Православный календарьПравославный календарь
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.

Русская Золушка, дядя Аркадий и Николай Чудотворец

Малолетняя узница концлагеря Людмила Васильевна Варганова никогда не пропускает службу в храме в честь Собора Белорусских cвятых. Именно там мне подсказали номер ее телефона. Когда трубку подняли, я услышала приятный женский голос. Она пообещала поговорить со мной сразу же после службы.

Я ожидала увидеть печальную старушку, а увидела живую, веселую, женщину, которой никогда в жизни не дашь 85 лет. «А что я должна уже с палочкой ковылять, как все остальные? Не дождетесь!» — весело заявила она мне и мысленно, готовясь к интервью, начала возвращаться в свое прошлое.

Всегда интересно смотреть на людей, которые вспоминают детство. Интересно потому, что они начинают кардинально меняться.

Вот и тогда прямо на моих глазах исчез пожилой человек, и на его месте появилась очаровательная маленькая девочка, которая постепенно, следуя за рассказом, становилась старше, переживала страх и боль, влюблялась и любила, и растила в себе всепоглощающую любовь к Богу.

Людмила Васильевна: Я родилась на Смоленщине в деревушке между Вязьмой и Ржевом в семье обычных крестьян. Детей у моих родителей было трое: я, старший брат и младшая сестренка.

Я хорошо помню себя с малолетства. Помню, как каждые выходные мы с семьей шли пять километров в город Сычевку, чтобы попасть на службу в церковь.

У нас была очень дружная семья, и мы много времени проводили вместе. Наверное, я могу с уверенностью сказать, что у меня было счастливое детство.

Но потом началось раскулачивание, и вместе с ним жизнь круто поменялась. У папиного отца забрали почти все, что могли, маминого отца посадили. Почти всех взрослых мужчин, которых я уже смутно помню, угнали за Урал. В наш когда-то большой и счастливый дом заселили чужих людей, которые украли все мамины золотые вещи. Ничего нельзя было сделать. Папа не захотел жить среди непорядочных людей, и мы уехали на мамину родину. И я несказанно этому рада. Мы стали жить с бабушкой! Она была по-настоящему верующим человеком. И невероятно добрая и ласковая. Я с детства запомнила ее слова, когда мы шли на Пасху в церковь, она посмотрела на небо и сказала: «Вот посмотрите наверх и запомните, так солнышко может играть только на Пасху!»

Война пришла как-то совсем неожиданно. Одно из самых ярких воспоминаний — это как немец, когда с неба сыпался град из пуль, оттолкнул мою маму и этим спас ее жизнь, хотя при этом сам погиб от другой пули. Меня тогда это очень поразило. И я до сих пор ему за это спасение очень благодарна.

Потом наступил переломный 1943 год. Немцы отступали. Нашу деревню построили на улице, чтобы выбрать молодых людей, которых можно забрать с собой. Видно хотели отправить в Германию. Ходили туда-сюда, рассматривали всех, оценивали. Мне тогда было пятнадцать лет, брат на два года старше. Сестренке исполнилось всего лишь десять, но она была очень высокая. И мама все шептала ей на ухо: «Лорочка, согни ножки, чтобы ты была маленькая и тебя не взяли!» Ее и правда не заметили и оставили вместе с мамой. Мне же с братом не повезло. Нас почему-то сразу разделили, и мы шли отдельно друг от друга. Оставшихся людей отправили в другую деревню неподалеку. Туда собрали всех «неподходящих» еще с пяти других деревень. Многие считают, что немцы хотели всех сжечь, но так почему-то этого и не сделали. Я помню, как покидала такую родную и такую опустевшую деревню.

Был февраль. Идти было очень холодно и очень страшно…

Через три дня довели нас до города Дорогобуж. Город, как помню, стоял на горке, а лагерь располагался у подножия. Он назывался «Лагерь военнопленных и мирных жителей» и состоял практически из наших, деревенских.

Работы здесь было много. Нас гоняли и окопы копать на Днепре, и снег расчищать. Но при этом я не могу сказать, что к нам очень плохо относились.

Провела я в этом лагере целый месяц, а потом мне помог один случай. Вместе с нами там находилась переводчица Татьяна, которая была старше меня, но мы как-то с ней сразу сдружились. И вот я попросила ее отпустить меня в соседнюю деревню, где трудилась вторая половина жителей моей деревни. И Таня отпустила. А там, оказывается, была дочка подруги моей мамы, которая обслуживала высокопоставленных немцев. И я уговорила ее, чтобы меня из концлагеря перевели к ним. Она все устроила. И стала я работать в обслуге на стирке. Мы стирали одежду солдат, которые приходили с фронта. Представляете, молодые девочки и целый день стирка. У меня с тех пор очень огрубевшая кожа на руках. Нам было очень тяжело. Потом (видно, моя знакомая выпросила) меня перевели на кухню. Я чистила картошку, травы разные собирала, иногда делала уборку. Из-за того, что кормили плохо, работать на кухне было очень трудно. Один раз повар вышел, и я полезла в кастрюлю, чтобы съесть хотя бы немного только что приготовленного пудинга. Меня поймали, и повар очень сильно ударил меня по бедру, да так, что оно болит у меня до сих пор.

А однажды нас заставили чистить огромную капусту. Я капусты таких размеров больше никогда не видела. Она была серая, скользкая и гнилая. Ее пока почистишь, один маленький кочанчик остается. Мы сидели кругом, человек восемь, чистили эту капусту и болтали. А за нами присматривал немец. Его очень злила наша болтовня. И он все кричал: «Закройте рты! Молчите!» Ну мы же еще дети — замолкнем, он отойдет и мы снова разговариваем. Он опять прибегает и ругается. Я у него спрашиваю по-немецки: «А что случилось, что ты на нас так ругаешься?» Он мне как даст подзатыльник. И я вместо кочана рубанула себе по пальцу на руке и чуть не отрубила. От вида крови упала в обморок. Очнулась уже с перевязанным пальцем. А назавтра мы узнали, почему немец был такой злой: оказалось, что у них снова отступление, и нас погнали дальше.

И вот пока мы шли, ко мне пристроился военнопленный, которого мы все называли «дядя Аркадий». И говорит мне: «Я все продумал. Как только немцы сделают остановку, мы убежим».

Я, конечно, испугалась, но виду не подавала. Наступил вечер. Немцы решили сделать привал. Мы с дядей Аркадием взяли по копне сена, как бы накормить лошадей, а сами незаметно раз и в кусты. И как дернули в лес. Мы-то думали, что это лес, а это оказалось болото. Я сразу потеряла туфлю, пришлось снять вторую и бежать босиком. И мы все бежали-бежали. Казалось, что уже нет больше сил. Потом дядя Аркадий подсадил меня на дерево и залез сам. И тут как началось! Было ощущение, что стреляют со всех сторон. Это немцы нас искали. А когда не нашли, то вернулись и доложили, что нас застрелили. Все деревенские плакали. Нам это уже рассказали потом те, кто убежал после нас.

Несколько суток мы провели в болоте. Спали на кочках. Один раз даже прятались под корягой от немецких разведчиков.

И каково же было мое удивление, когда в один из дней мой спутник, совсем маленького роста, худенький, весь грязный, оборванный говорит: «Никакой я не солдат. И зовут меня не «дядя Аркадий». Я — Николай (к сожалению, фамилию я уже и не вспомню), кадровый военный. У меня был чин капитана и я политрук полка. У меня есть жена, дочка и сын. Они остались в городе Ржев, Советская 35!» Интересно, многое не могу вспомнить с того времени, а вот адрес этот помню до сих пор…

Потом мы набрели на бывшие партизанские блиндажи. А там прятались деревенские. Провели мы с ними пять или шесть суток. Оказалось, что эти блиндажи находятся между двумя фронтами. Поэтому мы постоянно слушали, как летали снаряды сначала от наших к немцам, потом от немцев к нашим.

Однажды ночью на нас наткнулись четыре советских разведчика. Дядя Аркадий, теперь уже Николай, им все рассказал. Из разговора я поняла, что он взял меня с собой как прикрытие, чтобы, если что, выдать меня за свою дочку. После эти разведчики, выполнив свое задание, забрали нас.

Мы опять очень долго шли, часто по пояс в воде. Потом очень неожиданно оказались возле какой-то огромной палатки. Меня посадили на пень, а дядя Аркадий вошел внутрь. Потом мне вынесли маленькую бумажку и сказали: «Мы вашего дядю Аркадия оставляем здесь. А вы идите в Дорогобуж, там располагается СМЕРШ КГБ».

А там, в этом КГБ, таких как я убежавших огромное количество. Мне пришлось провести в городе три дня и каждый день ходить на допросы. Потом я сказала своим из деревни: «Если мы уже от немцев убежали, что мы от своих не убежим?»

И вот я вернулась домой и наша семья воссоединилась, правда, к сожалению, уже с нами не было отца. Он погиб в Воронежской области.

Сказать, что моя послевоенная жизнь была насыщенной, — это не сказать ничего. Я закончила школу, потом поступила в Ленинградский институт физкультуры, где выучилась на преподавателя лечебной физкультуры и легкой атлетики. Много выступала сама. Я толкала ядро, метала диск, копье, гранату. Многие мужчины не могли бросить гранату дальше, чем это могла сделать я.

И тут Людмила Васильевна замолкает и хватает меня за руку, да так сильно, что мне показалось, что я вот-вот лишусь руки. «Больно? — спрашивает, глядя мне в глаза. — А это я еще даже не напрягалась! Мне всегда говорили, что меня такой силой наградил Бог!

Правда, с большим спортом я завязала давно. Выбирая между ним и больной мамой, я, конечно же, выбрала маму. И совсем не жалею. Я знаю, что у меня были все шансы стать олимпийской чемпионкой. Ну и что с того? Нагрузки в спорте колоссальные, организм не может такого долго терпеть. Всех, с кем я когда-то тренировалась, уже нет в живых. А я даже сейчас, когда мне еще было восемьдесят, выиграла золотую медаль по лыжам в своей возрастной категории в Минске. Я даже обогнала многих 60-летних!

После того как умерла мама, я пошла работать учителем в школу. Вышла замуж, родила сына Владимира. Потом занялась пением, и вот уже 21 год пою в учительском хоре и 8-й год — в хоре малолетних узников концлагерей.

Если оглянуться назад и посмотреть на всю мою жизнь, единственное, что я с уверенностью могу сказать, что тогда я осталась жива только благодаря своей вере и иконке Николая Чудотворца, которую я храню возле своего сердца.

Именно моя вера шла со мной с детства, когда я еще маленькая ходила в церковь, потом во время войны, когда вокруг свистели пули, она оберегала меня от них. Затем во взрослой жизни в 70-е годы, когда было самое большое безбожье и даже страшно было заикаться о религии, я бегала в церковь и многих туда приводила, за что они мне благодарны до сих пор. И после, когда мой сын стал десантником, моя иконка оберегала и его.

И сейчас, как и раньше, я не пропускаю ни одной службы, ни в субботу, ни в воскресенье. И моя иконка, как и моя вера, всегда со мной.

К Людмиле Васильевне подошел молодой человек и что-то шепнул ей на ухо. Она снова посмотрела мне в глаза и сказала: «Извините, я многим помогаю лечиться от болезней. Сегодня пообещала сделать целебный массаж!»

Я не стала задерживать свою собеседницу, тем более отрывать от такого хорошего дела. Мы попрощались, и я, выходя из храма, попросила у Бога, чтобы Он даровал ей еще много долгих и счастливых лет жизни.

Рейтинг: 9.9 Голосов: 6 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Наталия13 января 2012, 19:10
Виктория, спаси Господи вашу семью! :)
Виктория 4 декабря 2011, 13:39
А ведь это-моя Бабушка!!!люблю её =)
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×