Православный календарьПравославный календарь
Три выдающиеся епархиалки
Мария Тоболова
Три подруги всегда вспоминали годы, проведенные в стенах епархиального училища, как самые счастливые, лучшие годы их жизни.
Старец Клеопа (Илие)
К 25-летию со дня кончины старца
Когда будущего старца Клеопу постригли в монахи, ему было всего 25 лет, а скитские отцы уже смотрели на него как на маститого наставника.
Хрестоматийная история
Ин. Наталья (Каверзнева)
Он стремительно пробегает всё расстояние от ворот до храма, взлетает по лестницам, хватает ручку двери, дергает ее… а она не открывается.
«Открытая школа в зоне военного конфликта – это символ нормальной жизни для детей»
О русской православной школе в Вифании
Когда ты чувствуешь себя уязвимым и незащищенным, окруженным злом, единственный путь, по которому может прийти помощь, – Господь.
В атмосфере чуда
О помощи Божией, сопровождающей восстановление храма
После погружения в историю поселка и прихода было уже невозможно не приступить к возрождению храма.
Учение старца Филофея и современность
Прот. Владислав Цыпин
Все ли благополучно с приверженностью традиционным религиозным и нравственным ценностям, на страже которых призван стоять Третий Рим, в современной России?
Торопец. 18 сентября 2024 года. Будни взаимопомощи
Уже через час появились первые объявления: «Старая Торопа. Приму людей»; «Андреаполь. Размещу семью. Тел. …»; «Нелидово. Микроавтобус. Готов вывезти 8 человек»...
Образы Божией Матери в каноне Субботы Акафиста
Мон. Софроний (Вишняк)
Этот канон в высшей степени торжественен, прекрасен и может быть по праву назван поэтическим шедевром.
Давид Гиоргобиани о преподобном Гаврииле (Ургебадзе)
Отец Гавриил показывал нам иной мир, показывал Христа – живого и действующего.
Расстриги на службе глобалистам
Прот. Владислав Цыпин
Единственным мотивом неповиновения Священноначалию остается мечта о победе не России, но над Россией.

«От Владимирской я не мог оторваться»

Саратовский реставратор икон — о профессии, амбициях и вере

С погружением в историю иконописи советскому историку, а впоследствии заведующему реставрационным отделом Радищевского музея Андрею Геннадьевичу Моченцову открылся целый мир, знакомый лишь мельком по урокам научного атеизма. Икона бывает высокого или не высокого мастерства, но в основе ее всегда лежит реальный духовный опыт, молитва, стремление к праведной жизни. Истинными иконописцами исстари признавались лишь святые отцы. А как образ святого может воспроизвести обычный художник? Можно ли "чинить" иконы без веры, или реставрация — это та профессия, которая сама приводит к Богу?

Из историка – в реставраторы

— Андрей Геннадьевич, вы учились на историка в Саратовском пединституте, но вдруг, будучи еще совсем молодым человеком, не обладая специальными навыками и знаниями, стали реставрировать иконы. Как вы пришли в профессию?

— Окончив институт, я устроился в Радищевский музей — в выставочный отдел подсобным рабочим. Спустя год главный хранитель музея неожиданно предложил мне попробовать себя в реставрации — занятии мне совершенно незнакомом. К нам в музей тогда периодически приезжала Ольга Александровна Пригородова — высококлассный реставратор икон из Московского художественного центра имени академика И.Э. Грабаря. Она выполняла заданный объем работы и покидала Саратов до следующего года. Я стал помощником Ольги Александровны, сначала для того, чтобы мы оба присмотрелись: она ко мне, я — к делу. В итоге она заключила, что у меня неплохо выходит, а я понял, что реставрация мне по душе, и начал работать.

— Разве для того, чтобы приступить к реставрации, не нужно было уже знать иконописную традицию, уметь писать иконы?

— Я пришел в музей в 1991 году. По истории древнерусской живописи существовало всего около полутора десятков книг. Все, что я знал о религии, было воспринято на вузовских занятиях по научному атеизму: эту дисциплину тогда уже сворачивали, но наш педагог, за что я ей благодарен, давала нам не атеизм, а историю религий. Я заинтересовался, но знаний не хватало, и источник информации найти было тяжело. А когда я соприкоснулся с иконами, все стали идти само собой. В реставрации работаешь в основном руками. Теоретические знания очень важны, но их можно получить и самостоятельно. А то, как работать, перенимается, как и во всех прикладных специальностях, по схеме — мастер – ученик.

В течение нескольких лет я ездил на стажировку в Москву. Под руководством учителя выполнял определенную работу. Возвращался домой и целый год отрабатывал освоенную технику. Так я путешествовал около четырех лет, постепенно овладевая всеми необходимыми навыками. Потом поступил в аспирантуру Глазуновской академии живописи, ваяния и зодчества. Произошло это случайно: в Радищевский музей во время своей летней практики заглянули московские студенты из названной академии. От них я узнал о том, что у них преподает настоящий патриарх реставрации — Виктор Васильевич Филатов, по его учебникам профессией овладело не одно поколение. И он стал моим научным руководителем.

— Но то, что вы с такой готовностью окунулись в реставрацию, хотя бы отчасти соответствовало вашим прежним стремлениям?

– Я думаю, это связано с моими индивидуальными особенностями. Найдя в детстве старинную российскую монету — «деньгу» 1737 года, я всерьез увлекся нумизматикой. С тех пор история меня интересовала не как процесс, но в своем материальном воплощении. И на истфак я пошел именно по этой причине. Смотришь на предмет и думаешь: как он существовал до того, как попал тебе в руки, где был изготовлен, где найден, почему? Эти вопросы меня беспокоят. И в моей нынешней работе этот интерес реализуется.

Наедине со святыней

— То, что реставратор так внимателен, так близок к святыне, влияет на него?

— Я не знаю, есть ли здесь закономерность, но считаю, что заниматься реставрацией икон без веры невозможно. Однако мой учитель — Ольга Александровна — была мастером высочайшей категории, при этом оставаясь убежденным атеистом. В моем случае вышло иначе. Я сравнивал иконы, размышлял над разными образами: почему здесь такой лик, здесь — иной, и это погружение на меня повлияло. В процессе работы происходили и по сей день происходят маленькие чудеса — Господь направляет.

— Будучи способным создавать иконы, не чувствуете ли вы неудовлетворенности от того, что, проделав столько труда, как мастер остаетесь в тени?

— Реставрируя, я должен сделать так, чтобы было видно и понятно именно то, что хотел выразить автор иконы, а не я со своими амбициями. Как только попустишь в реставрации творчество, тут же придет в голову: «Что-то этот иконописец кривенько написал, — надо бы поправить! Я же мастер, сделаю — и будет красота…» И начинаешь автора править. А это недопустимо. Я считаю, что творчество мешает моей профессии. Если возникает во мне творческий зуд, я предпочитаю создать полностью свою вещь, и туда весь пар выпустить.

— В иконописном искусстве вы придерживаетесь канона или предпочитаете академический стиль?

— Музейная работа, и работа реставратора в особенности, располагает к консервативным взглядам на иконопись. Я предпочитаю традиционную икону. Она мне ближе и в душе вызывает больший отклик. Когда я в первый раз приехал в Москву, в Третьяковке в экспозиции древнерусской живописи увидел образ Владимирской Богоматери, сейчас его уже вернули Церкви. Меня тогда будто молния пронзила, я стоял полчаса, не мог сдвинуться с места, потому что было невозможно оторваться от этого образа. Хотя в музее были выставлены и другие хорошие иконы, потрясла меня именно эта. В отличие от западноевропейской живописи, где человек выражает самого себя, в иконе он пытается отразить Божественную суть. Икона не отражает конкретного иконописца, как картина — художника. Когда у иконописца начинается творчество, оно сразу начинает быть заметным. Нужно чтобы «Я» не превалировало при создании произведения, и тем более — в его реставрации.

Труд незаметный и трепетный

— А первая икона, которую вы реставрировали, — какая она была? Что вы испытывали? Страшно было?

— Еще как страшно, я и сейчас боюсь: бывают такие иконы — думаешь, с какой стороны к ней подойти. Трепетное отношение терять никогда нельзя. Это как водить автомобиль: как только решишь, что все умеешь, начнешь врезаться.

Свои первые образы я выполнял под руководством Ольги Александровны. Это была ярославская икона Божией Матери «Благовещение Пресвятой Богородицы», ярославский образ пророка Божия Илии, муромский иконостас. Для меня это был конвейерный труд: я выполнял какие-то конкретные операции. С Благовещением долго возился, грунт шлифовал, по рукам били, чтобы не увлекался. А когда совсем самостоятельно? Можно сказать, что от начала до конца я отреставрировал икону из муромского иконостаса — образ митрополита Московского и всея Руси Ионы. Я помню, работал над ним с большим трепетом. Несколько раз возил его в поезде в Москву на укрепление, а ведь образ не маленький. В Саратове снимал с него записи, тонировал. Он и теперь в экспозиции.

— Всякая ли икона требует реставрации? Или есть те иконы, которые могут быть выставлены в каком-то «промежуточном» состоянии?

— Здесь трудно сказать. Мне тем и нравится моя работа, что невозможно воспользоваться шаблоном, в ней нет схем. Каждая икона индивидуальна. Во-первых, даже если иконы вышли из одной иконописной мастерской: у каждого иконописца все же свои нюансы в изготовлении. И после того, как мастер икону написал, она попадает в руки человека, и начинается для нее новая жизнь, особая — у каждой. В собрании нашего музея есть образцы идеальной сохранности ХVII века. Видимо, повезло: как была написана такая икона, поставили ее в киот в красный угол, и в таких условиях она идеально сохранились: ни доска не погнулась, ни лак не потемнел. Но могли икону около печки поставить, а когда бабушка умерла — на чердак закинуть. Или икона могла попасть в храм, который спустя годы закрыли советские власти. Встречались нам святые образы со следами от топора, от выстрелов. Что только ни происходило с ними…

— В работе вы не стремитесь вернуть иконе ее первоначальный облик? В чем вы видите свою задачу?

— Первоначальный облик иконе придать невозможно — это утопия. Это несколько обывательское представление о цели. Старение материалов необратимо. Реставратору нужно сделать так, чтобы было комфортно смотреть на образ и ничто не мешало восприятию. Можно сказать, что мы налаживаем оптику для зрителя.

— Вы не жалеете о том, что выбрали для себя именно эту профессию?

— Скорее это профессия выбрала меня. От своей работы я получаю удовольствие. Занимаюсь тем, что люблю.

Газета «Саратовская панорама» № 36 (1015)

Беседовала Мария Ковалева

Источник: Православие и современность

2 ноября 2015 г.

Рейтинг: 7.3 Голосов: 4 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
тамара13 ноября 2015, 01:59
Божией помощи в работе и в жизни.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×