Он не просто пришел и ушел

Некоторые привычные слова имеют несколько значений. Например, слово «небо». Ученый даст этому слову одно определение, а в поэзии небо наполнится совершенно другим смыслом. И, наверное, у каждого человека хотя бы раз в жизни был повод произнести слова: «Я просто на небе от счастья!».

Подобно престолу

Понятно, что счастливец находится на земле и не собирается садиться в самолет или другое летательное средство, чтобы действительно подняться ввысь, к облакам. Небо становится метафорой, символом необычайной радости, когда человек становится выше всех житейских или, как еще говорят, земных забот и проблем.

«Душа грустит о небесах,/ Она нездешних нив жилица», — писал Сергей Есенин. Небо с древнейших времен ассоциировалось с духовным и божественным. Неслучайно в главной христианской молитве обращение к Богу звучит так: «Отче наш, сущий на небесах!» (Мф. 6, 9; Лк. 11, 2). В Библии небо — это престол Бога: «Так говорит Господь: небо — престол Мой, а земля — подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего?» (Ис. 66, 1). В приведенной цитате говорится о величии Бога, о том, что сотворенный мир не может вместить Создателя, ведь небо для Него подобно царскому престолу, а земля — подножию.

Что значит «пребывать на небесах» или «взойти (вознестись) на небо», и кто может это сделать с точки зрения христианства?

Опасное превозношение

В Библии «достичь неба» означает противостать Богу. Одна из первых таких попыток — Вавилонская башня: «И сказали они (люди): построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли» (Быт. 11, 4). Но строительство «башни до небес» было пресечено Богом, смешавшим человеческие языки так, что люди перестали понимать друг друга.

Вавилонская башня стала символом человеческой гордости, преследовавшей единственную цель: «сделать себе имя». Люди желали достичь славы, достигнув небес, то есть возвыситься до Бога без Божественной помощи. В книге пророка Исаии вновь Вавилон станет символом человеческого превозношения. Пророк предречет гибель царю Вавилона — врагу народа израильского. Израильский народ произнесет «победную песнь на царя Вавилонского» и скажет: «Как не стало мучителя, пресеклось грабительство! Сокрушил Господь жезл нечестивых, скипетр владык… Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней» (Ис. 13 : 4, 5, 12–15). Господь Иисус Христос предрекает падение города Капернаума: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня» (Мф. 11, 23). Неумеренная гордость отдельных людей, городов и даже целых народов становится причиной их падения.

Награда за праведность

В то же время в Библии говорится о том, что на небо возносились или восходили некоторые святые. Например, пророк Илия на огненной колеснице: «Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные иразлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо. Елисей же смотрел и воскликнул: отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его! И не видел его более» (4 Цар. 2 : 11, 12). На небо был вознесен потомок прародителей Адама и Евы — праведный Енох: «И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста лет и родил сынов и дочерей… И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» (Быт. 5, 22–24). Хотя здесь не говорится о вознесении Еноха, на это указывают другие библейские книги: «Енох угодил Господу и был взят на небо, — образ покаяния для всех родов» (Сир. 44, 15); «Не было на земле никого из сотворенных, подобного Еноху, — ибо он был восхищен от земли» (Сир. 49, 16).

Но особенное значение Церковь видит в вознесении Господа Иисуса Христа. В Евангелии от Луки можно прочесть о том, как Господь Иисус Христос через некоторое время после Своего Воскресения из мертвых «вывел их (учеников) вон из города до Вифании»: «И, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь» (Лк. 24, 50–53). В книге Деяний апостольских есть уточнение: «До того дня, в который Он (Иисус Христос) вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием» (Деян. 1, 2).

От Воскресения Христа до Его Вознесения проходит сорок дней, во время которых Господь постоянно являлся ученикам и наставлял их в Своем учении, поэтому вознесение на первый взгляд может выглядеть как прощание с учениками. Енох и Илия — великие ветхозаветные праведники вознеслись, были взяты Богом. Может быть, что-то подобное произошло и со Христом?

Никто не восходил на небо…

Именно эти слова произносит Господь Иисус Христос в Евангелии от Иоанна: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин. 3, 13). Сущим на небесах в других библейских книгах именуется Бог. Христос применяет эти слова к Себе, то есть Христос — Бог, сошедший с неба на землю. В древнегреческих мифах боги, жившие на горе Олимп, довольно часто «сходили» к смертным людям. Может быть, евангельские слова несут тот же смысл?

Нет, Сущий на небесах не просто сходит, но становится Человеком, рождается от Девы Марии: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца» (Ин. 1, 14). Схождение Бога в Евангелии — это не просто явление Бога людям. Бог Сам становится человеком, чтобы спасти человека, исцелить раны, нанесенные грехом. Бог является не в Своей славе, но в смирении, чтобы быть отверженным людьми и приговоренным к смерти.

Но смертью схождение Бога к людям не заканчивается. Ранним воскресным утром, «когда было еще темно» (Ин. 20, 1) женщины, бывшие также ученицами Христа, пришли ко гробу, где Он был погребен, чтобы помазать тело Учителя благовониями. Но гроб оказался пуст. Христос воскрес из мертвых, положив начало новой жизни для всех, уверовавших в Него. Смиренное схождение Бога к людям сменяется прославлением Воскресшего.

Воскресением из мертвых Христос приобщает человека к Божественному бессмертию. Многократно являясь ученикам после Воскресения, Господь убеждает их, что Он не призрак или видение: Христос показывает ученикам раны на теле (Лк. 24, 39; Ин. 20, 27), вкушает пищу (Лк. 24, 41–43). Христос остается таким же человеком, как и все мы: имеющим тело, способным вкушать пищу, но человеком, прославленным в Воскресении.

Одесную Бога

Вознесение на небо становится продолжением или, можно сказать, новым этапом Божественной славы Христа как Человека. В Евангелии от Марка говорится, что Христос «вознесся на небо и воссел одесную Бога» (Мк. 16, 19). В начале мы уже говорили о том, что в Библии небо становится метафорой, обозначающей место пребывания Бога. Но зачем евангелист в очередной раз употребляет эту метафору, причем в столь реалистичной форме: «Христос сидит одесную (справа от Бога)»?

Церковь учит, что Бог не ограничен временем, местом, состоянием. Бога нельзя измерить, и даже все имена, которые мы прилагаем к Богу, не являются полным выражением Того, Кто есть Бог. Бог непостижим. Но в то же время Христос находится справа от Бога Отца. Можно подумать, что где-то на небе действительно есть трон, на котором находится Отец, а справа на таком же троне — Иисус Христос.

На самом деле нахождение справа указывает на равное положение Бога Отца и Бога Сына. Сын пребывает с Отцом уже не только как Бог, но и как Человек. Своей Смертью, Воскресением и Вознесением Христос возвел человека туда, куда не могли возвести человека ни Вавилонская башня, ни слава царей, ни богатство городов. Даже праведность не возводила человека на такую высоту. Енох и Илия были вознесены к Богу, но только Христос возносится, чтобы быть одесную Отца.

Взойдя к Отцу, Христос не покинул нас. Он пребывает в Церкви, которая является Телом Христовым. Он пребывает в Евхаристии — в Хлебе и Вине, освящающихся Богом по молитве Церкви в Тело и Кровь Христа. Христос не просто пришел и ушел, выполнил необходимую миссию. Христос пришел, чтобы возвести всех нас к Богу.

Библия использует язык, понятный каждому человеку. Человек, переполненный радостью, говорит, что он на небе. Радость преображает не только человека, но и изменяет все вокруг. Окружающий привычный мир становится совсем другим — небесным. Воскресший Христос изменил реальность мира, Он возвел человека одесную Бога. Одесную Того, Кто вечен и бессмертен. Христос указал путь каждому из нас. Чтобы взойти к Богу, нужно начать с умаления себя, смирения перед Тем, Кто в смирении совершил наше спасение.

Газета «Саратовская панорама» № 20 (948)

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×