О нарушении прав верующих в России говорят, по меньшей мере, последние полтора года. Но никому и в голову не могло прийти, что политик федерального уровня, партийный лидер, способен открыто призвать государство к установлению контроля за религиозной жизнью граждан и фактически предложить вернуть Россию к временам госатеизма. Весьма сомнительный с юридической точки зрения материал публикует на своих страницах "Коммерсант".
Программная антирелигиозная статья "Платформа светского государства" принадлежит перу руководителя партии "Гражданская платформа" Михаилу Прохорову. Его текст появляется в тот момент, когда двухлетняя антиправославная кампания начинается захлёбываться и сбавлять скорость. Появляется некоторая надежда, что разжигаемое в последнее время религиозное противостояние остынет.
В это самое время российский политик выступает с экстравагантным предложением: изменить действующий Закон и ввести для религиозных организаций специальную контролирующую инстанцию. Заметим, речь идет о контроле не за теми, кто спиливает кресты и оскверняет храмы, не за вдохновителями и заказчиками антирелигиозной кампании, а о её жертвах – верующих жителях России. Михаил Прохоров предлагает ни что иное как "разработку Кодекса церквей и религий Российской Федерации или Религиозного кодекса – по аналогии с Гражданским или Семейным кодексами. Затем за дело возьмутся юристы, которые превратят концепцию в полноценный юридический документ". Назовём вещи своими именами: за эвфемизмом "религиозный кодекс" скрывается прямой призыв возродить Совет по делам религий, знаменитый репрессивный орган.
Дискутировать с Прохоровым бесполезно. Сегодня он лишь откровенно заявил о том, о чём ранее говорил намёками. Ничего нового. Но для того, чтобы добропорядочный читатель его текста не обманулся, нужно обратить внимание на следующее.
Первое. Гражданский и Семейный кодексы касаются в равной степени всех граждан РФ, и поэтому никак не могут быть дискриминационными. Если же некие меры регламентации (включая предложенный нам "Религиозный кодекс") применяются лишь к одной общественной группе, то впору бить в колокол. Лидер "Гражданской платформы" опасно заигрывает с методиками сегрегационной политики прошлого. Происходит это тогда, когда общество накалено до предела и напоминает попытку гасить пожар керосином. Что, разумеется, свидетельствует как минимум о низкой политической и юридической культуре политика.
Второе. Свое намерение Прохоров объясняет "дефицитом светской политики и светской общественной этики. Светской государственности как таковой". Странное заявление, если понимать под светскостью то, чем она на самом деле является. Дело в том, что светскость никогда не являлась и не является какой-то монолитной идеологией. Светских нерелигиозных идеологий множество. Сам Прохоров принадлежит лишь к одной из них. Соответственно нет и единой светской позиции, с которой можно было бы контролировать также разнообразную религиозную жизнь. А светскость в законодательном понимании – это равноудаленность государства от всех идеологий, религиозных или нерелигиозных.
На всякий случай произнесем еще несколько прописных истин. Христианские, мусульманские, иудейские, буддистские и все прочие организации по закону считаются общественными организациями. Их права на участие в общественной жизни точно такие же, как и у любой другой общественной организации. Любая попытка установить контроль за одной или несколькими общественными организациями (кроме экстремистских и незаконных) является нарушением свободы совести. Именно такой практики в отношении верующих придерживалось коммунистическое правительство, создавшее специальный Совет по делам религии и "отделившее церковь от государства" (подобной формулировки не было больше ни в одной стране мира). С точки зрения коммунистов это выглядело логично: ведь официальной идеологией в СССР был научный атеизм.
Нам казалось, что эти времена безвозвратно прошли. Но, похоже, Михаил Прохоров так не считает, поскольку призывает фактически воссоздать в стране прежний Совет по делам религий, только под новым, более "креативным" названием. А заодно предлагает понимать светскость как антиклерикальность. Вполне очевидно, что подобные требования являются нарушением принципа свободы совести, гарантированного Конституцией РФ. Заявление выглядит спорным, если не сказать провокационным.
И последнее. Любые сегрегационные законы приносят людям много страданий и горя, а заканчиваются плачевно. Мы не забыли о Нюрнбергских законах и напоминаем, что они закончились Нюрнбергским трибуналом.
с кем воевать то он собрался? Не он первый, не он последний. Да ладно, Бог поругаем не бывает.
"Его текст появляется в тот момент, когда двухлетняя антиправославная кампания начинается захлёбываться и сбавлять скорость." - Опечатка, исправьте пожалуйста, "начинается" на "начинает". А по существу- спасибо за статью, надеюсь, глаза у многих откроются.