Святой мученик Христофор и его иконография

Святой мученик Христофор. Византийская икона ХІІІ века, ныне хранящаяся в Афинах
Святой мученик Христофор. Византийская икона ХІІІ века, ныне хранящаяся в Афинах
Тропарь, глас 4:

Одеждами от кровей украшаяйся, Господеви предстоиши Царю сил, Христофоре приснопамятне: отонудуже со безплотными и мученики поеши трисвятым и страшным сладкопением: темже молитвами твоими спасай стадо твое.

* * *

Житие святого сообщает нам, что святой Христофор до крещения имел имя Репрев (Ρεπρεβος – отверженный, осужденный).

В годы правления императора Деция Траяна человек, носивший имя Репрев, был захвачен в плен римлянами во время боя в Мармарике. Позже он служил в римской когорте Cohors – подразделении мармаритов – выходцев из области Мармарика или представителей берберского племени.

Святой мученик Христофор. Греческая икона святого Христофора XVIII века
Святой мученик Христофор. Греческая икона святого Христофора XVIII века
О сем преславном мученике, память которого весьма чтится как на востоке, так и – еще больше – на западе, особенно в Испании, рассказывают нечто странное и необыкновенное: это был человек огромного роста и ужасающего поведения. Среди других православных святых мученик Христофор выделяется приписываемой ему преданием необычной особенностью. Считалось, что, будучи телом как человек, он имел голову собаки – песью голову и происходил из страны людоедов. Одни утверждают, что святой Христофор по происхождению своему был выходцем из земли хананеев, а другие производят его от канинеев (canis – собака) или кинокефалов (κύνος – собака и κεφαλή – голова) – представителей племени «псоглавцев» – собакоголовых людей, описание которых достаточно часто встречается с античных времён, или антропофагов (άνθρωπος – человек и φαγείν – есть). Песий вид святого в славянском Прологе отвергается, а прп. Никодим в Синаксаристе дает ему только безобразный вид.

По другому, довольно позднему, сказанию, получившему распространение на Кипре, святой от рождения имел прекрасную внешность, которой прельщались женщины. Желая избежать соблазнов и постоянно беспокоивших его женщин, он молился о том, чтобы Господь дал ему безобразный облик, после чего и стал похожим на собаку.

Святой мученик Христофор
Святой мученик Христофор
Когда одним комитом (так назывались царские телохранители) он взят был на войне в плен, то не обладал даром человеческой речи. Он помолился Богу, и Господь послал к нему ангела, который сказал ему: «Мужайся, Репрев!» – таково было его первое имя, – а потом прикоснулся к его устам и сообщил ему чрез это способность говорить. Когда после сего он прибыл в один город, то стал обличать тех, которые преследовали христиан. За это некий Вакх избил его, но он в ответ на это сказал Вакху, что принимает со смирением от него побои только ради заповеди Христа, а если бы он поддался гневу, то не устоял бы ни сам Вакх, ни даже сила императора, которую он обратил бы в ничто. Вскоре за ним было прислано двести человек воинов, чтобы привести его к императору (согласно с греческими прологами, это был вероятно император Декий, царствовавший в Римской империи с 249 до 251 г.), и, когда они шли, то на пути совершенно сухой жезл, бывший в руках святого, чудесно расцвел, а затем когда во время путешествия у воинов не хватило хлеба, то он умножил его в изобилии. Это великое чудо привело в удивление воинов, и они уверовали во Христа и вместе со святым были крещены Антиохийским епископом, святым священномучеником Вавилою, причем святому вместо Репрева дано было имя Христофора (Χριστόφορος). Когда святой приведен был к императору, то последний при виде его почувствовал ужас и неожиданно упал навзничь, а потом, придя снова в себя, задумал заставить его отречься от Христа, но не явными мерами насилия, а хитростью сперва изменить его настроение, а потом ласкою склонить его к исполнению своей воли. С этою целью он велел позвать двух женщин – блудниц, красивых лицом и готовых отдать себя на блудное соединение, которые соблазнительными беседами возбуждали в молодых людях непреодолимое, безумное стремление к блудодеянию. Имя одной из этих женщин было Каллиникия, а другой – Акилина. Император велел им войти к святому и внушить ему различные соблазнительные мысли, как это было у них в обычае, чтобы, побуждаемый преступною любовью к ним, он согласился отречься от веры во Христа и принести жертву языческим богам, но святой Христофор стал их поучать вере во Христа и своим словом отвратил их от идолослужения. Вернувшись к императору, они объявили себя христианками, за что подвергнуты были жестоким мучениям и, потерпевши таким образом страдания за веру во Христа, восприняли мученические венцы. Сильно разгневавшись на этих женщин, император велел привести к нему святого Христофора и стал издеваться над ним по поводу необыкновенного вида его лица, но святой в ответ на это назвал его вместилищем действий диавола, ибо такой смысл имело имя императора Декия. После этого император приговорил к смерти тех двести человек воинов, которые были посланы, чтобы привести к нему святого Христофора и которые приняли святое крещение вместе с ним, так как они пришли к святому и на глазах императора поклонились ему. Он велел всем им отсечь головы, а тела их сжечь, святого же Христофора приказал заключить в медный сосуд, прибить его в нем гвоздями, а затем сосуд раскалить, но когда это было исполнено, то святой остался невредимым. Не испытывая никаких страданий ни от огня, ни от пригвождения, он стоял в раскаленном сосуде, как бы в какой приятной прохладе. Многим из присутствовавших это показалось обманом, а верующим святой совершенно правдиво и с радостью рассказал, что во время истязания он видел какого-то весьма высокого ростом и прекрасного видом, одетого в белые одежды мужа, который исходящим от него светом превосходил солнце и имел на главе своей блестящий венец, что его окружало множество воинов, с которыми какие-то черные и смрадные арапы вели борьбу, стараясь схватить и увлечь его, но этот страшный вождь с гневом взглянул на них и своим взглядом привел в смятение и поразил все это вражеское воинство, а ему дал силы без вреда перенести мучение. Слыша такой рассказ и видя святого совершенно невредимым, многие из народа поверили ему и обратились ко Христу, а затем вынули святого из раскаленного сосуда, за что и были изрублены царскими палачами. После сего святому Христофору привязали на шею камень и бросили его в колодец, но ангел извлек его оттуда, потом надели на него раскаленную медную одежду и наконец отсекли ему мечом голову. Святой мученик скончался в Ликии при императоре Декии ок. 250 г.

Память святого Христофора и других святых мучеников, с ним пострадавших, празднуется в Кипариссии – местности в Константинополе – в день его кончины, близком ко дню кончины святого великомученика Георгия. Согласно с актами мученика день его кончины все древнейшие календари, восточные и западные, относят к 23 апреля.

Хранившиеся некоторое время в Константинополе мощи и голова святого затем были перевезены на остров Раб в Хорватии. Когда норманны вторглись на остров и осадили город Раб, горожане поместили мощи Христофора на стены. Чудесным образом ветер изменился и корабли отнесло от острова. Одна из крупных средневековых крепостей г. Раб названа в честь святого Христофора.

День памяти святого мученика Христофора в православном календаре 9 (22) мая.

* * *

Иконография святого Христофора в православии

Святой мученик Христофор
Святой мученик Христофор
В православии Христофор часто изображается псоглавым. При этом синаксари указывают, что этот облик, как и происхождение святого из страны кинокефалов, следует понимать как символическое указание на его грубость и свирепость в период пребывания язычником. Однако, как говорится в житии Христофора, «когда святой был приведен к императору, то последний при виде его почувствовал ужас и неожиданно упал навзничь, а потом, придя снова в себя, задумал заставить его отречься от Христа...». Таким образом сам вид святого был необычен и он уже к этому времени не был язычником. Поэтому здесь речь идет не о символическом образе святого, а о реальном.

Древнейшее подобное изображение святого находится на керамичесчкой иконе VI–VII веков македонского происхождения. На ней Христофор вместе со святым Георгием поражает змия.

Древнейшее изображение святого находится в монастыре Святой Екатерины на Синае и относится ко времени императора Юстиниана (527–565).

Святой мученик Христофор
Святой мученик Христофор
В русской иконописи изображения святого Христофора в собачей головой известны со второй половины XVI века. Иконы Христофора «с песьею главою» вместе с некоторыми другими «спорными» иконографическими сюжетами были официально запрещены распоряжением Святейшего Синода от 1722 г. как «противные естеству, истории и самой истине». Однако Сенат не поддержал решения Синода, рекомендуя не принимать однозначных мер относительно тех изображений, что уже много лет пользуются широким народным почитанием.

Известно, что против звероподобных изображений святого Христофора высказывался святитель Димитрий Ростовский. В середине XVIII века в Ростовской епархии духовенство, в том числе митрополит Антоний (Мацеевич), также выступало за исправление икон святого и за создание новых «по надлежащему с человеческою главою… дабы вместо Христофора песия главы не почитать, а писать его противу великомученика Димитрия». На прошение митрополита о запрещении икон Кинокефала в Синоде было заведено особое дело, но оно не получило дальнейшего развития.

После запрета Христофор изображается антропоморфно, в образе воина. Известны переписанные изображения с записанной собачьей головой. В некоторых случаях иконы святого Христофора действительно исправляли. Так, в росписи Спасо-Преображенского собора в Ярославле песья голова святого, изображенного на столпе, была заменена человеческой. Следы существования прежнего образа святого просматриваются до сих пор: на нимбе виден абрис собачьего лика.

Старообрядцы продолжали (и до сих пор продолжают) почитать Христофора-кинокефала, а запрет «господствующей церкви» лишь подтвердил и усилил это почитание. Свияжская иконописная традиция изображает Христофора не с собачьей, а с лошадиной головой. Необходимо отметить, что и в поздних русских памятниках святой изображается не с песьей головой, а с головой, более походящей на лошадиную.

Святой мученик Христофор. Старообрядческая икона
Святой мученик Христофор. Старообрядческая икона
Таким образом большинство старинных изображений псоголового Христофора было уничтожено или записано. Помимо фрески в Успенском монастыре города Свияжска, существует фреска в Макарьевском монастыре, а также в Ярославле в Спасском монастыре. Иконы Христофора сохранились в Череповце (художественный музей), в Ростове, а также в Перми. Икону Святого Христофора с песьей головой можно увидеть в Московской старообрядческой церкви Покрова, Московском Кремле (Архангельский собор), в Третьяковской галерее.

С XVIII века Христофор уже изображается только в образе человека. Однако в музейных собраниях встречаются иконы святого с головою собаки не только XVIII, но и XIX века.

В православии существует и вариант иконографии Христофора, аналогичный западному: святой Христофор изображается в момент переправы через реку, в виде великана, с Младенцем Христом на плечах.

* * *

Житие и иконография святого Христофора в католицизме

Святой мученик Христофор.
Святой мученик Христофор.
Житие святого Христофора в западной традиции гласит, что он был римлянином огромного роста, изначально носившим имя Репрев. В «Золотой легенде», своде житий XIII века, составленном доминиканским монахом Иаковом Ворагинским, сказано, что Христофор (тогда еще носивший другое имя) работал на речной переправе. Гигант Репрев отыскивает святого отшельника, и спрашивает его, каким образом он может служить Христу. Отшельник отвёл его к опасному броду через реку и сказал, что большой его рост и сила делают его отличным кандидатом, чтобы помогать людям пересекать опасную воду. Он начал перевозить путников на своей спине.

Однажды его попросил перенести через реку маленький мальчик. Посреди реки он ощутил невыносимую тяжесть, будто держит весь мир. Оказалось, что великан несет не только мир, но и Того, Кто его сотворил: в виде ребенка Христофору явился Сам Христос. Христофор испугался, как бы они оба не утонули. Мальчик сказал ему, что он – Христос и несёт с собой все тяготы мира. Затем Иисус крестил Репрева в реке, и тот получил свое новое имя – Христофор, «несущий Христа».

Затем Младенец сказал Христофору, что тот может воткнуть в землю ветку. Эта ветвь чудесным образом выросла в плодоносное дерево. Это чудо обратило в веру многих. Разгневанный этим, местный правитель (или даже римский император Деций – в западной традиции он выступает под именем Дагнус), заточил Христофора в тюрьму, где после долгих мучений тот обрёл мученическую кончину.

Святой мученик Христофор
Святой мученик Христофор
В католицизме святой Христофор изображается как великан, переносящий через реку благословляющего Младенца (см. букв. перевод его имени – «несущий Христа») – эпизод, непосредственно вытекающий из его жития в западной традиции.

На этот сюжет писали картины Дирк Боутс, Иероним Босх, Мемлинг, Конрад Виц, Гирландайо, гравировали Дюрер и Кранах.

Монеты с ликом святого Христофора чеканились в Вюрцбурге, Вюртемберге и в Чехии. Статуи Христофора часто ставились при входах в церковь и жилые дома, и нередко на мостах. Часто они сопровождались надписями: «Кто сегодня посмотрит на образ святого Христофора, тому сегодня не грозят внезапные обмороки и падения». В Кёльнском соборе есть статуя святого Христофора, которая, по распространённому поверью, защищает посмотревшего на неё от внезапной смерти.

В 1969 году, в свете реформаторских постановлений II Ватиканского Собора, день памяти святого Христофора, вместе с днями памяти некоторых других общехристианских святых, был удалён Ватиканом из всеобщего католического календаря. Тем не менее, праздник остался в местных календарях католических стран.

* * *

Так как в православном житии святого Христофора мы не обнаруживаем упоминания о том, что Христофор был перевозчиком через реку и о явлении ему при этом Младенца Христа, то можно предположить, что в восточной и западной версиях жития святого Христофора речь идет о двух совершенно разных святых.

Католические изображения св. Христофора относятся к очень узкому периоду времени: это примерно одно столетие, с 1430 по 1530 гг. Самые известные изображения выполнены ведущими художниками эпохи Возрождения язычества в Германии, Фламандии и Италии.

Примерно в это же время рождается самый известный в мире Христофор – великий мореплаватель Христофор Колумб (в испанском варианте Кристобаль Колон), живший с 1451 по 1506 гг. Как св. Христофор переносит младенца Христа через реку, так Колумб через Атлантический океан приносит в Новый Свет католическую миссию, которая была лишь прикрытием для колонизации, ограбления и физического уничтожения коренного населения Америки. Напротив, восточные православные изображения св. Христофора встречаются на протяжении очень длительного периода времени и представлены в разных иконописных стилях: если самые ранние изображения святого относят к VI-VII веку, то поздние пишут и в наши дни именно с песьей головой. Множество таких икон относится к XIX веку.

Поэтому помещенные ниже современные православные иконы св. Христфора, несущего на своих плечах Младенца Христа, не соответствуют древней восточной традиции изображения этого святого.

Святой мученик Христофор. Современная икона
Святой мученик Христофор. Современная икона
Возможно с образом святого Христофора, как он изображается в восточной традиции, связаны какие-то тайны и непонимание. В России имя Христофор встречается крайне редко, и написание достаточно большого количества его икон связано явно не с именем (католическая иконография делает акцент на имени «Христоносец»). Христоносец – это ношение Христа внутри своего сердца, а не на плечах, снаружи. Именно сам образ святого Христофора трогает сердце человека. Ведь он был не только христианским мучеником, он мучился и будучи ещё язычником. Даже царь упал при необычном виде его. Христофор был изгоем среди людей нормального вида. Возможно поэтому этот святой особенно близок именно тем людям, которые чем-то обделены, на вписались в эту жизнь, обладают какими-то физическими недостатками или уродством. Сам Господь говорит: «Не судите по наружности, но судите судом праведным» (Ин. 7:24). В любом случае стоит ознакомиться с житием и подвигами святого мученика Христофора.

Источник: Благодатный огонь

2 сентября 2011 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Сергей23 мая 2022, 17:23
Сергей. Икона Христофора песьеглавца находится в Покровском соборе в Москве. И той иконе нет равных по стилю, форме написания. Цветовая гамма безупречно. При письме иконы использованы: киноварь, охра, лазурь, золото, засинение складок лазуревых рукавов и засветления в охре, золоте, киновари. Перстосложение двуперстное. Глаз не оторвать.
Анна17 апреля 2021, 00:17
Надежда, а как можно подробнее узнать о написанной Вами иконе?Как с Вами связаться?
Надежда21 марта 2021, 00:09
Здравствуйте, так получилось ,что у меня заказали икону святого Христофора, но с песьей головой, писала по всем законам, но покупать и забирать заказчик передумал, в связи с пандемией и тем что он ожидал, что она будет темнее, икона
Получилась ярче и насыщеней. Подскажите пожалуйста, есть ли кто-то кто хочет такую?
Елена13 февраля 2021, 21:44
Моего прадеда звали Христофором. Родился он приблизительно в 1850 году. Знаю теперь, что его сын - мой дед, был верующим человеком, но об этом в советские времена не принято было говорить. Дед с семьей 8 детей был угнан в Германию, но все выжили кроме прабабушки, жены Христофора,погибла под американской бомбежкой. Деду пришлось еще в советском лагере 10 лет "оправдываться". Я знала значение имени, но только теперь узнала о мученике Христофоре - спасибо вам!
Мар’яна 7 февраля 2021, 09:31
Прекраснийши икони . Св мч Христофор моли Бога о нас.
Александр 5 февраля 2021, 08:54
В книге "Путешествие патриарха Антиохийского Макария в Россию в половине 17 века" архидиакон Павел алеппский пишет, что он видел и лобызал главу мученика Христофора по виду похожую на собачью с длинной челюстью.Находилась она в Благовещенском соборе Кремля. А вот где же она сейчас?
Алексей 17 августа 2020, 23:29
Спасибо за информацию.
Сергей13 июля 2019, 23:17
О народе псоглавцев не раз упоминают древние авторы. Чем больше изучают древние тексты, сопоставляя их с научными данными, тем больше находят реальные подтверждения тому, что прежде считалось выдумкоЙ. Поэтому нет причин огульно отвергать происхождение Святого Христофора из народа кинокефалов.
Что касается неумения говорить, то вспомним, почему западных пришельцев на Руси назвали немцами - они были "немыми", не говорящими по-русски. Так и Святой Христофор мог не знать греческого или латыни, впервые попав в пределы римской империи.
История Святого Христофора - пример всеобщности Христианства, не связанного рамками государств и народов.
Спасибо за публикацию
александр николаевич 4 мая 2019, 22:22
очень позновательно
Роберт 9 апреля 2019, 19:11
Пожалуйста, объясните, где вы нашли эту керамическую икону?
Роман Римский20 января 2017, 15:28
Внешнее уродство компенсировано внутренней красотой..святостью.
Сергей Крыцын16 июля 2016, 11:21
Tatiana Ustinova, все это очень интересно, но "волчья пасть" и кинокефалия немного разные вещи, вы не находите? Кроме того, для того, чтобы целый народ кинокефалов мог существовать, они должны были спариваться и производить потомство - то есть для них подобная аномалия должны быть привычной и даже привлекательной. Где вы видели целый народ с "волчьей пастью"? Поэтому не надо за уши притягивать объяснения тому, что вы просто не можете принять. У меня лично нет никаких проблем поверить в то, что народ с определенной мутацией, лишенный возможности говорить, мог вполне себе сосуществовать с обычными людьми. А то, что одному из них Господь даровал быть мучеником и явил через него столько чудес - говорит лишь о бесконечной милости Божией. И с принятием этого у нас тоже проблем быть не должно, если мы называем себя христианами.
сергей16 мая 2016, 21:43
Изображения Св.Христофора на иконах,когда он несет на своих плечах Младенца Христа,пробирает до глубины души.
Tatiana Ustinova23 мая 2014, 13:31
Мне кажется наиболее правдоподобной версия о том, что он родился с каким-то тяжелым пороком внешности. Не просто так ведь мальчику дали имя "Отверженный"!
Если набрать в google, например: "волчья пасть" - можно увидеть, как выглядят бедные дети, рождающиеся с таким заболеванием, и есть как легкие формы, так и тяжелые, невозможно даже смотреть без слез. У некоторых вообще носа почти нет, и действительно лицо напоминает волка, или собаку... Подобные патологии часто наследственные (может быть, в этом и можно найти объяснение легенды о "племени кинокефалов").
Сейчас хирурги могут, полностью или частично, справиться с такими недугами, все чаще встречается среди людей отношение с любовью к ближнему, принятие другого человека, не судя по его внешности, а тогда - мальчик с рождения оказался Отверженным, или Осужденным. Но только не для Бога!
А кем окажутся перед судом Божьим те, кто этого мальчика и ему подобных отвергал, осуждал? Не делаем ли мы похожих поступков (может быть, на уровне мыслей и чувств)- необходимо об этом хотя бы начать задумываться!
Какое удивительное житие, как важно оно для тех, кто страдает из-за проблем с внешностью!
А по поводу иконографии - если на иконе символически изображается Душа святого - то тогда, наверное, правы те, кто изображает его прекрасным юношей. Именно таким он и был - не внешне, а в действительности, и таким является сейчас, будучи рядом с Господом - Христофор, Несущий Христа.
24 декабря 2013, 13:05
Информация весьма интересная и, самое главное, достоверная (согласно сторонним данным).
Хороший пример того, что для христианства нет расовых ограничений.

Но вообще - всегда обидно из-за недостоверности иконографических образов. После подобных инцидентов с запретами (18век) становится ясно, почему.

Старообрядцам 10 и низкий поклон.
Иоанн14 февраля 2012, 02:42
Невероятно интересно! Мученече Христофор моли Бога о нас!
Александр 8 сентября 2011, 12:41
А кто автор-то публикации?
Анатолий 4 сентября 2011, 18:33
Идолопоклонечество! Првильно святые боролись с этим изображением и синод! Понравилась фраза "...уже много лет пользуются широким народным почитанием" люди издревле поклонялись тварям мирским и истуканам зачем же их вписывать в Хрестианство!
Андрей 4 сентября 2011, 17:49
Познавательно.Очень интересная иконография.
Александр 3 сентября 2011, 02:08
Очень интересно! Спасибо!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×