Гибель империи. Урок еще не окончен

Бытует мнение, что моему собеседнику известны самые сокровенные тайны Президента России. Кроме того, архимандрита Тихона (Шевкунова) называют человеком, близким к ФСБ. Но наша беседа с наместником московского Сретенского монастыря, ответственным секретарем Патриаршего Совета по культуре, членом Высшего Црковного Совета Русской Православной Церкви началась не с вопроса о Путине и чекистах. Мы говорили о его литературной деятельности.

Год назад отец Тихон написал книгу под названием «"Несвятые святые" и другие рассказы». Ее герои — миряне, священники и монахи Псково-Печерской обители. Недавно это произведение попало в список финалистов престижной литературной премии «Большая книга». К слову, несколько лет назад документальный фильм «Гибель империи. Византийский урок», сценаристом которого был автор «Несвятых святых», получил еще одну награду — статуэтку «Золотого орла», присуждаемую Национальной академией киноискусства России.

Однако дело даже не в премиях. Общий тираж книги отца Тихона на сегодняшний день составляет 1 млн. 100 тыс. экземпляров. До этого в России столь массово издавались только романы о Гарри Поттере. «В чем причина такой популярности, что ищут читатели в «Несвятых святых»?» — поинтересовался я.

— Сейчас Церкви уделяют много внимания. И зачастую о ней отзываются негативно. В жизни священников или монахов находят недостатки, которые, безусловно, имеют место. Хотя многое — просто плод фантазий. Но людям, видимо, хочется узнать, понять, почему человек приходит в храм, что, грубо говоря, он может там получить. Это вообще сегодня один из основных вопросов: «А что мне дадут в церкви?» Я не ставил себе задачу дать на него ответ. Было желание рассказать о Церкви, бытие которой сильно отличается от привычного многим мира, о том, что, как правило, скрыто от человека, не знающего глубоко жизнь храма и монастыря. И самое главное, о чем сказано в «Несвятых святых» — об общении человека и Бога, и как удивительно и прекрасно это происходит. Вот, пожалуй, главные цели, которые я ставил перед собой, приступая к работе над книгой.

— И Вы добились своего?

— Если удалось хоть немножко приоткрыть полог, скрывающий от обыденного мира подлинную церковную жизнь, если хоть на йоту это получилось, то для меня это огромное достижение. Но здесь уже судить не мне, а читателям.

— «Несвятые святые» были переведены на несколько иностранных языков. Давайте уточним, на какие.

— Греческий, сербский. Месяц назад в библиотеке конгресса США состоялась презентация английского перевода. Весной в Париже будем представлять ее французский вариант. И сейчас уже заключены договоры о переводе на румынский, болгарский, шведский, испанский, китайский и арабский языки.

— Наверное, в первую очередь Вашу книгу публикуют те, кто связан с выпуском церковной литературы?

— Нет, в большинстве своем этим занимаются светские издательства.

— А отзывы зарубежных читателей до Вас доходили?

— Да. И они очень теплые. Сужу по мнению греков, сербов и американцев. Добрая реакция, разумеется, не может не радовать. Причем в США книгу читают люди неправославной культуры — протестанты, например.

— Вы этим удивлены?

— Буду откровенен, эти отклики для меня стали неожиданностью.

— Российские либералы, ознакомившись с тем, что Вы написали, сделали вывод: «Несвятые святые» — книга о том, как монахи Псково-Печерского монастыря боролись с советской властью. Что Вы об этом думаете?

— В книге есть история о том, как в 50-е ― 60-е годы братия мужественно отстаивала свою обитель. Рассказ совершенно реален. Но чтобы прям уж так боролись с советской властью... Не было у них такой задачи. Они знали, что эта власть рано или поздно рухнет, а торопить события — не в их компетенции.

Горькие плоды информационных полей

— На Ваш взгляд, как должны строиться отношения Церкви и государства?

— Я бы использовал здесь слово «симфония». Приведу пример. При нашем Сретенском монастыре есть детский дом, где работаем и мы, и представители государства. Субсидируется это учреждение из казны и за счет средств Церкви. Вот это и есть симфония, о которой я говорю. Сейчас мы участвуем в разработке государственной стратегии в области культуры, образования и воспитания. Это тоже образец симфонии — т.е. объединенных усилий Церкви, общественности и институтов власти. И такая модель отношений была испытана веками. Три года назад мы начали кампанию по противодействию детскому и подростковому пьянству. Здесь тоже — совместные усилия. Не говорю уже об охране нашего церковного и культурного достояния — древних храмов и монастырей.

— Но если бросить взгляд в прошлое, мы увидим, что почти три столетия подряд — от Петра Великого до Февральской революции — делами Церкви ведали не Патриархи, а чиновники, занимавшие должность обер-прокурора Святейшего правительствующего синода.

— Неправильно, антиканонично, когда государство берется управлять Церковью. Но все же это было не «мертвое время» для Церкви. В «синодальный период» просияли великие святые Киево-Печерской лавры, Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский. Но все же вмешательство чиновников в жизнь Церкви пользы ей не приносило. Сейчас уникальное своего рода время, когда никакого государственного давления Церковь не чувствует. Долго ли это продлится?..

— В нынешнем году для российских СМИ одним из главных ньюсмейкеров была Церковь. Она попала под шквал яростных информационных атак: скандал с часами Патриарха Кирилла, дело Pussy Riot и т.д. В чем, по-Вашему, была причина этой шумихи?

— Церковь стала занимать в жизни России столь важное место, что многим это пришлось не по вкусу. Есть люди, которых просто тошнит от одного упоминания о Патриархе, епископах, священниках, верующих мирянах. И на них были рассчитаны эти хорошо спланированные акции.

Однако нельзя сказать, что нет нашей вины. Необходимо больше внимания обращать на благочестие духовенства. Или, выражаясь мирским языком, строже следить за дисциплиной священнослужителей. Нужно сделать так, чтобы даже те редкие случаи их недостойного поведения, о которых мы знаем, были сведены к минимуму.

Но нельзя не заметить и того, что пресса с большим усердием выпячивает малейшие негативные стороны церковной жизни. Но при этом молчит о многих сотнях детских домов, о больницах, о помощи огромному числу людей, о 35 тысячах восстановленных храмов и монастырей, о многих других проектах, в которых приняла участие Русская Православная Церковь.

С другой стороны, нельзя, конечно же, закрывать глаза на вопиющие факты. Когда священник в пьяном виде наезжает на людей — об этом обязательно нужно писать и говорить.

— Вы видели ставшие притчей во языцех часы главы Русской Православной Церкви?

— Патриарх — мой непосредственный духовный руководитель, мой епископ, поэтому обсуждать подобного рода вещи я ни с кем не собираюсь.

— Крайне громкой оказалась акция Pussy Riot в храме Христа Спасителя и последовавший затем суд и приговор. Хотелось бы узнать, что Вы думаете об этом деле.

— Есть законы, есть государство, и оно должно было принимать меры. А нам нужно было молиться за этих девушек, совершивших страшное деяние.

В этой мерзкой по сути истории одни считали, что наказание тянет не больше, чем на 15 суток. Другие утверждали, что мы имеем дело со злостным хулиганством. Но не будем забывать, какая мощная кампания в поддержку Pussy Riot была устроена по всему миру. Мне приходилось обсуждать эту тему с западными журналистами, и они кипели от негодования, готовы были неистово защищать этих «девчушек». Но их гнев становился менее пламенным, когда они узнавали о том, чем барышни занимались раньше. Ведь скандальная акция была не первой.

Известно, в чем выражалось их «искусство». Оргия, которую они устроили в музее имени Тимирязева, инсценировка повешения, где в роли «жертв» выступали гастарбайтер, таджик и еврей. Еще несколько историй, предельно циничных и омерзительных.

Недавно некий молодой человек на джипе заехал прямо к Вечному огню. И тоже никакой реакции государства. «Героини», плясавшие в храме, к этому отношения не имеют. Но подобные события — одного порядка, и они остались совершенно безнаказанными.

Для сравнения. В Англии в 2010 г. некий представитель «золотой молодежи» решил самовыразиться. «Перформанс» состоял в том, что он забрался на обелиск, посвященный ветеранам, и сорвал флаг. За это он получил тюремный срок в 16 месяцев, и все британское общество одобрило наказание. Потом хулиган публично просил прощения перед всей страной.

Вот и у меня в связи с Pussy Riot возник вопрос: мы, люди, живущие в России, уже готовы к тому, чтобы воспринимать подобные мерзости, как норму?

— И как — дозрела страна или нет?

— Данные проводившихся социологических исследований — и государственных, и независимых — показали, что большинство наших сограждан эти действия не одобряет. В поддержку Pussy Riot высказались всего лишь несколько процентов опрошенных.

— Мы уже говорили об информационном пространстве, о журналистах и Церкви. Вот еще один пример, относительно недавний, имеющий к Вам непосредственное отношение. Месяц назад часть московских массмедиа сообщила «сенсацию» об обнаружении «борделя в Сретенском монастыре». Потом последовало опровержение. Но вот что меня занимает: почему СМИ с такой радостью, со столь неподдельным энтузиазмом начали тиражировать эту новость?

— Есть определенный заказ на дискредитацию Церкви. Не от общества, хотя с ним работают в этом направлении. Все журналисты, которые писали о помянутой вами «сенсации», прекрасно знали, что это ложь. Рядом с нашей обителью, находящейся в центре Москвы, действительно располагалась гостиница с самой скверной репутацией. И мы неоднократно добивались закрытия отеля. Но когда это произошло, СМИ выдали информацию именно таким образом, чтобы скомпрометировать монастырь. Через два дня все стало на свои места, вранье было разоблачено. Тем не менее мы должны быть готовы к тому, что и в будущем в адрес Церкви будет направлено много клеветы и подлости.

Слабость — дурная привычка

— Несколько лет назад страна была потрясена фильмом «Гибель империи. Византийский урок». Вы рассказывали о том, как исчезла великая держава со столицей в Константинополе, и проводили сравнение с нынешней РФ. Я знаю, что Вашу ленту не просто заметили, даже далекие от истории люди обсуждали ее в общественном транспорте. Что побудило Вас стать автором сценария этой картины?

— Мне хотелось в форме притчи предупредить, показать, что может случиться в России, если вовремя не предпринять соответствующие меры. Не льщу себя надеждой, что фильм оказал столь сильное влияние, но все-таки кое-что было сделано. В то же время многое из сказанного в «Гибели империи» для нас по-прежнему актуально.

— Сейчас известный писатель Дмитрий Быков то и дело оправдывается, что недавно в Казани он не призывал к распаду России и его, мол, неправильно поняли. Но ведь многим его единомышленникам, участникам «маршей миллионов» и сочувствующим им хочется, чтобы РФ прекратила свое существование. Не так ли?

— Вовсе не секрет, что и за рубежом, и внутри страны есть силы, которые хотят и ждут расчленения России. Но те, кто об этом пишет и рассуждает, выдают желаемое за действительное. Россию хоронили много раз, еще чаще сочиняли планы ее уничтожения. Сегодня нас тоже пытаются приучить к мысли: «Привыкайте, господа, вы будете разрушены и разделены, на вашей территории никогда не будет единого государства...» Нас пытаются дрессировать, внушают, что страна в таком виде, как сейчас, существовать не будет.

— В России, как в любом другом государстве, много проблем. Какую из них Вы бы назвали самой острой и злободневной?

— Отвечу самыми общими словами. После распада СССР мы стали привыкать к поражениям и смиряться со своей слабостью. Некоторое время назад пошел обратный процесс, но он идет не так активно, как хотелось бы. Мы не должны ощущать себя бессильными и вечно проигрывающими. От этой дурной привычки надо избавляться. Хочу подчеркнуть, что сказанное мной — абсолютно совместимо со смирением и с христианским мировоззрением в целом.

— Есть такая логическая цепочка. Сретенский монастырь — улица Сретенка — в двух шагах от нее Лубянка, а чуть дальше — Кремль. Часто говорят о Вашей близости к Путину и к спецслужбам. Что Вы на это скажете?

— Придется признаться, наш монастырь, которому уже более шестисот лет, расположен на улице Лубянка, и нет другой московской обители, которая географически была бы ближе к Кремлю. Так что в этом смысле подобное утверждение — чистая правда.

Интервью вышло в выпуске №49 (633) 7-13 декабря 2012 г.

Александр Данилов

Источник: Еженедельник 2000

10 декабря 2012 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Архимандрит Тихон (Шевкунов): «Нечитающие читатели» и другие феномены нашей жизни Архимандрит Тихон (Шевкунов): «Нечитающие читатели» и другие феномены нашей жизни
Елена Бейлина
«Несвятые святые» и другие рассказы» я прочитала давно. Честно говоря, даже не была удивлена откликам читающей аудитории и победам книги в многочисленных книжных премиях. Скорее наоборот, я была поражена реакцией и впечатлениями людей, мягко говоря, не очень читающих книги.
Схиархимандрит Давид (Псаракис): Я засиживался за этой книгой до ночи Схиархимандрит Давид (Псаракис): Я засиживался за этой книгой до ночи
Несколько месяцев назад в Греции издан перевод книги архимандрита Тихона (Шевкунова). «“Несвятые святые” и другие рассказы». Сейчас в Афинах выходит уже второе издание. Ниже мы публикуем материал, полученный от насельника насельник монастыря преподобного Давида Эвбейского на острове Эвбея схиархимандрита Давида (Псаракиса).
«Событие для русской литературы...» «Событие для русской литературы...»
Светлана Шепель (Юнжакова)
В апрельском номере 2011 года журнал опубликовал главы из работы известного церковного деятеля архимандрита Тихона (Шевкунова). В том же году книга вышла отдельным изданием. И сразу вызвала широкий читательский отклик — писали в редакцию, автору, оставляли записи в интернете. Публикуем наиболее интересные отклики.
Книжное обозрение: «Несвятые святые» Книжное обозрение: «Несвятые святые»
Людмила Ильюнина
За последнее время ни одна книга православной тематики не имела такого невероятно широкого читательского спроса, как книга архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые». Причем одинаково сильный интерес проявляют как светские, так и церковные люди. Зададимся вопросом: отчего это происходит?
«Несвятые святые» и другие рассказы «Несвятые святые» и другие рассказы
Архим. Тихон (Шевкунов)
«Несвятые святые» и другие рассказы «Несвятые святые» и другие рассказы
Архимандрит Тихон (Шевкунов)
Об этом прекрасном мире, где жи­вут по совершенно иным законам, чем в обычной жизни, мире, бесконечно светлом, полном любви и радостных открытий, надежды и счастья, испыта­ний, побед и обретения смысла поражений, а самое главное, — о могущественных явлениях силы и по­мощи Божией я хочу рассказать в этой книге.
Комментарии
Василий12 марта 2013, 14:49
Не нужно перенимать все западное без разбору, но и отгораживаться от Запада новым "железным занавесом" - глупо.
Василий 8 марта 2013, 15:55
Советская власть рухнула из-за таких людей, как Горбачев. Рухнула - и на ее место пришла власть денег, куда более страшная. По сравнению с ней коммунизм намного ближе к христианству.
Татьяна22 февраля 2013, 12:31
Уже столько сказано и написано о книге о. Тихона. А я все-таки напишу о своем. Я достаточно поздно открыла для себя эту книгу. Мне ее на День Ангела подарил муж. Я стала читать ее, и прямо с листа читать ему (мужу) вслух разные места, которые особенно нравились или трогали душу. А до этого я как будто случайно разбирала наши коробки с иконами и открытками (храним многое, как память о людях, так как часто переезжаем с места на место, нет своего жилья)и достала ламинированную иконочку св. патриарха Тихона. Поставила ее среди икон и стала как-то так изредка молиться святому. Потом вспомнила, как однажды в очень тяжелую минуту жизни (когда решалась наша судьба с будущим тогда мужем) я пришла в Донской монастырь и молилась у раки с мощами святого Патриарха. А потом читала я эту необыкновенную историю об обретении мощей, и так ясно представляла, что и со мной было это чудо. Только я тогда еще не понимала всего. То есть получилось, что о. Тихон и святой Патриарх Тихон открыли мне глаза на саму себя (через Бога, конечно)и события тех лет. Вот так "просто" совершаются чудеса - скажет кто-то. Нет, не просто, но как же радостно! Спаси Господи автора этой необыкновенно радостной книги!
Василий20 февраля 2013, 22:08
Антону.
Спасибо за ссылку. Статья хорошая, хотя "Русская народная линия" - весьма неоднозначный ресурс. На мой взгляд, он не столько православный, сколько ура-патриотический, к тому же чрезмерно славословящий Путина и весьма нетерпимый ко всем, кто имеет другую точку зрения.
Антон25 января 2013, 12:37
Спаси, Господи, архимандрита Тихона !
Братия и сестры ! А тем, кто хочет на самом деле узнать, что происходит с нашей страной. Прочитайте хотя бы статью о 20-летнем Юбилее России в МВФ. И все поймете.
православный портал "Русская линия" любезно предоставил этот аналитический обзор,автор - Юзеф Константинович Ковальчук, руководитель С-Петербургского аналитического аграрного центра, доктор технических наук, академик Петровской академии наук и искусств.
http://ruskline.ru/analitika/2013/01/18/yubilejnyj_2012_god_dvadcat_let_spustya/


Наталья21 января 2013, 13:01
Россиянам в большинстве своем наплевать, что будет с Россией,
где пресловутый патриотизм, о котором говорили 70 лет? Каждый тянет одеяло на себя, "разбазарили" Россию. Книга Шевкунова
"Несвятые святые" как луч света в темном царстве. Побольше бы таких правдивых книг. Люди устали от лжи и обмана.
Игорь 16 декабря 2012, 00:33
Боюсь, что теперь всех, кто не согласен с фильмом "Византийский урок", будут автоматически записывать в "неправославные", "русофобы", "проамериканцы", "сторонники Нового мирового порядка".
Такой подход больше напоминает подход советских идеологов. А ведь фильм действительно не такой однозначный. И вообще, даже тогда еще митрополит Кирилл сказал по этому поводу: ""У Церкви вообще не может быть официального комментария к истории за исключением канонизации или издания специальных общецерковных заявлений по тем или иным историческим событиям. Все остальное - это сфера личного толкования, и Церковь никогда не посягала на то, чтобы иметь некий официальный комментарий на исторические процессы".
Василий15 декабря 2012, 20:46
Чебурашка-дружочек:
Во вторых и святого бы оболгали как и многих, зажали бы в рамки мира сего и обложили предатели, как Путина например, когда кроме Шойгу доверить оборону да и вообще верить то и некому.

То есть вы считаете, что предатели - только вокруг Путина, но сам он - чист?
А по-моему, он такой же, как и его окружение!


Чебурашка-дружочек11 декабря 2012, 00:17
Павина Светлана :
За каждым словом
архимандрита Тихона
(Шевкунова)стоит ПРАВДА-
простая , убедительная , бьющая
прямо в сердце ! Промыслом
Божиим архимандрит Тихон
открывает двери в души людей
во всём мире , и люди начинают
слышать Бога. Сам Господь
разговаривает с нами через
своего избранника. И не в
человеческих силах остановить
шествие книги по земле.Вот если
бы Господь в России допускал к
власти истинно верующих
людей, как бы преобразилась
наша жизнь !


Во первых каждый народ заслуживает то руководство которое имеет. Как сказал какой то священник о неомонархистах: дай им царя они его через год расстреляют. Это походит и к нам.

Во вторых и святого бы оболгали как и многих, зажали бы в рамки мира сего и обложили предатели, как Путина например, когда кроме Шойгу доверить оборону да и вообще верить то и некому. Мы все сердюковы, думаем только о наживе и своей шкуре.
Прости нас Господи!
р.б.Сергий10 декабря 2012, 22:13
"Сегодня нас тоже пытаются приучить к мысли: «Привыкайте, господа, вы будете разрушены и разделены, на вашей территории никогда не будет единого государства...» Нас пытаются дрессировать, внушают, что страна в таком виде, как сейчас, существовать не будет. "
Дерзну добавить "пару" штрихов для обозначения действия "сил, которые хотят и ждут расчленения России":
1. Экономика страны почти полностью является "сырьевым придатком Запада".
2. Армия неуправляема, необучена и разоружена (кроме изношенной ядерной кнопки).
3. Все ветви власти (законодательная, судебная и исполнительная) поражены воровством и коррупцией на всех уровнях.
4. "Пятая колонна" мобилизована и обучена, технологи манипулирования общественным сознанием отработаны.
Объективно, русский народ, как носитель ПРАВОСЛАВИЯ, стоит на пороге новых больших скорбей: все готово к разделу "пирога" (территории) и почти все к провозглашению новой мировой религии.
Елена10 декабря 2012, 17:30
Спаси, Господи, архимандрита Тихона!
Павина Светлана10 декабря 2012, 12:48
За каждым словом архимандрита Тихона (Шевкунова)стоит ПРАВДА-простая , убедительная , бьющая прямо в сердце !!! Промыслом Божиим архимандрит Тихон открывает двери в души людей во всём мире , и люди начинают слышать Бога !!! Сам Господь разговаривает с нами через своего избранника !!! И не в человеческих силах остановить шествие книги по земле.Вот если бы Господь в России допускал к власти истинно верующих людей, как бы преобразилась наша жизнь !!!!!!!!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×