Смысл проведения православных кинофестивалей в том, чтобы с помощью талантливых, ярких работ показать красоту и Божественный смысл жизни христианина. Дело это (ох, как!) непростое. Я не веду речь о том, что на фестивале должна быть россыпь шедевров. Да это и невозможно. Шедевров в любой области художественного творчества (будь то литература, кино или живопись) немного. Но нужно созидательную энергию направлять не на поиск новых форм выражения собственного творческого «Я», а на поиск интересных героев. Ведь так много замечательных, красивых, мудрых людей, пришедших в Церковь в последние годы. Появились батюшки «златоусты». Почему бы не записать яркую проповедь такого «златоуста» и на ее фоне показать, как налаживается приходская жизнь?!
Я не против поиска новых форм. Но только зачастую у новаторов форма «перевешивает» и не соответствует содержанию. Формотворчество, как правило, не знает меры. А в простоте достигается то, ради чего мы трудимся на Христовой ниве. Проповеди владык Василия Родзянко и Антония Сурожского, записанные устаревшими по всем параметрам камерами и смонтированные безо всяких эффектов, производят сильнейшее воздействие на зрителей.
Вот и нужно искать высокодуховных православных людей, способных довести Благую весть до самого закаменелого сердца.
Но помимо этого нужно уметь говорить и о бедах, поразивших наше общество.
И о войне, которая, не утихая, ведется против Церкви. И тут нужен особый язык. О враге рода человеческого и современных его сотрудниках нельзя говорить тоном жалобщика, сетующего на бесконечные козни. Эти козни будут лишь усиливаться и продлятся до скончания века. Но мы должны помнить, что ад достоин всяческого посмеяния. Христос победил мир! И нам заповедовал радоваться! Радоваться, а не тиражировать «плач Ярославны».
В одном из просмотренных мною фильмов благочестивые христианки приносят своему любимому батюшке рождественский подарок. Мы видим красивую красную коробку цилиндрической формы (очень похожую на футляр для митры). Радостные дамы поднимают крышку, и перед взором батюшки предстает Святое Семейство, изготовленное из марципана и шоколада. Все сделано превосходно. Такие композиции из гипса и папье-маше продаются повсюду накануне Рождества в католических и протестантских странах. На этом кулинарном изделии все Персонажи (называть их не поворачивается электронное перо) присутствуют вместе со склонившими над яслями головы теленком, осликом и овцой.
«Вот Вам тортик, батюшка. Сообразно праздничку. Тематический, так сказать, тортик. Ешьте и радуйтесь!»
Слова эти не были произнесены, но на счастливых лицах дарительниц прочитывались.
Батюшка, естественно, поражен. Дарительницам он ничего не отвечает. Зато потом на экране прочитывается почти часовая кинолекция об истории Церкви с подробным перечислением постановлений всех Семи Вселенских Соборов с поминанием Ария, Нестория и прочих ересиархов. Потом и трагический раскол, и Синодальный период, и восстановление Патриаршества, и большевицкие гонения на Церковь. И весь этот долгий рассказ снят для того, чтобы вразумить неразумных дарительниц и нас вместе с ними в том, что дарить такие шоколадные тортики нельзя.
Да тут бы сразу, по открытии коробки, прокричать в сердцах: «О, неразумные тетки! Доколе буду терпеть вас!» А в адрес кощунников-изготовителей можно что-нибудь и покрепче прокричать. Разумеется в сердцах. Экран не позволяет…
Так в чем больше беды – в кощунственной проделке или нечувствительности к сакральному?
А что можно было сделать с этим сюжетом вместо описанной лекции?
Да то самое – суметь подвергнуть ад всяческому осмеянию. Наши оппоненты полагают, что они обладают монополией на юмор и православные просто не способны высмеивать их. А смехотворцы, как известно, больше всего боятся, когда высмеивают их самих. Поэтому мы просто обязаны их высмеивать.
Проблема нашей безграмотности и некультурности вместе с кощунственными выходками христоненавистников давно требует остросатирической ленты. Ведь этот торт – далеко не единственное изделие любителей поиздеваться над тем, что дорого сердцу христианина. Сколько раз говорилось о том, что нельзя помещать на целофановые пакеты изображения церквей, Богородицы, святителя Николая. Использованные пакеты отправляются на помойки. Не станем поминать того, что в них зачастую переносят.
А чай «Благодать», а вино «Шепот монаха» с изображенным на этикетке бородатым детиной с демонически горящим взором, обещающим прошептать такое, от чего станет дурно любителю пошептаться в ночи.
Нет нужды перечислять всю зломысленную пошлость, с которой приходится постоянно сталкиваться. А ведь и на православных ярмарках можно встретить и «благодатный» чаек, и амулеты от сглаза, и пакеты с церковной символикой.
И что же делать? Как стать православным христианам чуткими к проявлениям кощунственной пошлости?
Право слово, хоть проси о дополнительном прошении на ектиниях о даровании такого дара.
А пока тем, кто способен узнавать пошлость, нужно решительно с нею бороться. И на ярмарки можно не пускать людей с сомнительным товаром. И самим не покупать такой товар ни на ярмарках, ни в светских магазинах. Но главное – не быть равнодушными и помнить слова апостола Павла: «Преобразуйтесь преображением ума вашего».
Это действительно то, о чём надо говорить. "Вот и нужно искать высокодуховных православных людей, способных довести Благую весть до самого закаменелого сердца". Это очень точно подменено, потому что сейчас, увы, люди необладающие словом пытаются что-то "донести". А точнее сказать сбить с толку людей, которые только начинают путь воцерковления. Надо доносить Истину и только её выбирать во все времена! Спасибо Вам!
"Привыкший к скудному питанию никогда не встанет с колен — потому для верующих РПЦ установлено более 200 постных дней в году."
"Не хлебом единым жив человек, но всяким глаголом, исходящим из уст всесвятейшего Первоапостольного SuperCook.ru".
И многое другое. И если уж Слова из Библии перевирают, то остальному тем более верить не стоит.
Православность сайта, ссылку на который Вы приводите и его репутация (судя по размещенной на нем рекламе) вызывает большие сомнения. Так что не факт, что эти рецепты, а тем более их названия имеют хоть какое-то отношение к Свято-Данилову монастырю.
Чай «Благодать» и вино «Шопот монаха» - это. так сказать, мирское... Однажды на весьма благочестивом банкете пил я водку "Софрино"... А как вам понравится постный апельсиновый бисквитный торт "Любовь Христа" или, ещё круче, постный апельсиновый бисквитный торт "Святое сердце Христа"? Это рецепты Свято-Данилова мужского ставропигиального монастыря, Москва (http://supercook.ru/700-rpk-13.html). Выглядят эти кулинарные изыски вполне аппетитно, но отведать, прости Господи, "сердца Христа", даже в монастырских стенах, у меня желания как-то не возникает.
И примерам таким нет числа.