– Удмуртия – это Урал?
– Приволжский федеральный округ.
– А столица?
– Ижевск.
– Ну надо же…
Бурановские бабушки |
Но все эти имена – часть истории уже написанной. Новая же ее страница открылась в марте этого года, когда Удмуртия вновь получила шанс прославиться на весь мир. Ну, во всяком случае, на Европу уж точно: ансамбль «Бурановские бабушки» из села Бураново Малопургинского района завоевал право представлять Россию на «Евровидении».
Народные артистки
В Буранове сегодня проживает порядка семисот человек.
Уклад жизни крестьянский, и именно благодаря ему здесь
удалось сохранить древнюю самобытную культуру, в том числе
и певческую. «Бурановские бабушки» –
самые что ни на есть настоящие ее носители. Восемь женщин
в возрасте от 46 до 77 лет, все певицы-любительницы, хотя
сейчас ансамбль существует уже как профессиональный
коллектив. Но даже после того, как на бабушек несколько
лет назад обрушилась слава, их жизненный уклад остался
прежним. На первом месте дом, семья, хозяйство, от
состояния которого зависит гастрольный график (куда ж
уедешь, если корову не на кого оставить), огород, большую
часть года с успехом заменяющий интернет и прочие
новшества технического прогресса, а уж только потом,
– песни.
Как и большинство подобных коллективов «Бурановские бабушки» могли остаться одной из многих фольклорных групп, выступающих на этнических фестивалях различного толка, и не более того. Но однажды бабушкам в качестве эксперимента и для наглядной иллюстрации того, как легко может произойти сближение деревенской и городской культур, предложили спеть что-то современное. И бабушки, явив обычно не свойственный консервативным блюстителям фольклорных заповедей энтузиазм, согласились. Так в их репертуаре появились песни Виктора Цоя и Бориса Гребенщикова, а затем и the Beatles – на удмуртском языке, исполняемые в характерной народной манере. Эффект от одетых в яркие национальные костюмы и лапти удмуртских старушек, поющих русский и английский рок, был сродни эффекту разорвавшейся бомбы. Они моментально стали местными звездами, а вскоре видео-ролик с их песней попал в интернет. О бабушках узнала Россия, проявил интерес и запад, стали поступать предложения о концертах, а в Японии о них даже сняли документальный фильм. Теперь это и в самом деле народные артистки, всеобщие любимицы. Женщины по мере сил и здоровья ведут активную концертную жизнь и мечтают, заработав достаточно денег, построить в родном селе православный храм. Еще в советские годы церковь в Буранове была, но ее разрушили. С тех пор верующим приходится ездить в соседнее село. Сейчас на месте будущего строительства уже заложен первый камень. Фундамент начнут возводить в мае, как раз перед тем, как ансамбль выедет в Баку, на конкурс.
Формат или не формат?
Почему «Бурановские бабушки» победили в финале
Национального отборочного тура, обойдя признанных
фаворитов? Сами они предположили, что зрители и члены
профессионального жюри проголосовали за них, потому что
они – старые. Отчасти так оно и есть. Голосование и
впрямь было «протестным». Люди голосовали не
«за», а «против». Против
невыносимого засилья гламурных стандартов, назойливого
пиара медийных лиц, полнейшей оторванности конкурсной
драматургии от реальной жизни подавляющей части населения
огромной страны. А бабушки стали отдушиной, «глотком
свежего воздуха» в череде однообразных куклоидных
певиц и пластиковых певцов.
Кстати, два года назад ансамбль уже боролся за право отправиться на Евровидение, но тогда победил Петр Налич – исполнитель, чья бешеная популярность также родилась на интернетных просторах. Бабушки были третьими. Пели они одну из своих собственных песен – лирическую, запомнившуюся исключительно благодаря удивительно звучащим голосам, удмуртской речи и костюмам. Но и при не слишком удачной (в контексте «Евровидения», конечно) песне «неформатных» бабушек отметили – за них болели, встречали и аплодировали им стоя. Эксперты объясняли успех неувядающей модой на фольклорные мотивы в обрамлении современных ритмов, на экзотичность удмуртского ансамбля и его особое творческое лицо, которое ни с одним другим не перепутаешь. Но дело, думается, не только в этом. Бабушки на сцене не работают, они – священнодействуют как во время праздничного и очень торжественного обряда. Выходя на публику в своих лучших платьях, они без малейшего труда генерируют поток столь чистой и мощной энергии, что не попасть под его воздействие просто невозможно. Все, что связано с теплом родного дома, лаской бабушкиных рук, маминым поцелуем на ночь – с тем, что вечно и непреходяще, в мгновение ока пробуждается при первых звуках песен «Бурановских бабушек». Они наивны и милы, временами забавны и непосредственны, но они – органичны в своей независимости от каких-либо форматов в принципе. И именно эту яркую индивидуальность почувствовали и оценили зрители.
Что касается года нынешнего, то бабушки, это надо признать, отлично подготовились. Поднаторев в реалиях шоу-бизнеса, они частично приняли его правила игры: обзавелись сайтом в интернете, страничкой в Twitter и московскими продюсерами. Наличие последних, видимо, объясняет тот факт, что песню для конкурса им написал Виктор Дробыш – поп-гуру, выведший многих молоденьких мальчиков и девочек в отечественные звезды. В композиции Party for everybody автор гениально объединил зажигательный и простенький, но с первого раза запоминающийся мотивчик припева на английском с запевом в стиле песен самих бабушек, но обработанном в духе группы «Иван Купала» – на удмуртском. Главное, что он ухитрился угодить самим бабушкам, которые петь бы не стали, если бы песня не пришлась им по душе. Но она им понравилась до того, что певицы даже согласились выучить английский текст, который поначалу давался им нелегко.
В отличие от 2010 года Петра Налича на бабушек в 2012-м не нашлось. Дуэт Димы Билана и Юлии Волковой, на который делались основные ставки, оказался на редкость посредственным. Не раскрыл своего многообещающего потенциала и другой дуэт, претендовавший на пьедестал почета, в составе хип-хопера Тимати и оперной певицы Аиды. Впрочем, их баллы все равно оказались гораздо более высокими, чем у других исполнителей. Закрывая тему участников отборочного тура, имеет смысл упомянуть еще один дуэт. В отличие от двух упомянутых выше его выступление можно назвать более чем удачным. Две девушки, объединенные названием «Сестры Сё», продемонстрировали свой собственный бунтарский стиль, напоминающий Zaz. За что и получили от телезрителей четвертое место.
Со щитом или на щите?
На самом «Евровидении» бабушкам в любом случае
прочат большой успех. Если не победа, то место в первой
пятерке – уж точно. Крупнейшие букмекерские конторы
William Hill и Ladbrokes сегодня уверенно отдают им второе
место.
Почему за них проголосуют миллионы телезрителей? Естественно потому, что европейские песенные шаблоны надоели, а ничего нового индустрия не предлагает, нещадно эксплуатируя заезженные стандарты. Именно по этой причине выиграли «Евровидение» финские фрики Lordi и заняла второе место украинская клоунесса Верка Сердючка. Удмуртские бабушки формально попадают в этот кунсткамерный ряд, но все же считать их очередным музыкальным аттракционом, выставленным на потеху публики, не стоит. Во-первых, они никого не изображают. Они естественны, они подлинные носители древней и очень богатой культуры, и уже одно это дает им огромное преимущество. Во-вторых, запоминается не только их облик, но и сама песня. После первого же прослушивания ее можно насвистывать, напевать и при этом приплясывать с удовольствием вспоминая энергичных старушек. Возражения о немудрености мотивчика и примитивности самой песни не принимаются – Александр Рыбак играл на скрипочке вполне себе простенький наигрыш, что не помешало ему победить. На бабушек должна сработать и грамотная пиар-компания, ведь их песня о том, как в родном доме собирается большая семья, накрывается стол и настроение такое, что всем хочется танцевать. Никаких других чувств, кроме умиления тут быть не может.
Несколько настораживают последние новости: вроде как к самому конкурсу номер «Бурановских бабушек» планируется «отшлифовать» и «улучшить» при помощи московских специалистов. Вот уж что-что, а улучшать тут точно ничего не надо, тем более москвичам! Сделать из бабушек столичный глянцевый бренд, значит уничтожить их оригинальность, превратить их в тот самый аттракцион, над которым зрителям останется лишь посмеяться. Именно в своем подлинном виде у бабушек есть все шансы обойти конкурентов, и хочется верить, что на провокации шоу-бизнеса они не поведутся. На конкурсе «Бурановские бабушки» выступят 22 мая в первый полуфинальный день. Финал «Евровидения» (хорошо бы с участием России) пройдет 26 мая.
прыжок чкрз костер был раньше
Так что грех праздновать "иван Купала"
вот даже писал иеромонах Иов (Гумеров):
Купала – древний праздник летнего солнцестояния (24 июня ст. ст.) у славян и некоторых народов Европы. Ф.Буслаев считал корень куп (кип) по смыслу близким с корнями яръ и буй. Образованные от них слова кипучий, ярый, буйный означают яростный, раздраженный, бешенный. Обрядовые обычаи этой ночи вполне подтверждают эту этимологию.
Это буйство в ночь, когда совершался праздник Рождества св. Пророка и Предтечи Иоанна – великого пустынника и постника, пастыри Церкви воспринимали как кощунство.
Вековая живучесть в народе некоторых обычаев дня Купалы не свидетельствует о двоеверии, а скорее о неполноте веры.
Ведь сколько людей, никогда не участвовавших в этих языческих развлечениях, склонно к суевериям и мифологическим представлениям. Почвой для этого является наше падшее, поврежденное грехом, естество.
Их выступление -- это китч, опошление фольклора. Их просто как клоунов послали на конкурс.
Впечатление отвратительное, когда пожилые люди приплясывая поют:
Party for everybody! Dance!
Come on and dance! Come on and dance!
Come on and... Boom! Boom!
Жалко бабушек. И тех, кто уводит их от Бога.
Вразуми их Господи.