Было обидно до слез...
Впервые с проявлением не самого теплого отношения в церкви я столкнулась лет семь назад. В праздник Великой Пасхи зашла в один из саратовских храмов и сразу же встала в очередь за свечками. Это была промозглая ранняя весна, я замерзла и автоматически спрятала руки в карманы куртки, чтобы немного согреться. Не успела я так простоять и пары минут, как ко мне подошла женщина в монашеском одеянии и сказала, а точнее, выкрикнула, что в святом месте православному человеку не положено держать руки в карманах. Сделано замечание было в довольно грубой форме, к ее критике охотно присоединились некоторые прихожане. От удивления я даже не смогла что-то ответить, а вместо этого стыдливо опустила голову. Было обидно до слез.
Тогда я списала это на недоразумение, но через несколько лет проявление совсем нехристианских чувств увидела уже в монастыре Серафима Саровского в Дивееве. Обстановка в маленькой свечной лавке, которую ежедневно осаждают сотни прихожан, была нервной. Одна из монахинь неверно расслышала просьбу покупателя, а когда он повторил ее, буквально кинула в него товаром, сопроводив это каким-то гневным высказыванием.
Наблюдая в дальнейшем за тем, как людей порой грубо одергивают в храмах по каким-то незначительным поводам (не так поставил свечку, не так ее затушил, не туда встал, не то сказал и т.д.), я всякий раз поражалась бестактности тех, кто делал эти замечания. Казалось бы, у кого как не у церковных людей в душе должно быть довольно доброты, чтобы при желании просто подсказать человеку, как и что нужно делать, а не зло укорять его в безобидном незнании.
Теперь всякий раз я захожу в храм с чувством непонятной тревоги. Боюсь сделать что-то не так или, напротив, не сделать и получить упрек в ответ. Проглатывать грубость не хочется, а отвечать в пику считаю неправильным, потому что исключаю для себя всякую мысль о грубости в святом месте.
Я не являюсь человеком воцерковленным в полной мере этого слова. В храмах появляюсь лишь несколько раз в году по крупным праздникам. Поэтому я прекрасно понимаю, что знаю далеко не все о тонкостях церковной жизни. Тем не менее, вряд ли такое поведение в церкви может считаться допустимым. Это словно запрещенный прием, от которого невозможно защититься. У каждого из нас может быть плохое настроение, и такие срывы, в принципе, можно считать делом житейским. Но для меня самый главный вопрос: как вести себя в такой ситуации? Конечно, церковь – это не сфера услуг. Но если где-то я могу отстоять свои права, попросив книгу жалоб и предложений, то получается, что в храме я абсолютно беззащитна перед хамством и негативом.
Елизавета Лаврова
«В церкви нет хозяев, кроме Самого Бога»
Нельзя сказать, что грубости в Церкви совсем не существует. Если бы мы принялись отрицать этот порой встречающийся факт, то погрешили бы против истины. Мне и самому не нравится то, как иногда людей встречают в храме. Особенно тяжело бывает сталкиваться с таким отношением тому, кто недавно пришел в Церковь. Господь только-только дотронулся до его сердца, он почувствовал благодать, а тут такое… Ему очень больно и обидно, это настоящий ледяной душ.
В чем же причина такого поступка? Да, у человека может быть плохое настроение, и поэтому он может не сдержаться, но на самом деле плохое настроение в данном случае лишь следствие более глубокой проблемы.
Иногда происходит так, что люди, которые долгое время работают в Церкви, постепенно утрачивают чувство святости самого этого места. Они начинают относиться ко всему, что касается Церкви, как к обыденности. Чисто психологически это объяснимый процесс, но он грозит человеку духовной слепотой и утратой самого главного, что есть в Церкви, – чувства благоговейного трепета перед лицом Живого Бога.
Церковь – это дом Божий. Хозяев там нет, кроме Самого Бога. Да, я – настоятель церкви, но я не могу себя считать ее хозяином. Я понимаю, что просто приставлен к этому месту, и с меня потом за это строго спросят. То самое привыкание произойдет, если я вдруг почувствую себя кем-то более значимым, начну относиться к людям потребительски и ругать всех, кто что-то делает не так.
Святые отцы не случайно называли Церковь лечебницей души. И если люди пришли сюда, значит, они поняли, что действительно больны душой. Поэтому особых различий между прихожанами и теми, кто работает в храме на постоянной основе, делать не стоит. Они все находятся здесь с одной целью – излечиться духовно. И уж точно не стоит надеяться на то, что, просто переступив через порог церкви, а тем более прослужив в ней какое-то время, человек сразу же станет святым. Этого не происходит автоматически.
И не надо думать, что недоброе отношение – это нечто, свойственное лишь людям церковным. Оскорбления, грубость, обида могут приключиться с нами на любом месте и от любого человека, никто от этого не застрахован, на то мы и люди. И церковная ограда не является в этом смысле какой-то волшебной панацеей или оберегом. Ведь даже живя насыщенной церковной жизнью, все мы остаемся немощными в духовном плане. У всех степень болезни разная, и ради излечения души вполне можно потерпеть неудобства. Ведь когда мы приходим к доктору, то сам врач частенько бывает раздраженным, и пациенты в очереди тоже неласковые попадаются. Но мы сидим и ждем, пока помощь не придет.
Православие – это постоянная работа над собой. Если мы расслабляемся, начинаем жить только хорошими, приятными чувствами и эмоциями, это ведет к заблуждению, которое называется прелестью. Тот, кто забывает об этом, начинает обижаться или, напротив, грубить. Хотя совершенно очевидно, что, несмотря на все эти чисто человеческие немощи, которые свойственны, в том числе, и церковным людям, шансы встретить в Церкви настоящее, подлинное участие и подлинное тепло гораздо выше, чем в обыденной жизни. И человек, который честен с другими и с самим собой, не может этого не замечать.
Ответ на вопрос, как поступать, если тебя обидели в храме, на самом деле может быть только один. Как ни банально это звучит, человека нужно просто попытаться простить, хотя прощение, пожалуй, самое тяжелое, что есть в жизни. Но о книге жалоб почему-то помнят все, а о словах преподобного Серафима Саровского «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся» многие вообще не знают. А если и знают, то почему-то «свято» уверены, что относятся они к кому угодно, но только не к ним самим. В итоге вместо того чтобы постараться смириться, проявить любовь или хотя бы снисхождение, мы сразу же хотим отомстить своим обидчикам и вынимаем шашку.
И хотя поводы для жалоб могут возникать самые разные, заводить жалобные книги в храмах было бы неправильно и даже абсурдно. Никто не говорит, что грубость не надо замечать или что ее надо покрывать. Я сам борюсь с этим как могу, и прихожанам не стоит стесняться обращаться по такому щепетильному поводу к настоятелю или просто священнику, а в случае крайней необходимости и к руководству епархии. Обратиться всегда можно и лично, и через Интернет. Но как бы ни провинился перед тобой человек, как бы ни был он неправ, важно понимать другое, что речь в Церкви идет в первую очередь о спасении твоей собственной души, а не о призвании к ответу тех, кто тебя обидел.
Люди стали такие изнеженные, что простое вежливое замечание воспринимают как обиду. К сожалению, в таки дни как Крещение и Великая Суббота на индивидуальную подробную беседу нет не времени, ни сил.
О иконопочитании.
Всегда когда мы прикладываемся к иконам, можно прикладываться к ногам, к краю одежды, и конечно стерев губную помаду. Как же мы не уважаем других людей , которые за нами стоят, им неприятно целовать чужую помаду.
Когда же раз в году они приходят в храм освятить куличи или набрать Крещенской воды, то этим не особо заморачиваются, воспринимая храм как место где им все должны. 27 апреля дежурила я в храме консультантом и считаю что не справилась, оказалась не готова к этому.
Мне почему-то не думается, что Бог обиделся бы на одну глухую прихожанку, если она вовремя не повернулась к каждению, потому что банально не слышала.
На своем опыте убедилась, что помехи перед причастием могут быть ОЧЕНЬ сильные... (но, Слава Богу, Господь помог преодолеть).
Когда душа только начинает задумываться о спасении и покаянии и тянуться к Богу, враг человеческий употребляет ВСЕ СРЕДСТВА, чтобы омрачить, помешать и сбить с пути истинного (также и через окружающих нас людей).
"Враг покушается расстроить душевный мир, потому что знает, что когда душа в смятении, то ему подручнее направить ее на что-нибудь худое, а ты блюди свой мир, ведая, что когда душа мирна, врагу нет к ней доступа..." (из "Невидимой брани", гл. 23)
Главное - не отступать и не сдаваться... и уповать на Божью помощь. Здесь от нас требуется одно – понуждение. ..."и нуждницы восхищают Царствие Небесное." (Мф. 11,12).
Будьте мужественными и просите терпения и помощи у Господа и Богородицы!
И еще, в вашем случае - может, попробовать попасть на причастие к другому священнику...
Укрепи и вразуми Вас Господь!
На своем опыте убедилась, что помехи перед причастием могут быть ОЧЕНЬ сильные... Но, Слава Богу, Господь помог преодолеть.
Когда душа только начинает задумываться о спасении и покаянии и тянуться к Богу, враг человеческий употребляет ВСЕ СРЕДСТВА, чтобы омрачить, помешать и сбить с пути истинного (также и через окружающих нас людей).
"Враг покушается расстроить душевный мир, потому что знает, что когда душа в смятении, то ему подручнее направить ее на что-нибудь худое, а ты блюди свой мир, ведая, что когда душа мирна, врагу нет к ней доступа..." (из "Невидимой брани", гл. 23)
Главное - не отступать и не сдаваться, ...и уповать на Божью помощь. Здесь от нас требуется одно – понуждение. ..."и нуждницы восхищают Царствие Небесное." (Мф. 11,12).
Будьте мужественными и просите помощи и терпения у Господа и Богородицы!
И еще, в вашем случае - может, попробовать попасть на причастие к другому священнику...
Укрепи и вразуми Вас Господь!
"Коротко сказать – все скорби и мучения, какие претерпевает душа во время внутренних искушений и оскудения духовных утешений и сладостей, не другое что суть, как любовию Божиею устрояемое очистительное врачевство, коим очищает ее Бог, если она со смирением и терпением переносит их. И всеконечно они уготовляют таким терпеливым страдальцам венец, стяжеваемый только посредством их, и венец тем более славный, чем болезненнее бывают мучения сердца, претерпеваемые во время их.
...Ибо пусть и от диавола бывает какое искушение, или от людей, или по причине грехов, но всячески оно зависит от Бога и Им посылается во благо нам и отвращение какого-либо большего искушения." (глава 25)
Укрепи и умудри нас всех, Господи!
Да, лишний раз убеждаешься - все мы, на пути к Богу, претерпеваем всякого рода искушения и напасти. Так было, есть и будет... Надо только помнить, что Господь не дает искушений выше наших сил.
И действительно, НЕЗАЧЕМ выискивать - кто прав, кто виноват, ...или вникать - за что меня обидели и почему? Все это - бесполезный (и душевредный) труд, уводящий от Бога (вражьи уловки). Никогда этого не поймем, пока...
...НЕ СМИРИМСЯ! (т. е. пока не скажем сами себе : "это случилось со мною за грехи мои...") Кто-то из оптинских старцев сказал: "Если будем чаще укорять себя, более терпеливо станем нести немощи других."
В утешение и поддержку всех хочется просто вспомнить слова Антония Великого: "Радуйся в искушениях, которые будут допущены тебе : при посредстве их приобретается духовный плод."
Простите, если что не так...
Укрепи и умудри нас всех, Господи!
Всем нам нужно помнить ,что мы должны любить ближнего своего,иначе мы не любим Господа.Вот и все!
Во всяком случае об этом должны знать все, кто постоянно посещают храм ,и принимать с большой любовью этих "заходящих , ставящих свечи и топающих ".Увидев такое отношение к ним,они обязательно вернуться ещё и ещё ,а не пойдут в секты.Гораздо позже они научатся всему.
и самого важного --тут отсутствует
СМИРЕНИЕ
вот о чем только и говорят отцы святые и с чего начинается
наше православие
А в целом, считаю,если делать замечание - то так, словно разговариваете с королём или королевой. Где-то я читала рассказ про грубого человека, который стал вежлив и приветлив , когда ему сказали, что каждый встpечающийся ему - король.
А для "новых" я считаю необходимо безплатно раздавать эти правила. Я в свое время купила"Закон Божий" там все подробно написано. Конечно не исключаю, что привести человека в храм может душевное страдание, горе и просто порыв. Но мы обязаны заниматься самообразованием сами, а не кто-то нам должен давать уроки. Для этого есть время вне служб.
6 Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир,
7 потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут.
8 Посему живущие по плоти Богу угодить не могут.
9 Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот [и] не Его.
10 А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности.
11 Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас.
12 Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти;
13 ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.
14 Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.
15 Потому что вы не приняли духа рабства, [чтобы] опять [жить] в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: "Авва, Отче!"
(Рим.8:5-15)
31 Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики,
32 и познаете истину, и истина сделает вас свободными.
33 Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными?
34 Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха.
38 Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего.
39 Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы.
40 А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал.
41 Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога.
42 Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня.
43 Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего.
44 Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи.
45 А как Я истину говорю, то не верите Мне.
Если бы тогда, когда 20 лет назад в первый раз решился зайти в храм, ко мне проявили меньше равнодушия, не совершил бы стольких ошибок, и не принес бы столько боли своим близким.
Наверное есть в этом моя вина, что-то наверное во мне было не так. Но что мне делать? Мне теперь страшно даже подумать о следующем причастии. Помогите!
А вот что Церковь этом Дом Божий, это так, но служители и тем более "продавцы свечек" часто про это забывают, а может и вообще не знают :(!
Как просто осудить человека. Позиция человека "будьте ко мне вежливы", думаю, вполне имеет право на существование в современном цивилизованном обществе. Тем паче в храме.
Если бы в храмах работали ангелы, то нам там и минуты нельзя было бы простоять, не получив ожог.
В Храм приходим молиться Богу,а не слушать замечания и не прислушиваться к тону,каким они высказаны.
В первую очередь, мы - воцерковленные люди, должны и обязаны знать и поступать по Евангелию, а не требовать у прихожан быть более терпимыми и любознательными.
Есть проблема? Есть. Зачем оправдываться.
А любой, пришедший в храм человек, должен почувствовать к нему доброе внимание и сказать: "Смотрите, как они любят друг друга!" Аминь.
Одна моя хорошая знакомая рассказывала: она в храме хотела зажечь свечу от лампадки (в середине подсвечников, на вершине такие стоят, открытые лампадки), к ней подскочила женщина, прислуживавшая в храме и довольно злобно зашикала, мол, знаешь как тяжело потом чистить от воска и фитиль гаснет!!!! Моя знакомая ответила спокойно и искренне - Давайте я почищу?... Та женщина сразу в лице поменялась, устыдилась и попросила прощения :)
в связи с работой мужа,перемещаемся по России довольно активно,в "домашней"церкви,где крестилась,меня никто не одергивал,всегда ко двору....
а в Самаре ,где мы оказались,бабушки частенько из углов говорят,что не "вовремя"пришла,не тогда свечку поставила.....дико!!!!Я же не к ним,я к БОГУ пришла!!!!!
в Киеве были,так там тебе с большой любезностью дорогу к святыням укажут,и не будут тебе выговаривать,что ты одет не так или не вовремя пришел....Получается бабушки в церкви,которые не факт,что сами всю жизнь соблюдали каноны,теперь отпугивают молодежь...У меня столько подруг в секты ушло,и я сколько, не билась ничего поделать не смогла,говорят -нет такого равнодушного отношения,как в православной церкви...грустно....и больно..