Игуменья Спасо-Елеазаровского монастыря монахиня Елисавета (Беляева) уже ушла из земной жизни. Она, воспитанница старцев Троице-Сергиевой лавры и стариц Дивеевской обители, известная своей активной деятельностью на ниве возрождения почитания русских государей, была пострижена в честь великой княгини Елизаветы Федоровны.
Сейчас многими здравомыслящими людьми движет вера в собирание русских земель, русского духа и возрождения России. Все это — на фоне убывания территорий, духовности, нравственности, культуры, экономики. Когда мы с писателем Александром Прохановым были на Псковщине, то совершенно как бы ниоткуда, как озарение, нам пришла в головы мысль поставить Крест-Голгофу, в котором воплотилась бы идея собирания России в единое державное и духовное целое. Мы начали ездить в поисках подходящего места и так попали в Спасо-Елеазаровский монастырь, где встретились с матушкой Елисаветой: хотелось посоветоваться с ней, где, на каком месте поставить Крест-Голгофу, которая символизировала бы «Русский крест», русскую историю, собирала бы воедино расторгнутые во времени и в пространстве русские эпохи, начиная с момента крещения Руси и кончая современным этапом.
Спасо-Елеазаровский монастырь — место упокоения старца Филофея, выдвинувшего одну из центральных для русской философии, отечественного богословия и национального миропонимания и миросознания идею: «Москва — третий Рим, а четвертому не бывать». Мы живем сейчас в этой эпохе — эпохе третьего Рима. Священный холм с Крестом-Голгофой был призван воочию явить идею старца Филофея, которую он так тонко, деликатно, но и очень современно сформулировал в ХVI веке.
Основная проблема России сейчас — это не нехватка каких-то материальных ресурсов. Их в стране достаточно, и, как бы кто не старался, расхитить все не удастся: территория остается огромной, богатства находятся в недрах. Проблема — в убывании духа.
В апреле 2007 года мы приступили к работам по созданию Холма и изготовлению Креста, к сентябрю они его уже были в основном закончены. Одно то, что все эти согласования и работы, включая освещение проекта в федеральных СМИ, были завершены в срок (а это считанные месяцы), уже воспринимается как чудо Божие.
Монахини доставили к Холму землю с могилки старца Филофея, а матушка Елисавета сама активнейшим образом участвовала во всех этапах подготовки. Тогда же, в 2007 году, в день Крестовоздвижения, 27 сентября, в присутствии псковского священства, митрополит Псковский и Великолукский Евсевий освятил Священный Холм и Крест-Голгофу. На торжества съехались представители многих регионов России, прежде всего, Северо-Запада, Центральной России и, естественно, Москвы. Состоялась очень трогательная церемония приношения земель в основание Голгофы.
Десятиметровый крест весом около четырех тонн, сделанный из лиственницы, установлен на исторически памятном месте — там, где сходились, сшибались русские полки с войсками агрессоров. Сам по себе Изборск, близ которого поставлен этот крест, — город важнейший в русской истории. Отсюда, как считают многие ученые, началась Русь, Святая Русь, по преданию здесь находится могила упокоения Трувора. Изборск — первая русская каменная крепость, 1150 лет которой мы будем праздновать в этом году. На этом месте псковичи грудью принимали бесчисленные удары с запада, и сюда же, к подножию креста, из разных мест России начали приносить щепоти родной земли. Иногда это были небольшие мешочки с землей от святых мест, иногда приносили земли в проржавевших касках военных времен, снарядных гильзах, пилотках. Несли и несли земли — земли сердца своего. У подножия холма на гранитной плите так и написано: «Путник принеси к холму землю сердца своего». Что это за земля? Здесь земля со священных мест, где были совершены ратные, духовные и трудовые подвиги нашего народа. Эти земли, как мощи, щепотями, струйками собираются к основанию холма, символизируя собирание силы нашего духа. Вот в этом суть монумента.
Был прекрасный теплый день. В момент освящения на фоне бирюзового неба появился аист, сел на левую перекладину Голгофы и начал разглядывать собравшихся. Потом опустился на землю и стал разгуливать среди народа. Его не испугали даже псковские десантники с автоматами. Всегда осторожная птица подпускала к себе, позволяя чуть ли не трогать себя. Ни до, ни после этого дня я не видел больше аиста так близко от себя. Сейчас мы довольно легкомысленно относимся к подобным явлениям, а ведь это, если задуматься, был явный знак: птица, как чудо, как посланница небес.
В основании холма находятся земли и от старца Филофея, со станции Дно Псковской области, где отрекся от престола Царь Николай II, с родины крестителя Руси Владимира Красна Солнышка, и оттуда, где его бабушка, княгиня Ольга, фактически первая на Руси царица-христианка, познакомилась с князем Игорем, перевозя его через реку Великая. Тут же лежат земли с того места, где геройски погибла рота Псковской десантной дивизии, земля с Чудского озера, где полки Александра Невского сошлись со шведскими рыцарями. Есть земли от наших эмигрантов, соотечественников, из Франции, например. Есть земля из Иерусалима от Гроба Господня, есть земля, доставленная полярником академиком Чилингаровым с пятитысячеметровой глубины от Северного полюса, куда нырял наш батискаф, есть даже частичка лунного грунта, земля с места, где совершил свой подвиг Александр Матросов. Здесь собирается во единое целое Россия разных эпох и времён. Вся информация фиксируется в Псковском музее, где есть стенд и специальный отдел, ведётся книга приношения земель. Этот отдел музея был создан нами по решению оргкомитета, в который входили матушка Елисавета, Савелий Ямщиков, Александр Проханов, Валентин Курбатов и другие известные люди.
Хочется обратиться с просьбой к читателям этих строк: привозите и вы в Спасо-Елеазаровский монастырь землю своего сердца!