Что такое праведность в миру?

Ко Дню всех русских святых

Было время, когда живописцы интересовались только возвышенными сюжетами. Например батальными сценами. Дым, кони, люди, трупы, искаженные гримасы, массовый героизм и массовая гибель. Или портреты важных особ, лучше всего – венценосных. Гордые осанки. Носик ввверх, плечики расправлены. На лицах зачастую – смесь вырождения с остаточным величием. Или аллегорические изображения грехов и добродетелей. Например, как наряженная кривда спихивает с дороги скромную правду. Или античные зарисовки, благо мифология так богата, что тему для творчества даст и морализаторам, и любителям голой натуры, и эрудитам в области античности. Еще были натиюрморты, кой-какие пейзажи (не всеми любимые, как жанр), да что-то еще. Но вот случился сдвиг в сознании. Живописцам вдруг стал интересен маленький человек. Вот продавщица фиалок, или девушка, собирающая виноград. Сколько в ней свежести и наивности! А вот веселый зеленщик (да хоть бы и молочник) на узкой улице старого городка. Вот ростовщик звенит монетой, на которой в свете свечи как будто угадываются капли крови. И так далее. Сюжетов бездна. И нельзя сказать, что раньше не было картежников, молочников, прачек, ростовщиков, старух, бранящихся с молодухами. Были они, просто искусству не было до них дела. Искусство занималось предметами возвышенными. И академики потом поднимали вой и гвалт, вполне законный и неизбежный, кстати. Они кричали, что пошло рисовать балерин, завязывающих пуанты, и рабочих, купающихся за городом. Мелко это – обращать внимание на едоков картофеля и любительниц абсента. Но дело было сделано. Не художниками, а всей эпохой. Эпоха повернулась лицом к сюжетам, до тех пор презираемым и оттого незаметным. Маленький человек в сознании эпохи стал большим, а большие умалились, окарикатурились.

Я говорю об этом потому, что мы обычно видим не то, что есть, а то, что готовы увидеть. Сказали деточке: «Смотри, деточка, это птичка», и деточка одну птичку только и видит. А там еще и облака есть, и ветер ветви раскачивает. Но ветер и облака будут замечены лишь когда на них укажут. Таковы законы мышления. И вот в преддверии праздника всех Святых в земле Русской просиявших я хочу сказать, что нам необходимо кое на что обратить внимание. Важное место во святых у нас занимают благоверные князья. Но их уже давно нет и скорее всего не будет. Это область истории и предания. Точно так же нет благоверных царей и благочестивых цариц. Вот нет и все. Не повод для преждевременной смерти, хотя жаль несказанно. Еще у нас есть много юродивых. В этих живых обличителях ложной религиозности Русь, видимо, нуждалась постоянно. Отсюда и множество. Самый яркий идеал Руси – иночество. Свет мирянам – инок, свет инокам – ангел. Аминь! Иноки и сегодня есть, хотя из-за общего плотоугодия, расслабления, отсутствия духовного руководства им нынче тяжелее всех. И подлинное монашество, как всегда – редкость. А вот мирской идеал святости у нас не выработан. Словно в миру и спастись нельзя, а только в черных одеждах, да за каменными стенами в три м етра толщиной. А ведь миряне в школах преподают, пожары тушат, больных лечат, книжки пишут и печатают, дома строят, церковными хорами управляют, храмы расписывают. Продолжать можно долго. Таким образом на повестку дня выходит любопытная задача. Нужно сформулировать для христианского общества, что такое праведность в миру, каковы обязанности мирянина в повседневной жизни, без порыва с миром и ухода в обитель. Нам будет трудно жить, если мы этого не сделаем.

Например, нужно сформулировать идеал мужа и отца. Не только ведь мужчина-монах или мужчина-полководец святы и подражания достойны. А смиренный и двужильный работяга, не пропивающий зарплату, воспитывающий детей да еще и молящийся Богу перед сном разве не свят? А далеко ли многодетная мать ушла от мученицы? Ну ладно, не от мученицы, так хоть от игумении небольшой обители? Как по мне, то еще вопрос – кому тяжелее? Учитель – чем не святая профессия? А доктор в идеале разве не ангел? Умен, добр и вовремя приходит на помощь. Знаю, слишком хорошо знаю, что можно заурчать, заныть, зашипеть в ответ про власти, да про законы, да про нехватку денег. Но власть, законы и деньги именно таковы и не инаковы, что мы все на деньги научились сводить, а смысловые стержни из жизни вынули. Вот у нас при такой дьявольской калькуляции вселенная и рассыпается на составные. Нужно сказать человеку. где он Богу служит, а где он – бытовой сатанист. Нужно объяснить человеку, как к святости стремиться, не меняя прописки, и не меняя пиджак на рясу. Нужно найти и показать человеку живые примеры подлинного и современного христианства. А то мы все вычитываем из старых книг на трудном языке ну очень далекие примеры. А он, человек-современник, никак в толк не возьмет, как эти примеры к себе самому приложить, и как на них жизнь построить.

Гораздо больше на Руси было незнаемых святых, нежели узнанных и канонизированных. Это тоже нужно помнить И когда мы сегодня видим, что повседневность с лубочной картинкой не совпадает, нужно менять фокус зрения – замечать невинность, жертвенность, бескорыстие и мужество в повседневности. Ведь не в одежках же, в конце концов, и не в длине бороды скрылось Православие. Оно в исполнении заповедей, в памяти Божией. Оно в молитве, котрую не задуть, в Литургии, которая служиться не перестанет. Одним словом, с праздником вас, возлюбленные. Вы же, святые Божии человеки, на наших землях для Рая воспитавшиеся, помолитесь Христу о даровании нам разума отличать главное от второстепенного, и умения извлекать великое из ничтожного. Тогда по слову Иеремии, будем, как Господни уста.

Протоиерей Андрей Ткачев

Источник: Радонеж

8 июля 2013 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
olga13 ноября 2015, 19:02
Настоящий,в моём понимании, священник.Это выстраданное единение с народом приходит не вдруг.Это - боль в молитве.Если хотите - пророческая боль, поэтическая боль.Когда выплакано, выстрадано не на словах только,на деле.Всей жизнью.Только тогда приходит прозрение и понимание и любовь.Спасибо за Ваше трудолюбие, которое служит ХРИСТУ БОГУ всей верой любящего сердца.
Катя14 июня 2015, 22:18
Спасибо! Тема хорошая, но, зная мощный талант автора, либо обозначенная в режиме цейтнота, либо не очень нравится ему.
"Нужно сформулировать для христианского общества, что такое праведность в миру, каковы обязанности мирянина в повседневной жизни, без порыва с миром и ухода в обитель. Нам будет трудно жить, если мы этого не сделаем.
Например, нужно сформулировать идеал мужа и отца..."
А "Домострой" для решения этой задачи почему не подойдет?
Сформулировать - довольно просто, а вот воплотить в жизнь - несколько сложнее.
Пример из жизни: в общественном транспорте молодая мать велит своему сыну - школьнику начальных классов уступить место даме старшего возраста, сама оставаясь на сиденье. Все вокруг, в основном - женщины, начинают бурно осуждать ее поступок. Как можно маленького мальчика оставить "без места"!? Ее возражения о том, что она растит настоящего мужчину из своего сына никто даже услышать не хочет. В результате пожилая дама отказывается от предложения присесть и распекает мать за жестокость (!) по отношению к своему ребенку. Думаю, что лет через пять эта же пожилая дама будет распекать подростка за то, что не уступил ей места, хотя бы про себя.
Получается, женщины не хотят быть женщинами и не позволяют воспитывать настоящих мужчин? И какая тогда польза от формулировок, если привитое нам в советское время "равенство" полов преодолеть просто не хотят? Вот как-то так...
Простите.
Михаил11 июня 2015, 18:56
Большущий поклон прот. Андрею Ткачёву. Давно пора жить в миру, стремясь к сятости, а то потребность в святости уменьшается и её понимание-отстаиванивание (постановка новосибирского театра оперы и балета и на его защиту митинг 2000-3000 человек). А мы (наше поколение кому за 40) которые пришли к вере в Бога сейчас, в 60-70-ые имели потребность Верить в чистую-светлую душу, в нравственнсть, в святость детей, жены, родитенлей, учителей жизни: Вера в светлое будушее. Состояние "желания дущи Веры" - необходимое условие счастливой жизни в этом периоде жизни: жизни на Земле.
Александр11 сентября 2014, 18:36
Евгению Иванову:
Не в пику вам, а в оправдание: статья протоиерея Андрея очень помогающая. Я бы даже сказал - милосердная: я не увидел в ней ничего пренебрежительного. Но я вас понимаю, ревность вашу понимаю... И потому хочу упредить вас: вы чего боитесь, требуя убрать её, цензурировать? Что кто-то не дотянет до вашего уровня ревнования о Боге? Не будьте "святее папы римского" - Бог сам определяет и спасает. А священники здесь пасут стадо. Вы - не священник? Надеюсь, нет. А в монахи вам идти - в скит, в пустынь, в далекое уединение - очень даже не помешало бы, чтобы вкусить дар Святого Духа...
Вас раздражает "просвечиваемое пренебрежение к ... опыту богопознания и святости, ...в угоду чисто мирским, земным соображениям". Но вы "выплескиваете с водой ребенка": Христос явился грешникам, в не к праведникам. И говорил с ними на языке грешников, как и апостол: "Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона - как чуждый закона, - не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, - чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых" (1 Кор., 9:20-22).
Александр11 сентября 2014, 17:52
СпасиБо, отец Андрей, за то, что печетесь о ВСЕХ нас..! И дай вам Бог "разум отличать главное от второстепенного, и умения извлекать великое из ничтожного"! И ещё бы я просил у Бога, чтобы он Вам даровал Святым Духом умение и силы пробуждать в ничтожных великое - отрывать таланты зарывшим их, и возвращаться потерявшимся и блуждающим, потому что, как мне кажется, для Бога нет ничего второстепенного или ничтожного. Не зря же он до последнего нес Крест...
Наталья Былкова25 июня 2014, 10:31
Совершенно верно, простите...недостижимо высокие образцы святости, хоть тянемся к ним, нужно в сегодняшних реалиях и для мирян, вот есть некоторые которые плачут в миру, а уйти в монастырь не дотягивают до планки. "Что такое хорошо и что такое плохо" после чтения всех высоких вещей все равно остается непонятным, модно бояться пафоса. Неофитство наложило заплаты на сосуды ветхие, да хлопание дверью от непонимания, от больших ожиданий сострадания, любви, можно хлопнуть, а потом тихо вернуться и молчать...но иногда нужно слово, поэтому я сижу в сети, а не ...опять же обвинения...правда жизни остается - есть одинокие матери, но разве они блудницы ? Высокие слова - "ты сошла с креста", после того как над тобой издевались часа 2 на глазах у всех и никто слова не сказал, не заступился, ушла и молча шла несколько километров, пока не успокоилась. Пока еще не научились "Оправданиям Господним", учимся как можем... но не от тщеславия в монастырь, нет от боли, Господь подкрепит по молитвам святых, а потом вернемся на свою блевотину... соревновательность, вот что отвратительно, у каждого свой крест...все эти Акакии Акакиевичи, Станционные смотрители, Каштанки Чеховские...Господь зрит не на лице, а на сердце. Благодарю за статью. Сильно грешна, простите и благословите, укреплюсь. Слава Богу за все.
Михаил25 ноября 2013, 14:15
К мирянам обязательно и очень надо обращаться, чтобы они обратились к Богу, как к Отцу, так как рабы или как слуги нам не хочется быть, хотя бывает настолько устаём от греховности мира, в который окружает, что хочется просто работать, а не обороняться или думать как лучше делать. поступать, говорить и отвечать за свои поступки, да переживаешь ещё за чужие и готовы упрекать Бога, что он дал свободу грешить, а не брал нас за руку и не вёл по жизни, как нам должно вести своих детей.
Ольга10 октября 2013, 01:43
Отец Андрей, как точно замечено. Действительно, идеал святости в миру не выработан. Есть "никого не осуждать, никому не досаждать" св. Амвросия Оптинского, есть дневники царицы Александры о семейной жизни... Но в целом - пустота. И т.к. природа ее не терпит, некоторые начинают рассуждать в ключе: "Мирянину можно только жениться и иногда кушать мясо, а в остальном он должен быть как монах!" Вопрос - зачем же мирянину тогда жениться, если он должен быть как монах? Но кого эти "мелочи" волнуют, главное - звучит благочестиво...
Дария11 сентября 2013, 23:34
Действительно, девство выше брака, об этом писал и Апостол Павел, но я не приметила в статье обратного этому утверждения.
Однако, во-первых, не стоит делать выводы об интересах о.Андрея, это дело его совести. Во-вторых, введение, повествующее об "эволюции живописи" вовсе не бессмысленно. Оно адресовано тем, кто внешние, легко заметные черты без сомнения воспринимает как свидетельство о внутреннем, и поэтому ищет большого (наверное, нередко - самочинного) подвига, а не видит поводов, создаваемых по Божией воле, для малых дел. А может, именно они-то для нас полезны сейчас? Вспоминается детский стишок Агнии Барто :)про то, как мальчик мечтал о великих свершениях, но не хотел даже вывести сестру погулять за недостаточной масштабностью дела.
Это всего лишь мои рассуждения, для меня тоже вопросом остаётся то, когда мысль о подвиге - от Господа, а когда - от тщеславия. И когда мысль о том, что недостоин этого подвига - от смирения, а когда от лености...Лукаво ведь завуалировано бывает...Думаю, тут только духовник опытный разберёт.
Наталия21 августа 2013, 19:55
Евгению Иванову
Однажды во время молитвы преподобный Макарий Великий услышал голос: "Макарий, ты не достиг еще такого совершенства, как две женщины, живущие в городе". И после встречи с этими замужними женщинами Макарий Великий сказал: "Поистине, Господь не ищет девы или замужней, ни инока, ни мирянина, но ищет свободное намерение человека и на добровольное его произволение посылает благодать Святого
Духа,которая действует и управляет жизнью каждого человека,желающего спастись"
Елена Николаева 9 августа 2013, 11:32
Вот уже лет десять я пью эту живую воду проповедей о.Андрея Ткачева- в передачах "На сон грядущим", его книгах и статьях. Это величайший человек нашей современности, которому Господь даровал пытливый ум и острое духовное зрение, человек , который умеет подметить то, мимо чего я могу пройти неосознав или не заметив, и разложить это по полочкам в моем сознании. Сейчас, наверное, многие задают себе вопрос- почему в наших храмах стало меньше людей чем даже 3-5 лет назад, не говоря уж про 10. Думаю, можно упустить общеизвестные внешние причины- за них отвечать будем не мы- и попробовать обратить угол зрения на себя. И уж если "иноки-свет мирянам", то дерзну сказать-"прихожане- свет еще не переступившим порог храма". Разве никто не заметил пристального взляда из-вне за твоим поведением, словом, образом мышления? Или это пресловутое шипение -"а еще в церковь ходит"? Но наихудший вариант- это когда шипят за спиною, свои-же, "воцерковленые"? Испрашивайте себя, чем я дышу, когда горделиво критикую священника за неподобаемое "угождение чисто мирским, земным соображениям". Вот здесь, на мой взгляд, и скрывается частичка ответа на "почему?". Ведь "эти мирские" люди зачастую видят гораздо глубже наши духовные язвы, чем мы сами. И жизнь в православии не должна быть жизнью "в отдельно взятой стране". Она дожна гармонично, без перегибов, вписаться в твою жизнь, в обычный рабочий день, в воспитание твох детей, в почитание родителей и приветсвия к соседям и друзьям.
София 5 августа 2013, 02:40
Вы правы,Евгений, с одной стороны. Но батюшка говорит о тех мирянах, которые при тяжкой жизни несут свой Крест.
Вот у нас в храме муж и жена взяли двоих деток из детдома, потому что свои двое взрослые, а третий оказался поздний ребенок- вот и вырастут вместе.
Вырастут-то, даст Бог, вырастут, а сколько они с ними намучились(я-то знаю)(рвоты, ночные истерики, угрозы ДЦП).
Но они несут свой Крест и считают это своими сем. обязанностями.
Попробуйте, Евгений, а потом о наградах...
К* 3 августа 2013, 22:47
Уважаемый отец Андрей,
Да Вы тысячу раз правы, что нужно объяснять мирянам (нам то есть) как спасаться каждый день, НУ ТАК ОБЪЯСНЯЙТЕ !, констатация факта такой необходимости, мягко говоря, не лечит. Обличение греха и борьба с ним- не одно и тоже. Особенно когда грех становиться опасен для выживания нации ( и паствы тоже)
Вот у мусульман - ( новых иудеев, покорителей европы) - там проще - пояс на себе взорвал, неверных женщин детей поубивал- добро пожаловать в рай, а вот и 70 девственниц для героя.
А вот у нас как то вот трудно с советами, всем одинакового, универсального не насоветуешь, поскольку вера наша живая и Бог наш живой и закон Его живой и все сообразно ситуации и сегодня мне сеять а завтра уже сеять не надо, надо будет жать.
Например смирение. Наверное ИНОГДА надо смиренно взирать на гей парады, смиренно смотреть на то, что детям на крыльце школы продают героин. Но иногда и монаху Пересвету надо СО СМИРЕНИЕМ, ВО СЛАВУ БОЖЬЮ брать копье и дырявить пузо гражданину из Монголии....
С уважением Константин
Елена Николаева 3 августа 2013, 13:29
Есть такой расказ о христианине,которому в чужой стране запретили говорить о своей вере,но видя его каждодневный труд и отношение к людям всего через три года иноверующий его хозяин захотел окреститься. Потому чно нужен внутренний стержень твоей веры, на котором в свое время созреют плоды вовне. Очень нужную, верную тему поднял о.Андрей! Ведь зачастую все мы оказываемся на жизненном распутье с вопросом-как идти дальше? Не возроптать, не отчаяться? Не хлопнуть церковной дверью,наткнувшись на непонимание и обычное хамство,обернутое платочком или с длинной нечесаной бородой. Каждый из нас в ответе за такого хлопнувшего дверью человека. Словом, дел много,проблем хватает и мы сами не всегда лучшие. Нужная тема! Жаль,коротко изложил ее батюшка. Но будем ждать продолжения!
Елена Николаева (Украина) 3 августа 2013, 13:24
Вот уже лет 10 я пью эту живую воду проповедей о.Андрея Ткачева-в телепередачах,книгах и статьях. Это величайший человек нашей современности,которому Господь даровал пытливый ум и острое духовное зрение,человек ,который умеет подметить то,мимо чего я могу пройти не осознав или не заметив,и разложить это по полочкам в моем сознании.Сейчас многие задают себе вопрос-почему в наших храмах стало меньше людей чем даже 3-5 лет назад.Опустив общеизвестные внешние причины- за них отвечать будем не мы-попробуем обратить угол зрения на себя. И уж если "иноки-свет мирянам",то дерзну сказать-"прихожане- свет еще не переступившим порог храма". Разве никто не заметил пристального взляда извне за твоим поведением,словом,образом мышления?Или это пресловутое шипение-"а еще в церковь ходит"?Но наихудший вариант- это когда шипят за спиною,свои-же,"воцерковленые".Испрашивайте себя, чем я дышу,когда горделиво критикую священника за неподобаемое "угождение чисто мирским,земным соображениям". Вот здесь,на мой взгляд,и скрывается частичка ответа на "почему?".Ведь "эти мирские" люди зачастую видят гораздо глубже наши духовные язвы,чем мы сами.И жизнь в православии не должна быть жизнью "в отдельно взятой стране".Она дожна гармонично,без перегибов,вписаться в твою жизнь,в обычный рабочий день,в воспитание детей,почитание родителей и приветствия к соседям.
вероника 1 августа 2013, 10:51
здравствуйте батюшка. спасибо вам за все что вы для нас делаете.да хранит вас господь.спасибо
Елена.Украина13 июля 2013, 01:06
Евгений Иванов.(2013.07.11)
Св. Григорий Богослов: «В жизни возможны два состояния – супружество и девство, и одно выше и Богоподобнее, но труднее и опаснее, а другое – ниже, но безопаснее».

Миряне-это виноградная лоза,а монахи-это подпора под виноградную лозу. Не принесет хорошего плода виноградная лоза,если она будет расти без подпоры. Также и подпора не нужна будет,если будет эгоистично стоять одна,не помогая своей высотой и крепостью виноградной лозе стремиться вверх,чтобы принести достойные плоды. Безусловно,девство выше и Богоподобнее,но этот путь не для всех,а только для тех,кто может вместить такое служение,как вместил его в себе Иоанн Богослов,он же Апостол Любви.
Евгений Иванов11 июля 2013, 18:05
Высота девства и его преимущества по сравнению с браком самоочевидны для святых отцов. Для корректности надо сравнивать не добродетельного мирянина с плохим монахом, а состояния в монашестве и состояние в миру сами по себе. Св. Афанасий Великий: «Если кто изберет путь мирской, т.е. супружество, то он, хотя не заслужит порицания, однако же, не получит и стольких дарований, а в той мере получит, в какой сам приносит плод в тридесять (Мф. 13:23). А если кто возлюбит путь чистый и премирный, то, хотя оный в сравнении с первым суров и труден, однако же идущий им приобретает чудные дарования; потому, что произрастил совершенный плод во сто». Св. Иоанн Златоуст: «Девство — добро, оно лучше брака. И если угодно, я прибавлю, настолько лучше — насколько небо лучше земли, и Ангелы — людей, а сильнее сказать, то и этого больше… что сладостнее, прекраснее и светлее девства? Оно издает лучи светлее самых лучей солнечных, отрешая нас от всего житейского и приготовляя взирать чистыми очами прямо на Солнце правды». Св. Григорий Богослов: «В жизни возможны два состояния – супружество и девство, и одно выше и Богоподобнее, но труднее и опаснее, а другое – ниже, но безопаснее».
Таня Сем11 июля 2013, 16:10
Очень замечательная статья!И соглашусь с большинством здесь читателями,что такие статьи ну очень нужны в наше время!!!Ведь мы "нищие духом" миряне не знаем как в миру обрести веру и следовать ей,ведь не каждый может уйти в монастырь и молиться по правилам,на это нужна очень большая духовная сила,и адаптироваться в жизни мирской с молитвенной точки зрения-очень непросто!И поэтому,правильно пишут,что да приблизимся к Господу сердцем и душой и,если Он нас примет,то все правильно сделано!!!А можно и молитвы читать правильно,и в Храм ходить на службы выстаивать,и при этом судить других,что не так молятся!Извиняюсь,если кого обидела,но это мое мнение,и малыми шагами при желании можно дойти до цели,не осуждая,и не обличая,а это не скорый путь!!!Спасибо еще раз о.Андрею за прекрасные статьи,каждый раз с большим удовольствием читаю!!!
Александр Харламов.10 июля 2013, 17:21
Отец Андрей прав на все 100%!Мы часто говорим о пути монаха,о святых местах(ничего против всего этого не имею) а вот о пути мирянина почти ничего не говорят.Но мирян во все века было в тысячи раз больше! И сколько-же этим мирянам пришлось пережить! Тут и постоянные войны и эпидемии. Жестокость правителей и подлость соотечественников. Чего только не было.Так что награды Господь будет "распределять", я думаю,учитывая все обстоятельства жизни! И вряд-ли монах окажется выше мирянина ,только благодаря своему девству.
Александр Харламов.10 июля 2013, 17:19
Евгений Иванов, Святитель Феофан Затворник написал в одном из писем что в браке можно достичь СОВЕРШЕНСТВА(!!!)Не более не менее!Можете с ним поспорить.
"...но награда девственнику больше..." Очень спорное утверждение.Все зависит от того, в каких условиях человек спасается.Будь-то монах или мирянин. Иной монах за всю жизнь столько не перестрадает, сколько придется на долю какого-нибудь мирянина. И что,Господь даст(несмотря на всю тяжесть пути мирянина) монаху большую награду только потому, что он сохранил девственность?Очень странно!
Анна10 июля 2013, 12:43
Отец Андрей! спасибо Вам за замечательную статью!
Александр10 июля 2013, 06:54
Спасибо Вам, Батюшка! Храни Вас Господь долгие годы!

Евгению Иванову:
Не фарисействуйте.
Судья будет оценивать грехи наши, а не способ прохождения по жизни.

Лариса 9 июля 2013, 17:52
Евгению Иванову:
/Неприятна также попытка уравнять монашеский подвиг девственности с семейной жизнью./

Сщмч.Иларион Троицкий также писал, что брак такой же спасительный путь как и монашество. В каком труде точно не скажу, но слова запали в память.

Про все остальное - соглашусь, т.к. статьи протоиерея Андрея (Ткачева) нахожу грубоватыми.
Дмитрий 9 июля 2013, 08:31
Как же здорово и правильно сказано! Особенно про то, что лубочная картинка не совпадает с реальной жизнью и поэтому непонимание.
Елена.Украина 8 июля 2013, 23:57
Не огорчайтесь,Евгений Иванов,не сердитесь на о.Андрея,тут он прав."Не все в монастыре спасутся,не все в миру погибнут".Идеал монашества никто не отменял.Но и семейная жизнь со Христом - это идеал.Я бы поставила знак равенства между двумя этими путями спасения. Вспомним Иоанна Кронштадтского,чем не монах,хоть и имел жену,как сестру.А святые Петр и Феврония,семья и монашество.Одно другому не помеха.Не будем судить,никто кроме Бога не знает,кто свят,а кто грешен. Для Бога не главное кто мы и в каком чине,а главное - какие мы,и что в нашем сердце. Есть ли в нем то,что ведет ко спасению и монаха,и мирянина? Есть ли в нашем сердце любовь ко Христу и любовь к Человеку? Готовы ли мы пожертвовать чем-то,чтобы спасти человека? Есть такой рассказ.Один послушник подошел ко старцу и спросил:"Как мне полюбить Христа?" Старец задал ему встречный вопрос:"А ты любил кого-нибудь в своей жизни?" "Нет",-ответил послушник. "Тогда иди,и полюби человека,и тогда узнаешь,как полюбить Христа".
С ПРАЗДНИКОМ СВЯТЫХ ПЕТРА И ФЕВРОНИИ! МОЛИТЕ БОГА О НАС,СВЯТЫЕ УГОДНИКИ БОЖЬИ!
Зинаида 8 июля 2013, 23:36
Спасибо, отец Андрей, я получила ответы на свои трудные вопросы. Пишите, батюшка, для нас мирских, и спасибо редакции , что имеем возможность читать публикации протоиерея Андрея.
Анастасия 8 июля 2013, 22:02
Дорогой Батюшка, поместите пожалуйста Ваши замечательные заметки и рассказы в следующюю книгу, очень хочется перечитывать их сноваи снова. Спасибо Вам огромное. Анастасия.
Деонисий 8 июля 2013, 17:31
Всеми руками за, в данное время необходимо учредить организацию, орган, маленький филиал ,отдельное лицо, которого будет присутствовать в каждой организации и учреждении , доносить до православных христиан необходимые основы веры, в том числе интерпритированные к современным реалиям, т.е. понятным обычным обывателям языком.
Евгений Иванов 8 июля 2013, 16:46
Статья протоиерея Андрея крайне огорчительна, потому что в ней просвечивает пренебрежение к накопленному Церковью за два тысячелетия опыту богопознания и святости, а также стремление разделить "единство идеала Христова" (сщмч. Иларион Троицкий) в угоду чисто мирским, земным соображениям. Зачем протоиерею в день всех святых пространно писать об эволюции западной живописи, с таким вниманием к балеринам и прачкам? Неприятна также попытка уравнять монашеский подвиг девственности с семейной жизнью. И то, и другое может стать путём к святости, но награда девственнику больше. Примеры из "старых книг" на "трудном языке" совсем не далёкие - они полны жизни. А для тех, кто не хочет прикладывать усилий, эти примеры так и останутся недоступными. Предлагаю редакции ограничить возможность публикации статей, заражённых мирским и расслабляющим духом.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×