Священник Александр Мазырин: «Церковь спасает Сам Христос в ответ на исповедническое стояние в истине»

В начале ноября в Москве открылась знаковая для всей верующей России выставка «Преодоление: Русская Церковь и советская власть». Она организована Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом совместно с Музеем современной истории России и подводит итог исследовательской работе, которую вел университет в течение последних 20 лет. В шести залах музея собраны в хронологическом порядке свидетельства о жизни Церкви в годы гонений: от предшествующих революции 1917 года смут до хрущевских обещаний «показать последнего попа по телевизору» и застойных 70-80-х годов.

О том, что нового здесь смогут открыть для себя как рядовые посетители, так и знатоки истории Церкви, рассказывает доктор церковной истории, заместитель заведующего отделом новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ священник Александр Мазырин.

Лозунг на стене красного уголка штрафного изолятора в лагпункте Савватиево
Лозунг на стене красного уголка штрафного изолятора в лагпункте Савватиево
— Выставка, посвященная истории гонений на Церковь, открылась 7 ноября, в очередную годовщину (кстати, 95-летие) Октябрьского переворота, в бывшем Музее революции. Такое совпадение неслучайно? Это, по сути, гражданский вызов или попытка духовного осмысления пережитой катастрофы?

— Конечно, это глубоко символично. Богоборческая власть, которая осуществляла открытый антирелигиозный террор, была самым сильным из всех вызовов, с которыми Русская Церковь столкнулась в XX веке.

Этот вызов Церковь преодолевала в течение семи десятилетий, ценой огромного количества человеческих жизней, но, по слову Спасителя, врата ада не одолели ее. Более того, духовный смысл всей нашей новейшей истории раскрывается в подвиге новомучеников. Церковь выстояла только благодаря исповедническому служению своих чад, которых не смогла сломить богоборческая власть. Поэтому в центре представленной экспозиции — личности тех, кто стяжал благодать Духа Святого в самые темные времена и вопреки самым страшным испытаниям.

Руководство музея оказалось весьма заинтересовано в нашем проекте. Не секрет, что музей до сих пор ассоциируется у москвичей с Музеем революции, хотя он давно сменил название и посвящен современной истории России. Но важно напоминать, что эта современная история немыслима без истории Церкви, поскольку Церковь — неотъемлемая часть общества.

В то же время мы сами сознательно выбрали светскую площадку для экспозиции, поскольку выставка обращена не только к церковным людям, но и к широким кругам нашего общества.

Тема взаимоотношения Церкви и тоталитарной советской государственной системы присутствует на выставке как сквозная. При этом показывается, что политические способы «спасения» Церкви не действуют. Церковь спасает Сам Христос в ответ на исповедническое стояние в истине чад Церкви. Это основная идея выставки.

— Каким образом раскрывается эта идея? Что поразит посетителей выставки более всего?

— Наша задача была — показать жизнь Церкви в контексте эпохи. Поэтому значительная часть экспозиции посвящена тому историческому фону, на котором Церковь осуществляла свою миссию.

В 1937 году методы антирелигиозной пропаганды и «мягкого насилия» сменились массовыми расстрелами
В 1937 году методы антирелигиозной пропаганды и «мягкого насилия» сменились массовыми расстрелами

Кукла «поп». Использовалась в театральных антирелигиозных постановках в 1920-х годах. Печатные издания антирелигиозной пропаганды «Безбожник», «Безбожник у станка» и другие выпускались в этот период огромными тиражами
Кукла «поп». Использовалась в театральных антирелигиозных постановках в 1920-х годах. Печатные издания антирелигиозной пропаганды «Безбожник», «Безбожник у станка» и другие выпускались в этот период огромными тиражами

Например, это документы, которые характеризуют антицерковную политику большевиков: начиная от декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви с подлинной правкой, сделанной рукой Ленина. Также здесь можно увидеть известное письмо Ленина 1922 года, где он призывает «расстрелять как можно больше попов, чтобы они об этом не забыли в течение ближайших десятилетий».

Бюст Ленина, скульптор Г. Лавров. В советское время скульптура была запрещена
Бюст Ленина, скульптор Г. Лавров. В советское время скульптура была запрещена
Далее, представлены документы, рассказывающие о деятельности властей по планомерной организации церковных расколов, насаждению обновленчества, а затем переход от политики жесткого уничтожения Церкви к политике ее использования в годы Великой Отечественной войны. Например, есть записка Сталину от председателя Совета по делам Русской Православной Церкви Карпова, в которой он предлагает не препятствовать распаду обновленческого движения, которое, по словам чиновника, уже отыграло свою роль. Сталин красным карандашом ставит резолюцию «Согласен».

В изобилии представлены материалы атеистической пропаганды. Может быть, кому-то покажется, что их даже чрезмерно много. Но мы хотели показать, насколько в реальности сильным было давление на общественное мнение, агитация прямо лезла из всех щелей. А ведь одних только наименований атеистических периодических изданий неимоверное количество, не говоря уже о книгах, которые издавались миллионными тиражами. Кстати, последний атеистический пропагандистский журнал, представленный на выставке, датирован 1985 годом.

Деятельность «Союза безбожников», разрушение храмов, осквернение святынь… Все это также иллюстрируют экспонаты выставки.

И на всем этом фоне — лица, документы, вещи мучеников и исповедников, которых духовно так и не смогла победить лютая злоба богоборцев.

— Большое впечатление производит бюст Ленина, не похожий на «каноническое» изображение вождя…

— Он был создан скульптором Георгием Лавровым еще при жизни Ленина и доносит до нас его реальный, а не идеализированный внешний облик. Бюст сделан с большим портретным сходством, но долгие годы был скрыт от глаз в запасниках музея. А рядом с бюстом — то самое письмо Ленина с призывом расстреливать как можно больше священнников.

— Еще один впечатляющий экспонат — лагерная жилетка с написанными под подкладкой текстами молитв. Такая вещь считалась нарушением режима, за которым мог последовать штрафной изолятор, а затем и смерть.

Текст молитв, зашитый в подкладку одежды. Заключенный, носивший такую одежду, подвергал себя смертельной опасности, если бы молитвы были обнаружены
Текст молитв, зашитый в подкладку одежды. Заключенный, носивший такую одежду, подвергал себя смертельной опасности, если бы молитвы были обнаружены
— Конечно же, на выставке много свидетельств, показывающих репрессивную политику власти и жизнь Церкви в тюрьмах и лагерях. Например, предметы лагерного быта, письма заключенных. Так, есть открытка, посланная священномучеником архиепископом Серафимом (Самойловичем) его духовной дочери, написанная 31 октября 1937 года — за четыре дня до его мученической кончины. Есть здесь и подлинные лагерные дела, а также образцы лагерной прессы.

Кульминация экспозиции — времена так называемого «Большого террора». Центральный зал носит название «1937» — эта цифра понятна без объяснений.

Тут не только ужасы репрессий, но и свидетельства о том, что жизнь церковная продолжалась: епитрахили, архиерейское облачение, в котором служил Литургию в тюрьме, например, священномученик Серафим (Звездинский). Также собраны антиминсы, самодельные потиры, переделанные из чашек, подсвечников, консервных банок… Или, например, венчальные венцы, сплетенные в лагере из проволоки.

— Образы каких именно новомучеников подробнее всего раскрыты на выставке?

— ПСТГУ на протяжении двух десятков лет собирает сведения о подвиге пострадавших за веру. В базе собрано более 33 тысяч имен. Около 2 тысяч человек причислены к лику святых. В каждом зале выставки можно увидеть лица исповедников, но нашей задачей не было показать максимальное количество лиц — скорее, хотелось бы показать подвиг конкретных людей, которые были современниками наших отцов и дедов.

На выставке можно увидеть, например, интронизационное облачение Патриарха Тихона и подлинный жребий, с помощью которого он был избран в 1917 году. Можно увидеть и облачения священномученика митрополита Владимира (Богоявленского), архиепископа Феодора (Поздеевского), хирургические инструменты и иконы святителя Луки (Войно-Ясенецкого), вещи и документы святителя Афанасия (Сахарова), митрополита Нестора (Анисимова), священномучеников Петра (Полянского), Кирилла (Смирнова), Серафима (Самойловича), Серафима (Звездинского) и многих других известных подвижников.

В то же время есть раздел, посвященный и людям Церкви, которые хоть и не прославлены в лике святых, но свидетельства об их жизни не менее ценны. Например, лагерная переписка с родными протоиерея Григория Синицкого сохранилась в полном объеме — это крохотные клочки бумаги, которые со всевозможными ухищрениями передавали на волю. Сегодня мы можем ее прочитать и понять, как жила обычная священническая семья в годы гонений.

Отдельная история — это материалы, которые отражают официальную сторону жизни Церкви: документы Московской Патриархии, письма Патриархов Сергия, Алексия I, Пимена.

Лагерный антиминс
Лагерный антиминс

Лагерные венчальные венцы
Лагерные венчальные венцы

Показана и полемика, вызванная политикой митрополита Сергия (Страгородского). Например, подлинный акт, которым митрополит Сергий запрещал в священнослужении архиепископа Серафима (Самойловича), или письмо митрополита Кирилла (Смирнова) своему духовнику, преподобномученику Неофиту (Осипову), в котором владыка описывает свою встречу с митрополитом Сергием в декабре 1933 года. Мы сознательно стремились не уходить от сложных моментов церковной истории, чтобы у посетителей выставки сложилось целостное и правдивое представление о том, какие процессы тогда происходили. Ведь историческая правда не может противоречить Евангельской Истине. Хотелось бы, чтобы зрители почувствовали дух эпохи, ощутили сопричастность к жизни верующих ХХ века.

Форма палача НКВД…
Форма палача НКВД…

и спица, которой он убил двух человек (об этом он рассказал, когда покаялся в конце жизни)
и спица, которой он убил двух человек (об этом он рассказал, когда покаялся в конце жизни)

— Какие неизвестные страницы истории открываются посетителям выставки?

Коммунистическая власть ставила перед собой цель воспитания «нового человека», абсолютно чуждого всякой религии, и стремилась достичь этой цели всеми способами
Коммунистическая власть ставила перед собой цель воспитания «нового человека», абсолютно чуждого всякой религии, и стремилась достичь этой цели всеми способами
— Одно из заблуждений, которое мы желали развенчать, — это якобы покровительство Церкви со стороны Сталина. Историческая правда такова, что он был богоборцем от начала своего правления до конца, гонения на веру не прекращались и при внешней смене политики. Даже та легальная деятельность, которая позволялась Церкви, находилась под строжайшим контролем со стороны власти. Вот интересный штрих: на выставке представлены подлинные ордена Патриарха Алексия I, церковные и светские. А рядом лежит его подлинное письмо из фондов ГА РФ, в котором Патриарх спрашивает председателя Совета по делам Русской Православной Церкви, можно ли ему эти ордена носить.

Также бытует стереотип о некоем благополучии Церкви до революции. На выставке, с одной стороны, действительно показано величие Российской империи как православной державы, благочестие императорской семьи – например, это видно на фото, сделанных во время прославления преподобного Серафима Саровского в 1903 году. С другой стороны, показывается и нарастание негативных тенденций, которые, в конце концов, и привели к гибели империи. Священники восставали против архиереев, псаломщики против священников, бунты в семинариях… Затем все это уже продолжилось при активном содействии советской власти.

— Не противоречит ли мысль о внутренних нестроениях Церкви как причине яростного уничтожения святынь самим русским народом после революции тому факту, что советской власти приходилось бороться с Церковью путем самого настоящего террора? Зачем уничтожать то, что уже само разрушается?

— Церковь не разрушалась, она этот вызов преодолела. А вот каким образом это происходило, в каких условиях оказалась Церковь при советской власти – этот путь в подробностях и показывает экспозиция.

В марте 1922 года Ленин писал в секретном письме членам Политбюро: «Изъятие ценностей, в особенности самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть произведено с беспощадной решительностью, безусловно ни перед чем не останавливаясь и в самый кротчайший срок. Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся по этому поводу расстрелять, тем лучше»
В марте 1922 года Ленин писал в секретном письме членам Политбюро: «Изъятие ценностей, в особенности самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть произведено с беспощадной решительностью, безусловно ни перед чем не останавливаясь и в самый кротчайший срок. Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся по этому поводу расстрелять, тем лучше»
— На выставке — более тысячи экспонатов. Из каких источников они собраны? Есть ли шанс, что экспозицию можно будет увидеть не только в Москве, но и в других городах России?

— Выставка готовилась Отделом новейшей истории Церкви ПСТГУ, в какой-то мере она действительно обобщает наш 20-летний опыт — ведь здесь представлены наиболее ценные для нас предметы, в том числе и святыни.

Кроме того, подлинные материалы предоставили ГА РФ, Российский госархив социально-политической истории, конечно же, сам Музей современной истории России, многие частные собрания. Книги священномученика Владимира (Богоявленского) нам предоставил Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, а облачение святого — Церковно-археологический музей Нижегородской епархии, весьма помог нам архангельский энтузиаст Дмитрий Иванов, большой вклад внесли Московская Духовная Академия, Музей Данилова монастыря, Московская (областная) епархия.

Могу добавить, что собрание подлинных документов и материалов из различных архивов выглядит по-настоящему уникальным. Подозреваю, что повторить такую выставку впоследствии будет невозможно.

По окончании ее все вернется в свои родные коллекции. А вот иллюстративная часть остается в нашем распоряжении, и ее, в принципе, технически несложно представить и в других городах и даже странах. Летом следующего года, например, предполагается экспонировать ее в Италии и показать на ежегодной встрече католической молодежи в Римини. В этих встречах принимают участие десятки (если не сотни) тысяч человек, и их очень интересует жизнь Русской Церкви в эпоху гонений. Конечно же, провезти выставку необходимо и по нашим городам.

Выставка продлится до 9 декабря

Специально для газеты «Православная вера» №22 (474)
беседовала Антонина Мага, корреспондент
«Журнала Московской Патриархии»

Фотографии Александра Филиппова предоставлены пресс-службой ПСТГУ

Источник: Православие и современность

26 ноября 2012 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Чего боится гость из преисподней Чего боится гость из преисподней
Андрей Яхнин
Этот текст вызвал лавинообразную и резко полярную реакцию. На мою личную почту пришли десятки комментариев, многие из которых содержали не только возмущение, но и прямые угрозы и проклятия. Такой поразительный факт, мне кажется, требует осмысления.
Пощечина Иоанну Кронштадтскому. Продолжение Пощечина Иоанну Кронштадтскому. Продолжение
Протоиерей Андрей Ткачев
Выборочное у нас, видно, смирение, и такое же – непротивление злу. Священников пусть бьют, и кресты пусть пилят. Бог, де, прощать велел. А на мою мозоль наступать не смей! И в повседневной жизни людей с мыслями о прощении днем с огнем не сыщешь.
Когда начались гонения на Церковь в России? Когда начались гонения на Церковь в России?
Наталья Михайлова
Гонения на Православную Церковь в России начались не в 1917 году, с установлением безбожной власти, что стало расхожим мнением, а гораздо раньше. Более того, сама революция и связанное с ней разрушение Православного Царства явились следствием этих преследований, которые ослабили не только Церковь, но и Государство.
Ольга Васильева: «Христиане не могли не защищать свои святыни, хотя силы были неравными».
К 90-летию со дня написания ленинского письма о событиях в Шуе
Ольга Васильева: «Христиане не могли не защищать свои святыни, хотя силы были неравными».
К 90-летию со дня написания ленинского письма о событиях в Шуе

90 лет назад Ленин написал: «Именно теперь и только теперь, когда в голодных местностях едят людей, и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и поэтому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешенной и беспощадной энергией и не останавливаясь подавлением какого угодно сопротивления».
Славословие в катакомбах.
Интервью радиостанции «Радонеж»
Славословие в катакомбах.
Интервью радиостанции «Радонеж»

Александр Щипков
Моя мама была преподавателем вуза, никогда не состояла в партии, она лингвист, кандидат филологических наук. Мама оставляла в конце каждого урока немного времени — 8-10 минут, и рассказывала студентам о Евангелии, о Христе. Дело в том, что в те годы представления о христианстве были пещерные – был научный атеизм, шла пропаганда. Многие девушки, которые поступали в наш институт, были уверены, что Христа не существовало.
Мученичество и молитва Мученичество и молитва
Диакон Владимир Василик
Евхаристия и евхаристическая жизнь формировали сознание и психологию христиан первых веков, определяя их отношение к мученичеству. Мученический подвиг как бы становится совершением евхаристии, в некотором смысле – второй анафорой. Мученик соучаствует в Голгофских страданиях Христа и сопричащается евхаристии, осмысляемой как кровавая жертва. Особо следует сказать о влиянии на сознание ранних христиан церковной гимнографии.
Комментарии
Тамара 4 января 2013, 22:59
Священник Александр Мазырин-не является ли родственником Мазырина Алексакдра Владимировича,написавшего работу "Внутренние конфликты в Русской Православной Церкви второй половины 1920-1930-х годов?Если есть информация на эту тему просьба ответить.
Михаил 6 декабря 2012, 21:52
Выставка очень понравилась. Поразительное ощущение причастности истории. Особенно в контрасте с шумной Тверской за окнами. Удивило, что так мало упоминаний о священномученике митрополите Серафиме (Чичагове) - всего одна фотография, хотя, может быть, я не что-то пропустил?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×