И во единую демократическую церковь

Источник: Эксперт Online

Максим Соколов
Максим Соколов
Что культура политических дискуссий у нас как-то не слишком, признают практически все. Что если бы геометрические теоремы задевали частные интересы, из-за них велись бы войны, еще Паскалем было отмечено. Что религиозным спорам присуща особая ожесточенность, свидетельствует хотя бы история Европы XVI-XVII вв. Когда Энгельс писал о «той знаменательной эпохе, которую мы, немцы, называем по приключившемуся с нами тогда национальному несчастью реформацией», он выражался так не от своей горячей приверженности Риму — чего не было, того не было, — но имея в виду, что развязанная Лютером религиозная рознь в итоге к 1648 г. вбомбила Германию в каменный век. Устроение дешевой церкви обошлось довольно дорого.

В нашем случае ожесточенность еще не достигла градуса эпохи религиозных войн, зато компетентность споров достигла много чего. Когда споры происходят под знаком свершившейся революции даже не троечников, а двоечников, это влияет на их осмысленность.

При разговорах о том, с чего сыр-бор разгорелся, т. е. о храмовом кощунстве, нападающие быстро утратили способность к различению между поступком и последовавшими мерами. Мысль, что чрезмерность наказания (против которой вполне можно выступать) не делает плохой поступок хорошим, слишком сложна.

Столь же сложна мысль, что недостоинство священнослужителя, буде оно имеет место, огорчительно и предосудительно, но связь между недостоинством клирика и недостоинством Церкви, а равно и вопросом, являются ли в этом прискорбном случае таинства Церкви спасительными, — не рассматривается вовсе. Скорее действует логика Реформации, заключающаяся в том, что достаточно изобразить первоиерарха атакуемой Церкви в виде дьявола, облаченного в тиару с подписью внизу гравюры «Ego sum papa», чтобы тезис об отступности данной Церкви от Бога сделался всем очевиден.

Довольно важный вопрос о том, является ли Церковь еретической, т. е. погубляющей души, и о том, спасительны ли — при всех немощах Церкви — ее таинства, либо не ставится вовсе, либо ставится таким образом, что мать М. Б. Ходорковского Марина Филипповна, никак не будучи дочерью Церкви, рассуждает, к каким людям невозможно прийти на исповедь, поскольку они «чересчур мирские». Знание того, что недостоинство священнослужителя не делает правильно совершенное им таинство недействительным — в противном случае представим себе широкую область для споров, действительно ли крещен младенец или его просто чекист в воду погружал, что спасительного действия не имеет, — такое знание Марине Филипповне уже недоступно. Равно как и ее аудитории.

На фоне такой готовности судить о важных предметах, не затрудняя себя знанием ни Писания, ни Предания, не будем уже говорить о том, что жанр наезда по полной программе, уже хорошо известный нам за последнюю четверть века по делам мирским, хотя и не является безусловным признаком подложности любых обвинений, но к осторожности должен склонять. Когда последовательно и слаженно erste Kolonne marshiert, zweite Kolonne marschiert etc., в том можно, конечно, видеть стихийное выражение Суда Божьего над епископом, но можно видеть и выражение дел и сил значительно более земных. Или подземных.

Впрочем, кроме мысли, что для такой слаженности нужен опытный советчик, есть и более невинная мысль: человек с глубоко демократическим сознанием склонен и обо всех предметах судить последовательно демократически. В том числе о Церкви. Вне зависимости от того, имеет Патриарх Кирилл папоцезаристские устремления или ничуть не имеет, невозможно отрицать, что Русская Церковь обладает духовной властью, причем для последовательно-демократического человека прилагательное тут не имеет важного значения. Главное, что властью, т. е. Церковь есть sui generis правительство, причем по сравнению с официальным правительством еще более недемократическое. Официальная власть хотя бы на бумаге сменяема, исходит от народа и формируется на основе всеобщего, равного etc. волеизъявления, а эта существует, властвует, нигде толком не прописана, а священноначалие формируется никак не на основе четыреххвостки, но посредством каких-то чисто внутренних процедур. То, к чему спокойно относятся инославные, иудеи и мусульмане — «у вас свое собрание, у нас свое собрание, у вас своя духовная власть, у нас своя», — то невозможно снести прогрессивному человеку, которому до всего есть дело.

После такого открытия появляется естественное желание если не вовсе упразднить такой пережиток варварства (к чему, впрочем, уже призывал старец С. А. Белковский), то по крайности включить Церковь в общедемократическое пространство, когда всякий человек вправе поучаствовать в формировании правительства, а уж мирского или духовного — это без разницы. Как при воззрении, когда я сам устанавливаю свои отношения со Всевышним, у меня с Ним прямой телефонный провод, так и при более радикальном «Бога нет, а земля в ухабах», и так, и так нет возможности терпеть антидемократический властный анклав, который своей антидемократичности — в отличие от мирской власти — даже и не стесняется. Далее, правда, в ходе борьбы за единую демократическую Церковь — как и при мирской борьбе — встает проблема анчоусов. Большинство церковного народа не видит нужды в Реформации и не вдохновляется речами Марины Филипповны, С. А. Белковского et alia. В связи с чем быстро приходим к тому, что в церковных делах демос, призванный кратить, — это не какой-нибудь глупый мужик, бессмысленно бормочущий: «Господи Сусе Хриште», но «продвинутая часть общества» (Г. Ш. Чхартишвили), благосклонность которой Церковь еще должна заслужить.

Как было сказано в переписке духов, «Я говорю не о той Церкви, которую мы видим объемлющей пространство и время, укорененной в вечности, грозной, как полки со знаменами. К счастью, та Церковь невидима для людей. Твой подопечный видит лишь недостроенное здание в псевдоготическом стиле на неприбранном строительном участке». Продвинутые подопечные, видящие только это, понятным образом рвутся демократизировать то, что они видят. К немалой радости опекающего духа.

Максим Соколов

Источник: Эксперт Online

10 апреля 2012 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Nik o'Dim 4 сентября 2012, 16:34
"Я так считаю. А кто не смыслит- ходи в читальню. Есть у поэзии и эта миссия. Я так считаю." Это покойный Вознесенский написал. У публицистики тоже есть такая миссия. Максим хоть и витиевато иногда изъясняется, но мысли-то у него есть и весьма интересные. Я думаю 3-4 слова на статью в латинском словаре посмотреть не труд и не вредно.

Александр13 апреля 2012, 20:24
Статьи бывают разные. Боюсь обидеть тебя Максим. Непонравился статья.
Леонид Костаненко13 апреля 2012, 16:48
Прекрасно написано, дар языков поныне действует в Церкви. Ведь дело не в том, чтобы заучив дюжину непонятных слов поразить своей эрудицией окружающих, а в том, чтобы общаясь на языке вроде бы знакомом, стать понятным незнакомому с тобой и , что особенно важно, с той общностью, чье соборное мнение мы по разному пытаемся выражать . Спасибо!
Р.S.- Читателям Достоевского советую на досуге также размышлять над прочитанным.
Вася13 апреля 2012, 11:50
Как-то все витиевато и по-фарисейски косноязычно.
И про Патриарха нашего, и про какую-то Марию Филипповну. Ругаете реформацию, а молчите про Реформацию втихаря. (я про то, что в традиции Русской Православной Церкви выбирали Патриархов по жребию, а не с помощью демократических выборов. Может быть надо самому разобраться где причина, где следствие, а то компот какой-то. С такой позиции можно легко "скакнуть" и туды и сюды.
На такие темы легко пиариться, плодить пустых статеек, не приводя ни одного весомого аргумента.
Очень советую читать Достоевского Ф.М. почаще. Про интеллигенцию уже все написал на два века вперед простым русским языком.
А Вы сами разве не интеллигент (И мама и папа разве были простыми рабочими. Кстати, у мамы хоть стиль и язык более единообразны и понятны)


сергей13 апреля 2012, 01:30
Прекрасная статья, где сделана попытка объясниться с демократической интеллигенцией по вопросам внешней жизни Церкви.Сердечное спасибо автору.
Борисоглебский11 апреля 2012, 15:38
На мой взгляд, статья просто замечательная и адрессованна именно так называемой "демократической интеллигенции". Поэтому не стоит укорять автора в сложности написанного текста и множестве иностранных слов, эти люди должны понять их без труда. Тругой вопрос, достойны ли они вообще называться интеллигенцией, если за холодным ителлектом в душе пустота. Мне кажется, что без веры и нет интеллекта. У автора же все на своем месте. Дай ему Бог здоровья и сил!
Анна11 апреля 2012, 10:22
Отличная статья! Вы выразили очень четко то, что чувствует, я думаю, многие православные. Спаси Вас Господи!
Анна.
Александр11 апреля 2012, 09:56
Спаси, Господи!
Борис11 апреля 2012, 09:43
Максим благодарю за статью.

Нашей зловонной части интеллигенции это не внове, то они визжали видите ли царь не тот, а когда будущего страстотерпца не стало, и перемалываемые властью, столь ими ожидаемой, надолго прикусили свои велиречавые языки, а сейчас развязали, по шапке ни кто не даст, мели что хочу. Да и повод есть одни за гранты, другие по своей пустопорожней сути, и повод есть пнуть столь им "мягко сказано" не любимую церковь, с её так сказать отсталым клиром. Не дай БОГ, случись так что уйдёт из нашей жизни церковь, а с нею и БОГ из нашей жизни, не долго этим болтунам придется коптить небо, восторжествует столь милый их сердцу "пргрессивный" дарвинизм. И сии витии как самая слабая и не приспособленная часть населения, физически просто прекратит своё существование, выживает сильнейший, таковой станет норма жизни. Так что "господа" болтуны ценители и воспеватели либеральных "ценностей", вы хотя бы из элементарного чувства самосохранения оставьте в покое церковь, право стыдно за вас раз за разом себя по лбу граблями, а толку ни на йоту, а ещё считаете себя образованными людьми, было не когда такое выражение образованщина, вот вы скопом и подпадаете под неё господа критики, и критикессы.
Максим убогий11 апреля 2012, 03:23
Однако, спасибо.
Хучь я чево и недопонял отсюдова, то были частности, обделенного классическим образованием моего темного детства.
илена11 апреля 2012, 00:07
Благодарю за статью. Самое умное и спокойное слово в защиту церкви, какое довелось читать в связи с последними накатами.
мирянин10 апреля 2012, 23:03


Демократия присутствует ВНУТРИ Церкви.

Вообще-то, мне казалось, что Патриаха ИЗБИРАЮТ на Поместном Соборе.
Вообще-то, мне казалось,что именно МИРЯНЕ одобряют (или НЕ одобряют) рукоположение священника своим возгласом -- "аксиос".
Вообще-то, мне казалось,что в древности НАРОД выдвигал из своей среды священников и епископов.

Если сейчас священноначалие очень удалилось от простых мирян, то это не значит , что так должно быть, и что так было всегда.
Александр10 апреля 2012, 22:17
Да, Максиму Соколову огромное спасибо за апологетику Церкви. Но все же огромная просьба давать пояснения, что означают эти иностранные слова (я так понимаю, это было на латыни и на немецком?), использованные в этой статье. Иначе кому-то, кто в языках не силен, придется сказать словами Прп. Серафима Саровского, который, отвечая на чей-то высокоумный вопрос, говорил примерно следующее: "Откуда мне, младенцу, знать это?"
Евгения10 апреля 2012, 19:07
Из личных наблюдений церковной жизни. Кто больше всего кричит о "мнении народа", тот вообще к чужому мнению никогда не прислушивается. "Если ты со мной не согласен, ты антихрист." И всё. Вот такие демократы.
Андрей10 апреля 2012, 18:46
Статья хорошая,полезная, я все понял из написанного...но, боюсь большинство читателей могут спросить словами бывшего министра МЧС Шойгу к министру культуры: "Кто-нибудь что-нибудь понял? А чего это он такого тут сказал нам?"
Умение красиво говорить и оперировать различными сверхумными словами , не значит что сказанное дойдет до ушей слушателей..
(Дурак кто? тот кто не может правильно выразить свои мысли? ты меня понимаешь? нет...)
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×