Православный календарьПравославный календарь
В атмосфере чуда
О помощи Божией, сопровождающей восстановление храма
После погружения в историю поселка и прихода было уже невозможно не приступить к возрождению храма.
Торопец. 18 сентября 2024 года. Будни взаимопомощи
Уже через час появились первые объявления: «Старая Торопа. Приму людей»; «Андреаполь. Размещу семью. Тел. …»; «Нелидово. Микроавтобус. Готов вывезти 8 человек»...
Учение старца Филофея и современность
Прот. Владислав Цыпин
Все ли благополучно с приверженностью традиционным религиозным и нравственным ценностям, на страже которых призван стоять Третий Рим, в современной России?
Старец Клеопа (Илие)
К 25-летию со дня кончины старца
Когда будущего старца Клеопу постригли в монахи, ему было всего 25 лет, а скитские отцы уже смотрели на него как на маститого наставника.
Хрестоматийная история
Ин. Наталья (Каверзнева)
Он стремительно пробегает всё расстояние от ворот до храма, взлетает по лестницам, хватает ручку двери, дергает ее… а она не открывается.
Образы Божией Матери в каноне Субботы Акафиста
Мон. Софроний (Вишняк)
Этот канон в высшей степени торжественен, прекрасен и может быть по праву назван поэтическим шедевром.
«Открытая школа в зоне военного конфликта – это символ нормальной жизни для детей»
О русской православной школе в Вифании
Когда ты чувствуешь себя уязвимым и незащищенным, окруженным злом, единственный путь, по которому может прийти помощь, – Господь.
Три выдающиеся епархиалки
Мария Тоболова
Три подруги всегда вспоминали годы, проведенные в стенах епархиального училища, как самые счастливые, лучшие годы их жизни.
Давид Гиоргобиани о преподобном Гаврииле (Ургебадзе)
Отец Гавриил показывал нам иной мир, показывал Христа – живого и действующего.
Расстриги на службе глобалистам
Прот. Владислав Цыпин
Единственным мотивом неповиновения Священноначалию остается мечта о победе не России, но над Россией.

Беседы с Архипастырем. Об исповеди

Вышла в эфир телепрограмма из цикла «Беседы с Архипастырем», подготовленная телестудией Саратовской митрополии.

Вед.: Здравствуйте! На вопросы зрителей программы «Беседы с Архипастырем» отвечает Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.

Владыка, сегодня большая часть вопросов нашей почты посвящена исповеди. Наверное, потому, что это таинство занимает очень важное место в жизни каждого христианина…

Митрополит Лонгин: Исповедь — это таинство, в котором Господь прощает человеку исповеданные им перед священником грехи. Мы недаром употребляем здесь слово «таинство» ― потому что не можем каким-то способом описать или объяснить то, что происходит в этот момент встречи человека и Бога.

У нас в Православной Церкви, как вы знаете, семь таинств. В каждом из них употребляются какие-то естественные, обычные вещи: вода в таинстве крещения, миро в таинстве миропомазания. В таинстве исповеди участвуют кающийся человек и священник, который, как верит и как говорит об этом Церковь, является свидетелем его покаяния. То есть сам священник ничего не делает − он только свидетельствует о покаянии, а прощает человека, разрешает его от грехов Сам Бог. А вот о том, как это происходит, мы не знаем, поэтому исповедь ― это таинство, где таинственным, непостижимым, неописуемым в обычных категориях способом действует Бог.

Можно описать, например, как действует электричество. С обычной точки зрения тоже бывает непонятно: нажал кнопку − свет загорелся… Но все-таки это возможно объяснить. А вот как в таинстве действует Бог, мы не можем сказать, но верим и знаем, что это именно действие Божие.

Исповедь — это таинство, в котором Бог прощает человеку его грехи, в которых он искренне, от всего сердца раскаивается, которые он исповедует, то есть называет вслух священнику — такому же человеку, как он сам. Тем самым он наступает на самое главное препятствие — гордыню, потому что во время исповеди ведь обычно рассказывают не о самых хороших своих качествах, а о том, что мы обычно прячем от окружающих, что мы сами пытаемся забыть как можно быстрее. А здесь мы вытаскиваем из себя на свет Божий эти неприятные, порочные или просто недолжные поступки. И если грех исповедан, если человек в нем искренне раскаивается и полагает в своем сердце никогда больше этого греха не совершать, происходит удивительное чудо — Господь омывает человека от этих грехов, и он отходит от таинства исповеди очищенным. Он имеет ту возможность, о которой, наверное, мечтает каждый,— начать свою жизнь сначала. Исповедь — это как раз возможность освободиться от греховного груза и идти дальше, стараясь не набрать его опять. К сожалению, это не всегда получается, все равно, живя в мире, человек чем-то связывается. Но если он регулярно старается очищать свою совесть покаянием, если он пытается бороться со своими грехами, то ему гораздо легче от них избавиться.

Вед.: Вопросы наших телезрителей об исповеди. Анна спрашивает: «Меня смущает то, что моя исповедь, как правило, короче, чем у других прихожан. Перечисляю грехи, которые заметила за собой, о чем-то рассказываю подробнее, но вся моя исповедь занимает от силы несколько минут. Остальные прихожане нашей церкви проводят у священника намного больше времени. Многие приносят с собой по нескольку плотно исписанных тетрадных листочков. Возможно, я делаю что-то не так? Не так исповедуюсь или не вижу своих грехов? Буду рада совету».

Митрополит Лонгин: Знаете, количество исписанных листков бумаги — это не критерий. Ни в коем случае не надо смотреть на окружающих, не надо пытаться сделать что-то буквально так же, как это делают другие люди. Это и в обычной-то жизни не приносит никакой пользы, а в духовной — тем более. Думаю, все зависит от внутреннего состояния человека, от того, насколько он, действительно, приучился видеть свои грехи. Бывают и крайности в этом состоянии, когда человек начинает судорожно исследовать мельчайшие внутренние движения своей души. Это тоже неправильно. Недаром святые отцы говорили о том, что тонкое различение помыслов не годится для новоначальных, то есть обычных людей, которые живут в миру. Поэтому я думаю, что здесь должна быть золотая середина, и самый главный критерий — это собственная совесть. Если автор этого вопроса специально не утаивает грехи, если не разбирает: «Вот об этом я скажу, а об этом не буду»… Если ничего не скрывает и не заглушает искусственно свою совесть… Бывает ведь и так: человек сделает что-то нехорошее, а потом говорит: «Да ничего страшного, все так поступают, что тут такого?». Даже у очень неплохих людей бывает такое чувство. Если этого нет − тогда все в порядке. Надо свою совесть слушать и на нее ориентироваться.

Вед.: Дмитрий задает вопрос: «Владыка, если человек совершает грех с мыслями: “Сегодня согрешу, а завтра покаюсь”,− прощает ли Бог такие грехи?».

Митрополит Лонгин: Конечно, нет. Это уже лукавство, попытка Бога обвести вокруг пальца. Конечно, ничего доброго из этого не получится. Во-первых, количество грехов будет только увеличиваться, а сам грех усиливаться в человеке. Это как сорняк на даче: пока маленький, его раз − и вырвал, а когда он уже укоренился метра на полтора, попробуйте его вытащить! В лучшем случае сорвете что-нибудь сверху, а корень останется и завтра пустит новые ростки. Поэтому такое отношение к греху, конечно, неправильно.

Вед.: Владыка, Елизавета спрашивает: «У меня вопрос по поводу плача о грехах. Как исполнить эту заповедь? Необходимо ли плакать о каждом грехе? Достаточно ли для покаяния самоосуждения, самоукорения, или покаяния без слез не бывает?»

Митрополит Лонгин: Нет, бывает покаяние без слез. Слезы о грехах — это, конечно, великая добродетель, о ней еще говорил Иоанн Лествичник, если помните: не о том спросят нас на Страшном суде, что мы не творили чудес и не воскрешали мертвых, а о том, что не плакали о своих грехах (см.: Лествица. 7; 70).

Это действительно так, но в святоотеческой литературе плач — это иногда еще и образное выражение, не обязательно струящиеся потоки слез. Это очень хорошо, если у человека такое устроение, что он может заплакать о своих грехах, но не всегда так бывает. Только по благодати Божией такое состояние может само найти на человека неожиданно. А вообще дар плача о грехах — результат напряженной внутренней жизни, очень долгой, постоянной борьбы с самим собой и самоукорения.

Поэтому плач о грехах — вещь хорошая, но не всегда доступная, не всем в любую минуту. Поэтому, даже без этого внешнего плача, если будет сокрушение сердца (а это и есть синоним плача) у человека, тогда и покаяние вполне можно считать состоявшимся.

Вед.: Марина пишет Вам: «Владыка, правильно ли я понимаю, что нельзя причащаться, если есть смертный грех? Или если обижен на кого-то? У меня несчастье в семье, обида на людей, которых раньше считала своими друзьями, в сердце печаль и уныние. Очень хочу часто исповедоваться и причащаться, но боюсь согрешить против Святых Христовых Таин»

Митрополит Лонгин: Что значит «смертный грех»? Если грех исповедан и не повторяется, то можно причащаться. Если обида, опять же, исповедана и если человек делает все для того, чтобы ее исторгнуть из своего сердца, − можно причащаться. Я думаю, Марина, Вам обязательно нужно тщательно поисповедоваться, положить в своем сердце желание всех простить, постараться, может быть, даже при какой-то встрече поговорить с этими людьми или даже попросить прощения самой, − и обязательно причащаться, чем чаще, тем лучше.

Вед.: Следующий вопрос Любовь задает: «Постоянно откладываю исповедь и причастие, потому что нахожу в себе грехи, которые не смогу не совершать опять. Считаю себя недостойной причастия Святых Таин. Что делать?»

Митрополит Лонгин: Если так подходить к этому, духовная жизнь будет просто невозможной. Здесь нужно обязательно исповедоваться и бороться. Не исключено, что человека опять постигнет падение. Но это не значит, что, исповедуясь, мы, как в одном из предыдущих вопросов, будем говорить себе: «Я поисповедуюсь, потом паду, потом опять поисповедуюсь…». Вот этого не должно быть ни в коем случае. Должно быть твердое намерение оставить грех, тогда и исповедь, и причащение будут помогать человеку бороться с грехом.

Вед.: Владыка, следующий вопрос задает нам Светлана: «У меня очень большой грех, и я боюсь идти в церковь. Мне страшно исповедоваться, боюсь, что не простят и выгонят».

Митрополит Лонгин: Это неправильно, Светлана. Нет таких грехов, которые превышали бы милосердие Божие. Даже Иуда, если бы он покаялся, был бы спасен. Покаялся же Петр, и был восстановлен Самим воскресшим Христом в апостольском достоинстве. Господь прощает каждого человека, который искренне кается, какой бы грех он не совершил.

Вед.: Владыка, следующий вопрос задает Нина: «Сегодня была на исповеди. В записке были перечислены мои грехи: раздражение, обида, осуждение. Батюшка упрекнул меня: «Сколько же можно нервничать?». Так это все-таки грехи или следствие какой-то нервной болезни? Как различить и что делать?».

Митрополит Лонгин: Я думаю, батюшка хотел посочувствовать, но не очень удачно. Бывает так, что хочется сказать доброе слово, но не всегда понимаешь, как человек может его воспринять. Конечно же, и гнев, и раздражительность, и другие подобные чувства — это грехи. И, собственно говоря, все наши заболевания такого рода, связанные с душевными проблемами, тоже являются следствием каких-то грехов: или неисповеданных, или нераскаянных, или тех, которые человек просто не может бросить, не может от них отстать. Думаю, что здесь не надо всерьез воспринимать то, что было сказано.

Вед.: Владыка, следующий вопрос Анна задает: «Что мне делать, если не могу сама себе простить прошлые грехи. Исповедуюсь, но легче не стало. Может, есть специальная молитва?»

Митрополит Лонгин: Вообще верующему человеку надо понимать, что весь суд принадлежит Богу. Нам не надо судить никого: ни окружающих нас людей, ни самих себя. Правильное отношение христианина ― повергнуть перед Богом свои грехи в надежде на Божие милосердие. И жить дальше, стараясь не совершать их. А самому себе выставлять такие оценки — неправильно. Весь суд в руках Божиих. Поэтому будем надеяться на Его милосердие и предадим себя Его суду.

Вед.: Насколько мне известно, даже не принято, если тебе уже отпустили этот грех, даже если он тебя тревожит, опять с ним же идти на исповедь...

Митрополит Лонгин: Здесь происходит смешение разных понятий. В таинстве исповеди грех прощается Богом, если, как я уже говорил, человек действительно в нем раскаивается и полагает желание больше его не совершать. Но это не значит, что грех не может «болеть» после этого. Какая-то «фантомная боль» в человеке все равно остается.

Есть очень хороший рассказ про преподобного Амвросия Оптинского. К нему однажды пришел кто-то из его духовных чад и сказал: «Батюшка, вот я поисповедовался, причастился, а все равно сердце у меня не на месте, я все равно вспоминаю…». А преподобный Амвросий показал ему свой палец и говорит: «Видишь этот шрам? Я когда-то в молодости ударил топором. Крови было много, болело, потом прошло. С того времени прошло уже много-много лет, ничего не болит, а шрам остался». Вот так же и на человеческом сердце, даже после исповеданных, прощенных грехов, все равно остаются шрамы. И они дают о себе знать, это вполне возможно. Но это не значит, что таинство покаяния не состоялось.

Вед.: Владыка, вопрос от Веры Дмитриевны: «Уважаемый Владыка! Я уже 10 лет хожу в храм и заметила, что и к службе, к исповеди, даже к причащению в какой-то мере привыкла. Как сохранить благоговение?».

Митрополит Лонгин: Это со многими бывает. Иногда и со священниками. Мы часто говорим: «Вот, такой-то священник совсем не такой, как должен быть…». А он, может быть, тоже просто привык. Человек так устроен, что у него, к сожалению, бывает такое чувство. Ведь и в семье люди привыкают: живут, вроде, вместе, а что их связывает — непонятно, живут по привычке. И в одном, и в другом, и в третьем случае это плохо. И если не предпринять достаточно решительных мер, то человек может уйти из Церкви, или семья может распасться, еще что-то произойти. Поэтому нужно постоянно эти чувства в себе возгревать (есть такое славянское слово) ― чувства к Богу, благоговейного отношения, страха Божьего, не дожидаясь, пока Господь какими-то посещениями Сам их обновит. Знаете, есть такая старая русская пословица: «Гром не грянет — мужик не перекрестится». Вот чтобы не дожидаться грома, надо добрые чувства в себе возгревать: стараться молиться, соблюдать посты, читать душеполезные книги, может быть, ездить в паломничества. Это совершенно естественно, это правильная потребность человеческой души ― поддерживать свои отношения с Богом.

Беседовала Юлия Литневская

Рейтинг: 10 Голосов: 11 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин (Корчагин)

Новые материалы

Выбор читателей

×