Паломничать по Крыму летом очень трудно. Дело не только в климате и рельефе: понятно, что несладко бывает забираться в горы по солнцепеку. Сама природа — буйно-цветущая, роскошная — поддерживает тот дух расслабления, который обрушивается мощным потоком: почти постоянно ты находишься в толпе, в гуще людей, которые отдыхают «бессмысленно и беспощадно». Не всегда получается вырваться из суеты даже возле крымских святынь — многие из них входят в «обязательную программу» для скучающих туристов.
У Крыма есть внутренний облик, сокровенная сущность, и как отличается это внутреннее от того, что мы видим! На поверхности — обманчивое обещание «вечного праздника». На глубине — двадцать веков христианства, драматическая история, воинский героизм, христианское долготерпение, людские судьбы — жизнь, смерть...
Вот знаменитая Медведь-гора — Аю-Даг, у подножия которой расположен Артек. Кто же с детства не знает, что гора получила свое название потому, что очень похожа на медведя? Но все не так просто. Ее настоящее название — Святая гора (от греч. Άγια[айя] — святая). На склонах этой горы археологи обнаружили несколько десятков(!) фундаментов раннехристианских храмов и монастыря святых апостолов Петра и Павла, который основал древний святитель — Иоанн, епископ Готский (ок. † 791). Слово «святой» (Άγιος) сохранилось в топонимике множества крымских местечек: горы Ай-Петри (святой Петр), Ай-Никола (святой Николай), мыс Ай-Тодор (святой Феодор) получили свои названия благодаря существовавшим здесь когда-то греческим храмам и обителям.
Во имя святого князя Владимира…
Херсонесу более двух с половиной тысяч лет. Он был основан греческими колонистами на северных берегах Понта Эвксинского — Черного моря. Эти места греки считали холодными и неприветливыми, однако, несмотря на частые скифские набеги, многие столетия они успешно вели здесь торговлю и занимались земледелием. История Херсонеса является частью истории античной Греции, Древнего Рима, христианской Византии, но к середине XVв. жизнь здесь угасла: город, потерявший к тому времени прежнее экономическое могущество, был сожжен и разрушен кочевниками.
Для паломника Херсонес (или Корсунь, как назывался город в древнерусских летописях) — это, прежде всего, земля, на которой начиналась христианская история России. Предание говорит о том, что на территории нынешнего Крыма, по пути в Скифию, проповедовал святой апостол Андрей Первозванный. Он посетил Боспор, Феодосию и Херсонес. Столица Боспорского царства — Пантикапей — это нынешняя Керчь. Согласно одному из вариантов древнего жития святого, пантикапейцы откликнулись на проповедь с радостью, а жители Херсонеса оказались к ней глухими: пристрастие к благам века сего и укорененность в язычестве (они, видимо, с древних времен идут рука об руку) помешали им услышать и принять христианское благовестие. В Феодосии же «уверовали немногие». Верующие феодосийцы нам рассказывали, что очень рады этому факту. Господь сказал Своим ученикам: А если где не примут вас, то, выходя из того города, отрясите и прах от ног ваших во свидетельство на них (Лк. 9, 5), — но благодаря тому, что жители древней Феодосии, хоть и немногие, уверовали, апостольское благословение остается над городом. Верь — не верь, а только Феодосия и Керчь — живые города, хоть уже и мало похожие на столицы древних царств, а на территории Херсонеса, выходя из которого апостол отряс прах своих ног — историко-археологический заповедник….
Интересно, что в Севастополе у него есть очень похожий собрат — Владимирский морской собор, также построенный в русско-византийском стиле. Еще с 1825 г. планировалось построить храм-памятник на развалинах Херсонеса. Был объявлен конкурс, в котором победил проект архитектора К.А.Тона, однако денег на постройку не хватило. В 1842 г. адмирал М.П.Лазарев обратился к императору с другим ходатайством: в Севастополе, население которого составляли в основном русские моряки, остро не хватало приходских храмов. Было принято решение строить Владимирский собор по прежде утвержденному проекту в центре города, а не на исторических руинах Херсонеса. К началу осады Севастополя (1854—1855гг.) успели возвести только фундамент. Здесь, в крипте в основании будущего храма нашли упокоение легендарные русские адмиралы В.А.Корнилов, В.И.Истомин, П.С.Нахимов, героически погибшие на бастионах Севастополя. Святитель Иннокентий тоже не был в стороне от бедствий войны и укреплял дух своей паствы: в сражениях он обходил ряды войск, ободряя защитников города, посещал лазареты, утешал воинов, страдающих от ран и свирепой эпидемии тифа…
Крымский Афон
Рассказывают, что всем сердцем любивший монашество святитель Иннокентий мечтал побывать на Афоне и даже стать насельником одного из Святогорских монастырей. Однако, когда в 1848 г. он был назначен на Херсонскую и Таврическую кафедру (исторически очень сложную) и увидел заброшенные к тому времени крымские горные обители, он понял, что здесь его Афон, Рим и Иерусалим. Горы Инкермана буквально изрезаны пещерами: это выдолбленные в камне храмы и кельи древних подвижников. Сюда, в Таврию, на окраину Римской империи, ссылали на каторгу в каменоломни первых христиан. Спустя столетия здесь находили убежище тысячи монахов, спасавшихся от иконоборческих гонений в Византии VIII-IX вв. Крымские скалы напоминали им родные Метеоры. Легко представляешь себе, как горели незримым светом молитвы эти горы, когда пещеры не пустовали.
С 1473 года, когда Турция полностью овладела Крымским полуостровом, христиане были изгнаны из Крыма или насильственно исламизированы. В 1634 г. священник Иаков Лызлов, участник посольства Московского царя в Крымскую орду, так описывал состояние Инкермана: «… По горам многие разоренные церкви христианские, а промеж гор живет много армян и христиан, но благочестие иссякло от татарского поселения. Да около тех же церквей - жилья в горах, подобно стрижам (гнездам), комора об комору, высоко и низко, на полверсту и больше. В иных живут греки, а иные пусты»[5]. Только в 1852 году, благодаря святителю Иннокентию, монастырь был возрожден. Иконостас Климентовского храма был взят святителем из походного храма одного из утопленных при обороне Севастополя русских кораблей. В 1912 году здесь было около 80 человек братии. В 1926 г., уже к тому времени практически разоренный новой властью монастырь был закрыт.
Еще один многострадальный пещерный монастырь — Бахчисарайский Успенский — летом буквально наводнен людьми. Рядом шумит «восточный базар», торгующий яркими вещицами турецко-китайского производства: монастырь находится неподалеку от исторического центра Бахчисарая, популярного у туристов ханского дворца, и здесь любой товар восточного вида расходится нарасхват.
В XV веке, в самое тяжелое время для крымских христиан, когда они претерпевали двойные жестокие гонения со стороны мусульман — турок и татар — и, когда, казалось бы, христианство должно было исчезнуть с этой земли, в утешение и укрепление христианам на неприступной Бахчисарайской скале была явлена икона Божией Матери (ее называют Бахчисарайской, или Мариампольской). На месте ее чудесного явления и была устроена пещерная церковь, а спустя век основана обитель, опустевшая в 1778 году, когда христианское население все же покинуло Крым. Святитель Иннокентий Херсонский лично освятил возрожденный им Успенский монастырь в 1850 г., в день его престольного праздника, при большом стечении народа, обратившись к молящимся с вдохновенной проповедью: «Отныне в пределах собственного отечества, среди наших гор мы будем иметь утешение зреть подобие древнего Афона!.. Мати Божия, избравшая в жилище Свое святую гору Афонскую, благоволи осенить вседержавным покровом Твоим и наши горы!»[6].
В 1921 г. на братию обрушились новые гонения: монастырь был закрыт, а многие насельники расстреляны. По сей день в окрестностях монастыря находят человеческие косточки: казненных едва присыпали землей. С 1944 года на десятки лет в сохранившихся строениях монастыря, как и во многих других обителях, разместился психоневрологический диспансер…
Экскурсию по Свято-Успенскому Бахчисарайскому монастырю для нас провел молодой послушник. Рассказал об истории, святынях, главном храме обители — Успенском, пещерном. «На западной стене, справа, по традиции, у нас написан Страшный Суд. Слева от нас, по правую руку Спасителя — место, где обычно изображается рай. Но поскольку, как сказал Апостол, не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9), это место у нас не расписано, — говорил наш гид. А потом очень тихо, искренне и проникновенно добавил, почти попросил: — «Всем нам предстоит прийти на этот Суд. Почаще вспоминайте об этом…».
Продолжение следует...
[1] «Повесть временных лет» — наиболее ранний из сохранившихся древнерусских летописных сводов. Датированная часть истории Киевской Руси начинается с 852 года и завершается 1117 годом.
[2] Святитель Иннокентий (Борисов; 1800 - 1857; память 25 мая / 7 июня 2011), архиепископ Херсонский и Таврический. Родился в г. Ельце в семье священника. Окончив Орловскую духовную семинарию, в 1819 году был принят в Киевскую Духовную академию. В 1823 году, окончив академический курс со степенью магистра богословия, был направлен в Санкт-Петербург, где назначен сначала ректором Александро-Невского духовного училища, а затем — Санкт-Петербургской Духовной Академии. В 1830 – 1840 гг. — ректор Киевской Духовной академии. В 1836 г. рукоположен во епископа Чигиринского, викария Киевской митрополии. В 1840 г. назначается на самостоятельную Вологодскую кафедру, а с 1841 г. возглавляет Харьковскую. В феврале 1848 года назначен на кафедру Херсонскую и Таврическую. В Крыму, включенному в состав Российской империи в 1783 г., наблюдался явный упадок христианской жизни. Архиепископ Иннокентий приступил к изучению и восстановление крымских церковно-исторических памятников, созданию иноческих обителей. Святитель обладал обширными познаниями в разных сферах научных знаний и исключительным даром слова. Он автор множества богословско-исторических трудов и произведений церковной гимнографии.
[3] Свято-Владимирский монастырь был упразднен в 1924 г. Сохранившиеся здания были переданы историко-археологическому музею.
[4] Священноисповедник Роман Московский (Медведь, 1874 – 1937; память 26 августа / 8 сентября). Учился в Холмской духовной семинарии в то время, когда ректором был архимандрит Тихон (Белавин), будущий Патриарх, оказавший впоследствии ему покровительство и помощь. В 1897 г. окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1901 г. был рукоположен во священника. В 1902 г. назначен настоятелем Свято-Владимирского адмиралтейского собора в Севастополе и благочинным храмов всех береговых команд Черноморского флота, возведен в сан протоиерея. Весной 1918 года, после ареста настоятеля храма Василия Блаженного протоиерея Иоанна Восторгова, Патриарх Тихон назначил настоятелем этого храма протоиерея Романа и благословил его на создание Братства союза ревнителей ипроповедников Православия, которое он возглавлял около десяти лет. С 1919 г. — настоятель храма святителя Алексия, митрополита Московского, в Глинищевском переулке. 16 февраля 1931 года протоиерей Роман и около тридцати членов Братства были арестованы и приговорены к различным срокам заключения. Вскоре после освобождения протоиерей Роман скончался в г. Малоярославце. Ныне мощи священноисповедника находятся в храме Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе.
[5] Цит. по: Инкерман и Инкерманский священномученика Климента монастырь в Крыму. Одесса. 1912 г. Репринт.
[6] Цит. по: Панагия, или Успенский Бахчисарайский в Крыму скит. — Одесса, 1908. Репринт