Юра - замечательный, очень добрый и отзывчивый человек! Мы с ним познакомились еще в прошлом году, тут на Афоне. Я никогда не спрашивал его возраст, но на вид ему лет 50. Он русский, родом из Казахстана. Но уже много лет живет с женой и дочерью в Салониках и время от времени приезжает на Афон работать. Вот и сейчас он тут, чему я очень обрадовался. Юра прекрасный человек, отлично знает Афон и монастыри, может не только водить машину, но и как гид рассказывать о монастырях и Святой Горе. В совершенстве владеет греческим языком, что открывает практически все двери для нас, простых паломников. Мы поздоровались, тепло обнялись по-братски, он меня сразу вспомнил. Сам схватил мой чемодан, погрузил в машину, и мы поехали к отцу Иосифу в Паломнический центр Иоанна Русского, что в Кареи.
Всю дорогу много говорили, у кого что произошло за этот год. Юра рассказывал про афонские и греческие события и новости, я – про российские. Обсудили и печальные события на Украине. Оказывается отца Варсонофия (это еще один монах, который работает в странноприимном доме), когда он приезжал к родственникам в Харьков, остановили бандеровцы и, узнав, что он русский священник – избили, повредили машину, отняли документы, оскорбляли и грозились вообще убить, если он не уедет из страны. А я-то не понимал, когда мы с ним созванивались в марте, почему он застрял на Украине и не может вернуться на Афон.
Паломнический центр в Карее заметно изменился! Еще в прошлом году тут была стройка, открыт был только первый этаж двухэтажного здания, а сейчас все строительные работы почти закончились, второй этаж достроен и открыт для проживания, перестроена кухня и столовая, территория приведена в полный порядок. Да и в самой Карее стало комфортнее. Построили хорошую бетонную дорогу, которая проходит через весь город и по сравнению с грунтовыми дорогами Афона кажется просто автобаном европейского уровня.
Простой монах монастыря Эсфигмен отец Иосиф, занимающийся на Афоне строительными, реставрационными и рядом других работ, встретил меня очень радушно, но вместе с тем, в свойственной ему манере – сдержанно. Возможно, если бы Господу было угодно, отец Иосиф мог бы стать прекрасным священником. Любой, кто с ним общался, знает, как основательно проникает в ум и сердце его тихий голос, как рассудительно и грамотно он объясняет те или иные вещи, рассказывая о событиях афонской и православной жизни, демонстрируя при этом высокий интеллект, знание истории и религии. Но Господу известно, что отец Иосиф нужнее Афону в качестве строителя, прораба, бригадира, реставратора, плотника, эконома и даже повара, но не священника. За те годы, что он уже провел на Афоне, его руки построили не одно здание, восстановили не один монастырь, изготовили огромное количество мебели и монастырской утвари. А сколько он принял паломников , разместил, накормил, показал Афон и рассказал его историю. Как заботливо и продуманно он создавал этот Паломнический центр. Тут нет роскоши, но вместе с тем есть все самое необходимое для паломника. В каждой келье своя ванна и туалет, горячая и холодная вода, отопление, у изголовья каждой кровати, на тумбочке, лежит Молитвослов, Евангелие и Псалтирь, на стенах келий обязательно иконы Божией Матери, Спасителя, Иоанна Русского – покровителя Паломнического центра. С этого года в каждой келье лежит распечатка правил поведения на Афоне, порядок посещения монастырей и скитов, а также расписание движения автобусов из Кареи в другие монастыри. На первом этаже есть большой зал с камином и удобными диванами, где часто вечерами собираются паломники и вместе с отцом Иосифом и отцом Варсонофием пьют чай и ведут долгие беседы. Ну и нельзя не сказать о жемчужине Паломнического центра – маленькой домовой церкви, построенной на втором этаже. Ее только-только достроили, там еще нет икон в иконостасе, и она не освящена. Но молебны уже проводят, примерно пару раз в неделю. Я был на двух молебнах. Служил там какой-то монах из монастыря Эсфигмен, я раньше его не видел. А отец Варсонофий теперь в этой церкви исповедует перед причастием, но об этом расскажу позже.
Поселил меня отец Иосиф на первом этаже, буквально через стенку от той кельи, в которой я жил год назад. А после заселения сразу же потащил меня кормить в перестроенную столовую. Что это было – поздний обед, или ранний ужин, я не знаю, но угощение было очень вкусным! Часы показывали начало седьмого вечера. Перед едой я вручил отцу Иосифу две иконы, которые привез из Москвы: Толгской Божией Матери (в этот год празднуется 700 лет со дня ее чудесного явления, а в Москву привозили чтимый список) и Священномученика Трифона (этот чудесный и сильный святой не раз помогал мне, кроме того, я крещен в храме, где находится его чудотворная икона с мощами); очень мне хотелось, чтобы эти две иконы украсили храм Паломнического центра. Ну а за столом я поведал отцу Иосифу о том, что хочу сегодня поехать на ночную службу в Ватопед, на празднование Благовещения. Отец Иосиф внимательно меня выслушал, но отговаривать или вносить коррективы не стал. Сказал лишь, что ночная служба в Ватопеде это достаточно сложное испытание, там есть два коротких, часовых, перерыва, но во время них возможно лишь только слегка подремать. А подремать мне будет негде – Ватопед переполнен, на престольный праздник Благовещения Пресвятой Богородицы съехалось очень много паломников и архондарик (гостиница), скорее всего, забит до отказа. Но я все равно был полон решимости: еду на ночное богослужение в знаменитый и намоленный монастырь Ватопед. Единственное, о чем я попросил отца Иосифа – сказать мне как там, в монастыре, можно взять побольше поясков, освященных на Поясе Пресвятой Богородицы. Отец Иосиф повернулся к сидящему рядом за столом Юре и, улыбнувшись, сказал: «Юра, ты сможешь организовать много поясков?». «Да, смогу!» – ответил Юра, одобрительно закивав головой. На том и договорились. Ночная служба в Ватопеде должна начаться в восемь вечера, сейчас уже половина седьмого. Ехать до монастыря минут двадцать, так что у меня оставалось меньше часа на отдых. Я быстро поел, вернулся в келью, но отдыхать не стал, несмотря на то, что усталость уже начинала накатывать на меня волнами. Переоделся, умылся, разложил кое-какие вещи, взял сумку, документы, деньги и пошел к Юре, сказать, что готов ехать. Они с отцом Иосифом до сих пор сидели в столовой и разговаривали. Когда мы с Юрой уже садились в машину, отец Иосиф подошел ко мне и сказал: «Артемий, вы взяли с собой диамонитирион? Возьмите на всякий случай, мало ли!». Я вернулся в келью и взял диамонитирион, хотя на Афоне он нужен уже если только на всякий случай, либо для заселения в монастырь на ночь или на несколько дней. Заселяться я не планировал, однако совету мудрого отца Иосифа последовал, и как потом окажется – не зря!
В машине Юра сказал мне, что у него в келье скопилось много поясков и маслица из Ватопеда – он часто возит паломников в монастырь и каждый раз ему, как паломнику, дают поясок. Когда я завтра вернусь из монастыря он даст мне столько, сколько нужно.
Дорога, ведущая к Ватопеду, обычно перекрыта шлагбаумом, пропускают только по спискам. Сегодня мы проехали совершенно свободно – шлагбаум открыт, охранника при нем нет вообще. Юра сказал, что из-за большого наплыва паломников, греческих чиновников и церковных иерархов нет смысла закрывать въезд. Машины подъезжают каждые пять минут. В монастырь мы приехали ровно в восемь вечера. Служба только началась. Сразу при входе в монастырь сидит монах, который принимает паломников и, при необходимости, оформляет на ночлег. Юра подошел к нему, о чем-то по-гречески поговорил, повернулся ко мне, и сказал: «Тебе повезло, они могут оформить на ночлег, есть место! Давай диамонитирион, с него снимут копию». Я был сильно удивлен и даже шокирован! Монастырь переполнен, но для меня нашлось место. Спасибо отцу Иосифу, что подсказал мне взять документы и Слава Богу за все! Служба предстоит большая, всю ночь, я еще не знаю, выдержу или нет, поэтому место для ночлега было бы совсем не лишним. Монах быстро все оформил, сделал какие-то записи в своем журнале и объяснил Юре, как пройти в архондарик – жилой корпус для паломников.
Архондарик находился довольно далеко от монастырских ворот, мы прошли почти через весь монастырь. На первом этаже трехэтажного Архондарика мы зашли еще в одну комнату, там другой монах опять попросил у меня диамонитирион и долго о чем-то расспрашивал Юру. Судя по обрывкам фраз, я понял, что он интересовался кто я, откуда, как давно на Афоне и где остановился в Карее. Строгие правила, но, видимо, так положено по уставу монастыря. Разобравшись во всем, архондаричный монах попросил другого монаха проводить нас в келью и показать место, где я могу переночевать. Мы поднялись по скрипящей деревянной лестнице на третий этаж, зашли в ближайшую от входа келью и монах указал мне на кровать. Это была большая комната в которой помещалось порядка 15 кроватей и скудная мебель. Никого из паломников не было, все уже стояли на службе. В коридоре тоже стояли кровати, но, судя по всему, и они уже были за кем-то зарезервированы. Выйдя из архондарика, мы с Юрой условились, что завтра он забирает меня отсюда в 8 утра. Обменялись на всякий случай телефонами, Юра уехал, а я пошел в храм на службу.
Большое спасибо за интересную серию очерков о паломничестве на Афон.Я нахожусь в Греции со своими сыновьями и хотел бы посетить Святую Гору. Хотел бы узнать контакты паломнического центра для организации поездки.
Заранее благодарен,
Алексей