Православный календарьПравославный календарь
«Чтение становится элитарной деятельностью»
Людмила Мосунова
Хорошая книга дает возможность прожить то, что ты никогда не проживешь в жизни.
Разрушить семью ради правильного воспитания детей
Анна Сапрыкина
Первый и главный педагогический рецепт – заботиться о браке, строить и беречь любовь и единодушие в отношениях между мужем и женой.
Крымские священники посетили Византию
Репортаж из Крыма (+ФОТО +ВИДЕО)
Посетители смогут стать не только зрителями, но и участниками всех важнейших событий истории Крыма и Новороссии.
«Я всегда очень боялся, что один из них умрет»
Елена Кучеренко
Иван как будто бы куда-то спешил и боялся потерять даже секунды на этом своем пути. Каждый день жил как последний.
«Трудности нас закаляли и укрепляли в вере»
О войне, гонениях на Церковь и вере в советское время
После уроков меня задержала пионервожатая, говорит: «Когда прекратишь в храм ходить?» А я отвечаю: «Как начал ходить – так и буду».
Первая встреча со старцем Паисием
Митр. Лимасольский Афанасий
И вдруг старец мне говорит: «Ты из нашего рода». – А я ему: «Геронда, вы из Кипра?» – Он мне: «Бестолковый».
«Для того мы и существуем на этом свете, чтобы делать как можно больше добра»
Воспоминания монахинь о прп. Гаврииле (Ургебадзе)
Увидев его, поняла сразу, что он знает все обо мне и мне нечего объяснять.
Война, ГУЛАГ и радость в жизни поэта Николая Домовитова
Марина Бирюкова
Лагерные стихи Домовитова – о надежде, которая не умирает, даже когда умер уже расстрелянный, и о совести, которая станет личным трибуналом для палачей.
«Молчание, зовущее горé»
Иером. Пафнутий (Фокин)
По его кончине братии открылось много тайных подвигов старца, о которых они ранее и не догадывались.
«Неполезно, когда священник скрывает проблемы на приходе и задабривает архиерея»
Еп. Штутгартский Иов
Мы в Зарубежной Церкви всегда жили вместе: украинцы, белорусы, русские. И сейчас, слава Богу, удается поддерживать эти теплые отношения.

Погребальный обряд как основа культуры

    

Погребальный обряд это одно из тех скромных на вид семян, из которых вырастает могучее дерево развитой культуры. Само представление о смысле жизни, о ее продолжении за гробом, то есть сама основа того или иного мировоззрения связана с типом погребения. Без сомнения, связаны с надгробным плачем архитектура и поэзия, историческая память народов и наличие у них общепризнанных святынь. Согласно Александру Сергеевичу, наше сердце обретает пищу в «любви к родному пепелищу» и в «любви к отеческим гробам». Его герои то и дело являются на кладбища, причем в основном на смиренные сельские кладбища, чтобы помолиться, уронить слезу, вспомнить. И ничего бы не утратила фабула «Онегина», не будь в ней срок об отце Татьяны и Ольги. Но сильно обеднел бы текст без этих, казалось бы, второстепенных строчек:

Он был простой и добрый барин
И там, где прах его лежит
Надгробный памятник гласит:
Смиренный грешник, Дмитрий Ларин,
Господний раб и бригадир
Под камнем сим вкушает мир.

Увы, свои претензии к Богу лично и к Божьему миру вообще человек все чаще проявляет нежеланием лежать под камнем.

«Ваш прах может быть развеян в любимом саду или на лужайке для гольфа. Есть услуга развеивания праха с вертолета или с телевизионной башни. Он может быть высыпан в море, в той точке, которая будет оговорена заранее» И так далее. Текст, заставивший бы еще недавно стоящего сесть, а сидящего лечь, сегодня в лучшем (худшем) случае взывает на лбу испарину и учащает сердцебиение. Это официальная услуга, не из дешевых, между прочим – кремация с последующим высыпанием праха по ветру в оговоренном месте.

Развеян прах Майи Плисецкой. Где-то в Германии. В Калифорнии развеян прах недавно скончавшегося писателя Лурье. Конечно, таких примеров не счесть. Просто на заметных людях заметны общие тенденции. Когда теперь в Калифорнии дунет ветер, и у прохожего заскрипит песок на зубах, трудно будет этому прохожему не выстроить вдруг в голове цепочку странных рассуждений. Это если он знает статистику недавно сожженных и развеянных в его штате.

Люди говорят словами. Но люди говорят и поступками, жестами, мимикой. Танец тоже разговор. В этом смысле великий танцор или великая танцовщица, попросившие в завещании прах их развеять, о чем говорят? Они говорят поклонникам и зевакам: «Я не верю в воскресение мертвых. Я не верю в Бога вообще и в возможность общения с ним. Я ни во что не верю. Не ве-е-е-рю-у. я оставляю вас, а вы оставьте меня Проща-а-айте». И – последний взмах ручкой. В этом смысле в кремации, как в явлении, зашифрован текст.

Смысл этого текста – полный разрыв в Откровением Божиим, совершенный не лично кремированным человеком, конечно, а той огромной частью человечества, к которой он принадлежит. Попутно отмечу, что иудаизм и ислам безоговорочно и сурово отвергают даже намеки на возможность кремации. Одно только разжиженное христианство, мутировавшее в анти-христианство, позволяет этому явлению быть. И не просто быть – развиваться, приносить прибыль, завоевывать умы.

Достоевский писал (кажется в «Кроткой»), что самоубийцы часто очень переживают о своем внешнем виде после смерти. То есть им почему-то важно, чтобы они выглядели не безобразно после добровольного ухода из жизни. Вся эта тревога о позе и выражении лица, об антураже и внешнем виде характерна для экзальтированных, взвинченных и чрезвычайно эгоистичных людей. Что касается кремации с развеиванием, то здесь тоже есть своя психологическая изюминка.

Поместить урну в колумбарий, это значит уравнять в чем-то сжигание и погребение. Все равно будут ходить к этой стене с урной, приносить цветы, чего доброго – молиться. Здесь есть какая-то полумера. Уж тогда лучше в землю, как привыкли. Да со священником, с «последним целованием», с Вечной памятью. И то правда, что нищета людская, перенаселенность городов, дороговизна погребальных хлопот заставляет многих решать спор земли и огня в пользу огня. Но там, где вертолет с теплой урной взмывает в воздух для финального акта, там речь о деньгах не идет. Речь там идет об отвращении к мертвой плоти.

«Не хочу гнить», - говорят люди. Человек всю жизнь может жить интересами одной лишь плоти, только плоти и ничего кроме плоти. Но именно этой плоти он гнушается и стыдится, когда она потеряет оживляющий дух. Скажи ему при жизни, что нужно покорять плоть духу, что нужно облагораживать плоть постом и воздержанием. Он посмеется в ответ. Но стоит плоти умереть, он заткнет нос и скажет: «Сожгите это!».

Вот он само-сжигающийся и разлетающийся по ветру человек: он брезглив и безбожен. И то и другое оттого, что он горд.

Редакция может не соглашаться с напечатанными материалами. Читатель может не соглашаться с автором. Сам автор смеет сомневаться в окончательности и непогрешимости своих формулировок. Все могут сомневаться во всем. Именно это право дает нам либеральная эпоха. Покойник тоже за гробом может засомневаться, как в правильности прожитой жизни, так и в способе прощанья с телом. Но все же мне кажется, что гордость, рождающая брезгливость и безбожие, есть тот корешок, из которого вырастает помянутое явление.

Поклонники идеи кремации скажут вам, что земли, дескать, слишком мало, чтобы хорониться в нее-матушку. Скажут, что кладбища разрастаются, завоевывая города, и так далее. А я вам скажу напоследок, что это самим огнепоклонникам земли мало. С 1997 года начат бизнес по выведению кремированного праха на орбиту Земли. До полсотни урн за бешеные деньги ежегодно выводятся на орбиту! Одна капсула с прахом спутником НАСА уже размещена на Луне !? Звучит для кого-то заманчиво и благородно, но по сути это лишь умножение космического мусора, которого вокруг Земли летает все больше и больше. Решившиеся гордо выделиться всегда оказываются в категории «на свалку».

Гришку Отрепьева, как известно, сожгли. Пепел поместили в пушку и выстрелили в ту сторону, откуда он пришел. Зане – самозванец, еретик и виновник великой смуты. В начале 17-го века кремация с последующим запуском в атмосферу производилась бесплатно и славы человеку не обеспечивала. В конце же 20-го века людей стали по их же просьбе, за их же деньги сжигать, чтобы зарядить в специальный снаряд и выплюнуть за пределы Земли. Уму не постижимо! На фоне этих новшеств даже бальзамированный Ленин, который справедливо раздражает христиан своим пребыванием у Кремлевской стены, выглядит вполне невинно.

И совсем последнее. Добродетельный человек в Писании уподобляется дереву, растущему при потоках. Лист его не отпадет, и все, что он делает, успеет. (См. Псалом 1) А нечестивый человек там же сравнивается с прахом, который поднимает ветер с лица земли. Прах, поднимаемый ветром. В Библии это назидательная поэзия. В жизни - это современная правда о совершенно заблудившемся человеке.

Рейтинг: 9.4 Голосов: 71 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Андрей16 августа 2017, 06:56
""Поклонники идеи кремации скажут вам, что земли, дескать, слишком мало, чтобы хорониться в нее-матушку. Скажут, что кладбища разрастаются, завоевывая города, и так далее"".

В крошечном Израиле, где плотность населения выше, чем в европейских странах, кремация запрещена законом как противоречащая иудаизму. И ничего, никто на кладбищах не строится, земли всем хватает, учитывая даже постоянный рост населения, в отличие от Европы. Так что этот аргумент смело можно "поделить на ноль".
А развеивание праха лично у меня ассоциировалось еще задолго до прихода к Православию, с детства, ни с какой не "романтикой", а с "посмертным наказанием" только для самых страшных злодеев.
Ирина18 октября 2015, 18:58
Я против кремации. Господи, помилуй детей, которые кремируют своих родителей. Они вычёркивают их из своей жизни и жизни Вечной. Сегодня была участницей этого жуткого обряда. Страшно, безнравственно. Упокой, Господи, душу усопшей рабы Твоей Аллы и прости заблудших детей её. Спаси Господи.
Антон Гордовый 7 сентября 2015, 16:04
Спаси вас Господи Отец Андрей. Я верую что Богу и из праха после кремации не составит труда нас воскресить ибо и в земле мы превратимся в глину, но давайте не будем себя ввергать в гиену огненную добровольно, благо Русь-матушка богата территорией..
Я не вернусь, я больше не вернусь.
Прощай, земля и этот край болотный.
Как тесно жить в твоих просторах, Русь,
Одна утеха - умирать вольготно.
(с) иеромонах Роман.
Священник Иоанн 6 сентября 2015, 22:23
Прошу прощения, я заметил опечатку в своем первом комментарии от 6.09. Написано: "Да, кремация является более традиционной формой захоронения". Следует читать: "Да, захоронение гробом является более традиционным погребальным обрядом".
Наталья Богоявленская 6 сентября 2015, 21:48
Со странным чувством прочитала комментарий священника Иоанна. Если такие взгляды принадлежат мирянину, то это... не скажу простительно, но во всяком случае понятно. Но когда их высказывает священнослужитель -- более чем удивительно.
Что же касается святых, которых за веру Христову предавали огню (см. комментарий Игоря Шохина), то это не было их желанием, а быть сожжённым по собственному завещанию или против желания -- согласитесь, это разные вещи. Силы Божией здесь никто не умаляет, но, к сожалению, грехи наши растут.
В своей жизни мне довелось побывать в крематории три раза. Очень хорошо помню, какой ужас объял меня при первом посещении этого жуткого заведения, когда гроб стал проваливаться буквально в адову бездну. Во второй и третий разы этот момент я уже не смотрела -- отворачивалась к стене.
Мария 6 сентября 2015, 18:07
Завещание себя кремировать и прах развеять вызывает ассоциацию самоубийства после смерти. К тому же, при всём уважении к воле покойного, мысль вдохнуть праха Майи Михайловны, как и чьего-либо ещё, меня как-то не вдохновляет.
Поразительно, собачек-котиков начинают погребать как людей, а тела людей предавать огню геенскому.
Игорь Шохин 6 сентября 2015, 18:01
Почитайте жития святых. Скольких сожгли в огне? И, что, они не воскреснут? Не умаляйте силы Божией.
Священник Иоанн 6 сентября 2015, 02:13
...И почему отвращение к гниющему телу - признак безбожия? Эмоционально - это естественная реакция не зависимо от веры. И действительно человек часто руководствуется сильными эмоциями, а не правильным пониманием Символа веры. Значит ли это, что он демонстрирует безбожие? Желание Майи развеять свой прах над Россией (а не над Германией) - символ принадлежности её жизни и творчества нашей родине, нашему народу. Это понятно без трактовок. Что здесь безбожного?
Но самое главное. В своем служении мне приходилось не раз сталкиваться с печальной ситуацией: среди родственников покойного находится одна воцерковленная (-ый), которая начинает всем остальным с внутренней паникой объяснять, что кремировать покойника - великий грех. Она настолько убеждена в ужасе греха, что ссорится со всеми своими родственниками, порою совершенно теряя и так некрепкий мир между ними. Боюсь, что после такой статьи уверенность в правильности борьбы со своими безбожными родственниками у некоторых людей может возрасти.....
Я не сторонник кремации, но не вижу смысла давать ей такое неубедительное богословское осмысление. Мир среди живых дороже, чем народные традиции погребения мертвых.


С уважением.
Священник Иоанн 6 сентября 2015, 02:10
Отец Андрей. Очень люблю Ваши статьи. Уважаю Ваще мнение. Но данная статья не вызвала сочувствия. Я не понимаю, почему кремация представляется какой-то демонстрацией безбожия? Мы с Вами веруем, что в последний день Господь наш прах восставит из любого места и из любого состояния. Помню слова преп. Нила Сорского: "тело мое после смерти отдайте псам на съедение: оно грешило". Не понимаю, чем песок на зубах в Калифорнии хуже пропитанного насквозь "испариной" со лба покойника "венчика", который мы благочестиво целуем (извините за натурализм, Вы первый начали). Вы пишите про "свалку" на орбите. Но могу поспорить. Смердящая и гниющая мусорка по расстоянию гораздо ближе даже к самому дорогому кладбищу здесь на земле, чем какой-либо мусор - к летающим урнам на орбите, где нет гниения. В таком "захоронении" при желании можно найти и христианский символизм (небеса, отсутствие тления, ожидание встречи с Господом на воздухе и т.п.). Да, кремация является более традиционной формой захоронения. Но Вы сами указали, что эта традиция не является исключительно христианской, вспоминая о существовании её в исламе, где нет понятия о воскресении. Я полагаю, что есть подобные традиции и в языческих народах....
Татьяна Органова 5 сентября 2015, 22:00
Родион Константинович жив. Может быть, что-то еще сможет изменить его сознание, и прах Майи Михайловны с миром упокоится вместе с ним, в его могиле.
К 5 сентября 2015, 21:43
"Разбейте мой прах подальше ото всего, что меня окружало при жизни" или "Развейте мой прах над тем, что мне дорого было при жизни".
Мотивация такая же, как у самоубийства.
"Я так все это ненавижу, что хочу убежать от этого. Плевать, что вам это доставит страдания" или
" Я так люблю все это, что своевольно останусь с этим навсегда, уйду необъяснимо, чтоб все жалели меня и винили себя".
Эгоизм гордость страх отчаяние.

Могила - лучше. На Масличной горе могилы в 5-7 рядов в глубину. Ничего, земли хватает!
Хотя, останки афонских монахов лежат не в земле. Черепа- все вместе отдельно, кости ног- отдельно, рук отдельно. Почему- то?!
тамара 5 сентября 2015, 19:00
Батюшка,спаси Вас Бог за Ваши проповеди,рассказы,книги.Многая и долгая Вам лета. Храни Вас Господь.
Elena Shatova 5 сентября 2015, 13:35
Как всегда, очень мудро и глубоко, а главное - призыв к размышлению! Спасибо, Батюшке! На поверхности вопросы о культуре погребения, а глубже - о преобладающем отношении человека к своей плоти и во время земной жизни, и, к сожалению, после земного пути.
Наталья 5 сентября 2015, 12:20
Спасибо за статью, отец Андрей.
Наталья Мяконькая 5 сентября 2015, 09:19
Я знала Людмилу с молодых лет. Между нами сложились добрые, приятельские отношения. Периодически мы встречались, общались. Изредка я заходила к ним в гости. Разговоры велись на различные темы;о вере в Бога тоже. Так как мы уже далеко немолоды, я приносила им с мужем книгу архимандрита Рафаила "Умение умирать или искусство жить"...Весной она умерла, инсульт... Зараннее, сама, велела себя сжечь...Признаюсь, при молитве о усопших, языку очень трудно проговорить её имя.
Галина 5 сентября 2015, 08:54
Спасибо за статью, отец Андрей!Я тоже вспомнила первый Псалом, когда узнала о последней воле Плисецкой. Мне было неловко как-то и хотелось поскорее забыть об этом... Согласна с Вами полностью. Пожалуйста, пишите еще. Мне очень помогают Ваши статьи, и проповеди, и книги.
Andrey Goncharov 4 сентября 2015, 21:56
Спасибо за статью. Очень актуально и правильно замечено, что люди стали склоняться в пользу кремации и других, более экзотических способов трансформации своего тела. Одна поправка: прах Плисецкой, согласно ее завещанию, будет развеян над Россией вместе с прахом мужа, Родиона Щедрина. Сейчас, пока Щедрин жив, урна с прахом находится в квартире. Удручающе.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Протоиерей Андрей Ткачев

Новые материалы

Выбор читателей

×