Как облегчить ребенку время пребывания в храме

Многие уверовали уже во взрослом возрасте. Как они могут учить своих детей вере, если сами не имеют личного опыта воцерковления в детском возрасте? Что можно посоветовать таким родителям? На эти и другие вопросы отвечает владыка Антоний, митрополит Бориспольский и Броварской, Управляющий делами Украинской Православной Церкви.

    

— Владыко, сегодня есть немало взрослых людей, у которых детские воспоминания о храме, как правило, эпизодичны. Могут ли они учить детей тому, чего сами на практике не проходили?

— Не стоит забывать, что всех воспитывает Сам Господь Бог. Он ведет каждого человека особым путем. Поэтому те, которые хотят воспитать из своих детей настоящих христиан, должны понимать: главная задача родителей — не мешать Божественной благодати преображать душу ребенка. Нужно поддерживать ребенка в его пути к Богу, ограждать от дурных влияний. Но при этом никогда нельзя забывать, что общение ребенка с Богом — это таинство, святость которого необходимо оберегать и защищать. На этом и должно основываться христианское воспитание.

— Как правильнее поступать: приносить детей в храм с младенчества или дождаться их повзросления и осознанного выбора веры? На практике принято крестить младенцев с первых дней жизни. Но многие говорят, что это ограничивает свободу выбора самого крещаемого и что к Таинству Крещения следует подходить добровольно, т. е. в сознательном возрасте...

— Крещение младенцев — древняя практика, берущая свое начало еще с первых времен существования Церкви. В Священном Писании можно встретить косвенные свидетельства того, что младенцев крестили уже сами апостолы. Например, в Книге Деяний неоднократно говорится о том, что апостолы крестили людей целыми семьями. Так, апостол Петр крестил всех собравшихся в доме сотника Корнилия (см.: Деян. 10: 48). Апостол Павел крестил жительницу города Фиатиры Лидию со всеми ее домашними (см.: Деян. 16: 15). Апостолы Павел и Сила крестили тюремного сторожа и всех, бывших в его доме (см.: Деян. 16: 31–33). В городе Коринфе был крещен начальник синагоги Крисп со всем домом своим (см.: Деян. 18: 8). В Первом послании к Коринфянам апостол Павел упоминает, что, находясь в Ахаии, он крестил местного жителя Стефана со всем его домом (см.: 1 Кор. 1: 16). В том же послании апостол Павел называет семейство Стефана образцом для всех христиан и упоминает о том, что эта семья посвятила себя на служение святым (1 Кор. 16: 15).

— Вопрос о церковном воспитании однажды задали митрополиту Сурожскому Антонию. Он искренне признался, что предпочитает заниматься с детьми такого возраста, с которыми уже можно хотя бы разговаривать. Что делать с младенцами, он не знал. Так нужно ли младенцев приносить в храм? Какой в этом смысл, если они ничего не понимают?

— В Православии младенцев после Крещения допускают к Таинству Причастия. Таким образом, ребенок уже буквально с первых месяцев жизни приобщается Тела и Крови Христовых. Это, конечно же, оказывает благодатное воздействие на его душу. И родители не должны лишать детей столь важного дара, оставленного нам Иисусом Христом. Поэтому приносить младенцев в храм для Причастия — обязанность и родителей, и крестных. Конечно, младенец не может осознанно воспринимать все, что происходит в храме. И вовсе не обязательно, чтобы мама с грудным младенцем, желая его причастить, присутствовала в храме на протяжении всей Литургии. Я думаю, что грудных младенцев лучше приносить в храм минут за 15–20 до Причастия. Этого времени вполне достаточно, чтобы младенец привыкал к храмовой обстановке и не утомлялся.

— Еще один практический вопрос: с какого возраста приобщать детей к Таинству Исповеди?

— Это весьма деликатный вопрос. С точки зрения канонического права можно сказать так: ребенок должен идти на исповедь, когда достигает способности к здравому суждению. То есть, он должен понимать, что такое грех; должен понимать, что грех — это зло; и должен сожалеть о совершенных греховных поступках. Считается, что такая способность окончательно оформляется примерно к семилетнему возрасту.

— Бывают случаи, когда дети подходят к исповеди с листочками, где грехи написаны... заботливыми мамами. Получается, что взрослые навязывают детям свое понимание греха. В чем же особенность именно детской исповеди? Как готовить к ней ребенка?

— Разумеется, мама не должна составлять за ребенка список его грехов. В противном случае будет имитация покаяния. В том-то и смысл исповеди, чтобы человек сам осознал свой грех и раскаялся в нем. Родители буквально с молоком матери должны вкладывать в ребенка понимание добра и зла, постепенно вести к осознанию необходимости бороться с грехом.

— Некоторые родители описали в своих письмах одинаковую ситуацию: ребенок до 12–14 лет ходил на богослужения, посещал воскресную школу. Но потом вдруг сказал «нет» — больше не пойду в храм. Что делать с такими детьми? Понуждать их или отпустить ситуацию на «самотек»?

— Здесь мы сталкиваемся с хорошо известным всем школьным педагогам явлением: до 12–14 лет дети полностью зависимы от того, что принято называть «родительским программированием». Они еще не могут сами выбирать свое отношение к миру и потому видят его глазами родителей. Но вот ребенок достигает подросткового возраста и начинает активно вырабатывать собственное отношение к жизни. Это сопровождается борьбой с «родительским программированием». Подросток стремится освободиться от тех сценариев поведения, которые ранее вкладывали в него родители. Все, что ранее он воспринимал как само собой разумеющееся, теперь ставится под сомнение или вовсе отвергается. Понятно, что в таких случаях возникают конфликты с родителями и учителями. Причем надо понимать: чем активнее родители будут стремиться навязать подростку свое мировосприятие, тем активнее он будет против этого бунтовать.

— Как облегчить ребенку время пребывания в храме? Ведь даже взрослому порой тяжело выстоять многочасовую службу...

— Вы употребили очень показательное выражение — «выстоять службу». В этом наша беда: мы зачастую именно «выстаиваем» богослужение, не вникая в его глубинный смысл. Когда человек приложит усилие и постарается вникнуть в богослужебные тексты и в сам строй богослужения, то его присутствие в храме из «выстаивания» превратится в насыщенное и, можно сказать, увлекательное время пребывания. Отец Павел Флоренский когда-то написал статью «Храмовое действо как синтез искусств». Он показал, что во время богослужения Церковь влияет на все органы чувств человека. И воздействие это содержит в себе ярко выраженный эстетический элемент. Но вот как вовлечь в эту красоту детей? Как раскрыть перед ними богатство богослужебной жизни Церкви? Это задача весьма непростая.

— Многие считают компьютерные игры бичом нашего времени. Несмотря на запреты родителей, дети все равно вовлекаются в этот виртуальный мир. Как с этим бороться?

— Надо исходить из того, что игра и детство — понятия неразделимые. Ребенок хочет и всегда будет играть. Игры и игрушки отражают состояние общества и уровень его технического развития. Для ребенка игра — способ интеграции в жизнь общества. Сегодня такая интеграция уже невозможна без элементарных навыков компьютерной грамотности. И если люди старшего поколения с трудом осваивают компьютер (а кто-то так и остается чужд компьютерного мира), то современные дети воспринимают компьютер совсем по-другому. Так что полностью изолировать детей от компьютерной техники не нужно.

— Как уравновесить семейно-церковное воспитание и влияние внешнего мира, который зачастую слишком отдален от христианства? К примеру, многие мероприятия светской школы идут вразрез с церковным календарем и христианским мировоззрением.

— Перед родителями, стремящимися вести церковную жизнь, всегда возникает такой соблазн: изолировать своих детей от внешнего мира и пресечь их контакты со сверстниками, далекими от Церкви. Мне приходилось видеть семьи, которые даже не отдают детей в школу и организуют им домашнее обучение. Это очень рискованный подход. Так можно нанести серьезный вред: если ребенка изъять из окружающего мира и вырастить его в своеобразных тепличных условиях, то он окажется неприспособленным к жизни. Нужно не изолировать детей от общества, а дать им навыки для противостояния соблазнам мира сего. Для этого родители должны уделять достаточно много собственного времени и душевных сил.

Церковная православная газета

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
тамара17 декабря 2015, 19:55
ВЛАДЫКА, МНОГАЯ И ДОЛГАЯ ВАМ ЛЕТА. БОЖИЕЙ ПОМОЩИ ВСЕГДА И ВО ВСЁМ.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×