Проверка на человечность

Мы не выбирали ни страну, где родимся, ни народ, в котором родимся,
ни время, в котором родимся, но выбираем одно: быть людьми или нелюдями.
Патриарх Сербский Павел

Неназванный виновник

Разрушенные дома, покореженный асфальт, вырванные с корнем деревья, вывороченные столбы, разбитые машины и… мертвые тела, плавающие в коричневой жиже, семиметровой волной захлестнувшей небольшой городок в Краснодарском крае в ночь с 6 на 7 июля. Многие погибли во сне, даже не поняв, что происходит. Погибли под стеной воды, сметающей все на своем пути, под руинами саманных домов, сложившихся от водного удара, как карточные домики, утонули, не в силах противостоять разбушевавшейся стихии.

Молодая мертвая женщина на обочине дороги прижала к груди полугодовалого сына... Бабушка, чье тело достали из-под завала старенького домика, отошла к Богу с удивленным выражением на лице… Молодой мужчина по имени Петр, спасший двоих тонущих людей, не сумел выплыть, потому что сил на спасение самого себя уже не осталось… 9-летний мальчик, выбивший стекло, чтобы спасти себя и бабушку, всю ночь вместе с ней просидел на крыше дома и только утром понял, что красное на руках не что иное, как кровь от порезов… Этот список можно продолжать еще долго…

Все они — жертвы. И есть все основания полагать, что виновником случившегося была не вода, причинившая столько бед, а человеческое равнодушие, не позволившее спецслужбам предупредить жителей Крымска о грядущей опасности, про которую они знали за несколько часов до прихода воды.

А чем иначе можно объяснить слова губернатора Краснодарского края Александра Ткачева на встрече с уцелевшими жителями Крымска: «А что, мы должны были каждого обойти? И даже если бы вас предупредили, вы что, ушли бы из своих домов?», если не равнодушием к погибшим и к тем, кто смог остаться в живых после той ужасной ночи?

Самое страшное, что господин Ткачев не одинок в своем безразличии к людям. К сожалению, таких людей в нашем обществе — потребительском, эгоистичном — в последнее время становится все больше и больше. И слава Богу, что находятся еще те, кто воспринимает чужую боль, как свою.

Две встречи

— О, да ты никак на юга собралась с такими баулами! Куда едешь? — такими словами встречает меня Таня, молодая мама из соседнего подъезда, чей сынок вместе с моим носится по двору, брызгая из водяного пистолетика.

— В соседний двор. Там центр по приему гуманитарной помощи пострадавшим от наводнения в Крымске,— объясняю я, поднимая по разбитым подъездным ступеням тяжелую тележку с вещами.

— Да ну? — удивляется она.— А кто собирает?

— У нас за углом — Астраханское казачье войско. А вообще по городу несколько центров сейчас принимают помощь для Кубани. Этот — ближайший. Но если интересует — вернусь, расскажу про другие.

— Ну не знаю,— медленно протягивает она и вдруг спрашивает: — А не жалко?

Последний вопрос ставит меня в тупик. Останавливаюсь и пытаюсь понять, шутка это или нет.

— Чего жалко? Вещей? Для тех, у кого ничего, понимаешь, ничего нет, даже воды, чтобы попить, умыться, напоить ребенка?!

Таня недоуменно пожимает плечами, оглядывается на собственного сына, брызгающего из водяного пистолетика в соседскую кошку, и произносит:

— Ну да, вещей. Ты же за них деньги платила, а теперь бесплатно неизвестно кому отдаешь. Да и по телевизору сказали: им теперь по миллиону каждому дадут, у кого в семье кто-то погиб, за каждого, представляешь? Что им твои вещи?

Волна негодования, поднявшаяся было в душе, разбивается о Танин взгляд, в котором мне мерещится некий кассовый аппарат, подсчитывающий прибыль, и совершенно неспособный отреагировать на чужую беду. Молча беру тележку и иду искать центр.

Двор, где он расположился, встречает гостеприимно распахнутыми желтыми воротами и травой по колено. Из двери ближайшего подъезда выходит бабушка; она расцветает в улыбке, словно любимый внук зашел проведать, и бросается навстречу:

— Миленькая моя, да никак вещи привезла? Дай же тебе Бог здоровья! Слава Богу, не все у нас чурбаны неотесанные среди молодежи-то. Ребята, ну где вы там? Груз принимайте, не видите — тяжело же. Еще помощь пришла. Что же мы без вас всех делали-то? — обращается она ко мне и вдруг наклоняется и шепчет на ухо: — Ох, девонька, страшно там. Они ж там одни, без всех, а государство — когда оно еще раскачается. Хоть мы поможем, добры люди,— добрыми людьми свет держится.

Добрые люди

Что ж, если верить бабушкиным словам, мир пока не собирается рухнуть, если он и вправду держится на добрых людях. Несмотря на активно пропагандируемый с экранов телевизоров и газетных полос потребительский образ жизни, заключающийся в эгоистичном удовлетворении собственных желаний и наплевательском отношении при этом ко всем остальным, остались еще в нашей стране те, кто способен откликнуться на боль другого человека.

Через несколько часов после трагедии в Крымске по всей России начался сбор гуманитарной помощи пострадавшим. Возникли центры по приему вещей, лекарств, чистящих средств, воды и детского питания, открывались Яндекс-кошельки по сбору денежных средств для людей, потерявших все, что они накопили за многие годы. В Саратове также работало несколько центров по приему гуманитарной помощи и денег. Саратовская епархия не осталась в стороне: в Сбербанке был открыт расчетный счет для сбора денежных средств, кроме того, в каждом храме установлены специальные церковные кружки, куда каждый желающий мог внести свою лепту. Фонд «Православие и современность» не только открыл свой пункт по приему вещей для жителей Крымска, но и помог, в частности, активистам Астраханского казачьего войска отправить машину с частью собранной «гуманитарки» и волонтерами, пожелавшими лично помочь крымчанам в беде. Приход храма во имя святого равноапостольного князя Владимира (настоятель иерей Михаил Богатырев) закупил моющих средств на десять тысяч рублей: по телевизору услышали, что именно этого, мыла и порошка, там сейчас остро не хватает.

Всмотреться в собственное сердце

А в Крымске хоронят погибших, разбирают завалы, пытаются привести в порядок дома и квартиры, принявшие на себя удар стихии, и не могут понять, кому понадобились такие многочисленные человеческие жертвы. Ведь если бы было соответствующее оповещение о грядущей беде, многие жители могли бы спастись. Судя по сообщениям из полуразрушенного города, отдельная его часть расположена на возвышенности, до которой вода совсем не поднялась. Люди вполне успели бы эвакуироваться в безопасное место, если бы их вовремя предупредили. Однако не ездила по улицам машина с громкоговорителем, оповещая об опасности; а SMS-cообщения с просьбой покинуть свои дома люди начали получать лишь к середине следующего дня, да и то с неполным текстом, в котором от информации осталось только перечисление трех районов, где в это время шли дожди; бегущую строку, которую якобы пустили по телевизору, жители не смогли увидеть, потому что поздно вечером в городе отключили электричество. И многие легли спать пораньше… чтобы больше не проснуться.

Гляжу на снимки разрушенного города: на плачущих старушек в халатиках с чужого плеча, на детей, испуганно прижимающихся к матери в Центре по оказанию гуманитарной помощи, на рефрижераторы торговой сети «Магнит», в которых несколько дней хранились мертвые тела, потому что в местном морге уже не было места… и мне становится страшно. Приходит понимание того, что жизнь человеческая, и так довольно хрупкая вещь, в нашей стране совсем ничего не стоит.

И как уж повелось у нас в России в последнее время, виновники происшедшего, конечно же, не будут наказаны. Во всем обвинят или осадки — то ли двухмесячная, то ли годовая норма (за последнюю неделю данные в официальных источниках менялись несколько раз) вылилась на Крымск и его окрестности за несколько дней,— или неукрепленные берега реки Адыгам, неспособные удержать бешеный водяной поток… Или найдут еще какую-нибудь причину того, что случилось. И справедливость в очередной раз не восторжествует, но… порой мы забываем о том, что есть вещи выше справедливости.

Можно и нужно призывать к ответственности тех, кто мог, но по каким-то причинам не предотвратил трагедию в Крымске. Однако прежде чем кого-то осуждать, нужно оглянуться на самих себя, всмотреться в свое собственное сердце. Готовы ли мы принять на себя чужую боль, прийти на помощь любому, кто в ней нуждается, умеем ли мы сопереживать и сочувствовать другому? Или у нас сразу же включается некий счетчик, как у моей соседки Тани, начинающий подсчитывать затраты и выгоду от того или иного доброго дела? Вот в чем вопрос…

Газета "Православная вера", № 14 (466), 2012 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×