Проект документа Всеправославного Собора, принятый V Всеправославным предсоборным совещанием в Шамбези, 10-17 октября 2015 года.
Публикуется в соответствии с решением Собрания Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези, 21-28 января 2016 года.
1. Православная Церковь, будучи Единой, Святой Соборной и Апостольской Церковью, в глубоком церковном самосознании твердо верит, что занимает главное место в процессе движения к единству христиан в современном мире.
2. Православная Церковь основывает свое единство на факте ее основания Господом нашим Иисусом Христом и общении во Святой Троице и таинствах. Это единство выражается в апостольском преемстве и святоотеческом предании, и Церковь доныне живет им. Православная Церковь имеет миссию и долг передавать и возвещать всю содержащуюся в Священном Писании и Священном Предании истину, которая и придает Церкви кафолический характер.
3. Ответственность Православной Церкви в отношении единства, равно как и ее вселенская миссия, были выражены Вселенскими Соборами. Они особенно подчеркивали наличие неразрывной связи между правой верой и общением в таинствах.
4. Непрестанно молясь «о соединении всех», Православная Церковь всегда развивала диалог с отделенными от нее, ближними и дальними, первенствовала в поиске путей и способов восстановления единства верующих во Христа, принимала участие в экуменическом движении с момента его появления, и вносила свой вклад в его формирование и дальнейшее развитие. Кроме того, Православная Церковь, которой присущ дух вселенскости и человеколюбия, в согласии с божественным произволением «чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4), всегда трудилась ради восстановления единства христиан. Вот почему участие православных в движении за восстановление единства христиан нисколько не чуждо природе и истории Православной Церкви, так как последовательно выражает апостольскую веру и Предание в новых исторических условиях.
5. Современные двусторонние богословские диалоги, которые ведет Православная Церковь, равно как и ее участие в движении за восстановление единства христиан, основываются на её православном самосознании и духе вселенскости, и имеют целью поиск утраченного единства христиан на основе веры и предания древней Церкви семи Вселенских Соборов.
6. Единство, которым обладает Церковь по своей онтологической природе, не может быть нарушено. Православная Церковь констатирует существование в истории других не находящихся в общении с ней христианских церквей и конфессий, и в то же время верит, что ее отношения с ними должны строиться на скорейшем и более правильном уяснении ими всей экклезиологической тематики, особенно в области учения о таинствах, благодати, священстве и апостольском преемстве в целом. Так, исходя из богословских и пастырских соображений, она благожелательно и положительно смотрела на диалог с различными христианскими церквами и конфессиями и на участие в экуменическом движении новейших времен вообще, веря, что таким образом она несет активное свидетельство о полноте Христовой истины и о своих духовных сокровищах тем, кто находится вне ее, преследуя объективную цель – подготовить путь к единству.
7. В свете вышеизложенного понимания все Поместные Святейшие Православные Церкви активно участвуют сегодня в официальных богословских диалогах, и большинство также в работе различных национальных, региональных и международных межхристианских организаций, несмотря на возникший глубокий кризис в экуменическом движении. Такая многогранная деятельность Православной Церкви проистекает из чувства ответственности и убеждения, что основополагающее значение имеют взаимопонимание, сотрудничество и общие усилия по достижению христианского единства, «дабы не поставить (нам) какой преграды благовествованию Христову» (1 Кор. 9: 12).
8. Конечно, ведя диалог с прочими христианами, Православная Церковь не недооценивает трудностей, связанных с этим делом, но и понимает, какие препятствия лежат на пути к общему пониманию предания древней Церкви. Она надеется, что Святой Дух, Который «весь собирает собор церковный» (стихира на вечерне Пятидесятницы), «восполнит оскудевающая» (молитва на хиротонии). В этом смысле в своих отношениях с остальным христианским миром Православная Церковь опирается не только на человеческие силы их участников, но, по благодати Господа, молившегося: «Да будут все едино» (Ин. 17, 21), уповает прежде всего на помощь Святого Духа.
9. Участие в нынешних двусторонних богословских диалогах, о которых было объявлено на Всеправославных совещаниях, является результатом единогласного решения всех Святейших Поместных Православных Церквей, долг которых – активно и постоянно участвовать в их работе, дабы не препятствовать единодушному свидетельству Православия во славу Триединого Бога. В том случае если какая-то Поместная Церковь решит не назначать своих представителей на какой-либо диалог или сессию диалога, при том, что это решение не является всеправославным, диалог продолжается. Перед началом диалога или сессии диалога отсутствие какой-либо Поместной Церкви следует обязательно обсудить на Православной Комиссии и тем самым выразить солидарность и единство Православной Церкви.
10. Проблемы, которые возникают в ходе богословских дискуссий в Смешанных богословских комиссиях, не всегда являются достаточным основанием для одностороннего отзыва представителей или окончательного прекращения какой-либо Поместной Православной Церковью своего участия. Как правило, следует избегать выхода какой-либо Церкви из диалога и на межправославном уровне прилагать необходимые усилия для того, чтобы участвующая в этом диалоге Православная богословская Комиссия была представлена полностью. Если одна или несколько Православных Церквей отказываются от участия в заседаниях Смешанной богословской комиссии определенного диалога на серьезных экклезиологических, канонических, пастырских и нравственных основаниях, эта Церковь или Церкви, в соответствии с общеправославной практикой, письменно оповещают Вселенского Патриарха и все Православные Церкви о своем отказе. В ходе последующего всеправославного обсуждения Вселенский Патриарх выявляет единогласный консенсус Православных Церквей в отношении дальнейших действий, включая и возможность переоценки хода конкретного богословского диалога, если это будет единогласно признано необходимым.
11. Методология ведения богословских диалогов направлена на разрешение традиционных богословских различий или выявление возможных новых разногласий и на поиск общих моментов христианской веры. Она предполагает соответствующее информирование церковной полноты о разных этапах развития диалога. В том случае, когда какое-либо богословское различие преодолеть невозможно, богословский диалог может продолжаться, а отмеченное разногласие по конкретному вопросу фиксируется и сообщается всем Поместным Православным Церквам для принятия в дальнейшем необходимых действий.
12. Очевидно, что общей для всех целью богословских диалогов является окончательное восстановление единства в правой вере и любви. Однако имеющиеся богословские и экклезиологические разногласия позволяют выявить некую иерархию трудностей, существующих на пути к достижению поставленной на всеправославном уровне цели. Специфика проблем любого двустороннего диалога предполагает дифференцирование применяемых в них методологий, но не цели, потому что цель у всех диалогов одна.
13. В случае необходимости, нужно прилагать усилия по координации работы различных Межправославных богословских комиссий, учитывая, что и в этой области должно раскрываться и проявляться неразрывное онтологическое единство Православной Церкви.
14. Любой официально объявленный диалог заканчивается с завершением работы соответствующей Смешанной богословской комиссии, когда председатель Межправославной комиссии подает отчет Вселенскому Патриарху, который с согласия Предстоятелей Поместных Православных Церквей объявляет об окончании диалога. Ни один диалог не считается завершенным до того момента, пока на всеправославном уровне не будет объявлено решение о его окончании.
15. После успешного завершения работы какого-либо богословского диалога на всеправославном уровне принимается решение о восстановлении церковного общения, которое должно основываться на консенсусе всех Поместных Православных Церквей.
16. Одним из главных органов в истории экуменического движения стал Всемирный Совет Церквей (ВСЦ). Некоторые Православные Церкви были среди его учредителей, а затем все они стали его членами. Как сформировавшийся межхристианский орган, ВСЦ, так же как и другие межхристианские организации и региональные органы, такие как Конференция Европейских Церквей (КЕЦ) и Совет Ближневосточных Церквей, несмотря на то, что включают в свой состав не все христианские церкви и конфессии, исполняют важную задачу в деле продвижения единства христианского мира. Грузинская и Болгарская Православные Церкви покинули состав ВСЦ: первая в 1997, а вторая в 1998 г. Они имеют свое особое мнение о работе Всемирного Совета Церквей и, таким образом, они не участвуют в проводимых Всемирным Советом Церквей и другими межхристианскими организациями диалогах.
17. Поместные Православные Церкви – члены ВСЦ принимают полное и равноправное участие в структуре ВСЦ и всеми имеющимися в их распоряжении средствами вносят свой вклад в свидетельство истины и продвижение единства христиан. Православная Церковь охотно приветствовала решение ВСЦ откликнуться на ее просьбу о создании Специальной комиссии по православному участию во ВСЦ, что было сделано в ответ на поручение Межправославной встречи в Салониках (1998). Утвержденные Специальной комиссией критерии, предложенные православными и принятые ВСЦ, привели к созданию Постоянной комиссии по сотрудничеству и консенсусу. Они были одобрены и включены в Конституцию и Регламент работы ВСЦ.
18. Верная своей экклезиологии, тождеству своей внутренней структуры и учению древней Церкви семи Вселенских соборов, Православная Церковь, организационно участвуя в работе ВСЦ, отнюдь не принимает идею «равенства конфессий» и не может принять единство Церкви как некий межконфессиональный компромисс. В этом смысле единство, к которому стремится ВСЦ, не может быть плодом лишь богословских соглашений, но должно быть плодом и единства веры, тáинственно сохраняемого и живущего в Православной Церкви.
19. Православные Церкви – члены ВСЦ считают обязательным для участия в ВСЦ то основополагающее положение его Конституции, согласно которому его членами могут быть лишь те Церкви и конфессии, которые, по Писаниям, признают Иисуса Христа как Бога и Спасителя и исповедуют веру в славимого в Троице Бога – Отца, Сына и Святого Духа, согласно Никео-Цареградскому Символу веры. Они глубоко убеждены, что экклезиологические предпосылки Торонтской декларации (1950) «Церковь, Церкви и Всемирный Совет Церквей» имеют основополагающее значение для участия православных в Совете. Поэтому, само собой разумеется, что ВСЦ не является и ни в коем случае не должен стать сверх-Церковью. «Цель ВСЦ – не договариваться о союзах между церквами, которые могут заключаться только самими церквами, действующими по собственной инициативе, а устанавливать живые контакты между церквами и способствовать изучению и обсуждению вопросов единства Церкви» (Торонтская декларация, §2).
20. Перспективы проведения богословских диалогов Православной Церкви с другими христианскими церквами и исповеданиями всегда исходят из канонических критериев уже сформировавшейся церковной традиции (7-й канон II-го и 95-й канон Пято-Шестого Вселенских соборов).
21. Православная Церковь желает поддержать работу Комиссии «Вера и церковное устройство» и с особым интересом следит за ее богословским вкладом вплоть до сего дня. Она в целом положительно оценивает документы богословского характера, принятые Комиссией при участии внесших ценный вклад православных богословов, как важный этап в процессе сближения христиан. Однако Православная Церковь не выражает полного согласия с интерпретацией в этих документах важнейших вопросов веры и устройства.
22. Православная Церковь считает, что любые попытки разделить единство Церкви, предпринимаемые отдельными лицами и группами под предлогом якобы охранения или защиты истинного Православия, подлежат осуждению. Как свидетельствует вся жизнь Православной Церкви, сохранение истинной православной веры возможно только благодаря соборному строю, который издревле представлял компетентный и высший критерий Церкви в вопросах веры.
23. Общим для Православной Церкви является осознание необходимости ведения межхристианского богословского диалога, и потому она считает, что он всегда должен сопровождаться свидетельством миру делами взаимопонимания и любви, которые отражают «радость неизреченную» Благой Вести (1 Петр. 1:8), исключая всякую практику прозелитизма или иных вызывающих проявлений межконфессионального антагонизма. В том же понимании Православная Церковь считает важным, чтобы все мы, христиане, вдохновляемые общими важнейшими принципами нашей веры, приложили усилия, дабы с готовностью дать единодушный ответ на те сложные проблемы, которые ставит перед нами современный мир. Этот ответ должен основываться на идеальном примере нового во Христе человека.
24. Православная Церковь сознает тот факт, что в ответ на новые условия и новые вызовы современного мира движение за восстановление единства христиан принимает новые формы. Необходимо, чтобы Православная Церковь продолжала нести свое свидетельство разделенному христианскому миру на основании апостольского Предания и своей веры.
Мы молимся, чтобы христиане совместно трудились, дабы приблизить день, в который Господь исполнит надежду Православных Церквей, и будет «одно стадо и один Пастырь» (Ин. 10, 16).
15 октября 2015, Шамбези
Русь 1000 лет жила без единения с еретиками, и еще 100.000 лет без этого проживет. Зачем лезть в объятия к врагам Православной Церкви? Они наобещают вам в три короба, а потом обманут. Не нужно идти по пути Горбачева. Тот тоже думал, что пойдя на уступки Западу, он сохранит власть, да еще и попадет в ряды западной элиты. А его использовали, а потом выкинули как половую тряпку. Пиццу рекламировать.
«Я противник ереси экуменизма» и чтобы не уклоняться нам от Истинного Христова пути я ЗА ВЫХОД нашей Русской Православной Церкви, по примеру Грузинской и Болгарской Церквей, из участия в экуменистическом движении.
А почему наши, русские пастыри молчат?
Святые отцы Православной Церкви никогда не толковали эти Евангельские притчи как совместное общение с еретиками. Очевидно, приведенное токование позволяет восстановить евхаристическое общение не только с католиками, но и с арианами, несторианами, да и самим Иудой искариотским, ведь и ему «достался свой кусок рыбы» как вы пишете.
«Православные христиане должны сознавать Святую Вселенскую Православную Церковь единой и единственной истинной Церковью Христовой. Поэтому Православная Русская Зарубежная Церковь воспрещает своим чадам участие в экуменическом движении.[34]»
Архиепископ Серафим Соболев на московском Всеправославном совещании (1948) сказал[35]:
«…памятуя сущность и цели экуменизма, всецело отвергнем экуменическое движение, ибо здесь отступление от православной веры, предательство и измена Христу. Экуменизм ещё не будет торжествовать своей победы, пока он не заключит все Православные Церкви в своё экуменическое вселенское кольцо. Не дадим ему этой победы!
В 1983 году в Чин торжества Православия при митрополите Филарете в РПЦЗ на Архиерейском соборе была внесена анафема на «экуменизм»:
«Нападающим на Церковь Христову и учащим, что она разделилась на ветви, которые отличаются между собою своим учением и жизнию, и утверждающим, что Церковь не существовала видимо, но от ветвей, расколов и иноверий, должна соединиться во едино тело; и тем, которые не отличают истинного священства и таинств Церкви от еретических, но учат, что крещение и евхаристия еретиков достаточны для спасения; и тем, которые имеют общение с этими еретиками или содействуют им, или защищают их новую ересь экуменизма, под предлогом братской любви и объединения разделённых христиан — Анафема.[36][37][38] Википедия
Упомянутая Коммисия неправославная и документы, которых положительно оценивают, имеют догматический характер и несогласны с учением Православной Церкви.
По этому тамже в конце 21-й статьи пишут: "Однако Православная Церковь не выражает полного согласия с интерпретацией в этих документах важнейших вопросов веры и устройства".
Как нам узнать, именно чего поддерживают и положительно оценивают и в чем конкретно несогласны?
Если не обсуждали догматические вопроссы, тогда как решили чего одобрить, чего нет?
Почему нет не одной приложении? где найти все документы упомянутой коммисии?
P.S.
Я из Тбилиси. Не знаю хорошо русский язык. Так что за грамматические ошибки в моем посте не обрашайте внимания :)
Диавол закинул сети, чтобы поймать в них всё человечество. Богатых он хочет уловить масонством, бедных коммунизмом, а верующих экуменизмом.
Взято с сайта православие ру (этого сайта)
http://www.pravoslavie.ru/52580.html
- VI Вселенский Собор признал, чтобы тверды и ненарушимы пребывали святых Апостолов, восемьдесят пять правил (VI Всел. 2)
- VII Вселенский Собор приемлет, и всецелое и непоколебимое содержит постановление правил, изложенных от всехвальных Апостолов, святых труб Духа (VII Всел. 1)
- Всеправославный Собор положительно оценивает документы богословского характера, принятые Комиссией «Вера и церковное устройство» при участии православных богословов (Отношения п.21)
С юридической точки зрения, разницы в формулировках нет, а значит после Всеправ. собора десятки документов ВСЦ приобретут такой же статус как и апостольские правила. А уж в документах ВСЦ можно обоснование найти для всего и на любой вкус - счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженным.
Если мы так уж боимся, что на нас обидятся еретики, то и предлагается называть в этом документе еретиков просто «инославными», «инославными сообществами», «отделившимися», а не христианами, Церквями с большой буквы и пр. И констатировать в этом документе на наличие в мире других христианских церквей, а констатировать наличие в мире различных инославных сообществ, члены которых, так же как и мы, веруют во Христа как Богочеловека.
Уверен, что никто бы из еретиков не обиделся, если бы их назвали просто инославными сообществами, а не христианами и Церквями с большой буквы.
Ну и вопрос о Единой Церкви. Здесь уже нет места для «прогибания под изменчивый мир». Если с еретиками мы еще можем поиграться в слова, называя их просто инославными, то здесь игр быть не может. Это – догмат, зафиксированный в нашем Символе Вере. Догмат о Единой Церкви.
Поэтому стремиться нужно не к достижению единства, а к возращению инославных в Единую Церковь.
Давайте уже перестанем играть в жмурки и делать вид, что мы ничего не понимаем. Мы с вами прекрасно пониманием, что этот документ Варфоломея. И мы с вами знаем, что это за человек и кто за ним стоит.
Данный документ нуждается в переработке. Это бесспорно и не подлежит обсуждению. На это и Грузинская Православная Церковь обращала внимание.
Мужественно стойте в вере Православия и, если нужно, с радостью терпите изгнание и другие скорби, ибо с тобою будет Господь и святые Мученики и Исповедники: они с радостью будут взирать на твой подвиг. Но горе будет в те дни монахам, кои обзавелись имуществом и богатством, и, ради любви к покою, готовы будут подчиниться еретикам. Они будут усыплять свою совесть, говоря: «Если мы охраним и спасем обитель, Господь нас простит». “Несчастные и ослепленные не помышляют о том, что с ересью войдет в обитель бес, и будет она тогда уже не святой обителью, а простыми стенами, откуда отступит благодать. Но Бог сильнее врага и никогда не покинет Своих рабов. И истинные монастыри будут пребывать до скончания века, только избирать будут для этого пустынные и уединенные места. Не бойся же скорбей, а бойся пагубной ереси, ибо она обнажит человека от благодати и разлучит со Христом, потому повелел Господь считать еретика за язычника и мытаря. Итак, укрепляйся, сын мой, в благодати Иисусом Христом, с радостью спеши к подвигам исповедничества и переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа, рекшего: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни». Ему же со Отцем и Святым Духом Честь, Слава и Держава во веки веков».
Тем, кто внимательно читал комментарии (не беру в рассчёт комментарии с утверждениями без объяснений с привязкой к документу),
становится ясно, что проблема в терминологии. В основном к словам "христианин" и "Церковь". Насколько они применимы к внешним:
к сообществам и кк онкретным людям в частности.
Меня печалит нецельность и непоследовательность рассуждений людей, применяющих "строгие" понятия.
Почему они себя дерзают именовать христианами, ведь они не исполнили призвание Христа:
вернуться в единение с Ним, причём навсегда, непадательно... Более того, а почему они себя именуют людьми,
ведь они в строгом смысле не люди, потому что они не опираются в своей жизни сознательно на Божью природу,
не соработничают Богу в Его енергиях, а значит ведут образ жизни скотоподобный (такая терминология есть).
И если они такие последовательные и благочестивые, то ни себя, ни кого другого в храме они именовать христианами не имеют права,
а вне Церкви ни себя, ни кого другого именовать людьми -- тоже. Но -- нет...
На это никто не дерзает, потому что делают снисхождение как себе, так и внешним...
Если люди не воспринимают понятие "человек", как и мы, то мы всё же применяем с ними взаимно в общении слово "человек"
в надежде на Промысл Божий о спасении всех и не считаем это лукавством.
То есть: внутри -- одна терминология, во вне -- другая, и при этом в обеих -- снисходительная с надеждой на Бога.
То же и в отношении слова "Церковь": внутри мы чаще применяем его как "тело Христа", а снаружи как "экклесиа",
"выборка по общему признаку".
Поэтому не стоит путать терминологию документов "внутренних", описания Церкви как Самое Себя ("в Себе")
и терминологию в отношении к внешним.
Так почему же мы забываем правильно применять терминологию в отношении этого (в частности) документа здесь,
ведь мы своей жизни так не делаем?..
Надеюсь, примеры были понятными...
Отче, укажите в документе место, подтверждающее признание Таинств вне Церкви. Иначе, ваш вывод безоснователен.
«Будет массовое отпадение от веры, причем, изменят вере многие епископы и, в оправдание будут указывать на блестящее положение Церкви. Искание КОМПРОМИССА будет характерным настроением людей. Прямота исповедания исчезнет.» Архиепископ Аверкий Таушев предупреждает: "Самая страшная и прельстительная для многих ложь нашего времени это – допущение какого-то компромисса, соглашательства между истиной и ложью, искание золотой середины между ними, стремление примирить и соединить непримиримое и несоединимое: служение Богу и маммоне, Христу и Велиару, свиту и тьме... Отсюда – «восточный обряд», так усиленно навязываемый нам папистами, отсюда – «экуменизм», настойчиво пропагандируемый протестантами и продавшимися им отщепенцами от Православия, отсюда – пренебрежение к аскетическим установлениям Церкви, к отеческим поучениям и преданиям, театры, трактиры и всякие увеселения в церковной ограде, устройство развлечений «с благотворительной целью» в кануны воскресных и праздничных дней, отсюда... многое и многое другое в жизни современных христиан, о чем «не леть и глаголати». И вся эта ложь с какой-то безстыдной наглостью осмеливается выдавать себя за истину, белое называя черным, а черное – белым. Безудержно гневаясь и злобствуя на подлинную истину, она тем самым с головою выдает себя, чего не видят только совершенно ослепленные ею.
Между тем, путь истины лишь один и он не знает, не терпит никаких соглашательств, никаких компромиссов с ложью, ибо всякий такой компромисс, под каким бы благовидным предлогом он ни совершался, есть предательство истины. И пусть нас, дорожащих истиною и искренно желающих идти путем истины, отступившие от истины и предавшие себя лжи, называют гордецами. Не следует нам бояться этого, ни смущаться этим. Мы не гордимся своей личной праведностью, своею личнойдобродетелью, своими личными заслугами и какими-либо добрыми делами. В своей личной жизни мы сознаем себя слабыми, немощными и грешными людьми. Если же мы и хвалимся чем, то хвалимся не собой, а верой Православной, «чистой и непорочной невестой Христовой, «не имущей скверны, или порока, или нечто от таковых» Церковью Христовой» (Ефес. 5. 27)" Святитель Марк Ефесский (1457): «Мы отторгли от себя латинян не по какой иной причине, кроме той, что они еретики. Поэтому совершенно неправильно объединяться с ними». «Латиняне не только раскольники, но и еретики...». «Но если они (латиняне) совершенно отклонились, и притом - в отношении богословия о Святом Духе, хула на Которого - величайшая из всех опасностей, то ясно, что они еретики, и мы отсекаем их как еретиков». «Никогда то, что относиться к Церкви, не разрешается путем КОМПРОМИССОВ».
Господь да избавит нас от страшнейшего падения за всю историю нашей Церкви. Аминь!
Почему "Церкви" с большой буквы?... да по тем же самым причинам. Если я прийду в чужой дом, где отец семейства разбойник и тать, я всё ж буду называть его отцом и домочадцев семьёй. Осудить их я не имею права (как христианин), а вот очищать, взращивать, культивировать лучшее, истинное -- могу по мере взаимного доверия.
Конечно, проще сказать "вы разбойники все и убийцы! Креста на вас нет!" и избавиться от проблем на свою шею... да вот только те, кто в полноте Духа живут, чают её донести и другим... "Когда ты счастлив сам -- счастьем поделись с другим!.." когда-то давно пели наши советские исполнители.
А как комментарии почитаешь, то всё сплошь решения "отсечь!", а не "исцелить...", не от избытка сердца, а от опустошённости... Но в основном -- не знание терминологии.
И кстати или не кстати, но скажу, что нет в догматике никаких утверждений о том, что количество Соборов Церкви может ВООБЩЕ быть счисляемым, то есть -- что такое отношение корректно, применимо к Соборам... Помните за что Господь как-то пророка Давида наказал?.. ;)
Различать-то возможно -- первый, второй... А вот применять счисляемость, или каким бы то ни было иным образом налагать ограничения -- наверное нельзя...
Почитайте Основы социальной концепции РПЦ, раздел об отношении к инославию. В нём в частности говорится то, что мы не можем знать степень удалённости от полноты Церкви тех или иных сообществ (как то: католики, протестанты, монофизиты и пр.), потому что это не открыто Духом. А по сему присоединение к Церкови из таких сообществ путём совершения тех или иных Таинств не отражает меру или образ удаления... К чему я?.. А к тому, что формально здесь не решить вопрос. И проводя то или иное Таинство(-ва) для присоединения к Церкви, Она признаёт за присоединяемым его ранее выказанные намерения и восполняет их Своими Таинствами, а не перечёркивает. Это относится к тем, кто принял основы откровения Нового Завета: Боговоплощение ради спасения нас, троичность Лиц Божества, сошествие Св.Духа (в точности не помню). То есть то, что принёс Новый Завет. Таких людей трудно не называть христианами пусть по намерению и не имеющих полноты освящения, но тем не менее.
Вот с такими оговорками выражение "другие христианские Церкви и конфессии" вполне приемлемо.
Давить авторитетом не собирался. У нас все умеют читать и думать.
Вот вопрос в том как раз и состоит, на каких основаниях рассудок каждой отдельной личности зиждет свои рассуждения.
Все философы (да и Соборы наши тому свидетельство) говорят, что изначальная проблема в согласованности терминов, в однозначности их понимания. И, на самом деле, весь "конфликт взаимопонимания" пока что состоит в том, что документ сей выработан на основании терминов, которые имеют в себе оговорки, предполагаемые и учитываемые по умолчанию. А мы обычно, не зная их, начинаем вносить в термины своё понимание (зачастую радикальное). И результаты "вычислений" само собой не совпадают.
Следующее прошение ектении: «О мире всего мира, благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех…» Вот оно, любимое прошение экуменистов! :)) Одна лишь незадача: слово «церкви» в греческом — женского рода (как и в русском), а слово «всех» здесь (panton, а не pason) — мужского. Под «всеми» подразумеваются не церкви, а христиане: верующих приглашают помолиться о соединении всех православных христиан, которые, каждые в своем городе, принадлежат Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Исправить потенциальное непонимание можно легко, добавив одно слово: «…и соединении всех нас…».
Я не хочу быть причастна к этому документу!
Помоги нам Господи, смотреть и Видеть времена и события, ибо время лукаво!
степень веры, Церкве светильниче, /
учителей Богодухновенная печате, Марко всемудре, /
писании твоими вся просветил еси, цевнице духовная, /
моли Христа Бога спастися душам нашим.
Тропарь Марку, архиеп. Ефесскому
Только что еще раз прочитал этот тезис и обратил внимание на слово "других". Православная Церковь констатирует, что есть другие христианские Церкви. Это значит, что Православная Церковь - одна из "других", то есть она не единственная. Кто бы что ни говорил, но это несомненное логическое следствие из данного тезиса. Следовательно, данный тезис находится в противоречии с учением Христа и святых отцов о единстве Церкви (Единой, Святой, Соборной, Апостольской).
Еще раз убеждаюсь, что нельзя подписывать данный документ в нынешней редакции. Если это произойдет, случится грандиозное отступление от Истины (радикальная и резкая богословская ревизия наших отношений с еретиками - попытка "легализовать" ересь). Да не допустит Господь этого! Верю, что новомученики и исповедники русские заступятся за нашу Церковь и своими молитвами отведут от нас это искушение. Господи избави нас от этого искушения!
"...Мы православные христиане, исповедуем, что Церковью, как учрежденною Самим Богом для нашего спасения, можно называть в строгом смысле только одно общество истинно верующих христиан. Называть же церковью каждое из еретических обществ – это значит не иметь правильного понятия о Церкви и попирать нашу веру и догмат о Церкви, изложенный в девятом члене Символа веры.Наша Церковь никогда не считала еретиков входящими в ее состав, в состав самого Тела Христова. Да и как возможно данную экуменическую точку зрения считать православной, когда Вселенские Соборы всегда предавали еретиков анафеме, т.е. отлучению от Церкви?Еретики могут быть святыми только после покаяния или отречения от всех своих ересей и после воссоединения с Православною Церковью.Не обвинять надо Православную Церковь за то, что она не смешалась с еретиками и отделилась от них, а ублажать ее надо за мученические подвиги разделения, происходившего по причине восстания еретиков на Церковь, на ее богооткровенные и святоотеческие истины и даже на самого Бога...."
Как тогда понимать соседствующее сообщение: АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР: В НЫНЕШНЕМ ВИДЕ ПРОЕКТЫ ДОКУМЕНТОВ ВСЕПРАВОСЛАВНОГО СОБОРА НЕ НАРУШАЮТ ЧИСТОТУ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ.
Протопресвитер Феодор Зисис: "Чтобы быть принятым всей церковной полнотой, этот Собор должен подтвердить осуждение нижеследующих ересей, а также лиц, которые эти ереси поддерживали или поддерживают, и до сих пор не покаялись в них публично. Исходя из сказанного выше, мы, как члены Церкви, отмежёвываемся от нижеперечисленных ересей и от тех, кто эти ереси исповедует"...
«Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе».
1) Изменить нынешнее название проектного документа «Отношение Православной Церкви с остальным христианским миром» на «Отношения Православной Церкви к инославию».
2) Внести в текст понятие «еретические сообщества» (употребить его хотя бы один раз). Или (что лучше) вообще убрать из текста понятия «инославные христиане», «христианские церкви» и использовать понятия «инославные», «инославные сообщества», «инославные церкви» (причем слово «церкви» в данном случае писать всегда с маленькой буквы).
3) Внести в текст следующий тезис: «Православная Церковь устами святых отцов утверждает, что спасение может быть обретено лишь в Церкви Христовой» (этот тезис взят из документа «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию»). К сожалению, в существующей редакции проектного документа Собора нет четкого тезиса, из которого бы несомненно следовало, что спасение возможно только в Православной Церкви. Так почему бы не внести в него уже проговоренный Русской Церковью тезис?
4) Сформулировать тезис «Православная Церковь констатирует существование в истории других не находящихся в общении с ней христианских церквей и конфессий» в такой редакции: «Православная Церковь констатирует существование в истории других не находящихся в общении с ней инославных сообществ».
Кроме того, следовало бы серьезно отнестись к замечаниям профессора Димитриоса И. Целенгидиса, которые недавно были им направлены Святейшему Патриарху Кириллу. Эти замечания, переведенные на русский язык, уже доступны в Интернете. Кому интересно, тот найдет их.
Очень надеюсь, что наши уважаемые и любимые архипастыри, которые, безусловно, очень стараются сохранить святоотеческое православие (и это не подлежит сомнению!), прочитают эти комментарии. Уверен, что они тоже понимают опасность нынешней редакции данного документа. Если Бог через них явил нового святого своей Церкви, святого, вскрывшего ересь экуменизма, то через них Бог может защитить святоотеческое православие на грядущем Соборе. Мы должны об этом сейчас постоянно молиться.
А если мы молимся с еретиком, то тем самым, во-первых, лжем перед лицом Бога, а во-вторых, лжем тому еретику, с кем молимся. Мы вводим его в заблуждение, давая повод думать, что между его верой и верой православных христиан нет существенных различий и что с точки зрения христиан его учение также спасительно.
И это нетрудно соблюсти, если мы будем иметь перед глазами верный ориентир и помнить, что «запрещение Церковью молитвенного общения с еретиками проистекает из любви к самим еретикам, которые посредством такого религиозного (а не общественного) "карантина" призываются к осознанию своего заблуждения и пониманию того факта, что они находятся вне "ковчега спасения"».
Священномученик Киприан Карфагенский:
«Если рассмотреть веру тех, которые веруют вне Церкви, то окажется, что у всех еретиков совсем иная вера; даже, собственно говоря, у них одно изуверство, богохульство и прение, враждующее против святости и истины
Святой праведный Иоанн Кронштадтский (1908):
«Кто бы не желал соединиться из православных с католиками или лютеранами и быть с ними одно - во Христе, одною Церковию, одним обществом верующих! Но кто из членов этих глаголемых церквей, особенно предстоятелей, именующихся папами, патриархами, митрополитами, архиепископами и епископами или же ксендзами, патерами, - согласится отречься от своих заблуждений? Никто. А мы согласиться с их еретическим учением не можем без вреда своему душевному спасению... Разве можно соединить несоединимое - ложь с истиною?»
Святой праведный Иоанн Кронштадтский (1908):
«Кто бы не желал соединиться из православных с католиками или лютеранами и быть с ними одно - во Христе, одною Церковию, одним обществом верующих! Но кто из членов этих глаголемых церквей, особенно предстоятелей, именующихся папами, патриархами, митрополитами, архиепископами и епископами или же ксендзами, патерами, - согласится отречься от своих заблуждений? Никто. А мы согласиться с их еретическим учением не можем без вреда своему душевному спасению... Разве можно соединить несоединимое - ложь с истиною?»
Из Окружного Послания Восточных Патриархов 1848 г.:
«Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь... ныне вновь возвещает соборно, что сие нововводное мнение, будто Дух Святой исходит от Отца и Сына, есть сущая ересь и последователи его, кто бы они ни были, еретики; составляющиеся из них общества суть общества еретические и всякое духовное богослужебное общение с ними православных чад Соборной Церкви - беззаконие».
Давайте усилим молитвы, чтобы ничего противного духу Православия и Евангелия не было принято!
Господи помилуй, спаси и сохрани!
Возможно, в этом документе есть еще какие-то сомнительные тезисы. Возможно, есть какие-то «подводные камни» в методологии работы богословских комиссий. Так или иначе, православные, твердо стоящие на святоотеческих началах, имеющие опыт работы с подобными документами (таких в нашей Церкви достаточно), должны его тщательно проанализировать.
Братья и сестры, давайте будим СИЛЬНО молиться Богу, Пресвятой Богородице, Святым. Бог в силе все устроить и сохранить Церковь от отступления, не допустить беды. Будем просить о просвещении духовенства, чтобы не отступили от истинной православной веры. По молитвам Бог может сохранить духовенство и нас от заблуждений, уберечь от ядовитого влияния экуменизма и иных видов ересей. Бог может даже не допустить провидения этого собора!
Мы видим, что сатана особо нападает на церковнослужителей. Это его стратегия, чтобы погубить и нас. Будим относится к ним с любовью, но твердо стоять в истинной вере. Без наших молитв, без нашей стойкости, без нашей смелости, без нашей ВЕРЫ, им очень и очень трудно устоять!
Если верим в Бога, то будим верить и Богу. Он нас слышит! Он сказал, чтобы мы ПРОСИЛИ, и ДАНО будет нам!!!
Вот что, согласно исторической хронике, ответил Александр Невский папскому посольству в лютое время. Даже когда была угроза от монголов, он не отступил от правой веры. Еретики есть еретики, тут политкорректность не уместна.
«Долго сдерживаемое при чтении послания чувство гнева вырвалось наружу и сказалось в следующем сухом и грозном ответе:
«Слышите, посланницы папежстии и прелестницы преокаянные! От Адама и до потопа, и от потопа до разделения язык, и от разделения язык до начала Авраамля, и от Авраамля до приития Израилева сквозь Чермное море, а от начала царства Соломона до Августа царя, а от начала Августа до Рождества Христова, и до страсти и до воскресения Его, а от воскресения Его и на небеса вшествия и до царствия Великого Константина и до первого собора и до седьмого собора: сия вся сведаем добре, а от вас учения не принимаем».
Вот Антоний Суражский кот об этом говорит
Думаю и наше священноначалие это знает и священноначалие других церквей. Так зачем же этот диалог?
И кто вообще сказал что единство церквей это цель наша православная??? Покажите мне в писании это место прямо. Спаситель говорит, что он пришёл принести разделение на землю на тех, кто за истину и против. И он не призывает нас еретиков спасать.
диакон Евгений Моргун
Краткий богословский панализ проекта документа Всеправославного Собора
«Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром»
Я против участия Русской Православной Церкви в ВСЦ. На мой взгляд, Церковь без совета с еретиками может нести Истину.
Корни наших богословских диалогов в мученичестве и исповедничестве даже до последних времен, в святительстве и преподоблении, вот где вера, которую желающий черпает независимо от трудностей времен и административных фантазий.
Я не согласна.
И очень смущает формулировка "прочие христиане". Да, они христиане, но отступники. И ещё речь о "новых исторических условиях", при каких экуменический диалог, выходит, оправдан?
Готовится почва под недоброе, совсем недоброе...
Укрепи Господь нас всех, вразуми и спаси!
Формулировка п.21 «Православная Церковь <…> в целом положительно оценивает документы богословского характера, принятые Комиссией при участии внесших ценный вклад православных богословов» позволяет утвердить любой документ Комиссии на протяжении всей ее почти столетней деятельности, причем противники автоматически подпадают под действие следующего п.22, который гласит, что «Православная Церковь считает, что любые попытки разделить единство Церкви, предпринимаемые отдельными лицами и группами под предлогом якобы охранения или защиты истинного Православия, подлежат осуждению».
Если такие фокусы видны невооруженным взглядом неспециалиста, то страшно становится какие мины заложены в этих документах.
"Между тем Константинополь активизирует и общение между православными. Так, на 2016 год намечен Всеправославный собор, который должен пройти в Стамбуле. Есть вероятность, что на нем Константинопольский патриархат призовет к проведению Вселенского собора в 2025 году. Об этом "РГ" рассказал глава информационного отдела Константинопольского патриархата о. Досифеос Анагностополос.
- В 2025 году исполнится 1700 лет со времени проведения Первого Вселенского собора, состоявшегося по распоряжению императора Константина Великого в Никее (современный Изник - "РГ"), - напомнил о. Досифеос. - И патриарх Константинопольский намеревается призвать всех собравшихся помочь в организации нового, восьмого по счету, Вселенского собора. Есть основания предполагать, что турецкое правительство не будет возражать против подобной инициативы. Но необходимо, чтобы весь христианский мир согласился с этим начинанием и чтобы поместные церкви попросили правительства своих стран поддержать его."
Этот документ также способствует утверждению ереси экуменизма, против которой выступали, в частности, святой 20 века - преп. Иустин Попович (http://www.pravoslavie.ru/56950.html), архиеп. Серафим Соболев (доклад "Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?" 1948 г.), афонские монахи ("Меморандум об участии Православной Церкви во Всемирном Совете Церквей" 2007 г.). Задаешься вопросом, почему же наша Церковь все еще в ВСЦ ?...
...Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден.
Католики и Протестанты это еретики каторые не слушают их жалко , Но это их Выбор )!
Конечно, хотелось бы, чтобы на Соборе понятие «христианские церкви» было заменено, например, на понятия «отделенные от Единой Церкви верующие» или «отделенные церкви» (ведь еретики – тоже верующие, составляющие свою церковь (собрание) только веруют они «криво»). Тем более что это понятие «отделенные» использовано в начале этого документа. Тут, с одной стороны, и политкорректность была бы соблюдена, а с другой, еретики не назывались бы христианами. Нет проблемы, когда еретиков называют церковью с маленькой буквы. В конец концов, есть даже церковь сатаны. Проблема появляется, когда еретиков называют христианами.
Православные приводят слова Оптинского иеромонаха Нектария: «Было семь Соборов, как семь Таинств, семь Даров Святаго Духа. Для нашего века – полнота числа 7. Число будущего века 8». Под будущем веком и его псевдособором имеется в виду приход и утверждение Антихриста. Именно о таком соборе говорил прп. Кукша Одесский: «Последние времена наступают. Скоро будет экуменический собор под названием «Святой». Но это будет тот самый «восьмой собор», который будет сборищем безбожных. На нем все веры соединятся в одну. Затем будут упразднены все посты, монашество будет полностью уничтожено, епископы будут женаты. Новостильный календарь будет введен во Вселенской Церкви».