Новый глава Патриаршей пресс-службы диакон Александр Волков — о причинах смены пресс-секретаря Патриарха и присутствии РПЦ в соцсетях
— Изменится ли информационная политика в освещении работы Патриарха?
— Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси руководствовалась, руководствуется и будет руководствоваться положениями о своей деятельности — они никак не изменяются. Мы работаем в тесном взаимодействии и координации с Синодальным информационным отделом, все задачи по информационному освещению деятельности святейшего Патриарха будут решаться так же, как и раньше. Никаких заметных внешнему миру структурных переворотов не будет: пресс-служба и сейчас работает достаточно отлаженно. Все хорошее останется, если есть нюансы, которые можно улучшить, мы это сделаем. В любом случае мы руководствуемся указаниями, поступающими непосредственно от Патриарха Московского и всея Руси: пресс-служба ему напрямую подчинена.
— Увеличится ли информационная открытость Патриарха?
— Такая тенденция есть. Мы внимательно отслеживаем все, что говорится вокруг деятельности предстоятеля Церкви, об этом свидетельствуют и страницы, открытые в социальной сети Facebook — Патриарха Кирилла и пресс-службы. Сегодня вещи, которые несколько десятилетий назад было нормально не предавать гласности, неминуемо станут достоянием общественности: наше общество пытается сделать все, чтобы быть как можно более прозрачным со всех точек зрения. В условиях всеобщей прозрачности мы действуем адекватно в каждой конкретной ситуации.
— Как пресс-служба собирается реагировать на скандалы вокруг имени Патриарха, вроде истории с исчезнувшими с фотографии часами?
— Политика комментирования будет соответствовать каждой ситуации. Мы не обязуемся максимально быстро реагировать на любой раздуваемый врагами Церкви скандал, как это выгодно светским журналистам, и оперативно излагать возможные и невозможные факты. Информационная деятельность требует прежде всего осторожности и осмотрительности, и в комментировании, и в предоставлении информации. Один из главных принципов — не навредить доброму имени Церкви и ее предстоятелю. Конечно, когда это будет возможно и необходимо, пресс-служба Патриарха будет реагировать максимально оперативно. Мы открыты для любого диалога и сотрудничества.
— Изменится ли работа в социальных
сетях?
— Это не основная сфера нашей работы. Такого углубления в Facebook, чтобы пресс-служба Патриарха стала главным образом страницей в соцсети, не будет. Для нас гораздо важнее, чтобы журналисты вовремя прибыли к месту события, были накормлены в поездке, чтобы им была предоставлена необходимая информация.
— Что же делать с многочисленными фейковыми аккаунтами в Twitter, «В Контакте» и тому подобных сетях?
— Мы отслеживаем их совместно с Синодальным информационным отделом, у которого есть для этого необходимые ресурсы, и будем действовать так, чтобы мошенники и люди, пытающиеся хохмить в социальных сетях над личностью Патриарха Кирилла, постепенно теряли свою аудиторию. Если она у них, конечно, есть: подписываются на них обычно по ошибке те, кто хочет узнавать новости о служении Патриарха.
— Манера общения пресс-службы с представителями СМИ не изменится?
— Протоиерей Владимир Вигилянский прививал сотрудникам пресс-службы Патриарха благожелательное, спокойное и терпеливое отношение к журналистам. Это сделало возможным позитивный взгляд на деятельность Патриарха со стороны честных и профессиональных сотрудников СМИ. Конечно, к сожалению, встречаются люди, которые ничего не слышат и ничего не замечают, кроме выдуманного ими самими негатива. Но с федеральными газетами, агентствами и телеканалами у нас сложились позитивные и профессиональные отношения — во многом благодаря стилю общения и личности отца Владимира. Жаль, что он больше не может оставаться главой пресс-службы, но он и сам говорит, что любому человеку свойственно менять сферу деятельности.
— Связан ли уход протоиерея Владимира Вигилянского с должности с информационными скандалами вокруг Церкви в последнее время? Подобные комментарии уже распространяются в СМИ.
— Люди, ищущие любого повода, чтобы обвинить в чем-нибудь Церковь, всегда могут его найти, придумать скрытые причины и привлечь конспирологические теории, а потом сделать далеко идущие выводы. Изнутри эта ситуация выглядит иначе. Нет никакой внутренней связи между нападками на Церковь, которые возникали весной, и изменением в руководстве пресс-службы. Церковная жизнь течет и изменяется по своим законам, внутрицерковные решения, даже если они хронологически совпадают с внешними обстоятельствами, от них не зависят. Если бы это было не так, кадровые изменения, наверное, последовали бы тогда, когда возникали подобные внешние обстоятельства.
— С чем же связан уход протоиерея Владимира
Вигилянского с его должности?
— С совершенно естественными причинами. Некоторое время назад он назначен настоятелем строящегося подмосковного храма в селе Зайцево, он будет окормлять ни много ни мало около 400 учащихся и около 100 учителей в православной гимназии имени святителя Василия Великого. Это отдельная работа, и совмещать два таких вида служения достаточно сложно. Патриарх Кирилл длительное время принимал решение по его прошению об освобождении от должности. При этом мы всегда рассчитываем на отца Владимира как эксперта, советчика и помощника.
Именно отец Владимир Вигилянский в 2005 году создал пресс-службу Московской патриархии (она действовала при патриархе Алексии II), в 2009 году преобразованную Патриархом Кириллом в пресс-службу Московского Патриарха. На протяжении всех этих лет отец Владимир руководил пресс-службой и проделал огромную работу на этом поприще. Знаменательно в этом смысле, что Патриарх Кирилл после своей интронизации сохранил эту структурную единицу и отца Владимира Вигилянского как ее главу. В норме любой высокий руководитель, в том числе светский, меняет людей уровня пресс-секретаря.
Пресс-служба, созданная отцом Владимиром, — первая в Русской Православной Церкви, и накопленный за эти годы опыт актуален для пресс-служб на местах.