В МГУ был представлен доклад «Ограничение свободы слова в средствах массовой информации как последствие принятия закона о защите чувств верующих». Организатором конференции «Гуманистическое содержание принципа свободы мысли, совести, религии и убеждений» выступила аспирантка кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ Елена Коростиченко, сфера интересов которой - «сущность свободы религиозных убеждений и совести, а также их влияние на общество».
Судя по приведенным на конференции данным, журналисты в России очень слабо ориентируются в любых религиозных темах, даже связанных с обычаями и праздниками, и поэтому для перестраховки стараются убирать из текстов и передач даже совершенно невинные фразы с упоминанием Бога и религии типа «Бог простит!». Вопрос только один – бессознательная боязнь «как бы чего не вышло» или осознанное вредительство?
За полтора месяца авторы доклада опросили 128 сотрудников нескольких десятков СМИ, в том числе работники "ведущих федеральных каналов, радиостанций - как информационных, так и развлекательных, газет и интернет-ресурсов".
Среди респондентов было 75 мужчин и 53 женщины, из которых 96 православных, 13 мусульман и 19 не исповедующих какую-либо религию. Возраст опрашиваемых варьировался от 20 до 45 лет. Интервьюировались при этом сотрудники не только информационных проектов, но и познавательных, образовательных и развлекательных.
Владимир Путин подписал поправки в УК в конце июня 2013 года. Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих, стали караться либо штрафом от 300 тыс. до 500 тыс. рублей в зависимости от степени содеянного, либо обязательными работами, либо принудительными работами, либо лишением свободы (до трех лет колонии).
Хотя уголовные сроки по новому закону еще никто не получил, его принятие повлияло на редакционную политику СМИ всех форматов.
Причем чаще всего речь идет не о цензуре в строгом понимании этого слова, а скорее о самоцензуре или перестраховке со стороны редакций.
Так, 119 журналистов из 128 ответили, что после вступления в силу закона руководство стало им рекомендовать "отказываться в своих материалах от упоминания религии, религиозных проблем, традиций, а также от упоминания различных проявлений неверия". Впрочем, в нескольких СМИ вводили и прямые запреты: в заголовках и названиях сюжетов нельзя было упоминать слова "Бог", "Аллах" и "атеист".
Сотрудник одного из спортивных интернет-порталов рассказал авторам доклада, что цензурировались даже устоявшиеся выражения, заголовки, в которых было слово "Бог". Под запрет подпали две цитаты: "У Халка талант от Бога" (речь шла о способностях бразильского нападающего, играющего за санкт-петербургский ФК "Зенит") и "Марадоне помогла рука Бога" (речь шла о знаменитом голе нападающего сборной Аргентины в ворота сборной Англии на чемпионате мира по футболу в Мексике 1986 года).
«Любопытно, что заголовок последней статьи был изменен не до публикации, а после, - говорится в докладе. - Непонимание нового закона заставило редакцию проанализировать архивы своего издания и внести правки в опубликованный несколько лет назад материал».
По словам сотрудницы одного из федеральных каналов, которая пообщалась с авторами доклада, в ее редакции введен запрет на демонстрацию "нетрадиционных для России религиозных символов и знаков". Какие знаки и символы имеются в виду, и какие из них следует считать традиционными, руководство федерального канала не конкретизировало.
В развлекательных СМИ, судя по докладу, редакционные правила относительно упоминания религиозных тем жестче, чем у новостных редакций. Так, было отмечено, что авторы программ на шести телеканалах и трех радиостанциях сообщили, что им запрещено упоминать религию, "а также вопросы веры и неверия в какой бы то ни было форме в рамках юмористических шоу". Вероятно, это связано с тем, что сценаристы развлекательных передач имеют крайне смутное представление о религиозных темах.
«Из популярной телевизионной программы, по словам ее сценариста, был вырезан эпизод, где девушка на извинения молодого человека за измену отвечала: «Бог простит!». Из другого юмористического шоу того же автора был удален эпизод, в рамках которого девушка говорила своему молодому человеку, что «тот точно произошел от обезьяны», приводят примеры цензуры авторы.
Неофициальные рекомендации или исключения в редакционной политике допускались лишь для освещения православных традиций и мероприятий - так ответили 67 из 119 сотрудников СМИ, которые в целом признали изменения в редакционной политике после одобрения закона о защите религиозных чувств. Еще 31 журналист признался, что изменения в установках есть и при освещении тем, связанных с мусульманскими традициями и мероприятиями.
Авторы доклада составили также рейтинг трех самых неудобных околорелигиозных тем, в которых СМИ видят «потенциальные риски нарушения закона». Наибольшие опасения вызывает тема противодействия каких-либо групп граждан Русской Православной Церкви (это мнение разделили 108 опрошенных журналистов), на втором месте какие-либо упоминания об атеизме или неверии (об этом сказали 63 журналиста), на третьем месте обзоры религиозных и православных мероприятий (об этом заявили 29 журналистов).
Запретными темами в редакциях оказались отмена концертов группы Cannibal Corpse в Москве под давлением православных активистов и освещение протестов православных активистов после выхода фильма Андрея Звягинцева "Левиафан".
Вероятно, авторы конференции пытались создать видимость желания защитить «свободомыслие», но, по сути, выявили лишь глубокое непонимание людьми, далекими от веры, принципов уважения к чужой точке зрения, основанной на религиозных убеждениях.
Проблема выглядит надуманной, поскольку проведенные ранее опросы населения показывают, что россияне спокойно относятся к религиозным выражениям и риторике.
В соответствии с недавно проведенным опросом ВЦИОМ, 67% жителей России полагают, что создатели художественных произведений не должны своими творениями задевать чувства верующих. При этом 68% респондентов убеждены, что всем гражданам необходимо руководствоваться в первую очередь принципами политкорректности и вежливости, а не правом на свободу слова. Между тем, большинство респондентов практически не замечали оскорблений чувств верующих: 73% россиян никогда не сталкивались с оскорблением чувств верующих, 11% замечали такие проявления один-два раза в жизни, 8% сталкиваются с ними по несколько раз в год.
«Царьград ТВ» провел собственный блиц-опрос среди журналистов различных СМИ и не выявил редакционных ограничений, за исключением самоцензуры журналистов, которые плохо разбираются в религиозных темах и добровольно отказываются их освещать, опасаясь обвинений в непрофессионализме. Отсутствие религиозной цензуры в СМИ подтверждает и раздолье креативного поливания помоями всего, связанного с православием, на страницах многочисленных либеральных СМИ.
По материалам Синодального информационного отдела Московского Патриархата