Было у отца два сына

    

С этих слов может начинаться сказка, может - библейская притча. В ответ на веление отца идти и работать в винограднике, один сын говорит "иду", но не идет. А другой говорит "не пойду", но потом, раскаившись, идет и работает. И в притче о блудном сыне оба брата противостоят друг другу, как ночь и день. Младший обижает отца и губит свою часть имения, а старший верно и неотлучно служит родителю, но нет в нем ни любви, ни жалости, а одна только обида и зависть. Так получается, что куда ни глянь, если есть два брата, то отношения между ними драматичны и противоречивы. Каин поднимает руку на Авеля, Иаков крадет у Исава первородство, Фарес и Зара устраивают борьбу в утробе Фамари за право родиться первым. И если смотреть на дело с библейской точки зрения, то вряд ли захочется лепить "братство" вместе с "равенстовм" и "свободой" внутри одного революционного лозунга.

Было два сына и у того отца, которого яркими красками написал незабвенный Гоголь. Разумеем Тараса Бульбу и детей его - Остапа и Андрея. Эти двое тоже антагонисты под стать библейским. Одна у них кровь, одна утроба их выносила, на одной лавке в бурсе они выслушивали уроки, сдобренные тумаками, но разные у них характеры и судьбы. А обратить на это внимание стоит потому, что написанное Гоголем не есть "слова, слова...", а работа с глубинными архетипами, действующими на больших исторических просторах.

Остап крут. Особых авторитетов для него не существует, и это он готов с батькой на кулачках драться. А Андрей более тонок, более нежен, что не мешет, однако, ему быть храбрым рубакой. Но в оконцовке именно Остап остается предан и народу и вере, а Андрей меняет веру, рубит своих и бесславно погибает от руки собственного отца. Причина - любовь к полячке, но поскольку речь не об амурных фактах, а об архетипах, можно договорить нечто самим Гоголем прямо не сказанное. Остап это образ Восточной Украины, а Андрей - Западной. В этом смысле влюбленность в полячку есть образ влюбленности в чужую культуру, это плененность чужими красотами, ради которых все свое способен человек возненавидеть.

У каждого Андрея своя полячка, своя причина для измены. Исторически наши люди влюблялись во время оно во все французское, салонное. Засоряли язык и говорили картаво, напяливали на себя чулки с париками и плакали над французскими романами. . А ведь и верой пренебрегали, нахватавшись легких мыслей у энциклопедистов. Целая эпоха ушла на это. Потом пришел Наполеон и вышиб клин клином. Затем сменились времена и стали влюбляться во все немецкое, научное. По Шиллеру учились чувствам возвышенным, Гегеля толковали, как Библию. В эти двери и Маркс со временем вошел. Нашим же современникам хорошо известна влюбленность в Америку, "где я не буду никогда". Не в Европу, заметьте, а в Америку. Не в Моцарта, а в Пресли. Не в Каллас, а в Монро. Нас действительно очень "долго учили любить ее запретные плоды". Все кокакольно-джинсовое и рокнрольно-голливудское изрядно пропитало в свое время сознание миллионов наших людей, и тот кто выздоровел, знает, как не проста и длительна реабилитация. А значит нам должна быть внутренне понятна трагедия Андрея. Он опьянел без вина, он подумал, что Рай нашел. Потом он позволил перемениться своему внутренему миру, и лишь потом стал предателем. Его не ругать надо. Его надо опознать в самом себе, в истории своих внутренних скитаний. Его стоит заметить и в своих современниках, которые вытягивают шею, вглядываясь в прекрасное далеко, которые любят все чужое и не замечают красоты и истины у себя под носом.

По Гоголю Украин фактически две, как два сына у Тараса. Украина едина в том смысле, что из одной колыбели вышли обе ее родные половины, и она же разделена судьбой и характером двух братьев. Разделена она не по линии Днепра, а по сердцу, и это есть подлинное разделение, поскольку через сердце мост не перебросишь. Разделение никем не придумано. Оно фактически существует, и нужно быть слепым, чтобы идеологией отмахиваться от фактов. Вовсе не нужно смотреть друг на друга в прицельное устройство, чтобы заметить разницу. Достаточно посетить два места - Львов и Хортицу. Хортица это козацкие места. Там весело жилось и сладко спалось Тарасу с сыновьями. Деревянный частокол и такая же деревянная церковь. Куры в пыли, неприхотливый быт, смесь военного братства и монастыря, а иногда - безудержное гульбище, вот что такое Хортица. А Львов это место, куда, образно говоря, переселился Андрей после перемены веры. Магдебургское право, мощеные улицы, высокие костелы, прохладные внутри, с белыми свечами на алтаре. За каминную трубу плати, за лишнее окно плати, что с возу упало на торговой площади в базарный день, то переходит в городскую казну. Закон жесток, но иначе людское море внутри городских стен не сдержишь. Все хорошо, но все совершенно другое.

Стоит напомнить, что люди, покуда не научатся по-настоящему любить ближнего, "другое" и "иное" склонны воспринимать, как "чужое". А уже "чужое" склонны воспринимать, как синоним "вражеского". "Чужой" почти всегда враг. На него смотрят с опаской. Белой вороне смерть в стае ворон обычных. Всюду и всегда в истории жители городов, прячась за стенами, с опаской смотрели в степь: не скачут ли кони, не идет ли вражеское войско? Степь и город противостоят друг другу всегда. Помирить их почти невозможно. И вольный дух воинственной, аскетичной Хортицы, этой славянской Спарты - полная противоположность торговому духу изящного Львова, обвешанного каменными кружевами. И Андрей, влюбляясь в полячку, влюбляется не в нее только, но во все, что стоит за ней: моду, манеры, культурную пышность, ученую казуистику образованных прелатов. Отныне его словарь будет все больше пропитываться польскими терминами и обрывками латинских молитв. А Остап с Тарасом как прежде пахнут ветром и по ночам зачарованно смотрят на Млечный путь. Они ловят рыбу в запрудах Днепра руками, вдыхают роскошные запахи степи и согласны драться с любым количеством врагов в любое время суток. Особенно - за веру. Кто же может сказать, что Остап и Андрей едины, и ничто их не разделяет?

Кстати, однажды войска Хмельницкого во время освободительной войны фактически осадили Львов. Осадили его, как польскую крепость, хотя доля украинского населения была в городе значительна. Но "Андрей" не вышел тогда за стены воевать с "Остапом". И перспектива осады горожан не прельщала. Мещане (поляки, украинцы, армяне и евреи) откупились от казацкого войска, и Хмельницкий пошел дальше, оставляя Львов в тылу. Таковы исторически могут быть отношения двух разных Украин - степной и городской; восточной и западной; православной и католической, вышедших из одной колыбели, но разошедшихся в разные стороны. И странно, что во Львове сегодня громче всех поют о "козацком роде" (не было во Львове козаков). Странно и то, что там же громче всех говорят о голодоморе (не было голодомора во Львове, но был он гораздо восточнее, в другой стране тогда) Ну да ладно. Странности перечислять - бумаги не хватит. Вся жизнь есть некая странность, в зависимости от точки зрения. Вернемся к Гоголю.

Героический эпос изобилует смертями, и смерти эти таковы (выписаны так), что героика у читателя вытесняет страх. Кто опьянеет от книг, тот рискует легкомысленно отнестись к смерти. Это опасно. Но и тот, кто книг не читает, тот не сможет осмыслить реальность и будет ошибаться. Реальность же такова, что героизм в ней присутствует, но ничего до конца не вытесняет. Тарас сгорел на костре, зажженном поляками, Остап погиб на дыбе, Андрей раньше другой родни умер от пули, выпущенной его могучим батькой. Таков конец главных действующих лиц "Русской Илиады".

А что сегодня? Сегодня умершие от пуль и сожженные украинцы исчисляются уже сотнями и сотнями. Есть и замученые, умершие под пытками. За что? Почему? Быть может потому, что братское единство достигается не повторением политических мантр, не финансовой помощью и "ценными советами" иностранных благодетелей, а правильной реакцией на реальность, которую вначале предстоит почувствать и определить. Если различия внутри народа есть и они значительны, не нужно уперто твердить, что различий нет, а говорящие иначе - враги и террористы. Достигать единства ценою сожжения Хортицы или ценою осады Львова, ценою уничтожения одной из Украин - нельзя. Нужно сохранять и то и другое, и желательно с жителями, а не в виде опустелых безлюдных строений.

Не знаю поздно сказаны эти слова, или вовремя, но людям не нужно было бы жать на спусковой крючок, если они чаще листали страницы бессмертных литературных произведений.

Протоиерей Андрей Ткачев

Источник: Радонеж

23 июля 2014 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Василий Н. 5 марта 2015, 01:19
Еще раз повторю: не все у Гоголя так однозначно. И казаки, мягко говоря, не ангелы (я вообще считаю, что ни высокие идеалы, ни зверства противника не могут оправдать собственных зверств), и поляки далеко не все негодяи. И ситуация, в которой оказался Андрий, по сути, трагическая.
И, кстати, то, что Запад - это "рабство, геноцид и педофилия", как пишет Светлана, - не более, чем пропагандистский стереотип.
Василий Н.22 ноября 2014, 21:46
Валу

Украинцы есть. Неважно, кем они были сто лет назад - сейчас это сформировавшаяся нация, и с этим приходится считаться, нравится это кому-то или нет.
Евгений 9 ноября 2014, 17:57
" православный то есть верующий человек всегда прельщается "красотой " мира - это называется искушением..Это свойственно слабому человеку, но горе тому, кто как сказано в Евангелии "предаёт Сына Человеческого", то есть Истину веры...Горе Андрея не в его инаковости , а в его нераскаенном отступничестве от лона Матери Церкви в которой он родился..Это духовная трагедия..раскаты которой отзываются в жизни не только жителей украины..Призывами к миру нельзя остановить лавину греха несущегося с горы человеческой гордыни и слепоты
Юрий Сахарчук 9 ноября 2014, 10:31
Отличная статья, очень верные образы. Людей с этим "архетипом Андрия" мы можем во множестве наблюдать вокруг себя не только на Украине, но и в России. Все наши рукопожатно-неполживые либералы, адепты свободы ради свободы и мифической абсолютной демократии - всё это большой коллективный Андрий. Я бы только добавил, что архетип этот (как и другие антагонисты в приведённых в статье "братских" парах) есть воплощение зависти. Зависти ко всему чужому, зависти настолько поглощающей человека, что чужое становится желаннее всего на свете, а своё становится ненавистным и презираемым.
Star Sybaru 8 ноября 2014, 20:22
о. Андрей!! Ваши слова всегда звучат вовремя. Спаси Вас Бог
Вал 8 ноября 2014, 20:19
отталкиваться надо от того что нет украинцев. Есть русские и есть те кто отрекся от русскости. Те кто несколько веков был холопом и радовался холопству. И они не могут без этого поклонения и служения чужой руке с батогом. Только вот они хотят и тех кто волею предательства оказался с ним в одних границах туда же запихнуть из-за злобы и зависти. нет единства в украине потому что нет такой страны. и поэтому умерло государство.
Светлана 8 ноября 2014, 17:18
Какие нерождённые дети Андрия? Речь ведь об архетипах. Мало того что духовных наследников "андрия" - вообще миллионы.

И за "любовь к полячке" никто не судит, проблема что из-за этой любви брат брата убивает. Если взять в перспективе, то "Андрий" выбрал запад, это образ многогранный, там ведь и рабство, геноцид, содомия и педофилия - неотъемлимые составные части. И вот выходит, что "андрии" - бьют своих братьев, защищая право своё на рабство, педофилию, содомию и геноцид.

А "остапы" защищают право людей жить по-людски, без этих грехов.

Где тут решение? решение в границе, которая проляжет между мирами, и возможен будет для людей переход по одну или другую сторону на свой личный выбор - но законы двух противоположностей будут разными.

В Русском мире почитаться будет семья, любовь -в западном мире - толерантность и прочее. Придётся так сделать, чтобы явственно увидеть плоды того и другого мира, и не разрушать свободу выбора человека.
Раба Божия Татиана26 августа 2014, 17:49
Увы, сейчас нерожденные дети Андрея мстят предку своему Тарасу. И с потомками Тараса творят то же, что с ними батька Тарас сотворил. Огнем и мечем пытаются доказать свою правду.
Хотя и съели яблоко Адам с Евой, однако, как любой дар сатаны, этот тоже не дал обещанного – различения добра и зла.
Живу с похожей болью, что и отец Андрей: родилась в Красном Луче, окончила институт в Донецке. С тех пор живу в Алма-Ате.
Отношение к событиям украинским проходило разные стадии. Начиналось осуждением иждивенческих и националистских устремлений.
А сегодня я с той же болью констатирую, что эти попытки огнем и мечем доказать свою правду не прекращались в истории никогда, но Господь пока еще терпит нас и тех и других. Господь надеется, что испытания помогут постичь истину: приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим. Скорей всего, только на это и можно иметь надежду при сегодняшей боли за Украину, что трагедия приведет к постижениию истины Христовой.
Василий Н.23 августа 2014, 18:19
Для НН

В моем сообщении упор делался не на том, что надо молиться, а на том, за что надо молиться.
Василий Н.30 июля 2014, 12:23
Кстати, и в "Тарасе Бульбе" не все так однозначно - вспомните, как казаки сжигали заживо польских женщин в костелах, а их детей поднимали на копья и кидали туда же, в огонь.
НН29 июля 2014, 23:55
ВасилийН
..."Во многом соглашусь с Игорем из Киева: считаю, что нужно молиться за прекращение гражданской войны, а не за победу той или иной стороны, и не делить всех на героев и предателей. Хотя бы потому, что объективной информации о происходящем на Украине, по сути, и нет - с обеих сторон ведется мощная пропагандистская война"...

Да, молиться обязательно надо, это даже и не обсуждается... Но наступает момент, когда "диванным" войскам надо встать с дивана (или отойти от компа), взять в руки оружие и идти воевать за тот самый мир! Или как бы так исхитриться и изменить всё к лучшему, но при этом НИЧЕГО НЕ МЕНЯЯ для себя?! Само не рассосётся, не надейтесь. Мужчины должны уметь давать отпор врагу. Или предоставим право другим погибать за мир? Тем, кто считает, что воюют ДРУЗЬЯ между собой, надо хотя бы задуматься, всё ли у них в порядке с элементарной логикой. Увы, Янукович - предатель, Порошенко - предатель, Майдан - предатели, сначала они предали, а теперь их предают... И череде этой конца не видно... В итоге предали страну и ВЕСЬ народ.
Когда нызываешь вещи своими именами - тогда наступает ясность, какая бы информвойна ни велась. Православные её не выиграют - это факт (пока что). Так что включаем логику и здравый смысл. Простите.
Василий Н.29 июля 2014, 19:16
Не могу и не смогу осудить Андрия за любовь к полячке. Да и как можно осудить за любовь?! Другое дело, что ради этой любви Андрий перешел на сторону противника и выступил с оружием против своих. Но и тогда он вызывает скорее жалость, чем негодование.
Во многом соглашусь с Игорем из Киева: считаю, что нужно молиться за прекращение гражданской войны, а не за победу той или иной стороны, и не делить всех на героев и предателей. Хотя бы потому, что объективной информации о происходящем на Украине, по сути, и нет - с обеих сторон ведется мощная пропагандистская война.
Ну и с Александром (2014-07-24 12:56) согласен относительно некоторой искусственности противопоставления Запада и Востока Украины.
Простите.
Светлана Кулик28 июля 2014, 15:18
Спасибо, Отец Андрей! Мы семьей выехали из Донецка. Родители остались и все близкие тоже. Господь занял главное место в сердце, больше рассчитывать не на кого. Молитва, Евангелия, православная литература, воскресный день в Храме, так близко Бога у меня никогда не было. Это единственное положительное в этой войне. Война обнажает всю суетность и эгоистичность прошлой жизни. Перемещает из центра души "Я" и ставит на главное место "Господа Бога". Читаю Вашу книгу " В присутствии Бога", подписана на страницу "В Контакте". Спасибо, Вам, за живое слово, обращенное к нам, за тот огонь Веры, который горит в вашем сердце и за любовь к нам, грешным. С ув. Светлана Кулик
Анатолий28 июля 2014, 13:58
Такое чувство, что в статье две части и их писали два разных человека или один, но спустя некоторый промежуток времени. Концовка - как оправдание национальной глупости. Оправдываться не нужно в первой части все объяснено. Спасибо автору за первую часть(объяснение творения Н.В.).
НН27 июля 2014, 14:30
Игорь из Киева:
..." Я уверен, что делить сейчас Украину на предателей и героев - это увеличивать кровоточащую рану нашей любимой Украины,способствовать усилению конфликта, потому что данное утверждение не соответствует истине В первую очередь нам всем нужен мир. Ведь блаженны миротворцы ибо они сынами Божиими нарекутся.А кто у нас герой, а кто - предатель, Господь спросит каждого в свое время".

Игорь, Ваша попытка усидеть на 2-х стульях понятна, но ни к чему хорошему она не приведёт. Странно, что вы не понимаете, что МИР НУЖЕН НЕ ВСЕМ! Те, кто отдаёт приказы бомбить города фосфорными бомбами - знают прекрасно, что делают это не для достижения мира. Ваша Украина стала разменной монетой интересов США против России, а Вы всё твердите об увеличении кровоточащей раны после статьи... Включите логику и здравый смысл! Даже когда УЖЕ ДОКАЗАНО, что боинг777 сбила не Россия - США продолжают "спихивать" всё на неё. А как неприлично выскочил Ваш президент с утверждением что самолёт сбили ополченцы и виновата Россия - это желание мира?! Так не ведут себя просто приличные люди, а этот - глава государства (пока ещё). Ваши крысы уже побежали перед отопительным сезоном и требованием Евросоюза, которые сводятся к ухудшению жизни простых граждан. От этого Ваша рана кровоточить не будет?. Правильно пишите, что Господь рассудит, но не боитесь, что Он ещё и спросит, как Вы защищали Православие и любимую Украину? Простите!

НН25 июля 2014, 20:07
Елена:
>Так с чем Вы не согласны? Ч

Для НН: "Да, совершенно верно вы говорите, у одних и тех же родителей дети..."...
Елена, я не писала о сути произведения, а только о том, что написала. Вас очень хорошо понимаю... Предательству нет оправданий...
Самый ЯРКИЙ предатель - Иуда Искариот. И нет тут ничего сложного и непонятного (если не заниматься самооправданием и оправданием симпатичных нам людей). Да - ДА, нет - НЕТ; что посередине - от лукавого!
Я не усмотрела в статье призыва оправдать предательство.
А присмотреться к себе и увидеть там что-то непохожее или противоположное, не такое, как у ближайших родственников и, прежде, чем кидаться на них сначала с угрозами, а потом, допутим, с ножом, попробовать договориться, как дальше жить вместе... А уж если никак - то разойтись по-хорошему. Мотал бы тот Андрей к своей польке... А Тарас попереживал - да и СМИРИЛСЯ: да, сынок гнилой вырос... Другой вопрос: а не полезли бы эти андреи потом родичей на польский лад "Окультуривать"? Полезли-таки, выродки. Ну и получите... Да, рана эта, нанесённая украинскому народу, весьма чувствительна, и пройдёт ли она бесследно? Вряд ли. Статья, повторюсь, актуальная и др., но применительно к Украине запоздало написана.

Игорь из Киева25 июля 2014, 14:04
Я лично знаком с отцом Андреем, всегда отдавал должное его таланту проповедника. Но, к сожалению, по данной статье не могу согласиться с олицетворением Западной Украины с предателем, а Восточной Украины - с героем.Все намного сложнее в нашей ситуации. За двадцать с лишним лет работы мне пришлось, как региональному менеджеру побывать во всех областях Украины и пообщаться со многими людьми. Я уверен, что делить сейчас Украину на предателей и героев - это увеличивать кровоточащую рану нашей любимой Украины,способствовать усилению конфликта, потому что данное утверждение не соответствует истине В первую очередь нам всем нужен мир. Ведь блаженны миротворцы ибо они сынами Божиими нарекутся.А кто у нас герой, а кто - предатель, Господь спросит каждого в свое время.
Александр Москаленко25 июля 2014, 10:49
Батюшка Андрей Ткачёв ! Земной вам поклон. Спасибо вам за ваше мужество ! И да хранит Господь вас и вашу семью. А те, кто не согласен с автором статьи - ваше счастье, что вы можете это прочесть. Ваше несчастье, что гордыня не даёт вам это понять. Мира вам и добра.
Наталья25 июля 2014, 10:33
ну не знаю...нигде не сказано, что не было во втором сыне ни любви, ни жалости. что ж он тогда отцу помогал? заставляли его, что ли?
Елена24 июля 2014, 23:08
Для НН:

Во-вторых, сравнение с современной Украиной и эти аналогии вообще, по-моему, неуместны. С Украиной все намного сложнее. Украина - это вообще искусственное государство. Западные ее части никогда к русским, к России и не тяготели, мягко выражаясь. О каком братстве может идти речь??? Они то, украинские западенцы, как раз нашу, русскую "инаковость" никогда не научатся любить и принимать, это наивно от них ожидать. А вот часть жителей Центральной и часть жителей Вост.Украины (те, кто в одном строю с западэнцами выкрикивают сейчас лозунги "москаляку на гиляку", и те кто в танках сейчас едут на Юго-Восток) - вот они сейчас совершают самое что ни на есть настоящее ПРЕДАТЕЛЬСТВО и ОТРЕЧЕНИЕ.
Елена24 июля 2014, 23:07
>Так с чем Вы не согласны? Ч

Для НН: Да, совершенно верно вы говорите, у одних и тех же родителей дети бывают с разными характерами, поведением, вкусами и т.п. Только произведение не об этом, СУТЬ его в другом.
Я не согласна с акцентом статьи, с тем выводом, который не явно озвучен, но как бы читается между строк: мол, братья просто разные и поэтому каждый из них по-своему будто бы прав, у каждого СВОЯ будто бы истина, и, главное, что эту "чужую истину", эту "инаковость" нужно научиться любить и принимать (и будто бы в этом, залог существования Украины "в единстве", если проводить аналогию на ситуацию с современной Украиной).
Так вот, во-первых, Истина не может быть у каждого своей, не может быть гибкой, истина - одна. Не может быть каждый по-своему прав, прав может быть один.
У Гоголя: один брат остался верен своему долг, Родине и отцу, сражаясь плечом к плечу. Другой брат - ПРЕДАЛ и ОТРЕКСЯ от Родины и от отца. Кто есть кто, кто из них прав - по-моему, очевидно.

НН24 июля 2014, 16:39
: ..." Андрей был рожден - сыном СВОЕГО отца, вскормлен молоком СВОЕЙ матери, он кровь от крови и плоть от плоти, воспитанный в духе и вере СВОЕГО рода, и питаемый корнями СВОЕГО рода"...

Так с чем Вы не согласны? Что у одних и тех же родителей бывают дети с РАЗНЫМИ характерами (поведением, вкусами, талантами)? Но это же очевидно. Как говАривала моя бабушка: Бог землю не равняет, а людей - тем более. А сколько в российской истории братья оказывались по разные стороны? Да, один белый - другой красный, один монах - другой разбойник, один герой - другой трус и предатель, один нацист - другой интернационалист... Поинтересуйтесь. Много для себя интересного найдёте. Простите, но нет последовательности в Вашем комменте.
Статья, как всегда, замечательная... И написана прекрасным русским языком, а тема - на сегодня актуальнее нет. Увы, так было, есть и будет... Только нам от этого не легче...
А украинцы не считают Н.В.Гоголя своим писателем...
Анна24 июля 2014, 14:18
Вся беда в том, что каждая из противоборствующих сил на Украине считает, что именно она самая патриотичная и правильная. Предательство каждым из них приписывается противоположной стороне. Задействован глобальный обман: промывка мозгов, манипуляция массового сознания. Мне кажется, что многие люди не способны объективно оценивать события на Украине. Прямого предательства, как у гоголевского Андрея, нет. Во всяком случае оно никем не осознается.
Татьяна24 июля 2014, 13:53
Хотелось бы с надеждой сказать, что вовремя, но... Когда малолетние девочки(14-15лет)в искреннем умопомрачении собираются убивать всех инакомыслящих и пожилые бабушки, опять с той же убежденностью тоже хотят убивать москалей-становиться страшно за страну. Простит ли Господь столько злобы!? И как им и нам жить с этим???
ТаняСем24 июля 2014, 13:46
Больно,очень болно,когда воюют против своего же народа лишь потому,что он "не так" мыслит,и люди,некогда жившие в относительном мире друг с другом,в одночасье превратились в палачей,заливая кровью невинных людей свою же злобу....а литературные произведения,равно как и народные сказки всегда создавались не на пустом месте и при внимательном прочтении четко виден смысл БЫТИЯ человеческого,хоть в золотой рыбке,хоть в Тарасе Бульба!Господи,спаси и помилуй Украину и прими в Твое Царствие Небесное невинно убиенных в этой шокирующей войне....
Александр24 июля 2014, 12:56
Магдебургское право было не только во Львове, но и в Житомире, Киеве, Полтаве, Новгороде-Северском и многих других вполне православных городах. Да и Львов, когда получил это право, был столицей православного княжества. Элементы западной культуры не были чужды казачеству. Тот же Тарас Бульба, как и его сыновья, знал латынь, что вообще было типично для казацкой старшины и нисколько не повреждало ее православия. Противопоставление Хортицы несколько надуманно. Сагайдачный был шляхтичем из Самбора (ныне Львовская область, Хмельницкий учился в иезуитском коллегиуме в Ярославе около Львова.
Алексей24 июля 2014, 12:35
Поздно сказаны эти слова относительно сегодняшнего безумия. Лет так на 20 позднее, как минимум. Но и вовремя сказаны. Во время бойни братской сказаны, а значит вовремя. Слава Богу, что существуем в линейном времени.
Три монаха православных стояли в Киеве между братьями. Трое как Один. И мне кажется, что это было последнее некитайское предупреждение от Господа.
А нынче правит "Фока", хуже которого не найти и всё в руках и силах самих человеков волею Господа проживающих в землях южной Руси и, одновременно, восточной окраины Европы.
Двоеточию. Речь, всё-таки, не о поступке. Поступок вторичен. Господь на это четко нам указал в Новом Завете. Поступок, как правило, только следствие глубокой внутренней борьбы в душе между Добром и злом. Христом и велиаром. Но окончательный выбор за человеком, и этот выбор выливается во внешний поступок (деяние).
Украина или Малороссия, всегда находилась на передовой Истины Православной и эрзаца Истины.
Священников не принято хвалить, поэтому низкий поклон Вам отец Андрей. Спасибо.

Наталья Глебова24 июля 2014, 09:25
Безымянному комментатору
Дорогой, безымянный читатель! Рассуждаете о предательстве поверхностно, поэтому и не видите его причин, которые отец Андрей четко описал для нас. Прочтите статью еще раз. Повнимательнее!
Игорь Шохин24 июля 2014, 03:31
Зачем опять о политике? Не ищите смысла там, где его нет.
Елена Гаврилова24 июля 2014, 00:45
Всегда стараюсь читать о. Андрея. Слушать его прповеди. И в этой статье всё тонко и правильно подмечено. От души благодарю! Молимся за мир в Украине.
Alexander Golovin23 июля 2014, 23:42
Замечательная статья!
23 июля 2014, 21:29
Всегда с большим вниманием читаю глубокие и мудрые прекрасным языком написанные статьи батюшки Андрея Ткачева, и всегда прислушиваюсь к мнению батюшки. Но вот в данном случае совершенно невозможно согласиться! В произведении Гоголя речь не о том (вернее сказать, не столько о том), что братья - разные, "чужие" друг другу изначально, антагонисты... Да, Андрей может быть и антагонист по характеру своему брату. Но он не был от рождения "иным"! Он совершил ПРЕДАТЕЛЬСТВО и ОТРЕЧЕНИЕ. И в этом смысл произведения. Андрей был рожден - сыном СВОЕГО отца, вскормлен молоком СВОЕЙ матери, он кровь от крови и плоть от плоти, воспитанный в духе и вере СВОЕГО рода, и питаемый корнями СВОЕГО рода. Но он совершил предательство и отречение, ПРЕЛЬСТИВШИСЬ полячкой. Речь не просто о каких-то различиях характеров, или тяготении к другой культуре. Речь о ПОСТУПКЕ, имя которому - предательство. И этот поступок и определил дальнейшую участь Андрея. Она не могла быть иной.
Вячеслав23 июля 2014, 20:21
Верно говорите о.Андрей, что не по линии Днепра ,а по сердцу раскол.Видно это и в Харькове(живу я здесь)"Оплот" воюющий на Донбассе начинался здесь, и есть у нас свой" правый сектор" и ультрас.Выходец из западной Украины c позывным "Абвер"(Здырлюк)- боевой товарищ Игоря Срелкова-министра обороны ДНР.Похоже без Божьей помощи задачка не решается.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×