С этих слов может начинаться сказка, может - библейская притча. В ответ на веление отца идти и работать в винограднике, один сын говорит "иду", но не идет. А другой говорит "не пойду", но потом, раскаившись, идет и работает. И в притче о блудном сыне оба брата противостоят друг другу, как ночь и день. Младший обижает отца и губит свою часть имения, а старший верно и неотлучно служит родителю, но нет в нем ни любви, ни жалости, а одна только обида и зависть. Так получается, что куда ни глянь, если есть два брата, то отношения между ними драматичны и противоречивы. Каин поднимает руку на Авеля, Иаков крадет у Исава первородство, Фарес и Зара устраивают борьбу в утробе Фамари за право родиться первым. И если смотреть на дело с библейской точки зрения, то вряд ли захочется лепить "братство" вместе с "равенстовм" и "свободой" внутри одного революционного лозунга.
Было два сына и у того отца, которого яркими красками написал незабвенный Гоголь. Разумеем Тараса Бульбу и детей его - Остапа и Андрея. Эти двое тоже антагонисты под стать библейским. Одна у них кровь, одна утроба их выносила, на одной лавке в бурсе они выслушивали уроки, сдобренные тумаками, но разные у них характеры и судьбы. А обратить на это внимание стоит потому, что написанное Гоголем не есть "слова, слова...", а работа с глубинными архетипами, действующими на больших исторических просторах.
Остап крут. Особых авторитетов для него не существует, и это он готов с батькой на кулачках драться. А Андрей более тонок, более нежен, что не мешет, однако, ему быть храбрым рубакой. Но в оконцовке именно Остап остается предан и народу и вере, а Андрей меняет веру, рубит своих и бесславно погибает от руки собственного отца. Причина - любовь к полячке, но поскольку речь не об амурных фактах, а об архетипах, можно договорить нечто самим Гоголем прямо не сказанное. Остап это образ Восточной Украины, а Андрей - Западной. В этом смысле влюбленность в полячку есть образ влюбленности в чужую культуру, это плененность чужими красотами, ради которых все свое способен человек возненавидеть.
У каждого Андрея своя полячка, своя причина для измены. Исторически наши люди влюблялись во время оно во все французское, салонное. Засоряли язык и говорили картаво, напяливали на себя чулки с париками и плакали над французскими романами. . А ведь и верой пренебрегали, нахватавшись легких мыслей у энциклопедистов. Целая эпоха ушла на это. Потом пришел Наполеон и вышиб клин клином. Затем сменились времена и стали влюбляться во все немецкое, научное. По Шиллеру учились чувствам возвышенным, Гегеля толковали, как Библию. В эти двери и Маркс со временем вошел. Нашим же современникам хорошо известна влюбленность в Америку, "где я не буду никогда". Не в Европу, заметьте, а в Америку. Не в Моцарта, а в Пресли. Не в Каллас, а в Монро. Нас действительно очень "долго учили любить ее запретные плоды". Все кокакольно-джинсовое и рокнрольно-голливудское изрядно пропитало в свое время сознание миллионов наших людей, и тот кто выздоровел, знает, как не проста и длительна реабилитация. А значит нам должна быть внутренне понятна трагедия Андрея. Он опьянел без вина, он подумал, что Рай нашел. Потом он позволил перемениться своему внутренему миру, и лишь потом стал предателем. Его не ругать надо. Его надо опознать в самом себе, в истории своих внутренних скитаний. Его стоит заметить и в своих современниках, которые вытягивают шею, вглядываясь в прекрасное далеко, которые любят все чужое и не замечают красоты и истины у себя под носом.
По Гоголю Украин фактически две, как два сына у Тараса. Украина едина в том смысле, что из одной колыбели вышли обе ее родные половины, и она же разделена судьбой и характером двух братьев. Разделена она не по линии Днепра, а по сердцу, и это есть подлинное разделение, поскольку через сердце мост не перебросишь. Разделение никем не придумано. Оно фактически существует, и нужно быть слепым, чтобы идеологией отмахиваться от фактов. Вовсе не нужно смотреть друг на друга в прицельное устройство, чтобы заметить разницу. Достаточно посетить два места - Львов и Хортицу. Хортица это козацкие места. Там весело жилось и сладко спалось Тарасу с сыновьями. Деревянный частокол и такая же деревянная церковь. Куры в пыли, неприхотливый быт, смесь военного братства и монастыря, а иногда - безудержное гульбище, вот что такое Хортица. А Львов это место, куда, образно говоря, переселился Андрей после перемены веры. Магдебургское право, мощеные улицы, высокие костелы, прохладные внутри, с белыми свечами на алтаре. За каминную трубу плати, за лишнее окно плати, что с возу упало на торговой площади в базарный день, то переходит в городскую казну. Закон жесток, но иначе людское море внутри городских стен не сдержишь. Все хорошо, но все совершенно другое.
Стоит напомнить, что люди, покуда не научатся по-настоящему любить ближнего, "другое" и "иное" склонны воспринимать, как "чужое". А уже "чужое" склонны воспринимать, как синоним "вражеского". "Чужой" почти всегда враг. На него смотрят с опаской. Белой вороне смерть в стае ворон обычных. Всюду и всегда в истории жители городов, прячась за стенами, с опаской смотрели в степь: не скачут ли кони, не идет ли вражеское войско? Степь и город противостоят друг другу всегда. Помирить их почти невозможно. И вольный дух воинственной, аскетичной Хортицы, этой славянской Спарты - полная противоположность торговому духу изящного Львова, обвешанного каменными кружевами. И Андрей, влюбляясь в полячку, влюбляется не в нее только, но во все, что стоит за ней: моду, манеры, культурную пышность, ученую казуистику образованных прелатов. Отныне его словарь будет все больше пропитываться польскими терминами и обрывками латинских молитв. А Остап с Тарасом как прежде пахнут ветром и по ночам зачарованно смотрят на Млечный путь. Они ловят рыбу в запрудах Днепра руками, вдыхают роскошные запахи степи и согласны драться с любым количеством врагов в любое время суток. Особенно - за веру. Кто же может сказать, что Остап и Андрей едины, и ничто их не разделяет?
Кстати, однажды войска Хмельницкого во время освободительной войны фактически осадили Львов. Осадили его, как польскую крепость, хотя доля украинского населения была в городе значительна. Но "Андрей" не вышел тогда за стены воевать с "Остапом". И перспектива осады горожан не прельщала. Мещане (поляки, украинцы, армяне и евреи) откупились от казацкого войска, и Хмельницкий пошел дальше, оставляя Львов в тылу. Таковы исторически могут быть отношения двух разных Украин - степной и городской; восточной и западной; православной и католической, вышедших из одной колыбели, но разошедшихся в разные стороны. И странно, что во Львове сегодня громче всех поют о "козацком роде" (не было во Львове козаков). Странно и то, что там же громче всех говорят о голодоморе (не было голодомора во Львове, но был он гораздо восточнее, в другой стране тогда) Ну да ладно. Странности перечислять - бумаги не хватит. Вся жизнь есть некая странность, в зависимости от точки зрения. Вернемся к Гоголю.
Героический эпос изобилует смертями, и смерти эти таковы (выписаны так), что героика у читателя вытесняет страх. Кто опьянеет от книг, тот рискует легкомысленно отнестись к смерти. Это опасно. Но и тот, кто книг не читает, тот не сможет осмыслить реальность и будет ошибаться. Реальность же такова, что героизм в ней присутствует, но ничего до конца не вытесняет. Тарас сгорел на костре, зажженном поляками, Остап погиб на дыбе, Андрей раньше другой родни умер от пули, выпущенной его могучим батькой. Таков конец главных действующих лиц "Русской Илиады".
А что сегодня? Сегодня умершие от пуль и сожженные украинцы исчисляются уже сотнями и сотнями. Есть и замученые, умершие под пытками. За что? Почему? Быть может потому, что братское единство достигается не повторением политических мантр, не финансовой помощью и "ценными советами" иностранных благодетелей, а правильной реакцией на реальность, которую вначале предстоит почувствать и определить. Если различия внутри народа есть и они значительны, не нужно уперто твердить, что различий нет, а говорящие иначе - враги и террористы. Достигать единства ценою сожжения Хортицы или ценою осады Львова, ценою уничтожения одной из Украин - нельзя. Нужно сохранять и то и другое, и желательно с жителями, а не в виде опустелых безлюдных строений.
Не знаю поздно сказаны эти слова, или вовремя, но людям не нужно было бы жать на спусковой крючок, если они чаще листали страницы бессмертных литературных произведений.
И, кстати, то, что Запад - это "рабство, геноцид и педофилия", как пишет Светлана, - не более, чем пропагандистский стереотип.
Украинцы есть. Неважно, кем они были сто лет назад - сейчас это сформировавшаяся нация, и с этим приходится считаться, нравится это кому-то или нет.
И за "любовь к полячке" никто не судит, проблема что из-за этой любви брат брата убивает. Если взять в перспективе, то "Андрий" выбрал запад, это образ многогранный, там ведь и рабство, геноцид, содомия и педофилия - неотъемлимые составные части. И вот выходит, что "андрии" - бьют своих братьев, защищая право своё на рабство, педофилию, содомию и геноцид.
А "остапы" защищают право людей жить по-людски, без этих грехов.
Где тут решение? решение в границе, которая проляжет между мирами, и возможен будет для людей переход по одну или другую сторону на свой личный выбор - но законы двух противоположностей будут разными.
В Русском мире почитаться будет семья, любовь -в западном мире - толерантность и прочее. Придётся так сделать, чтобы явственно увидеть плоды того и другого мира, и не разрушать свободу выбора человека.
Хотя и съели яблоко Адам с Евой, однако, как любой дар сатаны, этот тоже не дал обещанного – различения добра и зла.
Живу с похожей болью, что и отец Андрей: родилась в Красном Луче, окончила институт в Донецке. С тех пор живу в Алма-Ате.
Отношение к событиям украинским проходило разные стадии. Начиналось осуждением иждивенческих и националистских устремлений.
А сегодня я с той же болью констатирую, что эти попытки огнем и мечем доказать свою правду не прекращались в истории никогда, но Господь пока еще терпит нас и тех и других. Господь надеется, что испытания помогут постичь истину: приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим. Скорей всего, только на это и можно иметь надежду при сегодняшей боли за Украину, что трагедия приведет к постижениию истины Христовой.
В моем сообщении упор делался не на том, что надо молиться, а на том, за что надо молиться.
..."Во многом соглашусь с Игорем из Киева: считаю, что нужно молиться за прекращение гражданской войны, а не за победу той или иной стороны, и не делить всех на героев и предателей. Хотя бы потому, что объективной информации о происходящем на Украине, по сути, и нет - с обеих сторон ведется мощная пропагандистская война"...
Да, молиться обязательно надо, это даже и не обсуждается... Но наступает момент, когда "диванным" войскам надо встать с дивана (или отойти от компа), взять в руки оружие и идти воевать за тот самый мир! Или как бы так исхитриться и изменить всё к лучшему, но при этом НИЧЕГО НЕ МЕНЯЯ для себя?! Само не рассосётся, не надейтесь. Мужчины должны уметь давать отпор врагу. Или предоставим право другим погибать за мир? Тем, кто считает, что воюют ДРУЗЬЯ между собой, надо хотя бы задуматься, всё ли у них в порядке с элементарной логикой. Увы, Янукович - предатель, Порошенко - предатель, Майдан - предатели, сначала они предали, а теперь их предают... И череде этой конца не видно... В итоге предали страну и ВЕСЬ народ.
Когда нызываешь вещи своими именами - тогда наступает ясность, какая бы информвойна ни велась. Православные её не выиграют - это факт (пока что). Так что включаем логику и здравый смысл. Простите.
Во многом соглашусь с Игорем из Киева: считаю, что нужно молиться за прекращение гражданской войны, а не за победу той или иной стороны, и не делить всех на героев и предателей. Хотя бы потому, что объективной информации о происходящем на Украине, по сути, и нет - с обеих сторон ведется мощная пропагандистская война.
Ну и с Александром (2014-07-24 12:56) согласен относительно некоторой искусственности противопоставления Запада и Востока Украины.
Простите.
..." Я уверен, что делить сейчас Украину на предателей и героев - это увеличивать кровоточащую рану нашей любимой Украины,способствовать усилению конфликта, потому что данное утверждение не соответствует истине В первую очередь нам всем нужен мир. Ведь блаженны миротворцы ибо они сынами Божиими нарекутся.А кто у нас герой, а кто - предатель, Господь спросит каждого в свое время".
Игорь, Ваша попытка усидеть на 2-х стульях понятна, но ни к чему хорошему она не приведёт. Странно, что вы не понимаете, что МИР НУЖЕН НЕ ВСЕМ! Те, кто отдаёт приказы бомбить города фосфорными бомбами - знают прекрасно, что делают это не для достижения мира. Ваша Украина стала разменной монетой интересов США против России, а Вы всё твердите об увеличении кровоточащей раны после статьи... Включите логику и здравый смысл! Даже когда УЖЕ ДОКАЗАНО, что боинг777 сбила не Россия - США продолжают "спихивать" всё на неё. А как неприлично выскочил Ваш президент с утверждением что самолёт сбили ополченцы и виновата Россия - это желание мира?! Так не ведут себя просто приличные люди, а этот - глава государства (пока ещё). Ваши крысы уже побежали перед отопительным сезоном и требованием Евросоюза, которые сводятся к ухудшению жизни простых граждан. От этого Ваша рана кровоточить не будет?. Правильно пишите, что Господь рассудит, но не боитесь, что Он ещё и спросит, как Вы защищали Православие и любимую Украину? Простите!
>Так с чем Вы не согласны? Ч
Для НН: "Да, совершенно верно вы говорите, у одних и тех же родителей дети..."...
Елена, я не писала о сути произведения, а только о том, что написала. Вас очень хорошо понимаю... Предательству нет оправданий...
Самый ЯРКИЙ предатель - Иуда Искариот. И нет тут ничего сложного и непонятного (если не заниматься самооправданием и оправданием симпатичных нам людей). Да - ДА, нет - НЕТ; что посередине - от лукавого!
Я не усмотрела в статье призыва оправдать предательство.
А присмотреться к себе и увидеть там что-то непохожее или противоположное, не такое, как у ближайших родственников и, прежде, чем кидаться на них сначала с угрозами, а потом, допутим, с ножом, попробовать договориться, как дальше жить вместе... А уж если никак - то разойтись по-хорошему. Мотал бы тот Андрей к своей польке... А Тарас попереживал - да и СМИРИЛСЯ: да, сынок гнилой вырос... Другой вопрос: а не полезли бы эти андреи потом родичей на польский лад "Окультуривать"? Полезли-таки, выродки. Ну и получите... Да, рана эта, нанесённая украинскому народу, весьма чувствительна, и пройдёт ли она бесследно? Вряд ли. Статья, повторюсь, актуальная и др., но применительно к Украине запоздало написана.
Во-вторых, сравнение с современной Украиной и эти аналогии вообще, по-моему, неуместны. С Украиной все намного сложнее. Украина - это вообще искусственное государство. Западные ее части никогда к русским, к России и не тяготели, мягко выражаясь. О каком братстве может идти речь??? Они то, украинские западенцы, как раз нашу, русскую "инаковость" никогда не научатся любить и принимать, это наивно от них ожидать. А вот часть жителей Центральной и часть жителей Вост.Украины (те, кто в одном строю с западэнцами выкрикивают сейчас лозунги "москаляку на гиляку", и те кто в танках сейчас едут на Юго-Восток) - вот они сейчас совершают самое что ни на есть настоящее ПРЕДАТЕЛЬСТВО и ОТРЕЧЕНИЕ.
Для НН: Да, совершенно верно вы говорите, у одних и тех же родителей дети бывают с разными характерами, поведением, вкусами и т.п. Только произведение не об этом, СУТЬ его в другом.
Я не согласна с акцентом статьи, с тем выводом, который не явно озвучен, но как бы читается между строк: мол, братья просто разные и поэтому каждый из них по-своему будто бы прав, у каждого СВОЯ будто бы истина, и, главное, что эту "чужую истину", эту "инаковость" нужно научиться любить и принимать (и будто бы в этом, залог существования Украины "в единстве", если проводить аналогию на ситуацию с современной Украиной).
Так вот, во-первых, Истина не может быть у каждого своей, не может быть гибкой, истина - одна. Не может быть каждый по-своему прав, прав может быть один.
У Гоголя: один брат остался верен своему долг, Родине и отцу, сражаясь плечом к плечу. Другой брат - ПРЕДАЛ и ОТРЕКСЯ от Родины и от отца. Кто есть кто, кто из них прав - по-моему, очевидно.
Так с чем Вы не согласны? Что у одних и тех же родителей бывают дети с РАЗНЫМИ характерами (поведением, вкусами, талантами)? Но это же очевидно. Как говАривала моя бабушка: Бог землю не равняет, а людей - тем более. А сколько в российской истории братья оказывались по разные стороны? Да, один белый - другой красный, один монах - другой разбойник, один герой - другой трус и предатель, один нацист - другой интернационалист... Поинтересуйтесь. Много для себя интересного найдёте. Простите, но нет последовательности в Вашем комменте.
Статья, как всегда, замечательная... И написана прекрасным русским языком, а тема - на сегодня актуальнее нет. Увы, так было, есть и будет... Только нам от этого не легче...
А украинцы не считают Н.В.Гоголя своим писателем...
Три монаха православных стояли в Киеве между братьями. Трое как Один. И мне кажется, что это было последнее некитайское предупреждение от Господа.
А нынче правит "Фока", хуже которого не найти и всё в руках и силах самих человеков волею Господа проживающих в землях южной Руси и, одновременно, восточной окраины Европы.
Двоеточию. Речь, всё-таки, не о поступке. Поступок вторичен. Господь на это четко нам указал в Новом Завете. Поступок, как правило, только следствие глубокой внутренней борьбы в душе между Добром и злом. Христом и велиаром. Но окончательный выбор за человеком, и этот выбор выливается во внешний поступок (деяние).
Украина или Малороссия, всегда находилась на передовой Истины Православной и эрзаца Истины.
Священников не принято хвалить, поэтому низкий поклон Вам отец Андрей. Спасибо.
Дорогой, безымянный читатель! Рассуждаете о предательстве поверхностно, поэтому и не видите его причин, которые отец Андрей четко описал для нас. Прочтите статью еще раз. Повнимательнее!