– Даже по горячим следам можно уверенно сказать, что празднования стали выдающимся событием и в церковной, и в общественной жизни Украины. Мы привыкли жить, наблюдая за бесконечными политическими склоками, – у нас даже в парламенте драка за дракой, – а празднования подарили народу Украины дни и даже недели торжества духа, очень светлые и возвышенные чувства, связанные с нашей верой православной, культурой, духовным наследием. Если человеку в наши дни дано испытать восторг от каких-то общегосударственных, общественных акций, то он его, безусловно, испытал. Блаженнейший Митрополит Владимир справедливо сказал, что торжества – пиршество духа.
Прежде всего, поразила масштабность празднований: Киев, пожалуй, впервые увидел такое количество выдающихся иерархов мирового Православия, в их числе – девять Предстоятелей Поместных Церквей. Верующие едут за тридевять земель, чтобы с ними помолиться, взять благословение, услышать их проповедь, а здесь они были с нами. Конечно, нужно благодарить и Виктора Януковича, и Святейшего Патриарха Кирилла, и киевского градоначальника Александра Попова за этот праздник, который требовал огромных организационных усилий.
– Какие бы ты отметил узловые события украинских торжеств?
– Это, безусловно, Божественная литургия в Лавре, благодарственный молебен на Владимирской горке у памятника Крестителю Руси. Это принесение великих святынь – креста апостола Андрея Первозванного и святых мощей равноапостольного князя Владимира, которые проделали великий путь от Владивостока до Калининграда, от Белоруссии и регионов Украины в Киев. Эти святыни связаны с нашей столицей: ведь благодаря трудам равноапостольного князя Киев стал городом сбывшегося пророчества апостола Андрея о том, что здесь «возсияет Благодать Божия». Он произнес его на тогда еще безымянных днепровских кручах. Особо стоит отметить участие в торжествах президентов Украины, России, Молдавии, Сербии. Такое случилось впервые.
– Однако не было Александра Лукашенко…
– Это, разумеется, нонсенс. Президент страны, которая была частью древней Руси, крещенной в Киеве и принявшей крещение из Киева, должен был участвовать в киевских торжествах. Все в этом были уверены до последнего момента. Потом целая дискуссия была о том, почему не приехал. Решили, что это политические интриги нашей власти: не хотели раздражать Евросоюз, нашу будущую державу, где Лукашенко не любят, вот и «приглашали» так, чтобы он сам отказался.
– А как же празднование Крещения Руси, напоминание о единстве?
– Думаю, политическая составляющая заключалась в том, чтобы показать собственному народу, прежде всего, на Востоке и Юге, что историческое братство и единство наших народов ассоциации с Евросоюзом не помеха. Мол, можно продолжать всей душою любить Машу, а вот телом пребывать с Дашей, потому что у нее вареники сытней.
– А это возможно?
– Евросоюз предполагает единое «политическое пространство», собственно говоря, потерю Украиной самостоятельной внешней политики, а для этого необходимо всенародное одобрение на референдуме. Не думаю, что власть на него решится, ибо это еще больше расколет страну.
– Празднование заключалось не только в церковных торжествах, но и в различных светских культурных и просветительских акциях. Какие из них ты бы отметил?
– Первым делом – концерт на Крещатике. Он собрал более ста тысяч киевлян, пространство от мэрии до Майдана было заполнено людьми. Митрополит Иларион благословил всех ковчегом с мощами Крестителя Руси. Были продемонстрированы прекрасные миссионерские ролики о вере православной, выступали Кубанский казачий хор, рок-музыканты Бутусов, Карамазов, Кинчев, другие исполнители и коллективы.
Культурная программа в Киеве была очень насыщенной, и вряд ли кто-то мог побывать на всех торжествах, выставках. Я вот в последние дни две юбилейные выставки в музеях посмотрел, в двух круглых столах поучаствовал, в телемосте, в презентации замечательной книги монаха Афанасия Кальнофольского о лаврских чудесах, впервые за четыре века переизданной к юбилею. Но самой значимой, на мой взгляд, была международная историческая конференция в Дипломатической академии «Владимир святой и Крещение Руси», которая собрала крупнейших историков, специалистов по древним текстам, археологии из Украины, России, Белоруссии, Польши. Вели форум академики Толочко и Сахаров, на фоне нынешних всевозможных псевдоисторических спекуляций он был айсбергом глубокой, обоснованной исторической мысли. Я целый день слушал все доклады, как завороженный, пять книг приобрел, даже немного пообщался с замечательными историками. Праздник был хорош тем, что каждый мог почерпнуть что-то очень важное для ума и сердца, к чему лежала душа из нашего духовно-исторического и культурного наследия.
– А почему на Украине не могут договориться о названии праздника? В одних документах говорится о Дне Крещения Руси, в других – Украины-Руси, в третьих – Киевской Руси.
– Дело в невежестве, в неуважении к исторической науке, в политической конъюнктуре. У нас, сам знаешь, есть «историки», которые, скажем, сделали себе карьеру, доказывая, что и голодовок никогда в советской Украине не было, теперь же рвут на себе вышиванки, утверждая, что был не только голод, но и геноцид. Хотя это одни и те же люди. Когда они отстаивали историческую правду, а когда держали нос по политическим ветрам? УПЦ инициировала этот праздник, инициативу поддержали депутаты и убеждали тогдашнего президента Ющенко назвать праздник День Крещения Руси. Но Ющенко принадлежал к раскольникам и, чтобы насолить Православной Церкви, назвал праздник Крещением Украины-Руси, поскольку тогда было в наличии с пяток самозваных «патриархов» с титулом «Украины-Руси», включая ныне здравствующих Михаила Денисенко (Филарета) и Моисея Кулика, который, правда, пребывает в международном розыске. Термин, разумеется, не выдерживает никакой критики, поскольку крещены были не только юг с Киевом, но вся Русь от Волги до Карпат, до Полоцка и Новгорода – куда простиралась власть великого киевского князя. Термин «Киевская Русь» тоже некорректен, потому что его придумал и ввел в научный оборот уже в 19 веке Николай Карамзин. Во время Крещения и даже столетиями позже о такой Руси не знали, она именовалась в летописях «русской землею», «Русью», которая и была крещена. День Крещение Руси – это выверенное, исторически обоснованное название праздника.
– Но в УПЦ тоже по-разному называют праздник. Она также подвержена политическим ветрам?
– Дело, скорее, опять-таки в незнании и невежестве. Академик Петр Толочко даже упрекнул на конференции Церковь в том, что она отмечает мифические события и даты Древней Руси, которые не имеют никакого исторического основания. И это тоже проблема. Вот один из мудрейших иерархов нашей церкви владыка Минский Филарет говорит, что Церковь встречается с высшими проявлениями человеческой мысли и культуры и должна давать ответы на «самом высоком интеллектуальном уровне». В прошлом Церковь обладала таким уровнем. В той же книге Афанасия Кальнофольского после описания каждого чуда дается назидание, в котором автор приводит примеры из Священного Писания, трудов Отцов Церкви, ссылается на античных, средневековых и современных ему богословов, историков, философов. Даже нынешним гуманитариям с высшим образованием надо обращаться к справочникам, чтобы понять, о каких трактатах и событиях идет речь. А ведь Афанасий – простой лаврский монах, живший в 17 веке, во времена «руины», разорения Украины унией. А какой уровень интеллекта! Православная Церковь, ее монастыри были действительно очагами знаний и культуры, даже когда общество и государство находились в полном упадке, а тот же Киев был захолустной окраиной польско-литовского государства. Сегодня о таком уровне нам приходится только мечтать.
– А чем ты это объясняешь?
– Леностью, непрестижностью знаний по истории, искусству, литературе, культуре, философии, которые, собственно, и определяют интеллект. Я много раз был на конференциях, в которых участвовали Блаженнейший Митрополит Владимир до своей болезни или Святейший Патриарх Кирилл, тогда еще митрополит, и удивлялся: сидят до последней минуты, доклады все выслушают, записи в блокноте делают, в дискуссии участвуют. А новое поколение священнослужителей и двадцати минут не высидит: приветствия зачитали – и как ветром сдуло. Разве что для неформального общения на фуршет подтянутся. Это, быть может, оправданно, когда дело касается специфических наук, скажем, конференций по атомной энергетике или химии, хотя, думаю, тот же монах Афанасий с его пассионарной жаждой знаний с радостью бы и в них принимал участие. Но когда речь идет о Крещении Руси, князе Владимире, и дискуссии ведут светила исторической науки четырех славянских стран, то где же насыщаться знаниями, как ни здесь? Но, увы! Поприветствовали и ушли. Поэтому мы уже, видимо, как безграмотные филаретовцы, вскоре начнем «канонизировать» и Аскольда, и Кия, и Щека, и Хорива, и сестру их Лыбидь, и Бог весть кого.
– А какие проблемы вскрыли торжества?
– Какие угодно, в том числе и помещений. Оказалось, в УПЦ негде принять Патриархов и высших иерархов Мирового Православия! Виктор Янукович встречался с ними в Синодальном зале резиденции Блаженнейшего в Лавре. Помещение небольшое, не развернуться, не повернуться, все сидят в тесноте и обиде, для помощников места нет, удивительно, как наш президент-гигант туда смог протиснуться. Сама резиденция – это бывший склад Минфина, где хранились оргтехника и другое оборудование. Историческую резиденцию Киевских митрополитов в Софии Киевской, где они жили и умирали на протяжении двух веков, отремонтировал Ринат Ахметов еще при Ющенко, но ее отдали сначала под президентские приемы, теперь под выставки иконописи и прочего экспроприированного церковного имущества используют. Показывают, так сказать, экспроприированное в экспроприированном, как и полагается в великой православной державе. Новую резиденцию на Пушкинской, которую строила вся Церковь при советской власти, захватил отлученный от Церкви М. Денисенко (Филарет) с боевиками еще при Кравчуке, и до сих пор никто его оттуда выкурить не может (как и из кафедрального Владимирского собора) и восстановить законность. Держава-то у нас, сам знаешь, глубоко европейская и правовая. В митрополичьих резиденциях – паразитирующие сторонние организации, а их законный владелец арендует складское помещение, где и принимает патриархов и президентов. Такое же положение с Киевскими духовными школами – академией и семинарией. В их исторических зданиях – светские организации, а сами они ютятся в Лавре, сотни будущих пастырей живут, как в казарме, с двухъярусными кроватями, по восемь человек в одной комнате. Это не обучение, а наказание. И подобная ситуация со всей церковной собственностью, экспроприированной государством.
– Но ведь накануне юбилейных торжеств было объявлено, что правительство передает в пользование Лавре 75 объектов.
– Из двухсот. Дело в том, что эти «объекты» Нижней Лавры власть уже в «надцатый» раз передает монастырю, причем большую часть еще Владимир Щербицкий передал. Затем Кучма передавал в год по ложке – по мере обветшания и разрушения объектов. Только кровля упала, трещины пошли по фундаменту и стенам – тут же в знак преодоления преступного тоталитарного атеистического прошлого – передаем тебе, монастырь, здание. Были вполне анекдотические случаи, когда передавали лишь заросший фундамент, монастырь восстанавливал здание, оно становилось госсобственностью, и его передавали в аренду или пользование тому же монастырю. Да что там о зданиях говорить, коли даже мощи святых угодников Киево-Печерских монастырь арендует у Министерства культуры, ибо они тоже госсобственность. Конечно, надо не передавать, а возвращать награбленное и отнятое, причем не руины и аварийные здания, как это делается – на, Боже, что нам уже негоже, – а восстановленные корпуса. Жест, конечно, широкий – 75 объектов! – громкий, а по сути – пиар и очковтирательство. Так «разводят» общественное мнения, а, может, и самого президента.
– А почему президента?
– Я помню, как «разводили» президента Леонида Кучму и не раз. Самый забавный случай был, когда он пришел к Митрополиту Владимиру на день рождения или какой-то другой праздник – уже не помню. И торжественно объявил, что в честь праздника держава передает Лавре еще один объект – корпус номер такой-то, вручил документы с подписями трех десятков руководителей министерств и ведомств. Блаженнейший посмотрел документы, поблагодарил президента, а затем не удержался и обмолвился, мол, туалет монастырю тоже пригодится. Кучма насторожился, потом потребовал у помощников принести карту Лавры, оказалось, что этот «корпус», действительно, туалет у Ближних пещер, еще советских традиций на четыре деревянных очка – два мужских и два женских. Леонид Данилович стал багровым, как закат Европы. Думаю, что Виктор Янукович может быть тоже не в курсе, что эти объекты давным-давно переданы его предшественниками Лавре, и передавать их по десятому кругу просто смешно.
– Вопрос о расколах. Многих верующих взволновали поцелуи и объятия Блаженнейшего Митрополита Владимира и анафематствованного М. Денисенко-Филарета. Что это было?
– Филаретовская провокация. В прошлом году голая феменша подкарауливала Патриарха Кирилла в аэропорту, а в этот раз – анафема подкараулил Блаженнейшего Владимира на выставке в «Арсенале». В «Борисполе» сумели кощунницу отогнать, а тут растерялись. Михаил Антонович известный мастер провокационных внезапных зацеловываний: кто где из великих только зазевается, он тут же перед фотокамерой вопьется в него поцелуем. Это часто приводило к скандалам. Самый известный – когда он зацеловал папу Римского Иоанна Павла II в консерватории. Во время визита понтифика в Киев власть устроила ему часовую встречу с «ризноманиттям» украинских верований – с конфессиями. Католики – люди мудрые, Филарета посадили на безопасном расстоянии, чтобы он не только зацеловать, но и в один кадр с папой поменьше попадал. Бедный папа во всех своих болезнях, не поднимая головы, прослушал выступления, а когда все поднялись и стали выходить, прощаясь с ним, Филарет сгреб ошеломленного старика в объятия, развернул к телекамерам и зацеловал. Естественно, по всем раскольничьим СМИ пошли фотографии: «Киевский патриарх Филарет встретился с Папой Римским!». Апостольская нунциатура вынуждена была выступить с опровержением: Святой Престол официальные отношения имеет лишь с канонической Православной Церковью Украины, которую возглавляет Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир. Все остальное – фольклор и художественная самодеятельность.
Когда люди не давались, филаретовцы даже монтировали поцелуи и засылали их в эфир.
– Было и такое?
– Конечно. В начале 1990-х УАПЦ возглавлял «патриарх Украины-Руси»» Мстислав Скрипник, легендарная личность, племянник Симона Петлюры. Он терпеть не мог Филарета, считал его «украиножером», исчадием КГБ и коммунизма, даже ввел в оборот термин «филаретовщина», объявив ее «самой большой бедой Украины». Филарет платил ему той же монетой, именуя его самозванцем, преступным святотатцем, одно общение с которым ввергает человека в геенну огненную. Когда Филарета на Харьковском Соборе расстригли и выгнали из руководства и УПЦ, он прихватил многомиллиардную церковную кассу УПЦ, и они с президентом Леонидом Кравчуком решили пристроить Филарета в заместители к Мстиславу, который жил в США. Чтобы деньги стырить: мол, часть верующих одной церкви (Филарет, Евгения Петровна, челядь с Пушкинской – горстка людей) объединились с другой (согнанными КГБ-СБУ четырьмя епископами УАПЦ во главе с Масендичем) под омофором Мстислава, великого националиста и патриота. О чем торжественно объявили по всем государственным СМИ. Мстислав только на пятый день узнал , что злейший его враг оказался у него в заместителях, а церковь без его ведома переименована. Взбунтовалась диаспора, взбунтовался Мстислав, прилетел срочно в Украину. Здесь его обламывали и власть, и депутаты, и спецслужбы, но он наотрез отказался признавать себя патриархом новой структуры, Филарета – своим замом. Когда он уезжал, Филарет увязался его провожать, но бдительные автокефалы и сам Мстислав не дали себя зацеловать. Тогда из отснятого материалы на УТ-1 филаретовцы смонтировали поцелуй Мстислава и Филарета и заслали его вместе с прочей дезинформацией в эфир. Мстиславовцы были в шоке, протестовали, но с Филарета как с гуся вода.
– Ты думаешь, история повторяется?
– Юбилейные торжества продемонстрировали единство Мирового Православия. Где истинная Церковь, а где богоотступный раскол засвидетельствовали высшие иерархи Православных Поместных Церквей, в том числе девять Предстоятелей. Всякий, кто видит, – это увидел, кто слышит, – услышал. Расколоучители могут продолжать испытывать терпение Господне, лгать, отрицать очевидное, изворачиваться, радоваться провокационным «зацеловываниям». Но правда состоит в том, что М. Денисенко (Филарет) может лишь неофициально с кем-то встретиться, и лишь с одной целью – обговорить вопрос своего публичного покаяния за все преступления, которые он совершил и совершает против Церкви Христовой.
- Спасибо за беседу!
Восхищаюсь Вашим юмором и оптимизмом! Только так можно смотреть на наши "покращення життя", иначе совсем мрачно будет. Каждый раз расстраиваюсь, когда слышу о проблемах Церкви, но Вы так жизнеутверждающе все описали, что даже настроение поднялось. Господь создал Церковь Свою и врата ада не одолеют ее!
Спаси Господи!