В
знаменитом Ферапонтовом монастыре сокращена уникальная
должность - "хранитель фондов собора
Рождества Пресвятой Богородицы". А уникальный
специалист Елена Шелкова, занимающая этот пост и в
течение 30 лет сберегающая национальное достояние
России - бесценные фрески Дионисия, по распоряжению
директора музея-заповедника будет уволена по сокращению
штатов. Высочайшему профессионалу директор взамен
предложил вакантную должность слесаря-сантехника.
Корреспондент "РГ" разбирался в этой нелепой и неприглядной истории ("Хранить сокращенно" - "РГ" N 70 от 30.03.2012 г.). Какова реакция официальных лиц и общества на происходящее вокруг Ферапонтова монастыря, входящего в список всемирного наследия памятников ЮНЕСКО, и на нашу публикацию - рассказываем сегодня.
Дословно
Корреспондент "РГ" попросил прокомментировать кадровую коллизию, происходящую в Ферапонтово, пресс-секретаря Министерства культуры России Наталию Уварову. Официальную позицию ведомства она сформулировала кратко и очень определенно:
- Министерство категорически против этого кадрового решения директора музея-заповедника Михаила Шаромазова и уже направило в его адрес письмо с требованием отменить его.
Блогосфера
lenkult:
- Привлеченные автором публикации в "РГ" эксперты, не договариваясь, столь дружно отзываются о Елене Шелковой как об уникальном, всей жизнью подготовленном, хранителе уникального памятника, что понимаешь: о таких хранителях национальных и мировых сокровищ тоже надо говорить как о национальном достоянии.
Доводы директора музея-заповедника по-своему понятны, но разбиваются и об обоснования Шелковой и об аргументы экспертов. Главный же, наверное, аргумент в разрешении подобной ситуации - это необходимость особого отношения к особым, " штучным", людям. Да, возможно, и по другим меркам нужно мерить и их вклад, и их действия. Мы же понимаем, что произведения искусства бывают музейного и немузейного уровня, а бывают и вовсе шедевры. Так и люди - бывают разного уровня.
Спасибо журналистам, что выступили против творящегося кадрового маразма и взяли под защиту уникального специалиста. Но проблема пока вовсе не решена. Директор обещал, что любым путем избавиться от хранителя и, судя по заявленной им позиции, уж он постарается.
Надо подумать, что еще можно сделать. Надо продолжать действовать, чтобы защитить хранителя - защитить собор Рождества Пресвятой Богородицы и фрески Дионисия в Ферапонтово для нас всех.
motley-birds:
- Думаю, многие бывали в Ферапонтово, а кто не был - все равно понимают, о каком уровне памятника идет речь. Ну то, что для большинства бизнесменов культура ничего не значит, ибо последнее человеческое в них мамоной выжжено - это ясно. А для самих людей культуры?.. Неужели из-за амбиций можно погубить такой памятник? И подобного уникального специалиста выкинуть "в мусор"? Нет слов...
anegga:
- История Елены Шелковой это образец вопиющего безобразия, которое происходит в нашем обществе. Уникальными специалистами мы разбрасываемся налево и направо, не задумываясь о последствиях. А последствия эти могут быть необратимы.
Когда верстался номер
Передумали
Приказ о сокращении смотрителя отменен
Как раз на момент приказа о сокращении смотрителя фресок Дионисия Елены Шелковой в правительстве области произошли кардинальные изменения. 14 марта первый заместитель губернатора по социальным вопросам Иван Поздняков подал прошение об отставке и уже не мог влиять на ситуацию.
- Да, вопросы сокращения штата этого объекта действительно находятся не в областном, а в федеральном подчинении, - пояснил "РГ" бывший первый заместитель главы региона Иван Поздняков, который непосредственно курировал эти вопросы. - Но это все-таки объект, который находится на территории Вологодской области, и мы занимались его продвижением долгие годы. Конечно, мы не можем оставаться равнодушными. Еще в начале марта я советовал директору Кирилло-Белозерского музея-заповедника Михаилу Шаромазову не делать никаких резких движений. Я встречался с ним. Разговаривал с ним и новый начальник департамента культуры и охраны объектов культурного наследия области Всеволод Чубенко. Мы рекомендовали ему решить вопрос справедливо. Но Михаил Николаевич к нам не захотел прислушаться. В результате ситуация обострилась и пришлось вмешаться министерству культуры РФ.
Должность начальника департамента культуры и охраны объектов культурного наследия Вологодской области в марте занял ведущий актер одного из вологодских театров Всеволод Чубенко. И, по его словам, сразу занялся проблемой Белозерского музея.
- Информация об этом приказе появилась 16 марта, после чего я позвонил Шаромазову, - пояснил Всеволод Чубенко, - с просьбой прояснить ситуацию и с требованием уладить конфликт. Когда я его выслушал, тут же поставил в известность куратора нашей сферы в минкультуры Рамазана Калоева, и поскольку Шаромазов был в это время в отпуске, решение вопроса перенесли на 30 марта, и тогда же было направлено ему письмо с требованием отменить приказ.
- Министерство культуры действительно выслало в адрес музея-заповедника письмо с требованием отменить приказ о сокращении смотрителя, - рассказала начальник управления отраслевого планирования и музейной деятельности департамента культуры и охраны объектов культурного наследия Вологодской области Ирина Велиева, - Михаил Шаромазов это письмо получил. Ситуация разрешилась 2 апреля. Приказ о сокращении отменен.
С уважением Гена.