В мире животных

Источник: Отрок.ua

Дух Святой сошёл на Христа в виде голубя. Своих последователей Христос ласково называет овечками. Фарисеи удостоились имени змей и порождений ехидны, а Ирода Господни уста назвали лисой, указывая, очевидно, на зоологическое лукавство. Итак, животный мир приходит на страницы Евангелия как символ, как урок или обличение, и важное место в этом мире занимает свинья.

Копыта свиньи раздвоены, но жвачку она не жуёт. Это значит, в понимании иудеев, что внешне она чиста, а внутри — нет. Это значит, что она — символ лицемерия, и если смыть с неё грязь, так чтобы внешний вид не оскорблял ни зрения, ни обоняния, она явится нам по наружности чистой, а внутри не соответствующей религиозной норме. Это живой аналог покрашенного гроба, который снаружи красив, а внутри полон всякой гнили и костей мёртвых. Но это ещё не всё. Обидный символизм свиньи почти не имеет границ. Обидный не для животного, которое ни в чём не виновно и природу свою изменить не может, а для человека, который, по слову Златоуста, может совмещать в себе дурные качества шакала, змеи, осла, летучей мыши и свиньи одновременно.

Как говорит Феофилакт в толковании на Евангелие, свинья столь упорно и постоянно смотрит в землю и роет её своим рылом, что позвоночник её теряет возможность изгибаться вверх, а значит, свинья никогда не смотрит в небо! Лишь только когда режут её и с усилием задирают голову, свинья впервые видит над собой солнце и облака и в изумлении замолкает.

Это секундное предсмертное изумление при виде неба — тоже обидное качество не животного, но человека, который может зарыть свой талант в землю и земле отдать не только физические труды, но и нравственные порывы, оставаясь вполне чуждым Небесам до самой смерти. Перед смертью он непременно изумится и ужаснётся, и, может быть, завизжит, что исторгнет из наших сердец жалость, но никак не изменит трагичности ситуации.

Она ни в чём не виновата, эта розовая хрюшка, которая пляшет с мишкой и зайчиком на новогодней открытке. Она, возможно, и прокормила наш народ в те долгие столетия, когда захватчики, соблюдая религиозные табу, уводили со всякого двора и коня, и овечку, и корову, но оставляли порабощённым и униженным людям свинью. За это ей кое-где поставили памятники. Ведь её сало и мясо могли быть печальным аналогом манны, которым питались униженные христиане под рукой иноплеменников. Но всё же образ её специфичен и поучителен.

Корова даст молоко и курочка снесёт яйцо ещё при жизни, и лишь свинья отдаст тебе шкуру и мясо только после смерти.

Ослик понесёт на себе хозяйскую поклажу, а конь потянет за собой плуг, и лишь свинья отдаст тебе шкуру и мясо только после смерти.

Пёс громким лаем прогонит вора и клыками защитит хозяина, а кот будет ловить мышей и сворачиваться клубком у ног человека, когда человеку грустно. Но лишь одна свинья отдаст тебе шкуру и мясо только после смерти.

Есть живые существа, которые прядут нить и делятся своей шерстью, не умирая. И лишь одна свинья отдаст тебе шкуру и мясо только после смерти.

Птица может петь в клетке, даже хомячок с аквариумными рыбками могут просто радовать глаз, и все остальные животные будут полезны человеку при жизни. Свинья напрочь лишена этой благой способности. Всё, что у неё есть, — шкуру, сало и мясо — она отдаст человеку только после смерти, истошно завизжав и на секунду умолкнув, встретившись глазами с бездонной синевой.

Таким образом, это ни в чём не повинное животное является печальным примером того, каким может быть человек, а именно — бесполезным при жизни, ничем никому не служащим и лишь по смерти достойным того остаточного уважения, которое выражено в словах «о мёртвых либо хорошо, либо никак».

Если какое животное и может стать именем нарицательным, как то упрямый осёл, хитрый лис или змея подколодная, то свинья всегда станет впереди этого ряда и возглавит его. Она, конечно, может быть названа для усиления речи грязной, и вонючей, и неблагодарной, но можно обойтись и без этого, поскольку само слово «свинья», обращённое к человеку, является без сомнения оскорбительным.

Да она и похожа на человека. Кроме упомянутых шкуры и мяса мы научились брать у неё инсулин именно потому, что строение внутренних органов свиньи очень похоже на строение органов человека. Она всеядна, как крыса и как человек. Она живуча так же, как эти животные. И это биологическое соседство дано человеку не зря. Этим, быть может, Создатель крысы, свиньи и человека показывает нам, что, ниспадая до уровня чистой биологии, отказываясь от почести горнего звания и закапывая талант в землю, человек не будет похож на умилительного попугайчика, гордого орла или трудолюбивую пчёлку. Его биологическое родство, лишённое Божиего помазания, оттащит его в семью крыс и свиней, из которых первая вообще никому не служит ни при жизни, ни после смерти, а вторая способна отдать мясо, сало и шкуру только после прикосновения ножа к глотке.

О ней можно говорить на проповеди в тот воскресный день, когда читается о гадаринском бесноватом. Ведь это Евангелие о несчастном человеке, милосердном Господе, жестоких бесах — и о свинье. О ней можно говорить в связи с притчами Соломона, которые цитируются в Новом Завете. Там она, помывшись, лезет в прежнюю грязь, а смысловым соседом её оказывается пёс, возвращающийся к собственной блевотине. Там перед ней нельзя метать бисер, поскольку она может быть агрессивна и, потоптав его ногами, может броситься на неразборчивого сеятеля.

Так или иначе, при чтении слова Божия наша мысль будет то и дело наталкиваться на этого одомашненного представителя животного царства. И мы можем продолжать есть её мясо и сало, поскольку законы кошрута — не для крещёных, а для обрезанных. Но мы должны рассмотреть в этом невинном существе божественное указание на извращённые душевные состояния человека. Рассмотреть, чтобы избежать; рассмотреть, чтобы исцелиться; рассмотреть, чтобы оплакать свинство в себе и свинство в любимом ближнем. Оплакать так же и теми же слезами, какими оплакивается ослиное упрямство, лисья хитрость и холодное коварство змеи.

Протоиерей Андрей Ткачев

Источник: Отрок.ua

10 апреля 2012 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Ольга 6 февраля 2014, 12:41
Простите меня, пожалуйста, грешную, но иудеи, по-моему всех не иудеев (т.е. и нас с Вами)считали нечистыми, т.е. ничем не лучше свиньи. А эти несчастные животные ко всему прочему обладают очень высоким интеллектом, очень верны (у моей прапрабабушки была свинья, которая жила в доме НИКОГДА там не гадила, но сторожила вместе с волкодавом), ни разу не грязные (их привычка ложиться в грязь - чистая физиология, так же делают буйволы, слоны и бегемоты, они так избавляются от паразитов). Посмотрите на диких свиней! Они умны, отважны, очень сильны (говорят, что лучше встретиться с медведем, чем с кабанихой, которая защищает потомство). Если взять и запереть любое существо в вонючий загон, который месяцами не убирают и кормить отбросами, то поверьте, оно будет выглядеть и пахнуть так же как и свинья о которой Вы говорите. А крысам, кстати, мы все очень обязаны, все лекарства проходят тестирования на крысах, а многие еще и делаются, грубо говоря, из них. Простите еще раз. Я не могу поверить, что Господь сотворил что-то нечистое, свинья была в Раю, так же как и все животные, и это за наши грехи они теперь страдают.
Людмила24 июня 2012, 08:08
Якоже бо свиния лежит в калу, тако и аз греху служу. Иной раз свинские поступки гораздо чище человеческих. Хорошо когда наступает осознание своего свинства, ведь грех гораздо страшнее той грязи в которой свинья лежит и отмыться от него гораздо сложнее. А если осознания нет, тогда это уже и свинством трудно назвать.
Владимир.15 июня 2012, 22:30
Спасибо за статью!!! У Гоголя есть такая фраза: Почаще смотрите на небо, чтоб было сносней жить.
Лидия27 мая 2012, 18:05
Нам хочется считать себя лучшими из лучших, но никак не этакими: свинными да крысиными. Так что это соль на нашу ранку, то есть на грешную душу. Осознай, что в тебе этакое, так надо трудиться, изгонять из себя, исправляться, а это могут люди с чистым сердцем. Помоги нам , Господи очистить свое сердце от всякие скверны плоти и духа.
Ольга16 мая 2012, 10:08
много лет назад, на факультете психологии, во время практического занятия человек раздумчиво так сказал: "вот разве собак не люблю". Из этой фразы получилась большая и хорошая работа и возникла мысль о себе: я к животным отношусь спокойно, вот разве (неожиданно для себя и с удивлением) крыс и свиней... Позже было ассоциациирование с NN, поиски крысы-свиньи в себе(все-таки ф-тет психологии, и мне уже было очень сильно не 20лет), осознание некоторых проблем своих... Понимание наличия в себе и крысы, и свиньи (еще какой свиньи!), анализ и какие-то подвижки.Но ДУХОВНОГО контекста не было. Спасибо. Надеюсь, "остеохондроз" еще не тотальный и голову вверх подниму (как часто мы считаем, что сердца наши горе имеем, а сами...). плакать хочется.
Вера 2 мая 2012, 23:22
А, вот оно что! Не ешь подобное себе... Вот почему свинью нельзя есть: она слишком физиологически на нас похожа! Однако в себе самом иногда такие стороны разглядишь, что поневоле скажешь самому себе: Ну и свинья же я!
Отец Андрей, спасибо вам, за ваши проповеди.
Валентин20 апреля 2012, 00:36
"Что значит имя? Роза пахнет розой, Хоть розой назови ее, хоть нет..." И упомянутое домашнее животное дано человеку для пищи, для жизни - так же, как и весь остальной мир, над которым властвуют люди. А вот подтверждать не только образ, но и подобие Богу в душевном плане - это и есть главный труд для человеков.
Дмитрий Железнодорожный19 апреля 2012, 15:09
to Карина:
Поражаюсь вашему мнению.
Вы наверное одновременно читали статью и играли в браузерную игру в соседнем окне.
Перечитайте её внимательно.
Если после этого это чувство не пройдет, значит задело за живое. За свинское.

P.S. иногда люди удивляются, что другие не понимают, не хотят понимать очевидные вещи или сверхубедительные проповеди. А что удивлятся? Бог сам пришел, проповедовал и его не поняли. Что говорить о нас грешных.
Антон13 апреля 2012, 11:34
Верная аналогия. Лишь одна маленькая техническая поправка - в деревнях свиней не режут, а колят.
Исай12 апреля 2012, 12:43
Очень хорошо!
ИванS12 апреля 2012, 08:54
некоторые свиньи трюфели искать умеют...
Геннадий12 апреля 2012, 05:46
Хрюк....хрюк, хрюк. Да это обо мне!!!
людмила11 апреля 2012, 09:28
всё ведь лежит на поверхности,почему же я не видела и не понимала очевидного?!!! стыдно и страшно за своё легкомыслие и житейско-попечительную глупость.Спасибо вам о.Андрей
Александр11 апреля 2012, 04:20
Весьма поучительно.Хорошая статья.
Максим убогий11 апреля 2012, 03:02
Я вот немного не в тему, но поделюсь, что давно хочу перестать есть свинину. К исходу Великого Поста такое желание мнится мне вообще легким, касательно другого мяса тож... однако опыт показал тщету прошлым годом.
Вот бы как подогматичнее утвердится против теплокровного мяса.
Статья эта капнула на мою мельницу. Спаси Господь!
Карина11 апреля 2012, 02:06
Прочитав очередную статью, снова ощущаю, что за небольшим исключением, статьи автора просто пронизаны ядом и нелюбовью к человеку... Может, не права, простите отче. Но равнодушными статьи точно не оставляют.
Валентин10 апреля 2012, 21:04
Крепко сказано, о. Андрей!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×