— За последнее время тема преследований христиан в мире приобретает все большую актуальность. В чем, по Вашему мнению, заключаются причины изменения общественного сознания в отношении христиан?
— Надо сказать, что в России общественное сознание изначально внимательно относилось к теме гонения христиан, поскольку Русская Православная Церковь с 2010 года ведет активную работу по привлечению внимания общественности к этому вопросу, особенно в отношении ситуации на Ближнем Востоке. Что касается западной общественности, то там проблема долго замалчивалась, но мы видим большие изменения за последний год, выраженные в усилении внимания к этой теме.
К проблеме гонения христиан даже впервые обратились международные организации: в марте этого года было сделано заявление в рамках Совета по правам человека ООН, были приняты две резолюции ПАСЕ, и вот теперь — заседание ОБСЕ. Темы дискриминации поднимались в ОБСЕ и раньше, но не в таком объеме. Кроме этого, появляется все больше публикаций на эту тему, большую работу проводят правозащитные и гуманитарные организации, которые собирают помощь, публикуют данные и различные фото- и видеоматериалы. В результате, все больше людей узнают о масштабах преступлений против христиан, все больше внимания привлекается к теме, о которой еще вчера мало кто знал.
Главной причиной увеличения внимания к этой проблеме является очевидность того, что происходящее — настоящий геноцид. Идет целенаправленное истребление христиан. Особенно явным это стало, когда начались демонстративные ритуальные казни, записанные на видео и транслируемые в интернете. Христиане уничтожаются за свою веру, и к этому нельзя относиться равнодушно.
— Какие регионы сейчас являются наименее комфортными для христиан? Где притеснения наиболее жесткие?
— Есть определенная закономерность: положение христиан наиболее опасно в тех регионах, где официально провозглашено религиозное государство. Это исламские государства, такие как Пакистан. В этой стране, например, есть закон о богохульстве, по которому любой христианин может быть обвинен в оскорблении ислама. Такое произошло с печально известной пакистанской христианкой Асией Биби, которая уже много лет сидит в тюрьме за свои религиозные убеждения.
Целью правительств этих государств является создание монорелигиозного общества. Христиане там поставлены вне закона, их права на жизнь нарушаются. Еще хуже положение христиан на территории, подконтрольной ИГИЛ: сразу или немного позднее после захвата территорий боевиками христиан физически уничтожают. Там, где права христиан стоят наравне с религиозным большинством, таких серьезных проблем, как правило, нет.
— Есть ли страны или регионы, где в последние годы положение христиан, наоборот, заметно улучшилось? И если да, то чем обусловлены эти перемены?
— Да, это Египет. После прихода в эту страну нынешнего президента Ас-Сиси, была провозглашена политика защиты христиан от притеснений. Разумеется, далеко не все христиане Египта чувствуют себя сейчас в безопасности. До сих пор в этой стране обстреливают церкви, не обходится без насилия и похищений коптов. Но правительство защищает христиан, выставляя, к примеру, патрули вокруг храмов, особенно во время христианских праздников.
Президент Ас-Сиси всячески старается наладить диалог: в этом году он посетил коптского патриарха и богослужение в его храме, также он всячески подчеркивает, что государство относится к христианам как к полноценным гражданам своей страны, а не как к людям второго сорта.
Недавно президент Ас-Сиси посетил Москву, где встречался со Святейшим Патриархом Кириллом. Патриарх поблагодарил его за защиту христиан. В общем и целом, сейчас положение христиан в Египте улучшается, хоть и до стабильности достаточно далеко.
— На недавней конференции ОБСЕ Вы говорили о положении православных приходов на Украине. Вслед за этим российские СМИ вышли с заголовками «Священники РПЦ МП массово покидают Украину». В этих заголовках есть типичное для СМИ преувеличение или они соответствуют действительности?
— Я выступал с кратким сообщением на форуме ОБСЕ в Вене и, поскольку тема форума касалась положения религиозных организаций и фактов их притеснения на территории ОБСЕ, я коснулся темы Украины. Во время трехминутного выступления я привел всего несколько фактов нарушения прав клириков и верующих канонической Украинской Православной Церкви, упомянул о 19-ти храмах, что были захвачены раскольниками из «Киевского патриархата». Также я указал на факты давления в отношении некоторых священнослужителей, в частности иеромонаха Феофана (Кратирова), которого похитили и держали в плену до апреля этого года.
Я сказал, что за все время украинского конфликта некоторые клирики вынуждены были покинуть Украину из-за угроз или военных действий, и численность их может исчисляться десятками, хотя точная статистика невозможна. К сожалению, эта фраза была некорректно истолкована некоторыми журналистами, в результате чего появилось новости о том, что якобы в настоящее время имеет место «массовое бегство» клириков.
Ни о каком «массовом бегстве» священников не может быть и речи! Любой журналист может зайти на официальные церковные сайты и найти статистику о том, что, по данным на конец 2012 года в Украинской Православной Церкви имеется около 11 тысяч клириков, т.е. речь идет о нескольких десятых процента от общей численности. И эти клирики вынуждены были покинуть Украину в прошлые месяцы.
Хочу подчеркнуть, что абсолютное большинство священнослужителей Украинской Православной Церкви никуда не бегут и не собираются этого делать, а несут служение и продолжают жить в своей стране.