Православный календарьПравославный календарь
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!

Православный россиянин в зеркале либерального медиадискурса

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

Какими нас видят

Загрузить увеличенное изображение. 600 x 449 px. Размер файла 222929 b.
 Наталия Дьячкова
Наталия Дьячкова

Под медиадискурсом понимается вся речевая продукция, которая создается в современных СМИ, в том числе электронных, а также на сайтах, в блогосфере. Это статьи в газетах и журналах, эссе и интервью с популярными писателями, журналистами, посты блогеров, высказывания на радио и телевидении и т.п. Авторы устных и письменных текстов, анализируемых в статье, позиционируют себя как приверженцы либеральных ценностей.

К числу изданий, с которыми мы работали, относятся: «Грани. ру», сайт «Эхо Москвы», «Совершенно секретно», «Новая газета», «Сноб» и др. Использовались также примеры из газетных текстов, представленных в Национальном корпусе русского языка.

Православный россиянин (далее – ПР), или православный, православные, – это относительно новый ментефакт отечественной коммуникации постсоветского периода. Как известно, образ складывается из примет внешности, черт характера, уровня образования, особенностей поведения и т.п. По данным либерального медиадискурса, образ ПР с учетом данных параметров выглядит так.

ПР – это отсталый, невоспитанный человек, гомофоб, он забыл о главной добродетели христианина – смирении, напр.: …оголтелые «православные» громят не понравившиеся им выставки, устраивают походы против сексуальных меньшинств, провоцируют нападения на людей неславянской внешности (К. Л., журналист, блогер); …православный гомофоб ударил Лену Костюченко по голове (В. П., сценарист, журналист, блогер); …смирение, о котором наши воинствующие «верующие» вообще забыли («Грани. ру»).

ПР – это трусливый и суеверный человек, напр.:…только трусостью, фатализмом, зыбким болотом в душах можно объяснить тот факт, что россияне все еще ходят в церковь и уважительно отзываются иногда об иерархах <…> Только этой робостью и пещерным суеверием можно объяснить тот факт, что среднестатистический россиянин боится церкви, чтит ее и ходит туда по праздникам, а заодно опасается сказать правду о подавляющем большинстве священнослужителей (Д. Б. писатель, журналист).

ПР – это пожилой необразованный малообеспеченный человек, едва ли не люмпен, напр.: Львиную долю усердных прихожан по-прежнему составляют люди пожилые, с низким образовательным уровнем, незавидным имущественным и социальным статусом (Д. Ф. «Сов. секретно»).

Вера у ПР ненастоящая, потому что сегодняшний ПР – это вчерашний комсомолец или коммунист, напр.: Когда рухнула советская власть и в головах растерянных граждан образовался идеологический вакуум, церковь распахнула свои врата <…> граждане рванули к алтарям, не сдав своих партбилетов и не сняв комсомольских значков <…> лучшие места у алтаря заняли те, кто вчера еще стоял на мавзолее <…> Елоховская церковь заменила собой кремлевский дворец съездов (К.Л., журналист, блогер); …учтем показную православность наших вождей (А. О. , журналист, блогер).

ПР – «православен» лишь постольку, поскольку сегодня это модно, напр.: … есть мода на православие, ношение крестиков, стояние со свечками в церквях <… > Власти эту моду всячески поддерживают (даже личным примером). Тут все ясно. При помощи тех или иных догм не так уж трудно манипулировать общественным сознанием, а после краха марксистской догматики образовался определенный вакуум… («Известия», 2002. 08.30).

ПР – это ханжа, а православные – елейная ханжеская публика, вызывающая у нормального человека отвращение. Как известно, художественная литература может отражать настроения, царящие в обществе. Прислушаемся в этой связи к внутреннему монологу одного из персонажей рассказа М. Чулаки: Не алкоголик он, не наркоман, ни разу даже гонорею не подхватил, а послушать Любку на досуге, он ― чудовище беспутства. Это бы еще ладно, но особенно противно было слышать пожелание покаяться. Любка ударилась в модное православие, замаливает грехи и хотела бы, чтобы брат тоже окрестился и ходил целовать попам руки. А его тошнит от этой елейной ханжеской публики! Любка обещала приехать сегодня же, ― как же, спешит выполнять свой сестринский и христианский долг (М. Чулаки. Примус // «Звезда», 2002). Приводимые рассуждения характерны для многих наших соотечественников.

ПР неряшлив, он не следит за своей внешностью, напр.: Отвратительные, гнусные морды из числа «истинно русских православных христиан» <…> руки с грязными, обкусанными ногтями на толстых пальцах <…> за ЧТО вы их [«голубых»] так ненавидите? <…> от них пахнет чистотой вымытого тела и хорошим парфюмом, а не вчерашним перегаром вперемежку с позавчерашним потом (А. Д., актер, блогер).

ПР – это человек психически нездоровый, потому что православие – это болезнь, напр.: Помимо людей неизлечимо больных православием головного мозга <…> было много молодых людей, которые просто пришли «не дать превратить Москву в Содом» (М.А., фотограф, блогер).

Священники и церковнослужители – это отвратительные, гнусные рожи в черных рясах (А. Д., актер, блогер). Они ведут религиозную пропаганду на телевидении, в армии. Напр.: …появилась целая когорта медийных батюшек (И. П., «Новая газета»); Теперь эту монополию [православных священников в армии] могут устранить. А попутно устранить и религиозную пропаганду (А.О., журналист, блогер).

Анализируя собирательный образ современного православного, мы выделили ряд приемов, которые используют авторы:

– уничижительные эпитеты, напр.: непроходимое невежество, узколобая дремучесть, пещерное суеверие, толоконные лбы;
– отрицательные характеристики известных людей православного вероисповедания, напр.: Михалков – политический мародер (С. П., сайт «Эхо Москвы); Георгий Полтавченко – православный чекист (сайт «Эхо Москвы»)[a];
– заголовки, обладающие негативным проспективным потенциалом: Пиррова победа православия («Сов. секретно», 2007.07.07); Силовики благочестия («Отечественные записки», 2003); Православный национализм («Неприкосновенный запас», 2003.11.11); Любая церковь сегодня – это бизнес («Известия», 2002, 08.30), Оптина Пустынь и губная помада (В.Е. сб. эссе «Мужчины»);
– насмешливые поговорки, напр.: Как говорят в народе, поп с кадилом, а черт с рогатиной. Чья взяла? (И.П., журналист, блогер);
– слово «поп» вместо «священник», напр.: …создавалось ощущение, что попы в армии должны были заменить замполитов (А.О., сайт «Эхо Москвы»);
– ироничная интонация, сарказм, напр.:… и святые отцы, и иные рьяные поборники нравственности как только его [телевидение] не называли: и исчадием ада, и средоточием греха и разврата. А потом осознали, видать, наместники Бога на земле, что бороться с нечистой силой нужно и на ее территории (И. П., «Новая газета») ;
– отсылки к прецедентным текстам, компрометирующим сакральные предметы, в частности крест: Рассказывают, что после появления церкви в «Останкино» заметно сократилось количество призраков, издавна пугавших телевизионный люд. Вот что крест животворящий делает! (И. П., «Новая газета») [2];
– упоминание имен святых в ироничном контексте, напр.: И тогда наш герой, призвав на помощь своего небесного покровителя Никиту Бесогона, объявил нечистой силе решительный бой (И.П., журналист, блогер);
– употребление в одном ряду слов «православие», «Церковь» со словами, вызывающими негативные ассоциации, напр., православие и посконность; Русская Православная Церковь и консервативно настроенные законодатели. См.: увлечение пинать тех, кто слабей <…> никакими православием и посконностью <…> оправдано быть не может (А.К., зампред Московской ОНК, блогер); Русская Православная Церковь и консервативно настроенные законодатели объединились…(А. Ф., блогер). Существительное «посконность», например, заставляет вспомнить поговорки «Куда нам с посконным рылом в суконный ряд!»; «С посконной рожей да в красные ряды», а также фразеологизм «посконный мужик», которые в старой России использовались для презрительного называния людей низкого сословия;
– игнорирование норм речевого этикета, принятого в Церкви, в частности при использовании имен архиеписков и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси: Викентий, Кирилл (А. П., журналист радио «Эхо Москвы в Екатеринбурге») вместо Владыка Викентий, Святейший Патриарх Кирилл;
– фамильярно-уничижительное именование иерархов РПЦ, обыгрывание их фамилий Володя (Вова) Гундяев о Святейшем Патриархе Кирилле (на форумах сайта радио «Эхо Москвы»); господин Чаплин об отце Всеволоде Чаплине, например: господин Чаплин, вы оправдываете вашу фамилию (М. Г., эфир «Эхо Москвы», 26.09.2011.); гундит Гундяев – о митрополите Кирилле (А. Ч. эфир «Эхо Москвы») и др.

Сама Церковь консервативна и агрессивна, она вмешивается в жизнь государства, претендует на роль властительницы дум, в то время как само православие – это темная религия, от которой нечего ждать, кроме вреда и проявления мракобесия, например: …более темной и закрытой религией является православие <…> РПЦ нанесла колоссальный вред России <…> [она] вмешивается в политику <…> школьное образование. Она чрезвычайно агрессивна (В.П., журналист, телеведущий); Церковь <…> почувствовала себя властительницей дум (К.Л., журналист, блогер); Реакция РПЦ [на гей-парад] вообще мракобесие (В. Е., писатель, телеведущий).

Итак, православный – значит невежественный, некультурный, агрессивный человек. Такова ментальная картинка по данным либерального дискурса. Она заставляет вспомнить то время, когда в СССР о религии писали, как о «религиозном дурмане», Библию называли «выдумкой дикаря, темного, невежественного» и говорили о том, что «религия и библия (именно так, со строчной буквы – Н.Д.) затуманивает сознание рабочего и крестьянина». Священников называли «развращенной поповской братией», обвиняли в корыстолюбии и писали, что главный «клич поповской жадности: гони монету!» [3].

О социальных стереотипах

Обращает на себя внимание тот факт, что авторы, позиционирующие себя как сторонники либерально-демократических ценностей, повторяют те же оценочные штампы, которые использовали коммунисты в своей антирелигиозной пропаганде. Кроме того, кажется странным, что люди исповедующие т.н. толерантность и политкорректность используют язык интолернатности, сознательно понижают статус оппонента.

Это обстоятельство побуждает нас предположить, что ПР ― это один из социальных стереотипов, сформировавшийся в эпоху антицерковной и антирелигиозной пропаганды. Стереотипы же очень живучи.

Известный лингвист Джорж Лакофф, писавший о социальных стереотипах, иллюстрирует их, в частности, такими примерами американских стереотипов: «стереотипный политик является интриганом, самовлюбленным и бесчестным человеком <…> стереотипный японец трудолюбив, вежлив, умен» [4]. Используя типологию стереотипов, предложенную В. В. Красных, можно квалифицировать социальный стереотип «православный россиянин» как стереотип-представление [5], то есть как некую ментальную картинку, устойчивое инвариантное представление о каком-либо предмете или ситуации, обусловленное национально-культурной спецификой, за которым стоит «абстрактный собирательный образ» [6].

Стереотипы-представления, по мнению В.В. Красных, связаны с речевым поведением, характеризуют его и в нем проявляются, они диктуют набор ассоциаций (то есть выполняют предсказующую функцию) и предопределяют выражающую их языковую форму [7]. Приведенные выше высказывания о ПР позволяют нам убедиться в справедливости данного тезиса.

О природе и функциях социальных стереотипов в монографии «Общественное мнение» (1922 г.) писал американский журналист и политолог Уолтер Липпман [8]. «Мы воспринимаем предметы, – говорит ученый, – через стереотипы нашей культуры <…> стереотипные образы одалживаются миру не только искусством <…> но и <…> политической агитацией <…> необученный наблюдатель вычленяет из внешнего мира те знаки, которые он может распознать <…> [стереотипы] наводняют свежее восприятие старыми образами и проецируют на мир то, что было сокрыто в памяти»[b] [9]. По мнению У. Липпмана, социальные стереотипы нужны человеку, поскольку экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов.

Вторая функция стереотипов, по У. Липпману, состоит в том, чтобы защищать наше личностное ядро. Ученый пишет: «Системы стереотипов <…> представляют собой упорядоченную, более или менее непротиворечивую картину мира <…> стереотипная картина мира может быть не полной, но это картина возможного мира, к которому мы приспособились <…> мы чувствуем себя в этом мире как дома <…> любое изменение стереотипов воспринимается как атака на основы мирозданья» [10].

И, наконец, третья функция социального стереотипа – это защита нашего положения в обществе. «Стереотипы, — пишет У. Липпман, — бастион нашей традиции, и, укрывшись за стенами этого бастиона, мы можем чувствовать себя в безопасности» [11].

Итак, объективно процесс стереотипизации не содержит в себе ничего плохого. По мнению У. Липпмана, «отказ от всех стереотипов в пользу абсолютно наивного подхода к опыту обеднил бы человеческую жизнь» [12].

Однако содержание стереотипов, которое «определяется факторами социального, а не психологического порядка», может быть негативным [13]. Опасность представляет такое важное свойство социальных стереотипов, как их эмоционально-оценочный характер. Даже само по себе перечисление признаков социального объекта уже содержит оценочность (англичан мы называем чопорными, немцев педантичными и т.д.). Именно на этом свойстве социальных стереотипов зиждется еще одна их функция — «межгрупповая дифференциация, или оценочное сравнение, чаще всего в пользу своей группы» [14].

Т. Стефаненко считает, что социальный стереотип отражает свойства двух взаимодействующих групп и отношения между ними и что именно от характера отношений – сотрудничества или соперничества, доминирования или подчинения – зависят содержание и степень благоприятности стереотипа [15].

Многие из нас еще помнят то время, когда стиль жизни православного верующего и священнослужителя намеренно изображался в СССР в карикатурном виде.

Карикатурное же представление стиля жизни кого-либо, по мнению, В. И. Карасика, «является одним из целенаправленных способов создания у населения образа врага». Ученый приводит характерный пример. «В результате длительного политического противоборства, – пишет он, – в языковом сознании многих носителей русского языка, граждан СССР, сложились следующие характеристики типичного американца: <…> энергичен, напорист, бесцеремонен, богат, ведет себя как ковбой из фильмов о диком западе, боготворит деньги <…> курит дорогие сигары, кладет ноги на стол <…> навязывает всем американский образ жизни (Дядя Сэм) <…> угрожает нам атомной бомбой, улыбается широкой улыбкой, сидя в роскошном лимузине». Ученый описывает механизм формирования образа врага: «берутся некоторые внешние броские признаки стиля жизни определенного класса и типа людей (богатые люди, занимаются бизнесом, курят сигары, имеют автомобили) формируются оценочные штампы (с презрением относится к бедным, связан с политиками), добавляются заведомо негативные факты (убийство президента, истязание пленных) <…> В результате происходит создание оценочных стереотипов, закрепленных в образе врага. Оценочные штампы играют в образе врага центральную роль, они цементируют восприятие, хотя и остаются как бы на втором плане, поскольку самое сильное впечатление оказывают факты или фактоиды (якобы факты)» [16].

Карикатурный стереотипный образ ПР, каким он предстает перед нами в зеркале либерального медиадискурса, являет собой едва ли не образ врага. И оценочные штампы в создании этого образа играют действительно важную роль. Так, в эссе «Оптина пустынь и губная помада» [17] создан карикатурный образ православных и Православия. Здесь присутствуют и оценочные штампы, и факты, и фактоиды. Предоставим читателю возможность самому увидеть в данном произведении факты и отделить их от фактоидов. Укажем лишь на оценочные штампы, которые представлены в эссе в изобилии: все священники холеные; о христианской любви православные только говорят; попы дурят народ («филологическое шулерство»); цель священства – запугивать людей адскими муками, чтобы можно было манипулировать ими; Православие – бесполая религия («На протяжении истории православие свирепо билось с сексом», «Христианство изнурило себя многовеко-вой безуспешной войной с сексом») и т. д.

По-видимому, именно негативный стереотипный образ православного человека, довлеющий нашему «паломнику», не дает ему возможности даже в Оптиной пустыни увидеть хоть что-нибудь отрадное.

А судьи кто?

Социальные стереотипы живучи – это аксиома. Но в то же время они динамичны, и им можно противостоять. Выше мы приводили высказывание У. Липпмана, полагавшего, что «необученный наблюдатель вычленяет из внешнего мира только те знаки, которые он может распознать» (курсив мой – Н. Д.). Мы уже видели, какие знаки смогли распознать в социальном объекте под названием «православный россиянин» авторы приведенных выше фрагментов. Рассматривая их зарисовки, лингвист может многое сказать и о самих авторах, поскольку, создавая какой бы то ни было образ, автор текста предъявляет нам свой «речевой паспорт»[c] и тем самым манифестирует свой социальный статус[d].

Как правило, почти о каждом авторе приведенных фрагментов можно сказать следующее: интеллектуал, интеллигент, литературно одарен, обычно не атеист, либерал, к Священному Писанию относится в лучшем случае как к памятнику письменности, о Предании Церкви имеет смутное представление, самонадеян (надеется на свой разум, уверен в том, что все понимает и все может объяснить), духовностью считает любовь к искусству и литературе, экуменист (считает, что все религии – это равноценные пути к Богу) ... и т. д. (При желании портреты авторов могут быть детализированы, некоторые характеристики – уточнены).

Предъявляя нам свои «речевые паспорта», эти авторы рисуют и свои портреты тоже. Что касается автора упомянутого эссе, то в его «речевом паспорте» присутствует и обсценная лексика, и вульгаризмы, и пошлые шутки, и глумливая интонация.

Впрочем, интонация глумления, ёрничанья, сарказма почти всегда окрашивает тексты авторов, рисующих карикатурный образ православного россиянина. Убедительное объяснение этому факту, с духовной точки зрения, дает С. С. Аверинцев. Так, комментируя первые два стиха 1-ого Псалма («Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешников не ста, и на седалищи губителей не седе»; по Синодальному переводу: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей» – выделено мной – Н.Д.), ученый замечает, что три глагола в этой трехчленной формуле символизируют три ступени зла. По поводу последнего глагола он рассуждает так: «...последняя ступень зла, описываемая в заключительной части трехчленной формулы (глагол «сидит» – Н.Д.), характеризуется новым сравнительно с предыдущими ступенями настроением покоя. Это поистине шедевр сатаны — адская пародия на благодатное успокоение, обретаемое в Боге <…> Как говорят наши современники, «расслабьтесь»; в определенный момент ад говорит то же самое своему адепту. Некуда больше ходить, ни к чему больше стоять. Кто созрел для последней ступени зла, оказывается в особой компании: это не просто противники дела Божия, как на первой ступени, не просто сбившиеся с пути беспутники, как на второй, — это циничные «насмешники», «кощунники» (выделено мной Н.Д.), lecim. Их глумливая болтовня, их сумасшедший смешок, их расслабленное и расслабляющее суесловие — разве мы не видели, разве мы не насмотрелись до тошноты, как это приходит на смену более «серьезным» и даже «героическим» стадиям зла? А на смену цинизму не приходит больше уже ничего. Ибо в нем выражает себя последнее, окончательное, безнадежное растление» [18].

Урок для православных

«Себя как в зеркале я вижу,/ Но это зеркало мне льстит...», – писал Пушкин, вглядываясь в свой портрет кисти художника Кипренского. Вряд ли мы, православные, вглядываясь в свое отражение в зеркале либерального медиадискурса, можем повторить эти слова вслед за поэтом.

Медийное зеркало отражает наш карикатурный, то есть подчёркнуто смешной, а местами и откровенно отвратительный вид. Не будем обижаться, не будем спешить обличать «художников». И уж тем более – не станем вести полемику по принципу «сам дурак». Лучше подумаем о том, какие уроки мы можем извлечь, вглядываясь в это, пусть и кривое, зеркало.

Святейший Патриарх Кирилл, еще будучи митрополитом, поделился с журналистами тем, что был потрясен, получив от зрителей своей программы «Слово пастыря» письмо с вопросом, почему православные женщины так убого выглядят. Тогда владыка подверг критике тех верующих, которые с чрезмерным пренебрежением относятся к своему внешнему виду, создающему, по его словам, негативное впечатление от православия в целом: «Мы не должны производить впечатление странных, придурковатых людей, если мы хотим быть Церковью народа, а не замыкаться в гетто. Мы должны показать пример народу, в том числе и своим внешним обликом. Православие – это не убожество, это красота жизни!» [19].

Наше поведение, наша речь, наш внешний вид – все должно быть красивым, достойным той Истины, Которую мы исповедуем. Приглядимся к себе: так ли безупречна наша речь и с нормативной точки зрения, и с этической? Всегда ли мы можем внимательно выслушать оппонента, да и просто собеседника? Не стараемся ли всячески (даже своим неряшливым внешним видом) подчеркнуть свою избранность, свою «особость»? Не агрессивны ли мы в тот момент, когда в чем-то не согласны с мнением собеседника, не стремимся ли в ту же минуту обратить его в свою веру? Всегда ли мы улыбчивы, радостны, терпимы, снисходительны, подчеркнуто вежливы? Кротость, смирение, умение уступить, смолчать… Эти качества присущи нам в полной мере?

Угрюмые, агрессивные, невежливые и невежественные – такими видят нас нецерковные люди, те, кого называют «внешними». Какие же мы после этого миссионеры, если одним своим видом и поведением способны внушить миру отвращение?

Эпиграфом к своей комедии «Ревизор» Гоголь избрал пословицу «на зеркало неча пенять, коли рожа крива». Однако сделал он это не сразу, а лишь через несколько лет после первого издания пьесы. Это был его ответ яростным критикам пьесы – тем, кто узнал себя в ее персонажах, но не хотел себе в этом признаться.

Наталия Дьячкова

Источник: Миссионерский институт при Ново-Тихвинском женском монастыре

3 ноября 2011 г.

Рейтинг: 9.4 Голосов: 14 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

[a]Любопытно, что под таким названием сайт «Эхо Москвы» публикует следующую информацию: В октябре 2005 года Полтавченко вместе с кинорежиссером Никитой Михалковым возглавил акцию по перезахоронению в России праха белого генерала Антона Деникина и философа Ивана Ильина. Эта информация, по мнению автора заметки, определенным образом характеризует Георгия Полтавченко, во-первых, он православный чекист (отрицательная коннотация у слова чекист ощущается всеми), во-вторых, он стоит в одном ряду с Михалковым (для либеральной прессы он «политический мародер»). Мародер и чекист возглавили некую акцию. Хороша ли после этого сама акция? И так ли уж хороши белый генерал Антон Деникин и философ Иван Ильин? Чем в таком случае манипуляция общественным мнением, к которой прибегает либеральная пресса, отличается от тех приемов, которые использовали коммунисты?

[b]Похожую характеристику социальным стереотипам дает Дж. Лакофф. Он говорит о неточности социальных стереотипов и отмечает, что они используется обычно в рассуждениях, именуемых «поспешными умозаключениями» [4].

[c]Речевой (языковой) паспорт говорящего – понятие теории речевой коммуникации. См.: «Высказывания, взятые в совокупности, являются речевым паспортом говорящего» [Карасик В.И. Указ. соч. С. 7]. См. также: Стернин И. А. Введение в речевое воздействие. Воронеж, 2001. С. 43 – 46.

[d]См. об этом: Карасик В. И. Язык социального статуса. – М., 2002.

Примечания

1. Тексты православных СМИ, коммунистических и экстремистских по понятным причинам, не рассматриваются.
2. Отсылка к персонажу Савелия Крамарова в кинокомедии Л. Гайдая.
3. Ярославский Е. Библия для верующих и неверующих. М., 1962. Сс. 3, 4, 8, 231.
4. Лакофф Дж. Женщины, огонь и опасные вещи: Что категории языка говорят нам о мышлении. М., 2004. С. 121.
5. Красных В. В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? – М., 2003. С. 237.
6. Красных В.В. Указ. соч. Сс. 232, 239.
7. Там же.
8. Липпман У. Общественное мнение. М.: Институт Фонда «Общественное мнение». 2004. – URL: http://socioline.ru/book/uolter-lippman-obschestvennoe-mnenie#attachments
9. Там же.
10. Там же.
11. Там же.
12. Липпман У. Указ. соч.
13. Стефаненко Т. Указ. соч.
14. Стефаненко Т. Стереотипы социальные. – URL: http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/sociologiya/STEREOTIPI_SOTSIALNIE.html?page=0,3
15. Там же.
16. Карасик В. И. Язык социального статуса. – М., 2002. Сс. 40-41.
17. Ерофеев В. Оптина Пустынь и губная помада // Он же. Мужчины. М., 2005. Сс. 26 – 31.
18. Аверинцев С.С. Вслушиваясь в слово: три действия в начальном стихе первого псалма – три ступени зла // URL http://ksana-k.narod.ru/Book/averincev/psalm/06.htm
19. Портал «Православие и мир». – URL: (http://www.pravmir.ru/obraz-sovremennoj-pravoslavnoj-zhenshhiny/)

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий
Комментарии
Николай27 марта 2014, 12:32
Наверное некоторым из нас, конечно тем, кто иногда читает не очень дружелюбные публикации о православных, стоит и правда задуматься и над своим поведением,над своей речью, и конечно над своим внешним видом. Один очень пожилой священник мне однажды сказал , внешний вид батюшки, это уже проповедь о любви к Богу и человеку. Хотя я точно знаю, что в основном, хулящие веру и церковь, на самом деле думают совершенно иначе. Скорее это уже модно становится поливать святость грязью, а мода в среде журналистов, страшная для них зависимость, это даже больше чем гонорары за хулу. А истинный образ православного, может знать только сам Господь.
Маша15 ноября 2011, 22:38
Наталья,большое спасибо за статью,действительно,нелишне напомнить нам,православным,не заноситься перед заблудшими соотечественниками.Хочю поделиться с НАДЕЖДОЙ и Светланой своим столкновения с поношением.Это именно касается долгожданного ЧУДА-Пояса Пресвятой Богородицы в России.Очень хотела 20 окт. узнать из новостей как проходит в Санкт-Петербурге встреча Пояса,зашла на Балтинфо.ру.Прочитала описание официальной встречи в аэропорту,про огромную очередь к Казанскому храму.А потом...я прочла комментарии к этой новости.На 4 комменте у меня началось сердцебиение и аритмия,на 6-7-м я разрыдалась.Поношение?Да что Вы,это слишком мягенько!Это был "пир у сатаны",было такое впечатление,что все развратники,циники,растлители,блудники нашей Культурной Столицы устроили шабаш и с ненормативным ожесточением и сладострастным вожделением бросились гадить на это Чудо и на всех ПР заодно (некоторые комментарии до сих пор доступны для ознакомления).Для меня это было очень сильным потрясением.Даже не смотря на то,что свежи еще в памяти страсти по программе нтвшников "честный понедельник".А потом пришло и "озарение":так вот они-плоды "трудов праведных" нашего славного либерального медиадискурса.Это эхо,отзвук,всех этих устиновых,быковых,невзоровых,познеров,девотченков..им же несть числа.А теперь возникает(лично у меня)вопрос:если эта дъявольская оргия в ответ на ЧУДО была всего-лишь эхом,то какими же должны быть души тех,кто это эхо спровоцировал?Спаси нас,Господи!Пожалуйста!
Евгения 7 ноября 2011, 12:31
Наталья, спасибо Вам большое за публикацию! Что нас не убило, то сделало сильнее, если отбросим гордыню и возмущение - сможем сделать полезные выводы.

/и наличие платочка на голове, и отсутствие макияжа, и то что человек с утра пользовался обычным тулетным мылом, а не не парфюмированным гелем/
К сожалению, правда Ваша. Подтверждаю из собственного опыта. В глазах очень многх людей отсутствие макияжа - признак того, что женщина не следит за собой, является зажатой и/или забитой. Если в плане улыбчивости, умения слушать, спокойствия мы действительно должны над собой работать, то изменять свой внешний облик в угоду кому-то просто нельзя. Опрятность, чистота - это всё да, но выпендрёжь - нет.
Светлана 7 ноября 2011, 10:02
Иисус Христос сказал своим ученикам " В Мире гонимы будете..." Это про нас тоже.Удивляться и "расстраиваться "по этому поводу не стоит. Однако,жизнь показывает,что не все так плохо у нас в России. Посмотрите какое паломничество к Поясу Пресвятой Богородицы !!! Это ведь не случайно-значит есть ВЕРА в Людях ! А выпады против православных всегда были и будут. Жаль этих людей,они не нашли Бога,не нашли в чем смысл жизни человеческой на земле. Жаль...
Ольга 6 ноября 2011, 22:55
Братья и сестры! Любой упрек надо уметь услышать и заглянуть внутрь себя. Иногда мы своей нетерпимостью порождаем эти насмешки. Те же юбки-брюки. Разве Христос в брюках ходил? Можно ведь выглядеть современно, но не вызывающе. А длинная юбка и кроссовки – сочетание не очень. Но в другой обуви службу выстоять сложно. Так зачем же так нападать на брюки? Да и выставки громить не обязательно. Достаточно просто игнорировать. Как и многое другое, что не совместимо с христианской моралью.
Ольга.
Надежда 4 ноября 2011, 14:57
Большое спасибо за публикацию.
Очень точно, обоснованно, поучительно.
Смотреть в себя - не заводится ли тщеславная показуха, есть ли любовь к людям.Очень трудно.Потрудимся.Помоги Господи!
Юрий 4 ноября 2011, 12:14
Всё верно. Не надо нам, православным, самим давать нашим недоброжелателям пищу для уничижительных оценок. Однако при этом есть одно большое "но". Всё дело ведь в критериях оценки. Вот взять хотя бы претензии в убогости одеяния и неряшливости внешнего вида. Даже если православный будет аккуратен в одежде и будет опрятно выглядеть согласно некоей усреднённой общечеловеской категории, то критик-либерал-гомофил всё равно за его убогость сочёт отсутствие одежды именно того стандарта или уровня обеспечения, который принят в его кругу, а в качестве неряшливости внешнего вида может быть выставлено: и наличие платочка на голове, и отсутствие макияжа, и то что человек с утра пользовался обычным тулетным мылом, а не не парфюмированным гелем, да ... всё, что угодно, любой бред злопыхателя. Это в точности, как у самодержавной свекрови: "Кто обгадился? Невестка".
Елена 4 ноября 2011, 08:53
Расстроили...
Для меня эта тема больная - сама раньше считала себя "широких взглядов", умной, способной ВСЕГДА рассуждать правильно, судила и рядила и священство и православных и религию. Пользовалась теми же прокисшими еще с советских времен штампами (ничего ведь нового, только "толерантность" к содомскому греху прибавилась).
С выводами автора отчасти согласна - православный должен нести любовь, радость, красоту, каждый в меру своих сил стараться.
Но отчасти (помня себя, прежнюю)понимаю - не всякий неверующий согласиться сойти с пьедестала, на который сам себя водрузил!
Очень часто вспоминаю слова монахини-гида в Иерусалиме. На вопрос, что в ее работе самое сложное, ответила - показывать святыни неверующим людям, потому что для них нет ничего святого.
Это не в осуждение - это боль и горечь и раскаяние...
НАДЕЖДА 3 ноября 2011, 15:05
Для меня полное откровение,что в обществе до такой степени идет поношение православных.Думала,что свирепые взгляды на твой платочек и юбку,несмотря на безукоризненность одежды,это удел немногих.А их оказывается намного больше,да еще и битву публичную ведут.Искренне жаль этих людей.Скорблю и надеюсь,что познают они Истину-ЧТО ЖИЗНЬ НАША НЕ В БЫТЕ,А В БЫТИЕ.Не каждому дано постичь,да и мера у всех разная.Потому и Врата в Рай намного уже других.Помоги нам всем,Господи!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

Новые материалы

Выбор читателей

×