Православный календарьПравославный календарь
Образы Божией Матери в каноне Субботы Акафиста
Мон. Софроний (Вишняк)
Этот канон в высшей степени торжественен, прекрасен и может быть по праву назван поэтическим шедевром.
Давид Гиоргобиани о преподобном Гаврииле (Ургебадзе)
Отец Гавриил показывал нам иной мир, показывал Христа – живого и действующего.
Старец Клеопа (Илие)
К 25-летию со дня кончины старца
Когда будущего старца Клеопу постригли в монахи, ему было всего 25 лет, а скитские отцы уже смотрели на него как на маститого наставника.
Хрестоматийная история
Ин. Наталья (Каверзнева)
Он стремительно пробегает всё расстояние от ворот до храма, взлетает по лестницам, хватает ручку двери, дергает ее… а она не открывается.
Торопец. 18 сентября 2024 года. Будни взаимопомощи
Уже через час появились первые объявления: «Старая Торопа. Приму людей»; «Андреаполь. Размещу семью. Тел. …»; «Нелидово. Микроавтобус. Готов вывезти 8 человек»...
В атмосфере чуда
О помощи Божией, сопровождающей восстановление храма
После погружения в историю поселка и прихода было уже невозможно не приступить к возрождению храма.
Три выдающиеся епархиалки
Мария Тоболова
Три подруги всегда вспоминали годы, проведенные в стенах епархиального училища, как самые счастливые, лучшие годы их жизни.
Учение старца Филофея и современность
Прот. Владислав Цыпин
Все ли благополучно с приверженностью традиционным религиозным и нравственным ценностям, на страже которых призван стоять Третий Рим, в современной России?
«Открытая школа в зоне военного конфликта – это символ нормальной жизни для детей»
О русской православной школе в Вифании
Когда ты чувствуешь себя уязвимым и незащищенным, окруженным злом, единственный путь, по которому может прийти помощь, – Господь.
Расстриги на службе глобалистам
Прот. Владислав Цыпин
Единственным мотивом неповиновения Священноначалию остается мечта о победе не России, но над Россией.

Все, что можно, сделать и ни к чему не привязаться

Горьковатый от степных трав ветер пригибает к земле ковыль, и словно волны необъятной белой реки перекатываются по степной равнине. И поселок называется — Ровное; оттого, наверное, что нет вокруг него ни гор, ни холмов, а только бескрайняя степь и Волга. Расположен он на самом ее берегу, в 110 километрах от Саратова. В далеком прошлом это было поселение немцев-колонистов, здесь стояли три пристани, склады, амбары, шла бойкая торговля хлебом и лесом. А что за жизнь здесь сейчас?

Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Ровном Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Ровном
Численность населения — около четырех с половиной тысяч человек. Национальный состав самый пестрый: русские, украинцы, белорусы, казахи, татары, чуваши, немцы, кавказцы и закавказцы. Район сельскохозяйственный, крупнейший в области производитель бахчевых. Именно поэтому на центральной площади красуется памятник арбузу.

Почти все жители Ровного работают в фермерских хозяйствах. Выращивают зерно, крупный рогатый скот, овец. В поселке есть дом культуры, детская школа искусств, библиотека, краеведческий музей, районный дом творчества и физкультурно-оздоровительный комплекс «Старт».

25-летний священник Кирилл Бауков приехал в Ровное на Страстную седмицу в 2013 году: его назначили настоятелем ровенского храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Это второе место служения отца Кирилла — первым был храм во имя святителя Николая в Ершове. Но в том храме отец Кирилл был штатным клириком и каждый шаг свой согласовывал с настоятелем, отцом Артемием Литвиновым. И вот — новая жизнь на новом месте. На плечах ответственность настоятеля за храм, пастырская ответственность за души людей, наконец, ответственность главы за семью. Груз совсем не малый.

В Великую Субботу и на Пасху отец Кирилл впервые поехал по селам Ровенского района — познакомиться с жителями, освятить куличи. То, что он увидел, удивило его и расстроило. В одном селе на встречу с батюшкой, то есть на освящение куличей, собрались только три бабушки.

— Печальная картина, — вспоминает отец Кирилл, — три старушки, пять куличей на капоте машины, неподалеку в канаве лежит пьяный мужик, отметивший, должно быть, Первомай, а напротив — здание с надписью «мечеть». Как потом оказалось, эта картина была не самая грустная — в других селах вообще никто не пришел. Постоял я там на назначенном месте в одиночестве и поехал восвояси…

Ровенская церковь начала строиться в 2002 году; тогда районная администрация передала епархии разрушенное здание бывшего кафе «Колос». Верующие жители села вместе со священником Алексием Епифановым хорошо потрудились, преобразовали это здание в храм. За девять лет сложился дружный приход. Но потом священники стали часто меняться. Отец Кирилл оказался третьим настоятелем за три года. Поэтому он понимал прихожан, встретивших его поначалу настороженно, и на активную их помощь особо не рассчитывал.

Храм необходимо было ремонтировать. Стены его были покрыты копотью, икон почти не было, утварь и облачение требовали замены. Прихрамовая территория удивляла захламленностью. Дом, в котором предстояло жить отцу Кириллу с супругой и двумя маленькими детьми, также требовал капитального ремонта: до наступления холодов нужно было срочно перестелить полы, провести слив, поменять окна, установить входную дверь…

Вот в какой обстановке отец Кирилл приступил к своему служению.

— Я понимал, — рассказывает он, — что воскресные школы, беседы с паствой — это все вторично; самое главное — чтобы в храме регулярно совершалось богослужение. Храм должен быть открыт каждый день, и в нем все должно содержаться в надлежащем состоянии и порядке — иконы, утварь, облачение…

Отец Кирилл обзавелся необходимыми инструментами и в промежутках между богослужениями стал сколачивать леса. Потом начал красить стены и потолок, это, опять же, между богослужениями. А вечерами он занимался ремонтом дома, в котором семье предстояло жить…

Вот на этом-то этапе и стали подходить прихожане с первыми предложениями своей помощи.

С помощниками дело пошло веселее, и вскоре стены внутри храма засияли белизной. Побелили церковь и снаружи, покрасили крышу, сделали навес над входом в храм, укрепили фундамент. Появились новые иконы, подсвечники, пластиковые окна. Отец Артемий по-прежнему помогал отцу Кириллу: пожертвовал священническое облачение и облачение на престол. Установился контакт с местной администрацией, она тоже стала содействовать благоукрашению храма.

Об одном из помощников, предпринимателе Сергее Сусляеве, и прихожане, и батюшка вспоминают особенно тепло. Он много делал для церкви. Последним его даром был киот под икону преподобного Сергия Радонежского. Через несколько месяцев, в возрасте 38 лет, Сергей погиб в автомобильной катастрофе на въезде в Ровное. На похоронах было много людей. Проститься с Сергеем приехали и все священники, которые служили раньше в ровенском храме. Теперь родственник Сергея Роман Сивко также помогает церкви. Недавно он пожертвовал баннер с изображением иконы Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша». Баннер установили на внешнюю стену храма. С наступлением темноты икона подсвечивается софитами.

— Радостно видеть, — говорит отец Кирилл, — как проходящие мимо люди крестятся и кланяются иконе.

Священник Кирилл Бауков и его «домашняя церковь» Священник Кирилл Бауков и его «домашняя церковь»
С супругой отца Кирилла Екатериной я познакомилась в храме после службы. На руках у матушки восьмимесячный Николай, а рядом дочка Варвара, которой три года. Катя в отличие от энергичного и подвижного отца Кирилла показалась мне олицетворением спокойствия и безмятежности. В нашем гиперактивном и каком-то сжатом времени взгляд невольно останавливается на спокойных и самодостаточных людях: хочется найти секрет их внутренней устойчивости… На мои вопросы — не страшны ли ей трудности, переезды, бытовая неустроенность — Катя, улыбаясь, отвечает, что с Богом и таким деятельным мужем не страшно ничего.

Отец Кирилл уделяет много времени миссионерской деятельности. Он проводит регулярные беседы со школьниками райцентра и окрестных сел, посещает коррекционный интернат в Приволжском.

— Первые плоды этой деятельности уже есть, — радуется батюшка, — некоторые школьники приходят в храм, а кто-то даже крестился. Но сложность у нас в том, что много мусульман, а русских все меньше. В кривоярской школе зашел в класс, а там всего три человека русских. Сложно находить контакт в этом случае, но все равно беседую. Говорю с ребятами о семье, о нравственных ценностях…

Отец Кирилл старается побывать в каждом селе Ровенского района. Проводит беседы, раздает духовную литературу. Привозил в деревни ковчег с частицей мощей святой блаженной Матроны Московской, святого великомученика и целителя Пантелеимона:

— Жители этих деревень впервые смогли приложиться к таким святыням; для них это все чудо, радость, необычайное событие. Я вижу, что с мертвой точки ситуация сдвинулась, но понимаю, чтобы вера в этой глубинке возродилась, необходимо терпение и время. Однако есть в районе сёла, где духовная жизнь теплилась всегда, благодаря горстке людей, а сейчас разгорается.

Храм во имя святой равноапостольной княгини Ольги в Кривояре Храм во имя святой равноапостольной княгини Ольги в Кривояре
В Кривояре второй приход отца Кирилла. То, что 70 процентов здешних жителей — мусульмане, не останавливает гендиректора ООО «Кривоярское» Владимира Ивановича Часовских: он уже достраивает церковь во имя святой равноапостольной княгини Ольги. Начал строительство в 2008 году. Объясняет свое решение так: надоели хаос и безнравственность.

— Где появляется храм, там ситуация меняется. Да, пока у нас прихожан 10 человек, но не только русские тянутся к благодати. За святой водой в наш храм приходят и мусульмане. Для службы мы почти все приобрели, Бог даст, соберем урожай в этом году и закончим благоустройство храма и прихрамовой территории.

Отец Кирилл знакомит меня с заместителем главы администрации Ровенского района Геннадием Панфиловым. Сразу бросается в глаза, что здание администрации старинное. Оказывается, это местная достопримечательность — бывший особняк графа Воронцова.

— С приходом отца Кирилла в наш поселок церковная жизнь оживилась, — рассказывает Геннадий Николаевич. — Много людей стало воцерковляться, и не только в Ровном, но и по окрестным селам. Батюшка участвует во всех мероприятиях, значимых для нашего района: в открытии и освящении мемориальных комплексов, каких-то тематических совещаниях, где важно его мнение, собраниях… Вот недавно было открытие пожарного муниципального поста, отец Кирилл освятил пост, благословил пожарных. Но в связи с тем что село у нас многонациональное и мусульман подавляющее большинство, а многие русские только-только приходят к вере, приходится слышать и негативные высказывания. Да что говорить о том, что слышит в свой адрес батюшка, если мне достается... Когда нам в Ровное казаки доставили Табынскую икону Божией Матери, я нес по селу крест впереди крестного хода. Сельчане потом долго судачили: дескать, работник администрации, и так открыто несет крест… Будто это что-то постыдное. Им сложно понять, что я горжусь этим и что для меня это честь.

Ирина Гашимова решает различные хозяйственные вопросы в храме. Об отце Кирилле рассказывает много. Удивляется именно личностным качествам батюшки.

Освящение плодов нового урожая, в том числе, арбузов. Арбуз для Ровного — нечто большее, чем просто арбуз. Освящение плодов нового урожая, в том числе, арбузов. Арбуз для Ровного — нечто большее, чем просто арбуз.

Памятник арбузу в Ровном Памятник арбузу в Ровном

— Это горный поток, — рассказывает она. — Он всегда в движении и увлекает за собой других. Даже далеко не медлительные люди не поспевают за ним, за его реакцией на событие… Например, привезли много товара в церковную лавку, мы охаем и ахаем, что негде его раскладывать. И тут входит отец Кирилл с новыми полками. Оказывается, он их уже сам смастерил буквально за час! Вчера он после службы домой уходил, а я решила ковры стирать. Скрутила их, выношу на улицу, а там батюшка стоит уже переодетый в резиновых шлепанцах и с «кёрхером» — это он заметил мое намерение, сбегал домой переоделся и уже готов взять на себя основную часть моей работы! Глядя на батюшку, понимаешь — человек на своем месте. За короткий период его служения храм преобразился до неузнаваемости, и, самое главное, преобразились люди, их отношение к храму, церковной жизни и ко многим важным вещам. Не зря говорят: каков поп, таков приход.

Приход ровенского храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Фото на память с Епископом Покровским и Николаевским Пахомием Приход ровенского храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Фото на память с Епископом Покровским и Николаевским Пахомием
Однако… кто-то из святых отцов сказал, что Господь заботливо обрезает ростки благополучия. Спрашиваю у отца Кирилла, не боится ли он этой обрезки? Ведь велика вероятность, что, как только все наладится, его с семьей направят на новое место службы, и там нужно будет все начинать сначала.

Батюшка отвечает не задумываясь:

— Возможно, подобные эмоции поначалу и возникнут. Но я понимаю, что через этот барьер нужно переступить — раз и навсегда. Священник не должен прикипать к определенному месту. Если Господь, через священноначалие, определяет для тебя другой приход — значит, так нужно.

Журнал «Православие и современность» № 31 (47)

Рейтинг: 10 Голосов: 8 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Батька Батька
Сельские зарисовки
Батька Батька
Сельские зарисовки
Андрей Савинов
Когда Батьке было 5 лет, его представили отцу Науму в Троице-Сергиевой Лавре – он тогда только начинал прием православных. Отец Наум поприветствовал его: «Пропустите, священник идет».
«Трудно быть Богом, батюшка» «Трудно быть Богом, батюшка»
Свящ. Александр Дьяченко
«Трудно быть Богом, батюшка» «Трудно быть Богом, батюшка»
Приходские хроники
Священник Александр Дьяченко
Вот так у Господа всегда бывает: сделал ты вроде бы разовое доброе дело, а получается, что долго потом еще с него «купоны состригаешь».
Приходские хроники Приходские хроники
Благочестивые истории
Приходские хроники Благочестивые истории: Приходские хроники
Владимир Щербинин
Автор учился иконописи в Псково-Печерской Успенской обители, сценарному ремеслу во ВГИКе, а жизни – на приходах Тверской и Псковской епархий, где в 80-х служил сторожем, чтецом, просфорником, дворником и т.п.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Светлана Попенко

Новые материалы

Выбор читателей

×