержали весьма важную дискуссию о нынешнем статусе этого человека. Она важна, т. к. Борис Гребенщиков является кумиром, образцом и примером для подражания для многих наших соотечественников и любой его поступок или высказанное им мнение реверберируется сотнями тысяч колебаний в душах этих людей.
Поэтому мне кажется, что устроенное Миссионерским отделом обсуждение творчества и воззрений Бориса Гребенщикова было весьма актуальным и своевременным.
Вы жестко упрекаете Ваших тульских собратьев, в том, что они констатировали факт неправославия Гребенщикова, когда некоторые его ранние произведения «более даже православные, чем некоторые произведения А. С. Пушкина» (надеюсь, все же, что только некоторые, а не вообще все, А. Л. Д.). Вы пишете, что благодаря этим произведениям тысячи молодых людей пришли к вере и Церкви, и Вы знаете некоторых из этих тысяч.
Позвольте, Ваше Высокопреподобие, рассказать Вам о других: о десятках, если не сотнях тысяч нынешних поклонниках Бориса Гребенщикова, которые благодаря его творчеству и воззрениям отпали от Церкви (или так и не пришли в нее), увлекшись пропагандируемым им буддизмом или вовсе тоталитарными сектами. Я лично знаю десятки таких людей (а опосредованно – сотни). Их родители звонят нам в Центр св. Иринея Лионского и с плачем рассказывают о попадании сына или дочери в секту, адептом которой называл себя их кумир БГ и которой они, благодаря этому, заинтересовались.
Вы пишете:
Православный ли Борис? С точки зрения строгости канонов, ответ не так прост, как получается у вас. Во-первых, БГ крещен в православную веру, во-вторых, считает себя православным, о чем неоднократно говорил и мне в личных встречах, а также не раз заявлял о этом публично, отвечая на вопросы журналистов.
Но также Гребенщиков публично, отвечая на вопросы журналистов, называл себя буддистом. Может ли «с точки зрения строгости канонов» человек быть православным и буддистом одновременно? Гребенщиков неоднократно заявлял, что считает Богом лидера индийской тоталитарной секты Саи Бабу (кроме всего прочего, неоднократно обвинявшегося в заказных убийствах и педофилии). Может ли «с точки зрения строгости канонов» православный человек иметь другого Бога, кроме Пресвятой Троицы? Гребенщиков называл себя учеником и последователем лидера другой тоталитарной секты Шри Чинмоя, хвастался тем, что получил от него религиозную инициацию и новее сакральное имя Пурушоттама (что означает «выходящий за пределы ограничений»). Может ли «с точки зрения строгости канонов» православный человек иметь своим Учителем кого-л., кроме Господа Иисуса Христа, принимать от него посвящение и, отрекаясь от своего святого, принимать другое имя?
Да, Вы правы, «БГ крещен в православную веру». Значит, «с точки зрения строгости канонов», он отпал от нее, о чем как мы видели, неоднократно заявлял публично, и может вернуться в Церковь лишь после публичного же покаяния в своих заблуждениях и через чин воссоединения с Ней.
И тем более вызывает обеспокоенность Ваши следующие слова:
В-третьих, Борис имеет духовного наставника, канонического священника Русской Православной Церкви, которого я знаю лично, и у которого он исповедуется и причащается.
Значит ли это, что в нашей Церкви существуют двойные стандарты? Представим себе обычного человека, который придет на исповедь с подобным набором верований в одной отдельно взятой голове. Допустит ли его священник до Причастия? Думаю, однозначно нет. Но если этот человек сам «великий Гребенщиков», получается, что обычные каноны Церкви к нему неприменимы? Вот уж воистину человек «выходящий за пределы ограничений»! Но, увы, наша Церковь не знает таких различий. Перед Господом все равны: богатый жертвователь и неимущая вдовица, неграмотный крестьянин и великий писатель Лев Толстой, глухонемой попрошайка из электрички и известный музыкант. Прелюбодеяние – для всех прелюбодеяние, отпадение – для всех отпадение, предательство – для всех предательство. Разница только в том, что тем выше и влиятельнее человек, тем большую ответственность он несет, ибо своим положением соблазняет многих. Почему Церковь публично объявила об отпадении Л. Н. Толстого, а не каких-н. рядовых толстовцев? Потому что именно Л. Н. Толстой в силу своего положения и авторитета в тогдашнем обществе соблазнял очень многих и уводил из Церкви, от Христа, от спасения.
Вы критикуете тульских миссионеров за то, что они назвали воззрения Гребенщикова «экуменизмом». Я тоже думаю, что тут они ошиблись, но совсем по иным причинам чем Вы. Конечно, Гребенщиков – не экуменист, ведь экуменизм стремится к объединению ХРИСТИАНСКИХ конфессий. Воззрения Гребенщикова весьма далеки от экуменизма. Их правильнее охарактеризовать, как оккультно-синкретические, типичные для неоязыческого оккультного движения Нью-Эйдж, многие последователи которого провозглашают Гребенщикова своим пророком.
Вы пишете о неуместности критики БГ, поминая его былые заслуги. Но Церковь – это не музей восковых фигур Мадам Тюссо, куда попадаешь за заслуги и остаешься вечно молодым и недвижимым восковым изваянием. Люди живут и меняются, причем, увы, не всегда к лучшему. И великие подвижники с великими заслугами отпадали от Церкви и великих умов, приведших многих в Церковь, но затем уклонившихся в лжеучения, отлучали от нее. И чем больше былые заслуги Гребенщикова, тем опаснее его нынешнее состояние, как для него, так и для других, помнящих о его ранних текстах и благодаря ним безоглядно верящим ему, ныне уже совсем другому.
Не понимая, чем Гребенщиков похож, как Вы считаете, на Есенина (разве что разгульным образом жизни, который и погубил крестьянского поэта), позволю себе провести другую историческую параллель. Когда наша Церковь опубликовала документ с горькой констатацией факта отпадения графа Льва Толстого от Церкви, многие реагировали буквально теми же словами, что и Вы:
Жестоко осуждая Льва Николаевича (в Вашем случае Бориса), вы также отталкиваете от православной церкви миллионы почитателей его творчества, большинство из которых являются думающими интеллигентными русскими людьми.
Я не сравниваю Гребенщикова с Толстым по масштабам дарования (в наш оскудевший талантами век ставятся совсем иные мерки), но по степени влияния на умы при вездесущности современных СМИ, первый значительно превосходит последнего, и, значит, пропагандируемые им взгляды делаются гораздо опаснее.
Вы, заклеймив миссионерскую акцию Ваших тульских собратьев ярлыком «инквизиторский суд», призываете их оставить Гребенщикова в покое, дать ему самому определиться, подчеркивая, что «он же еще не умер, это же живой человек» и может де еще отказаться от своих заблуждений. Но как же ему от них отказаться, когда десятки, если не сотни православных ласкателей в сане и без сана уверяют его, что он православный человек (ну, может, разве что слегка заблуждающийся), что его взгляды и его жизнь вполне (или почти вполне) совместимы с Православием, перед которым он имеет особые заслуги, так как привел в него тысячи людей? Думаю, такой подход опасен не только для тех, кого Гребенщиков соблазняет своими жизнью и высказываниями, но и в первую очередь для самого музыканта, который, не видя необходимости меняться, рискует остаться на всю вечность со своими Саи Бабой и Шри Чинмоем.
А вот предупредить – четко и ясно, без экивоков, умолчаний и иносказаний – Бориса Гребенщикова о несовместимости его позиции и его жизни с Православием, с Церковью, со Христом – нравственный долг любого пастыря и христианина. Что и сделали – наконец-то – тульские миссионеры, проявив мужество и не побоявшись нападок и злословия, которые не замедлили на них обрушиться, в том числе и от Вас, досточтимый отче.
В связи с этим последний вопрос: отец Сергий, а Вы проверяете контекст, в котором появляются Ваши высказывания? Например, на сайте, где было размещено Ваше мнение, оно предварялось словами:
Данная позиция околоцерковных деятелей вызвала волну возмущения в среде священников и православных активистов.
Отец Сергий, Вы действительно считаете Ваших собратьев, сотрудников Миссионерского отдела Тульской епархии, ведущих чрезвычайно важную и очень плодотворную работу, благодаря которой очень многие люди отвращаются от сект и приходят в Церковь, выдерживающих постоянные нападки и угрозы антицерковных и антиобщественных групп и организаций – Вы действительно считаете их «околоцерковными деятелями»? В отличие от «члена Церкви, православного христианина» Бориса Гребенщикова?
И всякие сравнения его, например, с Сергеем Есениным на мой взгляд совершенно неуместны, да и просто смешны! Есенин- Великий Русский Лирик,а что такого прекрасного написал БГ за все десятилетия своего творчества? Больше тридцати альбомов, а слушать,по существу, нечего! Вот тебе и "кумир"- всё!..
многих из них войти в криминальную сферу. В этой передаче, он вальяжно рассуждал о Боге и вере. Сомнительно, что со времён бригады, его образ жизни значительно изменился. И таких примеров можно привести много. Что касается самого Гребенщикова, то его образ жизни, можно определить излюбленным в этой среде словом - тусовка.
Конечно необходимо молиться за отступников и еретиков, век человеческий краток, пройдёт и это. Но, такие вот "Бориски" растут как грибы после дождя и дело совсем не в них, а в тех, кому хочется быть удобрением, на котором вырастают псевдоучителя. Для многих теперь "КРУТО" бороться с православием, десятки и сотни тысяч молодых людей считают своим долгом кинуть камень в огород православной веры и не безосновательно, часто от таких вот "ведомых" слышишь гниль зависти-Посмотри на этого священника, а посмотри на его дела, а православная церковь превратилась в бизнес.К сожалению отчасти они правы, мы, православные, соблюдающие посты, ходящие в храмы, старающиеся вести духовную жизнь, не должны подавать поводов для соблазнов и осуждения всего православия и должны помогать заблудившимся, а не отталкивать вновь пришедших, как это часто бывает.
Все, кто любит Бориса по-христиански. Пишите в записки р.б. Бориса и поминайте его на келейной молитве. Господь милостив!
Я с болью смотрю, как мается русский человек.
Искренне надеюсь, что покается и отринет он бесовское наваждение.
А нелегко ему будет это сделать. На большой гордыне замешано.
Но смог же Серафим Роуз отринуть все ложное и обрести ИСТИНУ. Разница в том, что Серафим Роуз искал именно ИСТИНУ.
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных!
Не перестаю удивляться,как у нас легко оказывается оставаться "православным" при этом фактически не являясь?!?!
Удивляет идолопоклонническое отношение к медиа-личностям, удивляет то что находятся люди готовые оправдать грех-возводя его таким образом в норму, удивляет то как люди в своем закоренелом отпадении или заблуждении пытаются при этом следовать тому чего сами не понимают и творят себе кумиров.
И автор правильно подчёркивает, что уважаемый Борис Борисович не является экуменистом, пытающимся "подружить" все конфессии, верующие во Христа. Нет, музыкант, увы, более всего своими мировоззрениями похож на человека, увлекающегося теософией, оккультными движениями. Именно теософия главной целью ставит примирение всех религий, утверждает единый универсальный принцип и общую систему этики, основанную на вечных истинах.
Поэтому для Гребенщикова все равны: Будда, Христос, Шива, Саи Баба. Видимо, музыкант почитает их как равных пророков, в разное время пришедших на землю для проповеди любви и добра.
Можно также добавить, что ничего криминального тульские миссионеры не сделали. Это их непосредственная работа -вразумлять и просвещать народ.
PS Тоже долгое время была увлечена творчеством, без сомнения, талантливейшего музыканта. Считала его православным, несмотря на все но. Сейчас свой взгляд кардинально поменяла.
Первое разочарование было у меня от песни "Над небом голубым". Эти игры "над" и "под", сомнительное авторство... Когда человеку хочешь верить - неприятно спотыкаться даже о такое. Слава Богу, пронесло!
Не увлекаюсь творчеством БГ ,он мне не интересенн ,но ведь молодежь то любит все такое особенное ,модное ,не как у всех.Вот и тянется к таким "буддисто-православным "или наоборот и считает,что такой симбиоз допустим.
Нужно когда то делать выбор-я за Христа или нет.
Об этом и разговор в письме А.Дворкина, который, кстати, когда-то отказался от билета на этот же лайнер и сейчас приносит людям чудесные плоды познания Христа. Моя отдельная благодарность ему за это.
Для меня информация из письма настоящая новость во всех отношениях. Даже не предполагал, что БГ это не просто БГ, а БГ - это поклонник шивы. А шива кому поклоны кладет? Велиару! Значит БГ земные поклоны кладет Велиару, а поясные Господу нашему Иисусу Христу! Хорошо устроился между двух стульев.
Даже не думал, что Борис так расчленился духовно. Желаю ему быстрейшей разлуки с Бабой, Чинмоем, Шивой и главой шайки - Велиаром.
Спасибо Александру Леонидовичу за прояснение горизонта.
Если бы не масштабы БГ, и разговору бы не было.
Христианство без крепости Веры, без догматов Вселенских Соборов - это не Христианство.
Чем выше в Вере, тем тоньше искус.
Чем выше в обществе, тем громче последствия.
Многие художники (музыканты в том числе), кто пришёл к Богу, замолчали до срока. Срока своей зрелости. И правильно сделали: они состоялись как христиане.
БГ не зрел в Вере Христовой, и это видно. Если уж он пошёл за Христом, ему бы помолчать до срока, осознать своё детство.
Экуменизм - зло, это укол с анестетиком, крысиная слюна на Вере Христовой. И диалог с экуменизмом должен быть сугубо охранительным. Иначе не будет крепости, не будет Веры.
Мне кажется лед тронулся.
И не нам судить.
Истина только в Святом Евангелии, в Апостоле и т.д., а аквариум - приятная (или неприятная), но - приходящая (ибо и Гребня забудут в скором времени ,а многим он уже безразличен!)вещица, игрушка, лишний раз приятно доказывающая, как Божий мир безграничен и необъятен. Некая цветастая обёртка для Истины Христовой.
Давайте же будем думать о своих грехах прежде всего, а не о призрачном Гребенщикове - жизнь его, кстати, далеко не сахар, хотя бы биографию его прочтите. Другой бы спился от тех несчастий и кошмаров, которые были и есть в его жизни, а он как-то выдержал. (и-нет вам в помощь!)Подумайте над этим. И помолитесь за наивного и в чем-то простоватого бородатого дядьку- на гитарке игреца. Всё-таки песенки у него приятные и завлекательные, с эдакими завитушками...
"К нынешнему моменту очевидно одно: из песен о вере Бориса Гребенщикова можно составить не семипесенную ораторию, а целый молитвослов".
"-Путь любого художника — это написание его благой вести, его Евангелия. Это путь любого творческого человека к Богу, к Творцу, к свету. Сегодня это прозвучало, — считает Олег Ефимов."
http://www.pravmir.ru/molitvennoe-pravilo-borisa-grebenshhikova/
Очень печально и страшно(
Псевдомузыкант,
псевдопоэт,
псевдопесни,
псевдоправославный,
псевдобуддист,
псевдолюбовь,
псевдотворчество
и только одно не псевдо - шоубизнес
За Гребенщикова молиться надо, вымаливать его надо! Заказывать молебны о здравии, и т.д.
Сами посудите, кто стоит за мечтаниями и фантазиями, и всё поймете.
Вся жизнь Гребенщикова - это постепенное превращение честного талантливого человека в одержимого, бесноватого, гордого мечтателя, соблазненного призраками и ставшего впоследствии таким же лукавым обольстителем. УПАСИ ГОСПОДИ ЕГО СЛУШАТЬ! Для него не существует ни Христианства, ни буддизма, это лишь его личины, не более. Хозяин же гребенщиковский постепенно затягивает его в свои сети.
Повторяю, за Гребенщикова молиться надо.
А насчет "зависти и осуждения" БГ...Мне всего лишь горько и больно за БГ, и буду молиться чтобы он понял, в какую духовную помойку попал!
Почему?
Потому что я бывшая оккультистка. ВСЕ началосьс нью-эйдж, в том числе и музыки нью-эйжд. То, что с Православием ничего общего сие не имело, я не знала. И что дальше? классика погубления души: энергетика, аура, Индия, ашрамы, Саи - баба, разнообразные гуру и т.п. Кульминация - изучение "новой науки" космоэнергетики, проще говоря - бесообщение. И так же считала предупреждающие голоса пастырей гупостью. Прости, Боже! Чудом осталась жива, приползла в храм.
Вот к чем приводят казалось бы, на первый взгляд "безобидное" увлечение восточным мистицизмом.
В чем ОПАСНОСТЬ творчества БГ? Москвичи, помните оккультный магазинв Москве "Путь к себе"? Я там работала. Так вот, творчество БГ насквозь ПРОПИТАНО оккультизмом! Так и веет от него атмосферой этой "духовности". Есть, конечное и нейтральные песни, НО: одна ложка дегтя испортила бочку меда. (далее см.выше)
Касаемо первого - мне кажется, что Борис Борисович вообще ни к какой вышеперечисленной религии не относится. Такое впечатление, что основная для него религия - его творчество, а всё остальное "лишь средство для звонко-певучих стихов".
Ну, конечно, тут же раздадутся реплики о самообожании и прочее. Не думаю.
Творческий процесс сам по себе настолько захватывающ, что ни о чём другом попросту не думаешь и не видишь. А если кто чего и спросит, то можно ответить так, как хотят услышать.
Но возникает тогда ещё вопрос: От кого, собственно, приходит это творчество?
И тут уж, конечно, нужно смотреть на сами тексты.
А то, что песни Бориса Борисовича могут кому-то навредить... Не знаю, глубокоуважаемому мною Александру Леонидовичу, конечно, виднее.
Как выходцу из среди хиппи.
Познакомился (от части) с творчество БГ год или 2 назад. Музыка приятная, текста есть хорошие.
Считаю, что он достоин называться музыкантом - клавишные, флейта, ударные - все очень мелодично и приятно.
Состояние прелести - его я боюсь слушая песни. Может завести в дебри.
Бог ему судья! "Покаяния двери отверзи..."
Согласен с этим постом:
"Евгений:
Я бывший рокер и поклонник Гребенщикова.
Много ушло времени, чтобы снять лоск... Не с него, а с моих воззрений и надежд. Да творчество Бориса вдохновляло, но это не православное вдохновение, не христианская надежда. Да Гребенщиков-с-утра вдохновляет "депрессивного в доску" человека не повесится сразу, а закурить и сходить за пивом, но не более... И в состоянии этой псевдонадежды мы можем даже пройти рядом с храмом, можем зайти в него. Но влившись в лоно Церкви слетает лоск, осыпается мишура, снимаются фенечки. Безнадёга остается позади!"
Каждый в день Суда сам себя осудит и Гребенщиков в том числе. Не пойму зачем тащить Гребенщикова в православие против его же собственной воли (не припоминаю я, чтобы Борис Борисович называл себя православным, хотя, это может оттого, что не слишком интересуюсь его нынешним творчеством и жизнью. Помню, больше его высказываний относительно его же исповедания буддизма)?
А по поводу иронии в его песнях и юмора... Оценит ли Господь такую "шутку юмора" - не нам судить. Принимаем ли мы чувство юмора Гребенщикова и подпеваем ли вместе с ним - наше дело и наш выбор и нам за него отвечать. Ибо за каждое слово, даже случайно оброненное, будем давать ответ.
Сам в своё время слушал Б.Б.Г. Особенно нравилось его раннее творчество до "Русского альбома". Потом я изменился (Господь отвёл от йоги, буддизма, восточной каши-малаши) Б.Б.Г. повернулся в восточную сторону (к сожалению, не стоя при этом в православном храме) - разошлись стёжки-дорожки и Б.Б.Г. никак не повлиял на мой выбор. Теперь он меня не интересует ни как личность, ни как поэт.
А священникам не стоит, думаю, с таким усердием защищать неправославного (без сомнения, т.к. он(Б.Б.Г.) сам об этом говорит) человека и его сомнительное с точки зрения воздействия на душу творчество.
Вообще, уже надоел этот мракобесный бред. Займитесь собственным спасением, дорогие православные, а БГ как-нибудь сам разберется, и судить его будет не жалкий миссионерский отдел в городе самоваров, а некто другой...
1. см. у свв. отцов-парение помыслов, блуждание их же, прилог, сосложение. Выводы делайте сами.
2. любая музыка, которая не конфликтует с миром в Вашей душе.
С уважением, священник Евгений Бокк. Рязань.
Если всё так буквально воспринимать, то конечно не стоит ни музыку слушать, ни читать литературу - один сатанизм обнаружите. Это песня - шутка, сударь.
Открытое письмо потрясло своей искренностью, тактичностью и храбростью т.к. прочитав отзывы читателей Вы понимаете какое "море" мнений всколыхнули. Отец Сергий (Рыбко) прекраснейший человек, но в прошлом он тоже рок музыкант, и чудо Господне уже в том, что он - Отец Сергий, изменил свою жизнь.БГ- любимец многих и его талант очевиден. Прошу прощения, но как православный рок музыкант (слова звучат как-то "кособоко")может воспевать буддизм?
Нельзя служить Господу и мамоне.
Для всей аудитории могу сказать, дорогие господа мы очень активно реагируем на происходящее, а значит нам с вами все не безразлично, значит мы еще ЖИВЫ, и Россия ЖИВА и Православие тоже!
Простите, никого обидеть мне не хотелось.
1Блуждающие мыслеобразы могут быть весьма опасны для сознания так как с принятием и рассматриванием их в уме весьма вероятно подпадание под влияние лукавых духов.
2.Польза от нецерковных песнопений может для кого-то и есть, но на личном опыте я убедился в том, что это может привести к проявлению излишней чувственности, приложению сердца к ним, что негативно влияет на мирное состояние души, а нарушение мирного состояния души приводит через время к подмене духовного состояния, к которому мы должны стремиться, на душевное с вытекающими отсюда негативными последствиями. В свое время меня об этом предупреждал мой духовник и его слова подтвердились.
Вопросы: 1.Полезны ли для души человека блуждающие мыслеобразы?
2.Какие песнопения (кроме церковных) полезны для верующего?
Прошу ответить воцерковленного православного.
Дай Бог здоровья Всем участникам разговора.Спасибо.
Игорь Владимирович, Кострома.: простите за слепоту, расскажите что там за БГ висит на фото выше, я что-то не рассмотрел что именно там...
давайте попоем песенку с альбома Пушкинская 10 (2009)
Вперед, Бодхисаттва
Cидели с другом и пили вино
Занимались этим делом довольно давно
По комнате клубами плавал никотин
И к концу подходил мой запас легких вин
Мой друг сказал мне: "Мы с тобою бодхисаттвы",
Я ответил: "Да, но нам пора в магазин".
Вперед!
Вперед, Бодхисаттва, вперед!
Вперед, Бодхисаттва, вперед!
Вперед, Бодхисаттва - нам с тобой пора в магазин.
и тд.
Терпения Вам! Читала некоторые Ваши статьи, не всегда была с Вами согласна. Но здесь полностью Вас поддерживаю.
Я была студенткой в конце 80-х г.г.одного из ленинградских тогда еще ВУЗов. Б.Г. предоставлялись многие площадки для выступлений, студенты зачитывались его, перепечатанными друг у друга эссе. И под влиянием его творчества некоторые мои знакомые уходили в различные восточные секты.
Но примеров того, что под влиянием его творчества, кто-то пришел в Православие, почему-то в комментариях защитников Б.Г. не видно.
Храни Вас Бог, Александр! Господь Бог всех рассудит!
Першин-настоящий миссионер, то Дворкин и туляки, что-игрушечные? Читал пост о. Димитрия. При всём уважении к нему, увы-комментарий слабый. Странно, о. Димитрий и все "настоящие" не заметили, что акценты в "суде" (согласен, не самая удачная вывеска) и у проф. Дворкина расставлены не на личности Б.Г., а на творчестве и пиаре брэнда "Б.Г.". Собственно, весь сыр-бор из-за культурного феномена "Борис Гребенщиков, и его творчество". Это видно из контекста событий: "суда" и письма А.Дворкина. Странно, что такие разные люди как Першин и Рыбко "переходят на личности". Соглашусь, Тулякам надо было быть поаккуратней с терминами-народ у нас зубастый. о. Димитрий абсолютно прав в смысле недопустимости (и нелепости) подобного суда над личностью. Но культурному явлению оценка дана вполне уместно. Пожалуй, по форме аляповато. А по сути.., на память приходит книга Кураева "Кто послал Блаватскую"- так же анализ религиозного шельмования, смущающего народ. Есть яркая фигура, яркое творчество. Религиозная ориентация под вопросом. Попытались разобраться. С уважением, священник Евгений Бокк. Рязань.
Старец И.КРЕСТЬЯНКИН (думаю, нет нужды представлять, кто это такой): "Сколько молодежи пришло сейчас в Церковь с распутий жизни, пройдя через оккультизм, индийскую философию, йогу. Эти бесовские познания они принесли с собой и в Церковь. Не имея ни сил, ни времени, а часто и желания освободиться от страшного ведения зла, они начинают на христианской почве изобретать свою новую, невиданную веру, где в равном достоинстве уживаются истина и ложь. Но, по слову апостола Петра: (2 Пет. 2, 21)".
У меня приятель не вылазит из Индии и из этой секты Сати Бабы и еще называет себя православным, и уже прозомбирован полностью. Довольно активный - хотел даже открыть передачу на ТВ, и о Православии и буддизме и все в одном котле, якобы все молятся одному Богу.
На youtube у него один из самых популярных каналов - они там и Иисусову молитву, Оптинских старцев, Отче Наш выложили для медитаций, и под них пиарят их кумира Сати. Всем говорит, что старец Илия из Оптиной пустыни хорошо отозвался об этом Сати Бабе.
===
Вся проблема в том, что БГ называет себя православным - и это вполне в духе всех этих экуменистов-восточников. Потом они лезут в Церковь и несут собой всю эту прелесть.
На мой взгляд, многие воспринимают мир именно так: я это не понимаю, значит, это плохо.
И это относится не только к православным, конечно.
Но всё же - может быть, всё не так уж и плохо?
Но все же. Если принимать Православие, то всем сердцем.
Александр Леонидович, какая грамотная, своевременная, великолепная статья! Интересный вопрос, как вот можно найти в буддизме то, чего нет в Православии? Помню, скачала на сайте Аквариума файл под названием Bardo - его очень и очень советовал прочесть Гребенщиков, т.к. вроде бы в нем таилось нечто архиважное. Ну и что ж, прочла. Унылая муть о посмертных скитаниях души где-то в мутном пространстве, без всякой надежды и отрады. И на это он променял Христа? Странно. Как то болезненно вообще.
Меня, скажем, когда-то, лет 15 назад так "зацепили" слова "Не прячь от Бога глаза, а то как Он найдет нас? ... и вот Он стоит вокруг нас, и ждет нас, ждет нас", что я пошла на первое причастие и исповедь после этого. Спустя некоторое время я искренне, с большим позитивом, пыталась понять его увлечение Сай бабой и прочими вещами, связанными с буддизмом, не могла. Они до сих пор путают меня, создают в голове кашу и неразбериху. Хотя я сейчас по прежнему с интересом слушаю новые песни Бориса Гребенщикова. И чем больше слушаю, тем больше становится его жаль, хотя по виду - счастливый светлый человек.
Еще раз респект Игорю Владимировичу из Костромы. :)
По поводу статьи Дворкина я продублирую здесь свой пост на Благовест-инфо:
Как я погляжу, проф.Дворкин не дурак использовать НЛП.
Но при всем таланте профессора ПСТГУ, натяжек масса, многовато и "простых и ясных" ответов на заданные самим же автором вопросы, "напрашивающихся очевидных" выводов... Правда, за подпись искренний респект, - "Остающийся в недоумении, Ваш искренний почитатель...". Изящно. :)
Касаемо БГ. Я слушаю "Аквариум" 12 лет. Сразу оговорюсь, что не единым «Аквариумом», так сказать…)) Так вот, о БГ. За те годы, что я знакома с его творчеством, я заметила одну странную вещь – тексты песен Гребенщикова бесконечно изящны, полны аллюзий, скрытых цитат, обороты речи такие, что невозможно не восхититься! Однако при этом, в многочисленных своих интервью БГ буквально не может связать двух слов, его абсолютно неинтересно слушать – он «никакой» в общении со СМИ... Вывод?.. Не скажешь лучше самого БГ: «Любая песня изначально благая, просто ты к этому еще не привык. Если не нравится, как я излагаю, купи себе у Бога copyright на русский язык!».
Как писал И.С.Бах на своих партитурах: «Одного лишь Бога благодарю». От Бога музыка, не от человека, слишком уж великий дар…
Игорь Владимирович, абсолютно вас поддерживаю.Только бессмысленно приводить здесь пронизанные христианскими мотивами тексты БГ, потому что "слепой не видит, а умный не знает". Ведь наши православные беруться судить об отдельных творческих людях, не прочитав ни единой их книги и не прослушав даже десатка их песен.Они верят и опираются на мнение отдельных авторитетов, но не хотят самостоятельно поработать своим серым веществом.
При прочтении некоторых комментов , типа коммента Татьяны"Открой ему очи, да убоится бо" становится просто смешно. Татьян, такую фразу себе может позволить только поистине святой человек, уверенный что его- то духовные очи 100% развернуты в сторону Господа.
На всякий случай надо бы еще в партию записаться, а потом духовнику за это покаяться.
Когда в лихие года пахнет народной бедой,
тогда в полуночный час, тихий, неброский,
из леса выходит старик, а глядишь - он совсем не старик,
а напротив, совсем молодой красавец Дубровский
Проснись, моя Кострома, не спи, Саратов и Тверь,
не век же нам мыкать беду и плакать о хлебе,
Дубровский берет ероплан, Дубровский взлетает наверх,
летает над грешной землей, и пишет на небе -
"Не плачь, Маша, я здесь;
не плачь - солнце взойдет;
не прячь от Бога глаза,
а то как он найдет нас?
Небесный град Иерусалим
горит сквозь холод и лед
и вот он стоит вокруг нас,
и ждет нас, и ждет нас...."
Он бросил свой щит и свой меч, швырнул в канаву наган,
он понял, что некому мстить, и радостно дышит,
в тяжелый для Родины час над нами летит его ероплан
красивый, как иконостас, и пишет, и пишет -
"Не плачь, Маша, я здесь;
не плачь - солнце взойдет;
не прячь от Бога глаза,
а то как он найдет нас?
Небесный град Иерусалим
горит сквозь холод и лед
и вот он стоит вокруг нас,
и ждет нас, и ждет нас...."
Вместе с другом своим давним Пушкиным сочинял это Б.Г.:)
Чем не нравится?
Евгений, Ваши представления о творчестве Гребенщикова суубо Ваши, и есди у Вас не было возможности как-то понять его, то из этого не следует, что единственным желанием, которое он вызывает, будет желание "пока не вешаться, а сходить за пивком". Не мешайте одно с другим, это всего лишь Ваша личная реакция, отвечайте же за неё сами.
Сухость, желчь, показная праведность - вот что я вижу, читая комментарии так называемых православных. Где же ваше православие?
Если он поёт, пусть поёт, и лично мне его песни не очень то и привлекают. А вот строить такие конструкции гермафродитивные в религии...извините.
В октябре прошлого года я сидел в первом ряду огромного зала
ДК им Ленсовета в Питере, где БГ свой очередной концерт объявил священнодействием по случаю совершеннолетия (21 год) питерского рок-клуба. Мы теперь взрослые и нам теперь всё можно - сказал мэтр. Так что лично я только благодарен православным миссионерам за заострение темы о БГ. Может это сподвигнет его на новые творческие свершения.
Действительно пришло время спрашивать с него по-взрослому. а то ещё пару десятков лет, и он нам уже живой ничего больше не скажет.
И да будут счастливы обитатели всех миров!
www.baranovsv.уa.ru
Много ушло времени, чтобы снять лоск... Не с него, а с моих воззрений и надежд. Да творчество Бориса вдохновляло, но это не православное вдохновение, не христианская надежда. Да Гребенщиков-с-утра вдохновляет "депрессивного в доску" человека не повесится сразу, а закурить и сходить за пивом, но не более... И в состоянии этой псевдонадежды мы можем даже пройти рядом с храмом, можем зайти в него. Но влившись в лоно Церкви слетает лоск, осыпается мишура, снимаются фенечки. Безнадёга остается позади!
Читала разные интервью с ним. Впечатление, что верует он в то
во что верует аудитория печатного издания в котором разместит интервьюер свою статью. По всеядности более всего похоже именно на нью-эйдж. Не нужно также сильно преувеличивать гениальности Гребенщикова. Он ей не страдает. Толпы поклонников не критерий. Они есть и у более худших по качеству представителей отечественной и зарубежной эстрады. Не думаю, что должно сильно радовать, если кто-то именно через него"прозреет" в православие. Такому неофиту надо будет долго выгребать из своего сознания побочные вкусовые добавки.
Слава Богу, сейчас есть возможность идти в Православие напрямую, а не через канализационные трубы чьей-то псевдодуховности.
"Людям, не следующим базовым требованиям канонической дисциплины христианина по бесчисленному количеству причин, весомость которых оценивать прилично лишь Господу, стоит уделить самое деликатное внимание, страшась притом отторгнуть их нежные души от шанса познания Истины грубостью личных доводов."
Это проповедь под названием "Соборность", настоятельно рекомендую. http://www.snob.ru/selected/entry/5215
Она как нельзя кстати к этой теме огульного обвинения в "не православности". С такой точки зрения посмотреть - много кого можно в ад отправить ещё при жизни, так и руки и чешутся...) Но нам такой власти не дано, слава Богу. Миссионеры должны проповедовать, а они с этими странными волеизъявлениями занимаются обратным - дискредитацией православия. Не стыдно? Ну и смешные высказывания вроде того что вся рок музыка от сатаны - не в счёт, это сродни "все бабы ...", так же неумно. Стихи Борис Борисовича потрудитесь хотя бы прочесть, о несмысленные! И понять. Если что-то из двух действий не удалось - это не значит, что гореть Гребенщикову в аду. Просто вам может надо кругозор расширить, книжек почитать, отдохнуть... И ещё раз попробовать.
Игорь.
00:58Ольга:
Пощечина отрезвляет. Согласна.
Только БГ это не поможет, к сожалению. Шизоидность. Человек играет с реальностью. И если эта не подойдет, придумает себе новую.
Не виню его. Просто не знаю, как достучаться
Дорогая, Ольга,во-первых, я не думаю, что данные довольно-таки смешные выводы "миссионеров" могут служить пощечиной для БГ - не тот это человек. Во-вторых, кто вам дал право(Вы же, наверное, человек православный) применять термин "шизоидность" по отношению к др человеку, пусть даже не столь православному, как Вы? Вы слышыли "Серебро Господа", "Северный цвет", "День радости"? Вы такое сможете написать???? Или для Вас шизоидность - это свсе то, что Вы не в силах понять? А что значит фраза "Не знаю как достучаиться"??? Вы, что до Бор Борисыча что ли достучаться пытаетесь? Бедный БГ, ему очень не повезло, что Ольге так и не удалось до него достучаться)))
Это то же самое, что обзывать заядлым алкоголиком человека, который был таковым 20 лет назад,а сейчас он уже не пьет и позволяет себе бокальчик вина только по праздникам)
Скажу сразу: я не считаю БГ православным в традиционном смысле этого слова, но его творчество, несмотря даже на некоторые отдельные детали, явно эволюционирует в эту сторону.
Если кто-то беспокоится, что из-за критики Гребенщикова отойдут от нашей Церкви некоторые люди, то это только будет лучше для Церкви. Непонятно только, как только этого не видят люди, хотящие соединить несоеденимое! До какой степени надо быть слепым, чтоб не видеть очевидных вещей и не знать основ своей Веры. Особенно, если это делают такие изестные люди. Александр Дворкин подал всем хороший пример. Открыто высказал свою позицию, поддержал наших братьев из Тульской Епархии и дал повод для вразумления членов нашей Церкви.
Насколько понимаю, речь идет о протоиерее Алексии Волосенко, который тоже довольно известная личность - модератор одной из самых больших православных групп в "одноклассниках", который ведет весьма активную деятельность и часто пиарит БГ и настаивает на том, что БГ православный (они с Юрием Агещевым, который отметился к письму Рыбко, большие друзья с БГ), адепт движения "Православие или смерть", ярый жидоненавистник, ревнитель канонизации Ивана Грозного и Распутина - в общем полный пакет. И весь этот набор, как понимаю, из-за неимения духовного образования, был уже "разжалован". Вот это не меньшая проблема - если БГ уводит паству, то такие "духовные наставники" вносят сумятицу и раскол (как епископ Диомид) и неправильное представление о Православии.
Нельзя быть слугой двух господ, и БГ в глазах Бога такой же человек как и все люди. Ничего выдающегося.
И даже более того - это человек, предавший свою веру.
Многих из первых христиан за то и казнили, что наряду с почитанием Христа, они ОТКАЗЫВАЛИСЬ соблюдать языческие традиции, поклоняться императору как Богу и прочим..
Так что ничего праволавного я лично не вижу в БГ. Это типичный современный человек, увлеченный "духом мира сего", с полной кашей в голове.
Спасибо автору за статью, а также очень рада, что в свое время не стала знакомиться с о.Серием Рыбко. Стыдно за таких пастырей.
Блюдите убо, како опасно ходите (Еф.5:15)
Уважаемый Александр, очень Вам сочувствую, недолог тот час, когда некоторые священники нашей Святой Церкви начнут вас обвинят в отсутствии толерантности. Вас уже обличил отец Сергий в отсутствии корректности на сайте Православие и мир. Господи, как становится страшно после таких интервью игумена Сергия. Как страшно, потому что всё понятнее становится, куда идут такие миссионеры и куда они ведут других.
Зло надо называть злом, и, как я поняла, для этого уже нужно мужество и духовные очи. Даже в нашей Церкви уже кто-то не различает зло и добро. Простите.
Кстати, несколько лет видела фильм документальный о паломничестве глубокомысленного БГ ( ведь не случайно он так себя называет) в Индию и, похоже, Тибет. Противно.
Что касается мысли, что весь рок от сатаны - это заблуждение: пример, Кинчев, Шевчук, Мамонов и др. А многие, действительно, пришли к вере слушая эту музыку, ибо она заставляет задуматься о многом...
"Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых..."; далее надеюсь знаете? Если нет, напомню.
"Блажен муж, который не ходил на собрание нечестивых и не стоял на пути грешных, и не сидел в обществе губителей, но в законе Господнем воля его, и закону Его он будет поучаться день и ночь."
А Миссионерскому отделу в Тульской епархии, видимо, совсем нечем заняться. Миссионерские станы, где миссионеры разъезжают на собачьих упряжках, все еще не полностью укомплектованы, может быть, там проявите свои «таланты»?..
Р.Б.Александру: из Вашего сообщения совершенно ясно, почему Вам непонятны тексты БГ – безграмотный человек их понять не может. Надо отдать Вам должное – Вы сами предположили в себе дремучесть. А слово «извините» пишется через «и», потому что от слова «вина», «повинен» (чтобы ударение падало, а то, может, Вы и слово «вина» через «е» пишете, не удивлюсь). Где уж Вам понять аллюзии в текстах БГ, да Вы и слова-то такого не знаете, я уверена.
Люди, которым волю, ум и совесть заменяет духовник, не могут судить о творчестве вообще, я считаю.
Владимиру Н.: БГ в пиаре не нуждается, уж поверьте. Диски продаются, залы полны. А голос какого-то смешного и глупого церковного отдела, о котором никто не знает в светском обществе, это не пиар и не антипиар – это ничто.
Братья и сёстры, напишите БГ лично - "Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему..."
Спаси Господи.
Деян.4:12 ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись.
1Кор.10:21 Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской.
(Рыбко) известный апологет рока. Увы, не всегда оъективный. Любому человеку знакомому с историей Церкви известно, что нет
таких заслуг в прошлом, которые гарантируют "православность" в будущем. Вот несколько имён: денница, Ориген, Тертуллиан. Хорошо начав, они в конце отклонились, или отвергли истину. Тем и хороша наша Церковь и вообще Православие-у нас нет "неприкасаемых". Рано или поздно, на любой авторитет, если он погрешает в исповедании, найдётся свой свт.Иоанн Златоуст, или проф.Дворкин. А веру свою мы исповедуем и словом и делом.
А Господу, действительно нужны добровоьцы. Только добровольцы, а не "произвольцы", которые не желая узнать и принять Предание, войти в "традицию, как она есть", выдумывают свои "хорошо" и "плохо в Православии и имеют намерение учить этим своим построениям и других. Увы, увы, увы! Болезнь неофитства нашей Церкви (от них же первый есмь аз), которой страдают и священники и миряне.
Братья и сестры, давайте вместе учиться Православию!Истории, догматике и канонам и применению их в жизни. С уважением, свящ. Евгений Бокк. Рязань.
А вот о чем ни Дворкин, ни отец игумен не говорят, так это о том, что в РПЦ (вслед за западными либеральными церквями) наметились опасные тенденции отказа от основ православного вероучения о сотворении мира и богодухновенности Библии, когда многие известные православные деятели сдаются на милость сторонникам теории эволюции, и подстраивают под эту теорию православное богословие. Это наносит настолько большой урон проповеди Христовой, по сравнению с которым прозелитизм Гребенщикова — невинные детские шалости.
"Любовь - это чушь", - говоришь ты.
"Любовь - это ложь";
Но если ты женщина вправду,
Зачем ты живешь?
Воздайте хвалу Шри-Кришне,
Воздайте любви хвалу,
Воздайте хвалу Шри-Радхе.
Меня тогда эта песня никак к православию не приблизила.
У о.Сергия(Рыбко) был особый путь к вере, рок-музыка ему помогла в этом, но этот его особый путь явно не для всех.
Иногда,когда промелькнет БГ на ТВ,замечаю во внешности очередное "томление духа".Но скажу без прикрас.Его нынешнее творчество-это овечья шкура.И ее применение осознанное.Извените,если кого обидел.
Спаси Христос!
Спаси Вас Господи за эту статью, и за ту деятельность, к-ую Вы и Ваши сподвижники осуществляете!
Когда проходила чин Воссоединения с Православной Церковью, было жутко от того, что нас всего было 30-40 человек, а чин этот проводится всего 2 раза в год!
Т.е. во всей огромной Москве, с ее десятками (если не сотнями) тысяч соблазнённых всякими сектами, учениями, и т.п. мерзостью всего примерно 100 человек в год возвращается в лоно Православной Церкви. Это страшно! Отпасть легко, а вернуться крайне сложно!
Знаю по своему опыту, что враг нападает жестоко.
Именно поэтому публичные люди должны понимать, какую ответственность они несут.
Знаете, есть такая притча:
Мучаются в аду разбойник и писатель, поначалу огонь горел сильнее у разбойника и убийцы, а у писателя едва тлел, но со временем огонь у первого стал угасать, а у второго-разгораться всё сильнее и яростнее. Писатель возопил от такой "несправедливости", и злорадный бес ему объяснил: "Разбойник совершал свои злодеяния пока был жив, а ты творишь свои злые дела и после смерти, ибо твои идеи совращают людей и по ныне, они становятся всё популярнее, книги твои издаются и переиздаются, всё больше людей под твоим влиянием попадают к нам- и ты будешь отвечать за каждого из них!"
Знаете, как можно вернуть Гребенщикову утраченную популярность, снова сделать его всем русским известным, а альбомы его - хорошо продаваемыми? Надо анафематствовать его. Как Толстого. Если бы я был его менеджером, я бы добивался этого всеми силами. Лучше рекламы не придумаешь.
Только БГ это не поможет, к сожалению. Шизоидность. Человек играет с реальностью. И если эта не подойдет, придумает себе новую.
Не виню его. Просто не знаю, как достучаться
Мне очень нравились Б. Гребеншиков и его группа "Аквариум". Многие его песни того времени я и сейчас с удовольствием слушаю.
Но то, что творится с Гребеншиковым несколько последних лет - просто чудовишно. Мне больно на это смотреть ((((
Надо, надо говорить о заблуждениях Бориса! Это необходимо и для него самого (если он ещё слушает голоса Церкви) и особенно для его нынешних поклонников.
И еще хочу вспомнить слова из Евангелия: не судите, да не судимы будете. Если верующие люди будут терпимее относиться к инославным, то Церковь от этого мало потеряет, а вот выиграть может многое, потому что доверие к ней только возрастет, люди увидят, что верующие люди соблюдают заповеди Бога не только на словах, но и на деле.
Ваше поспешное суждение только оттолкнёт от веры христовой людей, желающих выбирать самим, а не действовать по указке. Господу нужны добровольцы, а не бестолковое стадо, которое нуждается только в "благословении", заменяющем свободному человеку способность решать и брать на себя ответственность. Разумеется, я имею ввиду узкий круг фанатично настроенных граждан, своими резкими суждениями способных скорее разрушить, чем создать.
Позвольте этим людям самим выбирать, что такое хорошо и что такое плохо. Тотальный контроль не приведёт никого в Царство Божие... Мы же все учимся, будьте милосерднее! Из-за таких резких высказываний многие люди представляют себе Церковь как сборище унылых, завистливых, глупых людей. Но ведь это неправда! Проявите же милосердие, Александр, как и к Вам оно было проявлено, верю, неоднократно.
С уважением.
Игорь.