Источник: Фома.ru
'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }
«Господь ничего не попускает просто так. Если б я не разбился, может быть, я бы не пришел к Богу», — говорит Владимир Крупенников. Больше двадцати лет назад во время службы в армии он сорвался с высоты и сломал позвоночник. Спасаться, конечно, можно и в четырех стенах, но у Владимира жизнь складывается по-другому: он совершил восхождение на Эльбрус и Казбек, переход через Альпы, экспедиции в Заполярье и на Камчатку, завоевал титул чемпиона мира по армрестлингу среди здоровых людей. Он признается, что спорт никогда не играл главной роли в его жизни. А что же играло?..
![]() |
Владимир Крупенников на горе Казбек, 1995 год |
Я не сразу понял, что надо научиться
задавать себе вопрос не «за что мне
это?», а «для чего?». Бог ничего
зря не делает. Я понимаю, что, наверное, травма была
единственным способом привести меня к вере, привести
меня в Православие. Потому что Господь не посылает
нам таких тяжких испытаний просто так, без веских
причин, если есть какие-то другие варианты. Видимо, я
был настолько бездуховен, что другого варианта не
было.
Но поверил я не потому, что разбился, и другой
альтернативы у меня не оставалось. Просто после травмы я
начал большее значение придавать духовной жизни, духовным
поискам, появилось больше возможностей думать и читать об
этом. Скорей всего, будучи здоровым, я бы интересовался
совсем другими вещами. Да и со своим характером в
«лихие 90-е» точно что-нибудь натворил бы!
Господь от многого явным образом меня уберег.
♦♦
До травмы никакой духовной жизни у меня не было: я вырос в
неверующей семье, сам был атеистом, комсомольцем, о Боге
никогда и не задумывался, рассуждал в духе своего времени.
Хотя негативного отношения к православию у меня никогда не
было. Во-первых, потому что я всегда себя осознавал
русским человеком и понимал, что христианство, православие
неразрывно связано с русской историей. А во-вторых,
видимо, в мое сознание глубоко запала история из моего
детства...
У моей покойной бабушки была глубоко верующая соседка,
довольно старенькая. Однажды она пришла к нам в гости, и
бабушка мне, ребенку, школьнику, шепотом говорила:
«Вот, она в Бога верит». А я очень удивлялся:
«Ну как же так? Нас же учат в школе, что Бога
нет!» И я, издеваясь, стал говорить той соседке:
«А Бога нет! Бога нет! Бога нет!» Она спокойно
к этому отнеслась, но после ее ухода бабушка мне сказала:
«Внучок, ты так больше не говори. Ты знаешь, мы все
говорим сейчас, что Бога нет. А когда умираем, все
Боженьку вспоминаем и просим: «Господи,
помилуй!»
Кажется, тогда я впервые об этом задумался.
♦♦
Мои поиски начались с восточной мистики — поскольку
я занимался восточными единоборствами, меня стало
интересовать, в первую очередь, дыхание цигун, ушу,
медитация. Они меня, как спортсмена, привлекали умением
концентрироваться и владеть свои телом. Да и мода на
Восток пошла — самое начало 90-х годов, в Россию
хлынули всякие колдуны, экстрасенсы, гуру...
Почему меня все это так заинтересовало? Потому же, почему
Ева съела запретный плод: «Будете как боги»
— вот был главный соблазн. То есть желание
приобрести сверхспособности, недоступные другим людям. К
экстрасенсам я, естественно, ходил за выздоровлением. Но
параллельно думал: «А может, я тоже так смогу, как
они?» Ну, такой вот бред...
И, кроме того, я тогда был совсем молодой, и меня, как и
всякого ребенка, всегда интересовала фантастика, мистика,
какие-то сказки. Поэтому все, что было связано с
непознанным, непонятным миром — вроде
«летающих тарелок», всяких сверхспособностей
человека — меня интересовало. Так я стал читать
литературу, углубляться в эту тему...
♦♦
Крестился я, еще будучи в самой пучине моих оккультных
переживаний. Уговорила мама. После того как я разбился,
она, в прошлом атеистка, сама покрестилась, а потом и мне
стала говорить: «Давай покрестимся».
Крещение мной воспринималось как сакральный, мистический
обряд, и я до конца не понимал: нужно ли его совершать или
нет, поможет оно развитию каких-то сверхспособностей или,
наоборот, помешает? Но все-таки пошел.
Во время таинства я очень смутно понимал, что со мной
происходит. Но очень хорошо запомнил, когда священник
спросил: «Отрицаешься ли ты сатаны?» В
молодости были такие мысли: добро и зло — две
стороны одного и того же, злом тоже можно пользоваться, в
этом нет ничего плохого. Так что у меня в тот момент
мелькнула мысль: «Если я от сатаны откажусь, мне не
придется больше рассчитывать на его поддержку». Вот
такой бред был у меня в голове! Но я сознательно отрекся,
подумав тогда: «Ну, хорошо, раз вопрос стоит ребром,
пусть будет так: отрекаюсь».
♦♦
То, что мой единственный путь — христианство,
православие, я осознал в один миг. Однажды в санатории
знакомый дал мне книгу иеромонаха Серафима Роуза
«Православие и религии будущего»: о
православном взгляде на секты, восточные культы и
практики.
К моменту, когда эта книга оказалась у меня в руках, я уже
понимал — что-то в восточной духовности (в том виде,
в котором с ней встретился я) не так, все эти гуру, маги и
чародеи либо фантазеры и мошенники, либо просто больные
люди. Сейчас бы я сказал — одержимые.
Так вот, я прочитал книгу отца Серафима и сразу понял, что
могу быть только православным. Как-то все по полочкам в
голове разложилось — вся накопленная информация о
духовном мире. Еще, помню, подумал: «Я —
русский человек, у меня православные предки, чего я всякой
ерундой занимаюсь? Чего я ищу? Вот же оно!» И
особенно для меня было ценно, что эту книгу написал не
русский человек, по рождению не православный. Меня
осенило: он, американец, к Православию пришел, а я, живя в
исконно православной стране, все шатаюсь из стороны в
сторону!
Я в этот же день совершенно сознательно пошел в
православный храм.
И мне как-то легко сразу стало, свободно...
♦♦
Храм Вознесения Господня на Гороховом поле. Он был
совершенно разрушенный, огромный, очень сильно
пострадавший в советское время. Находится он рядом с
Институтом физкультуры, где я занимался. И однажды я в
этот храм зашел. Там не было вообще ничего: висела чуть ли
не единственная икона — Серафима Саровского, стоял
иконостас из фанеры, алтарь, и — никого из людей...
Один только священник — отец Василий. Таким образом
Господь меня привел к моему духовнику! И так душа у меня к
этому храму легла — может, из-за его разрушенности,
малолюдства — что я там и остался. Сейчас он
восстановлен стараниями священников и прихожан. В этом
храме, кстати, мы и с женой познакомились и венчались тоже
там. Там же у нас появился второй духовник — отец
Сергий.
♦♦
О том, чтобы Бог послал мне жену, я, конечно, молился,
боялся остаться один. Долго молился и надеялся, хотя мне
уже больше 30 лет было.
И вот в один прекрасный день после вечерней праздничной
службы отец Василий вывел на амвон молоденькую девушку и
сказал: «Прихожане, есть такая-то проблема,
девочке-студентке надо помочь. Кто может, помогите».
Я подумал: «Как-то неудобно мне подойти к ней: я ж
инвалид». А потом меня осенило: «Чего я
думаю?! Только недавно отец Василий помог мне своей
молитвой в похожей ситуации, теперь он просит, а у меня
есть возможность помочь человеку — чего тут
думать?»
Ирина мне сразу как-то и не приглянулась — сейчас я
думаю, что Господь меня таким образом испытывал: как я
себя поведу в этой ситуации? И я все-таки подошел,
предложил свою помощь. Ира очень удивилась и смутилась.
Приняла, что называется, информацию к сведению, но две
недели пыталась решить свою проблему какими-то другими
способами, не прибегая к моей помощи. Просто она очень
стеснялась. Но когда положение стало совсем отчаянным,
подруга ее убедила позвонить мне. С этого момента мы и
подружились.
И только потом, примерно через полгода, я впервые
почувствовал, что этот человек мне очень близок. Но то,
что это моя суженая, я понял окончательно только после
венчания, когда мы стали жить вместе. Честно скажу, не
кривя душой, на самом деле даже на венчание я шел с
определенным страхом, неуверенностью!
Но с каждым годом совместной жизни я все больше осознаю,
насколько промыслительно все сложилось и насколько Ира
— мой человек. С каждым годом все больше и больше в
этом убеждаюсь! Мне кажется, что чувство, которое
возникает не сразу, не захлестывает тебя, как волна, а
осознается, укрепляется с годами — оно гораздо более
ценное.
![]() |
Сплав по реке Быстрая. Камчатка, 2006 |
♦♦
Я не считаю, что все инвалиды обязательно должны
стремиться к каким-то неимоверным достижениям, экстриму,
профессионально спортом заниматься. Самореализоваться
можно и по-другому. Кого-то устраивает сидеть дома и
ничего не делать — не потому, что нет возможности,
просто им не хочется. Я могу понять тех, кто неактивен, и
если с христианской точки зрения к этому подходить,
спасаться можно и в четырех стенах. Но я так не смог бы. Я
поднимался в горы, ставил рекорды, ходил в экспедиции не
для того, чтоб кому-то что-то доказать. Просто у меня есть
такая потребность — в насыщенной, интересной жизни
— и по-другому я бы не мог.
♦♦
Меня очень серьезно морально поддерживал тот факт, что я,
инвалид, входил в обычную сборную по армрестлингу и
выиграл чемпионат мира. Основная проблема для меня
заключалась в том, что здоровые борются стоя —
пришлось научиться держать равновесие на костылях. Одной
рукой за стол держался, другой — за соперника! Я был
лишен возможности делать рывки ногами, спиной, как
здоровые спортсмены делают. Были и преимущества: за счет
того, что у меня сильно похудели ноги, я по габаритам
попадал в весовую категорию немножко пониже. Спорное,
конечно, преимущество, но хоть такое!
Однако выступление в обычной сборной самоцелью не было.
Хотя спорт мне очень помог реабилитироваться, я никогда не
ставил его во главу угла своей жизни.
♦♦
Камчатка мне запомнилась больше всего — и по
красоте, и по динамике маршрута это был необыкновенный
поход, самый лучший. Камчатка — это бурные реки,
сплошные пороги, по которым тебя несет со страшной
скоростью — адреналин такой! И маршрут был очень
сложный даже для здорового человека.
Плывешь на рафте через бурлящие пороги и думаешь:
«Как же мне повезло! Не каждый здоровый себе такое
позволить может!» Там ты дышишь полной грудью,
чувствуешь, что жизнь полноценная. И все-таки когда ты в
лодке, работаешь веслами, ты себя инвалидом перестаешь
ощущать — в команде работаешь так же, как и все.
Есть, конечно, определенные трудности: спина плохо держит,
поэтому мы думали — привязываться или не стоит? Я
все-таки решил не привязываться, потому что если
перевернемся — не выплывем.
♦♦
Мне как-то не по себе, когда говорят, что я герой, пример
для подражания. Но, с другой стороны, мне хотелось
показать таким же, как я, людям, что жить можно очень
насыщенно, быть счастливым и в инвалидной коляске, и с
какой-то серьезной болезнью. Для этого и существует
телепередача «Фактор жизни» на канале ТВЦ,
которую я веду — мы стараемся давать положительные
примеры, которые позволили бы людям не падать духом.
Главное — не отчаиваться!
Передача выходит далеко не в прайм-тайм — в 7.55
утра по воскресеньям — но мы нашли выход из этой
ситуации: вместе с коллегой, обездвиженным парнем, сделали
сайт inva.tv, где выкладываются записи наших передач,
полные, не урезанные, интервью, а также съемки из наших
экспедиций и вообще все передачи, посвященные инвалидам.
♦♦
К сожалению, у нас в стране менталитет старый: инвалид
— значит никчемный попрошайка, который сидит на шее
у государства. А целенаправленной, системной
информационной программы слома этого ментального барьера
нет. Увы, с каждым годом государственная политика в
отношении инвалидов меняется в худшую сторону, хотя
декларируется обратное. На деле мы лишаемся то одних, то
других льгот, то одних, то других преимуществ… В
этом смысле Запад нас очень сильно обогнал. Посмотрите,
американцы сняли очередной голливудский боевик
«Аватар». Но как они там инвалида представили!
Он сам управляется, на коляске, с оружием, ему никто не
помогает. Он еще на коляске с кем-то драться пытался! То
есть нормально представили человека, так, как есть, как
должно быть в жизни.
У нас на сайте inva.tv есть ролик — запись с камеры
наблюдения в каком-то американском супермаркете. Зашел в
продуктовый магазин хулиган и стал грабить продавщицу.
Рядом оказался парень на коляске, на которого грабитель
вообще внимания не обратил; подъехал сзади, схватил этого
преступника, вцепился ему в горло, завалил его, начал с
ним драться. И пока тот от него как-то пытался
освободиться, прибежали другие люди и навели порядок. Но
первое движение — человека в инвалидной коляске. И
это нормально.
♦♦
Под лежачий камень вода не течет. Я думаю, Господь всегда
хочет во всем нашего участия. Может быть, первый шаг будет
от Бога, какой-то первый импульс, но нашей работы это
никак не отменяет. Сам по себе человек настолько слаб, что
даже от малейшего греха без помощи Божьей избавиться не
может.
Я в свое время бросил курить, не будучи верующим, —
это можно сделать на силе воли. А попробуйте сами
избавиться от какого-то духовного греха, на одной силе
воли: от злости, ненависти, раздражительности,
гневливости. Здесь — только желание человека
избавиться, его молитвы к Богу и помощь Божья.
![]() |
С женой Ириной. Фото Владимира Ештокина |
♦♦
Иногда говорят, вера — это проявление слабости
человека, пытающегося уйти от реальности. Я считаю, что
сама история эту логику опровергает: вспомните Александра
Невского, мучеников за веру, подвижников — это что,
слабые люди?!
Наоборот, по-настоящему верующие люди намного сильнее
неверующих, потому что они постоянно умножают свои силы.
Ведь на самом деле самый большой труд — это труд
молитвы, труд перемены ума, борьбы со своими
«любимыми» грехами.
Я думаю, самые сильные духом люди — христиане. Жизнь
это подтверждает. Например, у нас есть друг, Валера,
лежачий инвалид, но какой же он жизнерадостный! Валера в
свое время служил в силовых структурах, и его товарищ,
перезаряжая пистолет, случайно выстрелил ему в
позвоночник. Парень он одинокий, родителей у него нет, у
брата — своя семья, так что Валера живет один.
Лежит, не встает. Но, несмотря ни на что, он
по-настоящему, по-христиански счастлив: всегда
умиротворенный и радостный. Да еще и своих здоровых друзей
из депрессии периодически выводит!
Еще меня поразил покойный Саша Стронин. Мы познакомились
за полгода до его смерти и как-то неожиданно быстро
сдружились, почти каждый день созванивались. Какое-то
поразительное смирение в нем было. Я иногда звонил ему,
что называется, «на взводе»: «Ты
представляешь, Саш, вот то-то и то-то произошло!» А
он всегда умел успокоить, умиротворить, не давал мне
принимать решение сгоряча. Это человек удивительного
терпения, жизненной стойкости, очень светлый человек.
♦♦
Когда вера становится образом жизни, ты просто уже без нее
не можешь. Самое страшное ощущение, когда начинаешь эту
связь с Богом терять, когда заботы, дела тебя затягивают.
Я по себе знаю, что если месяц не причащаюсь, то мне
становится плохо. А препятствие на пути в Церковь всегда
одно — это нежелание отказываться от своих любимых
грешков.
♦♦
Обычно говорят, что этот святой вот для этих, тот святой
— вот для тех; военные выбирают себе в покровители
Георгия Победоносца, значит и ты, дескать, должен. Мне
кажется, в этом есть определенная доля язычества. Мой
любимый святой — преподобный Серафим Саровский,
потому что мне очень понравилось в Дивеево, это для меня
очень родное, близкое место.
И еще — Николай-чудотворец. В честь этого святого
освящен один из приделов храма, куда я хожу. И так вышло,
что я попал на освящение: как-то раз зашел после
тренировки в храм, просто так, на минуту, а начиналось
освящение придела, я и остался. А говорят, когда
освящается придел в честь святого, в этом момент там
присутствует сам святой… В этом же приделе мы
познакомились с Иришкой, там же венчались.
♦♦
Каждый год на Крещение я обязательно окунаюсь в прорубь.
Самое тяжелое — потом одеться. Неудобно, коляска
очень сильно остывает, окунулся, вылез, но вылез-то
мокрый, и ты к этой коляске просто примерзаешь. Пока
оденешься... Это момент самый тяжелый. А окунуться не
тяжко — вода-то теплее, чем воздух!
♦♦
Я люблю сам в паломничества ездить, с семьей. Но, честно
говоря, не очень понимаю погоню за чудесами, за святынями:
там замироточило, там кто-то исцелился — надо, мол,
ехать! Мне хорошо в Дивеево — и я езжу в Дивеево,
купаюсь в источнике, хожу на службы. Господь всегда сам
укажет, где тебе надо побывать, Он все так организует, что
ты обязательно попадешь туда.
В Греции мы с женой взяли напрокат машину, и получилась
паломническая поездка — объездили все монастыри,
хотя ехали отдыхать. А поскольку там ручного управления
нет, пришлось уговорить жену сесть за руль — это в
чужой-то стране, по горным греческим серпантинам!
Вот, скоро надеемся поехать в Иерусалим.
♦♦
У меня есть друг. Когда он вернулся из госпиталя на
коляске, ему жена сказала: «Еще раз сюда приедешь
— кипятком оболью». Бывает и так. От меня
друзья и семья никогда не отворачивались —
наоборот!
Я очень благодарен Богу за то, что он мне дал таких
друзей. Когда я разбился, они очень здорово поддержали
меня, всегда были со мной, у нас всегда был полный дом
гостей. Друзья не давали мне «закисать», брали
с собой на все дни рождения; мы вместе смотрели фильмы,
вместе ездили в походы, на природу, на рыбалку, где нужно,
они меня на руках переносили, помогали.
Я бесконечно благодарен родителям, которые сделали для
меня все, что возможно и невозможно! В те первые годы
после травмы я морально не сломался именно благодаря им.
Они помогали до момента моей женитьбы, как могли, чем
могли, но вместе с тем очень разумно: не
«перебарщивая» с помощью, чтобы я не перестал
что-либо самостоятельно делать. И это очень правильно.
Лучше недодать помощи, чем «переборщить» с
ней. Потому что когда человеку чуть-чуть помощи недодаешь,
у него появляется стремление самому из этой ситуации
как-то выкарабкиваться. Так что к пережившему травму или
болезнь надо стараться относиться так же, как относились
до этого.
![]() |
В экспедиции на Камчатку. Владимир Крупенников и Игорь Ушаков, 2006 |
♦♦
Изменилось ли мое отношение к людям? Это самый тяжелый, на
самом деле, вопрос. Я очень благодарен Богу за то, что он
мне посылает очень добрых и хороших людей. И понимаю, что
для чистого все чисто. Но если я скажу, что считаю всех
людей добрыми, то я слукавлю.
Я думаю, что некоторые люди равнодушны к проблемам
инвалидов или относятся к нам как к людям третьего сорта,
потому что не понимают: нечто подобное может случиться
абсолютно с любым человеком. Например, Сергея Истомина, с
которым мы ходили на Эльбрус, выбросили, кажется, с 8-го
этажа — ему ампутировали ноги. А Юра Шаповалов, тоже
напарник по восхождению, много лет назад поскользнулся у
подъезда, упал и сломал позвоночник. Еще один мой
компаньон по экспедиции пострадал во время землетрясения в
Армении: упавшая балка размозжила ему позвоночник, он
чудом выжил. Никто не застрахован. Но Господь такие
серьезные испытания, конечно, просто так не посылает.
♦♦
Господь из всех тяжелых ситуаций выводит, не оставляет
тебя один на один с трудностями. Столько удивительного и
замечательного было в моей жизни — тут волей-неволей
задумываешься и чувствуешь руку Божью, которая тебя ведет!
Я, к сожалению, частенько поддаюсь паническим настроениям:
«А! Что-то будет не так, что-то случится!» А
вся прожитая жизнь говорит об обратном. О том, что Господь
каждый раз устраивает всё наилучшим образом. Поэтому я без
лукавства или преувеличения хочу сказать: слава Богу за
всё!
Источник: Фома.ru
8 апреля 2011 г.
Рассылка выходит два раза в неделю:
Эти слова, конечно, не даются с бухты барахты. Владимир в инвалидной коляске уже больше 20 лет - он это "слава Богу за все" выстрадал. А то, что его слова не расходятся с его мыслями, уж поверьте, правда!
Но есть проблема, серьезная проблема неадекватного отношения к больным людям. Мы не воспринимаем их как людей таких же как и мы. Мирские люди, как пишет Владимир, считают их попрошайками на шее государства. А церковные как? Они, наоборот, в болезни видят залог святости. Вот и получается что первые заведомо принижают инвалидов, а вторые возвеличивают, но ни те не другие не воспринимают их просто как людей. Основная идея статьи как раз в том и заключается, что ходим ли мы ногами или передвигаемся в коляске душевное устроение наше общее. И страсти нас мучают одни и те же.
Тут на гору ногами-то не всегда легко подняться!
Бог в помощь во всем!
Спасибо Вам большое.
Ничего случайного не бывает, все промыслительно.
К Богу, в наше время, действительно приходят, в основном, через болезни и скорби.
Помоги Вам Господь идти вперед, быть опорой и радостью.
С огромным уважением, Елена.
А еще часто в таких случаях можно услышать "Слава Богу за все!". Поразительную метаморфозу претерпевают эти слова, сказанные святым человеком в минуту отчаяния и боли. Святитель Иоанн Златоуст не стыдился своей человеческой страстности, ему было больно и он роптал в своем письме к матушке Олимпиаде. А мы, почему-то, когда речь заходит о болезни ведем себя с напускным оптимизмом пытаясь быть православнее его.