Как защитить наши храмы?

Источник: Патриархия.ru

Разрушение поклонных крестов, осквернение храмов кощунственными изображениями и надписями, два поджога храмов — в Калининградской области и в Москве, призывы продолжить глумление и осквернение православных святынь — все это вызывает у одних верующих растерянность, у других — желание немедленно дать отпор. О том, как на это реагировать, в интервью газете «Крестовский мост» (№ 8, 2012) рассказал настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ им. М.В. Ломоносова протоиерей Владимир Вигилянский.

Вандалы должны знать, что их никто не поддержит

— Отец Владимир, Ваша недавняя книга «Что это было» о «весеннем антихристианском обострении» оказалась прозорливой: обострение перешло на лето и приняло уже криминальный характер. Что будет дальше?

— У меня есть надежда на то, что «криминальный характер», как Вы говорите, нападок на Церковь отрезвит наше общество. Если общество проявит безразличие в отношении вандализма, террор будет только усиливаться. Беда заключается в том, что у нас совершенно утеряно понятие «общественного договора» — это то согласие между людьми, которое не прописывается никакими законами. Например, нельзя сквернословить в присутствии женщин и детей или — недопустимо непочтительное отношение к памяти воинов, защищавших страну, к символам нашего государства и так далее. Национальные и религиозные чувства — самые болезненные. Любое, даже еле заметное оскорбление этих чувств очень ранит сердце человека. Если мы все будем нетерпимы к подобным фактам, если вандалы будут знать, что никто в обществе не станет поддерживать их публичные акции, если мы перестанем, условно говоря, называть кощунниц «девочками», а крушителей крестов «мальчиками», то все прекратится.

— Анализируя нынешнюю ситуацию, Вы прибегаете к историческим аналогиям. Возникает печальное ощущение, что все это уже было, но ничему нас не научило. У Вас тоже есть такое чувство?

— К сожалению, характер нынешнего времени (это относится не только к нашей стране) дает пищу для подобных печальных выводов. Кажется, Гегель как-то произнес: «История учит лишь тому, что она никогда ничему не научила народы». Есть и другой афоризм не менее мудрого человека: «Тот, кто не помнит своего прошлого, осужден на то, чтобы пережить его вновь». Унывать, конечно, не следует — это грех. Я оптимист и считаю, что любой серьезный и ответственный человек, каждый на своем месте, может сделать очень многое для улучшения климата в обществе. Главное — не отмалчиваться, когда видишь бесчиние и безобразие.

Существует идеология, питающая варварство

— Вы пишете об организованной войне с православными...

— Некоей единой организации, ведущей войну с Церковью, пожалуй, нет. Но есть вполне оформленная, имеющая многовековую историю антихристианская идеология, подпитывающая как информационные атаки, так и варварские акции. Эта идеология основана на мысли, которая была сформулирована у Достоевского: «Если Бога нет, то все позволено».

— Говорили, что не нужно требовать ужесточения наказаний за нападки на Церковь. То есть на уровне законодательства у нас проблем нет? Всегда ли, например, полиция представляет себе, какое поведение является кощунственным?

— Я не специалист в вопросах законодательства. Для этого есть профессионалы. Мне кажется, что в статьях Уголовного кодекса есть все меры для квалификации злостных деяний в отношении Церкви. Возможно, следует законодательно уточнить дефиниции, что считать разжиганием ненависти, оскорблением, проявлением вражды. Полиции вовсе не нужно квалифицировать то или иное деяние с точки зрения кощунства, ей достаточно понимать, что такое «грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды».

Нужно ли храмам видеонаблюдение?

— Как, на Ваш взгляд, рядовые прихожане могут сейчас воспрепятствовать худшему развитию событий? Можем ли мы остановить зло какими-то действиями? Или нужно только запастись терпением и молиться?

— Силу молитвы и силу веры даже наши православные недооценивают. Искренняя смиренная молитва может очень многое сделать. Апостол любви Иоанн Богослов утешает нас: «Всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий» (2 Ин. 5:4-5). Ну и конечно же терпение — наше самое действенное оружие в исправлении нравов и самый верный путь к собственному спасению. И последнее: пусть это не покажется банальностью, но в первую очередь надо начинать с себя, посмотреть, а как ты сам относишься к нашим святыням, не погибло ли у тебя самого благоговение к ним, не злословишь ли ты о своих ближних, священнослужителях, Патриархе, не утеряно ли у тебя милосердие, наконец, не живешь ли ты по законам этого падшего языческого мира.

— Недавно Вы стали настоятелем известного храма в центре Москвы. Собираетесь ли Вы предпринять какие-то дополнительные меры для охраны вашего храма от потенциальных кощунников?

— Ситуация с безопасностью в храмах в больших городах несравнимо лучше, чем в провинции. В большинстве из них есть постоянная охрана, имеющая инструкции, как им поступать в случае хулиганства. На мой взгляд, прихожанам не следует заниматься самодеятельностью в противодействии агрессивным святотатцам и все-таки призывать профессионалов для предотвращения их акций. Священникам нужно озаботиться усилением охраны церковных святынь и безопасности прихожан.

— Некоторые говорят, что имеет смысл оборудовать храмы видеокамерами (хотя бы по одной, на входе), чтобы фиксировать лица заходящих и, если кто-то совершит бесчинство и убежит, можно было его найти…

— Видеонаблюдение имеет свои положительные и отрицательные стороны. Положительные и так понятны, а отрицательные связаны с нарушением приватности, интимности взаимоотношения с Богом любого церковного прихожанина: не каждому это будет по душе. Я бы посоветовал этот вопрос решать на общем собрании прихода.

Беседовали В. Коновалов, М. Устюгов

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Нина 3 октября 2012, 11:20
Храму нужно охранение. Регулярные богослужения, окропление святой водой, крестные ходы вокруг храма - все это охраняет храм. Чистота жизни прихожан сохраняет храм. Если кто-то благословлен читать особые молитвы, акафисты об охранении храма ( в храме или дома )- это хорошо. Если при богослужении кто-то благословлен быть при дверях, напоминая мужчинам о головном уборе, женщинам о юбке, о платке, что-то подсказать новенькому... - тоже хорошо. И возглас священника во время службы:"Двери!Двери!" - тоже не пустой звук, если скоро вынести должны величайшую на земле Святыню.
Геннадий - либерал14 сентября 2012, 07:54
Дмири.
Вы кога-ниудь задумывалсь о значени спареных бук при напсании сло?
Гость13 сентября 2012, 13:59

Видеокамеры в храмах? Это уж слишком! Как аэропортах, чтобы угонов и катастроф не было? Но ведь это - путь в никуда! В аэропортах уже умеют следить за движениями зрачков. Мол, у преступника глаза двигаются не так у обычного человека. И куда мы зайдем с внешним контролем? Внутренний контроль - страх Божий - гарантия безопасности.

Как-то получила разрешение сделать несколько снимков в храме во время службы. Не получились. Все оказалось мазано - руки дрожали. В храме человек с Богом общается. Бог - и человек. И все!!! Нельзя топором по живому, трепетному. И на входе камер не надо! Человек в храм к Богу идет! А если Господь попускает надругательства и кощунства в храмах, так, наверное, с нами что-то не так. А мы-то где?
Дмитрий12 сентября 2012, 23:27
Генадий возгорелся "ревностью по доме Твоем...". :)
Помогай вам Бог, Генадий.
P.S. Давайте все кто неравнодушен помолимся за Генадия.
Евгений12 сентября 2012, 23:23
Всегда ли, например, полиция представляет себе, какое поведение является кощунственным? Что не так с кощунством? Оно точно подходит под статью. Никакие условные сроки при этом статьёй не предусмотрены.
Статья 213. Хулиганство
1. Хулиганство, то есть грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное:
а) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия;
б) по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы,

2. То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо связанное с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка, -

наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до семи лет.
Александр12 сентября 2012, 21:32
И то делай и того не забывай! Я служу смотрителем-сторожем Храма "Благовещение Пресвятой Богородицы" в Старой Деревне Санкт-Петербурга.Всякое было и у нас.Хочу к сказанному добавить лишь одно: в Храме всё должно делаться с молитвой,и охрана тоже.Все святые охраняют не только Храм но и сторожа...Бдительность нужна в молитве в первую очередь!Мы все веруем,но не всегда так,как требует Господь.Он нам говорил о горчичном зерне,а бывает ли она у нас хоть в пол зерна?Мы опять больше надеемся на СВОИ силы,а не на Божьи...
И напрасно.Кто не верует,тому этого не понять.
Геннадий - либерал12 сентября 2012, 21:11
А где вопрос: "За что нас - таких праведных, благочестивых, самых настоящих христиан наказал Бог?"
Удивительно, что даже сейчас существует мнение - "Храм Божий это общественное место". Давайте ради интереса спросим у иудеев или мусульман, наконец у буддистов: "Храм общественное место?".
Неужели вот так просто Святое стало общественным? А если Храм общественное место, то что у нас Святое? Живот, кошелек, счет в банке, иномарка, квартира...
А ведь на самом деле Храм у нас общественное место: можно болтать и слоняться во время Литургии, женщинам можно пребывать в нем в мужской одежде, а также находиться на молитве в подобных одеяниях рядом с мужчинами, можно разговаривать по мобильному телефону, можно торговать в притворе и т.д.
Это все нормально?
Иисус Христос учил: "...ревность снедает по Дому Твоему..."; "...ни одна черта не прейдет из закона..."; "...не нарушить Я пришел, а исполнить..."; "...ученик не лучше учителя...". Для кого это сказано и принесено во времени?
Елена12 сентября 2012, 20:16
Видеонаблюдение - это совершенно верный способ!
В Воскресенском храме Томска давно поставлены видеокамеры. Настоятель - отец Пётр, человек строгих правил. В храме полный порядок, и на территории тоже. Был случай - цыганки утащили у старушки сумку с последними деньгами. ДА НЕ ТУТ-ТО БЫЛО!
Молодец отец Пётр! С юности он служил в МВД - 17 лет! порядок знает! Дети, внуки у него - что надо! Регент - лучше не сыскать (5 лет училась в Духовной Академии Троице-Сергиевой Лавры, имеет Университетское образование (ТГУ) с отличием и диплом педагога СВЯТО-ТИХОНОВСКОГО БОГОСЛОВСКОГО ИНСТИТУТА!
Отец Пётр - наш земляк, служил в милиции Восточного Казахстана. НАСТОЯЩИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ ВОИН ХРИСТОВ! Проповеди говорит от самого сердца! ДАЙ БОГ ЕМУ ЗДРАВИЯ на МНОГАЯ ЛЕТА!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×