Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром

Проект документа Всеправославного Собора, принятый V Всеправославным предсоборным совещанием в Шамбези, 10-17 октября 2015 года.

Публикуется в соответствии с решением Собрания Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези, 21-28 января 2016 года.

1. Православная Церковь, будучи Единой, Святой Соборной и Апостольской Церковью, в глубоком церковном самосознании твердо верит, что занимает главное место в процессе движения к единству христиан в современном мире.

2. Православная Церковь основывает свое единство на факте ее основания Господом нашим Иисусом Христом и общении во Святой Троице и таинствах. Это единство выражается в апостольском преемстве и святоотеческом предании, и Церковь доныне живет им. Православная Церковь имеет миссию и долг передавать и возвещать всю содержащуюся в Священном Писании и Священном Предании истину, которая и придает Церкви кафолический характер.

3. Ответственность Православной Церкви в отношении единства, равно как и ее вселенская миссия, были выражены Вселенскими Соборами. Они особенно подчеркивали наличие неразрывной связи между правой верой и общением в таинствах.

4. Непрестанно молясь «о соединении всех», Православная Церковь всегда развивала диалог с отделенными от нее, ближними и дальними, первенствовала в поиске путей и способов восстановления единства верующих во Христа, принимала участие в экуменическом движении с момента его появления, и вносила свой вклад в его формирование и дальнейшее развитие. Кроме того, Православная Церковь, которой присущ дух вселенскости и человеколюбия, в согласии с божественным произволением «чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4), всегда трудилась ради восстановления единства христиан. Вот почему участие православных в движении за восстановление единства христиан нисколько не чуждо природе и истории Православной Церкви, так как последовательно выражает апостольскую веру и Предание в новых исторических условиях.

5. Современные двусторонние богословские диалоги, которые ведет Православная Церковь, равно как и ее участие в движении за восстановление единства христиан, основываются на её православном самосознании и духе вселенскости, и имеют целью поиск утраченного единства христиан на основе веры и предания древней Церкви семи Вселенских Соборов.

6. Единство, которым обладает Церковь по своей онтологической природе, не может быть нарушено. Православная Церковь констатирует существование в истории других не находящихся в общении с ней христианских церквей и конфессий, и в то же время верит, что ее отношения с ними должны строиться на скорейшем и более правильном уяснении ими всей экклезиологической тематики, особенно в области учения о таинствах, благодати, священстве и апостольском преемстве в целом. Так, исходя из богословских и пастырских соображений, она благожелательно и положительно смотрела на диалог с различными христианскими церквами и конфессиями и на участие в экуменическом движении новейших времен вообще, веря, что таким образом она несет активное свидетельство о полноте Христовой истины и о своих духовных сокровищах тем, кто находится вне ее, преследуя объективную цель – подготовить путь к единству.

7. В свете вышеизложенного понимания все Поместные Святейшие Православные Церкви активно участвуют сегодня в официальных богословских диалогах, и большинство также в работе различных национальных, региональных и международных межхристианских организаций, несмотря на возникший глубокий кризис в экуменическом движении. Такая многогранная деятельность Православной Церкви проистекает из чувства ответственности и убеждения, что основополагающее значение имеют взаимопонимание, сотрудничество и общие усилия по достижению христианского единства, «дабы не поставить (нам) какой преграды благовествованию Христову» (1 Кор. 9: 12).

8. Конечно, ведя диалог с прочими христианами, Православная Церковь не недооценивает трудностей, связанных с этим делом, но и понимает, какие препятствия лежат на пути к общему пониманию предания древней Церкви. Она надеется, что Святой Дух, Который «весь собирает собор церковный» (стихира на вечерне Пятидесятницы), «восполнит оскудевающая» (молитва на хиротонии). В этом смысле в своих отношениях с остальным христианским миром Православная Церковь опирается не только на человеческие силы их участников, но, по благодати Господа, молившегося: «Да будут все едино» (Ин. 17, 21), уповает прежде всего на помощь Святого Духа.

9. Участие в нынешних двусторонних богословских диалогах, о которых было объявлено на Всеправославных совещаниях, является результатом единогласного решения всех Святейших Поместных Православных Церквей, долг которых – активно и постоянно участвовать в их работе, дабы не препятствовать единодушному свидетельству Православия во славу Триединого Бога. В том случае если какая-то Поместная Церковь решит не назначать своих представителей на какой-либо диалог или сессию диалога, при том, что это решение не является   всеправославным,   диалог   продолжается.   Перед началом диалога или сессии диалога отсутствие какой-либо Поместной Церкви следует обязательно обсудить на Православной Комиссии и тем самым выразить солидарность и единство Православной Церкви.

10. Проблемы, которые возникают в ходе богословских дискуссий в Смешанных богословских комиссиях, не всегда являются достаточным основанием для одностороннего отзыва представителей или окончательного прекращения какой-либо Поместной Православной Церковью своего участия. Как правило, следует избегать выхода какой-либо Церкви из диалога и на межправославном уровне прилагать необходимые усилия для того, чтобы участвующая в этом диалоге Православная богословская Комиссия была представлена полностью. Если одна или несколько Православных Церквей отказываются от участия в заседаниях Смешанной богословской комиссии определенного диалога на серьезных экклезиологических, канонических, пастырских и нравственных основаниях, эта Церковь или Церкви, в соответствии с общеправославной практикой, письменно оповещают Вселенского Патриарха и все Православные Церкви о своем отказе. В ходе последующего всеправославного обсуждения Вселенский Патриарх выявляет единогласный консенсус Православных Церквей в отношении дальнейших действий, включая и возможность переоценки хода конкретного богословского диалога, если это будет единогласно признано необходимым.

11. Методология ведения богословских диалогов направлена на разрешение традиционных богословских различий или выявление возможных новых разногласий и на поиск общих моментов христианской веры. Она предполагает соответствующее информирование церковной полноты о разных этапах развития диалога. В том случае, когда какое-либо богословское различие преодолеть невозможно, богословский диалог может продолжаться, а отмеченное разногласие по конкретному вопросу фиксируется и сообщается всем Поместным Православным Церквам для принятия в дальнейшем необходимых действий.

12. Очевидно, что общей для всех целью богословских диалогов является окончательное восстановление единства в правой вере и любви. Однако имеющиеся богословские и экклезиологические разногласия позволяют выявить некую иерархию трудностей, существующих на пути к достижению поставленной на всеправославном уровне цели. Специфика проблем любого двустороннего диалога предполагает дифференцирование применяемых в них методологий, но не цели, потому что цель у всех диалогов одна.

13. В случае необходимости, нужно прилагать усилия по координации работы различных Межправославных богословских комиссий, учитывая, что и в этой области должно раскрываться и проявляться неразрывное онтологическое единство Православной Церкви.

14. Любой официально объявленный диалог заканчивается с завершением работы соответствующей Смешанной богословской комиссии, когда председатель Межправославной комиссии подает отчет Вселенскому Патриарху, который с согласия Предстоятелей Поместных Православных Церквей объявляет об окончании диалога. Ни один диалог не считается завершенным до того момента, пока на всеправославном уровне не будет объявлено решение о его окончании.

15. После успешного завершения работы какого-либо богословского диалога на всеправославном уровне принимается решение о восстановлении церковного общения, которое должно основываться на консенсусе всех Поместных Православных Церквей.

16. Одним из главных органов в истории экуменического движения стал Всемирный Совет Церквей (ВСЦ). Некоторые Православные Церкви были среди его учредителей, а затем все они стали его членами. Как сформировавшийся межхристианский орган, ВСЦ, так же как и другие межхристианские организации и региональные органы, такие как Конференция Европейских Церквей (КЕЦ) и Совет Ближневосточных Церквей, несмотря на то, что включают в свой состав не все христианские церкви и конфессии, исполняют важную задачу в деле продвижения единства христианского мира. Грузинская и Болгарская Православные Церкви покинули состав ВСЦ: первая в 1997, а вторая в 1998 г. Они имеют свое особое мнение о работе Всемирного Совета Церквей и, таким образом, они не участвуют в проводимых Всемирным Советом Церквей и другими межхристианскими организациями диалогах.

17. Поместные Православные Церкви – члены ВСЦ принимают полное и равноправное участие в структуре ВСЦ и всеми имеющимися в их распоряжении средствами вносят свой вклад в свидетельство истины и продвижение единства христиан. Православная Церковь охотно приветствовала решение ВСЦ откликнуться на ее просьбу о создании Специальной комиссии по православному участию во ВСЦ, что было сделано в ответ на поручение Межправославной встречи в Салониках (1998). Утвержденные Специальной комиссией критерии, предложенные православными и принятые ВСЦ, привели к созданию Постоянной комиссии по сотрудничеству и консенсусу. Они были одобрены и включены в Конституцию и Регламент работы ВСЦ.

18. Верная своей экклезиологии, тождеству своей внутренней структуры и учению древней Церкви семи Вселенских соборов, Православная Церковь, организационно участвуя в работе ВСЦ, отнюдь не принимает идею «равенства конфессий» и не может принять единство Церкви как некий межконфессиональный компромисс. В этом смысле единство, к которому стремится ВСЦ, не может быть плодом лишь богословских соглашений, но должно быть плодом и единства веры, тáинственно сохраняемого и живущего в Православной Церкви.

19. Православные Церкви – члены ВСЦ считают обязательным для участия в ВСЦ то основополагающее положение его Конституции, согласно которому его членами могут быть лишь те Церкви и конфессии, которые, по Писаниям, признают Иисуса Христа как Бога и Спасителя и исповедуют веру в славимого в Троице Бога – Отца, Сына и Святого Духа, согласно Никео-Цареградскому Символу веры. Они глубоко убеждены, что экклезиологические предпосылки Торонтской декларации (1950) «Церковь, Церкви и Всемирный Совет Церквей» имеют основополагающее значение для участия православных в Совете. Поэтому, само собой разумеется, что ВСЦ не является и ни в коем случае не должен стать сверх-Церковью. «Цель ВСЦ – не договариваться о союзах между церквами, которые могут заключаться только самими церквами, действующими по собственной инициативе, а устанавливать живые контакты между церквами и способствовать изучению и обсуждению вопросов единства Церкви» (Торонтская декларация, §2).

20. Перспективы проведения богословских диалогов Православной Церкви с другими христианскими церквами и исповеданиями всегда исходят из канонических критериев уже сформировавшейся церковной традиции (7-й канон II-го и 95-й канон Пято-Шестого Вселенских соборов).

21. Православная Церковь желает поддержать работу Комиссии «Вера и церковное устройство» и с особым интересом следит за ее богословским вкладом вплоть до сего дня. Она в целом положительно оценивает документы богословского характера, принятые Комиссией при участии внесших ценный вклад православных богословов, как важный этап в процессе сближения христиан. Однако Православная Церковь не выражает полного согласия с интерпретацией в этих документах важнейших вопросов веры и устройства.

22. Православная Церковь считает, что любые попытки разделить единство Церкви, предпринимаемые отдельными лицами и группами под предлогом якобы охранения или защиты истинного Православия, подлежат осуждению. Как свидетельствует вся жизнь Православной Церкви, сохранение истинной православной веры возможно только благодаря соборному строю, который издревле представлял компетентный и высший критерий Церкви в вопросах веры.

23. Общим для Православной Церкви является осознание необходимости ведения межхристианского богословского диалога, и потому она считает, что он всегда должен сопровождаться свидетельством миру делами взаимопонимания и любви, которые отражают «радость неизреченную» Благой Вести (1 Петр. 1:8), исключая всякую практику прозелитизма или иных вызывающих проявлений межконфессионального антагонизма. В том же понимании Православная Церковь считает важным, чтобы все мы, христиане, вдохновляемые общими важнейшими принципами нашей веры, приложили усилия, дабы с готовностью дать единодушный ответ на те сложные проблемы, которые ставит перед нами современный мир. Этот ответ должен основываться на идеальном примере нового во Христе человека.

24. Православная Церковь сознает тот факт, что в ответ на новые условия и новые вызовы современного мира движение за восстановление единства христиан принимает новые формы. Необходимо, чтобы Православная Церковь продолжала нести свое свидетельство разделенному христианскому миру на основании апостольского Предания и своей веры.

Мы молимся, чтобы христиане совместно трудились, дабы приблизить день, в который Господь исполнит надежду Православных Церквей, и будет «одно стадо и один Пастырь» (Ин. 10, 16).

15 октября 2015, Шамбези

Источник: Отдел внешних церковных связей

28 января 2016 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Оценивая итоги Святого и Великого Собора Оценивая итоги Святого и Великого Собора Оценивая итоги Святого и Великого Собора Оценивая итоги Святого и Великого Собора
По просьбе насельников афонской обители Григориат Agionoros.ru публикует перевод заявления монастыря по итогам Критского собора.
В вопросах веры недопустимо следовать только дипломатии В вопросах веры недопустимо следовать только дипломатии
Митрополит Навпактский Иерофей (Влахос)
В вопросах веры недопустимо следовать только дипломатии В вопросах веры недопустимо следовать только дипломатии
Митрополит Навпактский и Святовласиевский Иерофей (Влахос)
Единство на церковном языке не является абстрактной и безусловной категорией, оно неразрывно связано с верой. И когда кто-то отклоняется от веры, единство с ним не будет благом; напротив, тот, кто хранит богооткровенную истину, является и хранителем единства.
Элладская Православная Церковь опубликовала послание к народу о Критском соборе Элладская Православная Церковь опубликовала послание к народу о Критском соборе
Священный Синод Элладской Церкви обращается ко всем верным чадам, чтобы проинформировать их о Святом и Великом Соборе Поместных Православных Церквей, который состоялась в июне 2016 года на острове Крит.
Митрополит Николай о Критском соборе: Попытка договориться с инославными нанесла серьезные раны Церкви Митрополит Николай о Критском соборе: Попытка договориться с инославными нанесла серьезные раны Церкви
Иерарх Элладской Православной Церкви прокомментировал итоги Критского собора и рассказал о том каким видит будущее межправославного диалога.
В Греции не стихает полемика относительно документов Критского собора В Греции не стихает полемика относительно документов Критского собора
В Греции не стихает полемика по поводу Китского собора и принятых на нем документов. Митрополит Солунский Анфим направил открытое послание известному греческому богослову, почетному профессору Салоникского университета им. Аристотеля протопресвитеру Феодору Зисису.
Митрополит Навпактский Иерофей: Тексты Критского собора нуждаются в богословской доработке Митрополит Навпактский Иерофей: Тексты Критского собора нуждаются в богословской доработке
Владыка подчеркнул, что Церкви необходимы в первую очередь не дипломаты, а богословы, взгляды которых являются плодом их опыта духовной жизни.
Грузинская Православная Церквь не считает собор на Крите всеправославным Грузинская Православная Церквь не считает собор на Крите всеправославным
Вслед за Болгарской Православной Церковью, священноначалие которой пришло к выводу что собор на Крите не был ни «Великим» ни «Вселенским», со схожими оценками выступил Священный Синод Грузинской Православной Церкви.
О Критском соборе О Критском соборе
Митрополит Гортинский и Мегалопольский Иеремия
О Критском соборе О Критском соборе
Митрополит Иеремия (Фундас)
Открытое письмо митрополита Гортинского и Мегалопольского Иеремии, разосланное иерархам Элладской Церкви и опубликованное в различных интернет-изданиях.
Болгарская Православная Церковь о Соборе на Крите Болгарская Православная Церковь о Соборе на Крите
Определение Священного Синода
Болгарская Православная Церковь о Соборе на Крите Болгарская Православная Церковь о Соборе на Крите
Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь никогда не утрачивала единения в вере и общения в Святом Духе и потому не может принять утверждения о «восстановлении единства» с «другими христианами», поскольку данное единство существует неизменно в Теле Христовом.
Комментарии
Эрик Босман19 июня 2016, 23:35
Какое может быть единение с католическими еретиками, если на своем 2-м ватиканском соборе в "Декларации об отношении к нехристианским религиям" они признали свое духовное соединение с иудеями? Т.е. у католиков, оказывается, духовное единение с иудеями, распявшими Христа. С противниками Бога!
Русь 1000 лет жила без единения с еретиками, и еще 100.000 лет без этого проживет. Зачем лезть в объятия к врагам Православной Церкви? Они наобещают вам в три короба, а потом обманут. Не нужно идти по пути Горбачева. Тот тоже думал, что пойдя на уступки Западу, он сохранит власть, да еще и попадет в ряды западной элиты. А его использовали, а потом выкинули как половую тряпку. Пиццу рекламировать.
Галина Николаевна13 июня 2016, 11:50
Молчанием предаётся Бог!
«Я противник ереси экуменизма» и чтобы не уклоняться нам от Истинного Христова пути я ЗА ВЫХОД нашей Русской Православной Церкви, по примеру Грузинской и Болгарской Церквей, из участия в экуменистическом движении.
Семён23 мая 2016, 21:01
"в документе присутствует множество неясностей, двусмысленных формулировок и богословских противоречий, пишет отец Анастасий (клирик храма святителя Николая в Патрах, богослов, греческий священник Анастасий Готсопулос) , в основных пунктах полностью сходясь в этом со всеми теми, кто уже высказался против проекта этого документа – митрополитом Афанасием Лимассольским, митрополитом Новой Смирны Симеоном, болгарскими духовниками, в числе которых схииеромонах Димитрий Зографский, митрополитом Пирейским Серафимом, митрополитом Навпакитским Иерофеем" - http://www.pravoslavie.ru/91271.html
А почему наши, русские пастыри молчат?
Валерий26 апреля 2016, 15:34
Дмитрию.
Святые отцы Православной Церкви никогда не толковали эти Евангельские притчи как совместное общение с еретиками. Очевидно, приведенное токование позволяет восстановить евхаристическое общение не только с католиками, но и с арианами, несторианами, да и самим Иудой искариотским, ведь и ему «достался свой кусок рыбы» как вы пишете.
Дмитрий26 апреля 2016, 10:35
Поскольку одним из аспектов служения Иисуса было служение пророческое, то все Евангельские события можно рассматривать как притчи в эсхатологическом смысле. В частности, в первом кормлении хлебами 5 хлебов - это 5 ангелов пяти исходных Церквей: Римской, Константинопольской, Антиохийской, Иерусалимской и Александрийской, 2 рыбы - это 2 духа, восточных и западной Церквей, 12 коробов оставшихся кусков - это 12 апостолов, разнесших эти 2 духа и 5 ангелов по всему миру. Мы с католиками не принадлежим к одной Церкви не потому, что кто-то прав, а кто-то нет, а потому, что нам достались куски от разных рыб. Но поскольку обе рыбы от Господа, то бессмысленно спорить о том кто прав, а следует восстановить евхаристическое общение, несмотря на то, что мы принадлежим к разным по духу Церквям.
Елена30 марта 2016, 22:48
Одним из первых, кто запретил участие в экуменическом движении своим чадам, был Архиерейский Собор РПЦЗ 1938 года:
«Православные христиане должны сознавать Святую Вселенскую Православную Церковь единой и единственной истинной Церковью Христовой. Поэтому Православная Русская Зарубежная Церковь воспрещает своим чадам участие в экуменическом движении.[34]»
Архиепископ Серафим Соболев на московском Всеправославном совещании (1948) сказал[35]:
«…памятуя сущность и цели экуменизма, всецело отвергнем экуменическое движение, ибо здесь отступление от православной веры, предательство и измена Христу. Экуменизм ещё не будет торжествовать своей победы, пока он не заключит все Православные Церкви в своё экуменическое вселенское кольцо. Не дадим ему этой победы!
В 1983 году в Чин торжества Православия при митрополите Филарете в РПЦЗ на Архиерейском соборе была внесена анафема на «экуменизм»:
«Нападающим на Церковь Христову и учащим, что она разделилась на ветви, которые отличаются между собою своим учением и жизнию, и утверждающим, что Церковь не существовала видимо, но от ветвей, расколов и иноверий, должна соединиться во едино тело; и тем, которые не отличают истинного священства и таинств Церкви от еретических, но учат, что крещение и евхаристия еретиков достаточны для спасения; и тем, которые имеют общение с этими еретиками или содействуют им, или защищают их новую ересь экуменизма, под предлогом братской любви и объединения разделённых христиан — Анафема.[36][37][38] Википедия
Георгий15 марта 2016, 15:35
Нам обешали, что собор не буден обсуждать догматические вопросы. А вот в 21-м статье читаем: "Православная Церковь желает поддержать работу Комиссии «Вера и церковное устройство»...... Она в целом положительно оценивает документы богословского характера, принятые Комиссией.

Упомянутая Коммисия неправославная и документы, которых положительно оценивают, имеют догматический характер и несогласны с учением Православной Церкви.

По этому тамже в конце 21-й статьи пишут: "Однако Православная Церковь не выражает полного согласия с интерпретацией в этих документах важнейших вопросов веры и устройства".

Как нам узнать, именно чего поддерживают и положительно оценивают и в чем конкретно несогласны?

Если не обсуждали догматические вопроссы, тогда как решили чего одобрить, чего нет?

Почему нет не одной приложении? где найти все документы упомянутой коммисии?

P.S.
Я из Тбилиси. Не знаю хорошо русский язык. Так что за грамматические ошибки в моем посте не обрашайте внимания :)

11 марта 2016, 09:51
я как бывшая католичка,(училась в католическом вузе) а теперь православная христианка, прочитав документы шамбези, удивлена:за основу изпользованы документы ватиканских соборов.это смесь православия и католицизма.
Евгений 7 марта 2016, 18:18
Вот что старец Паисий Святогорец говорил об экуменизме

Диавол закинул сети, чтобы поймать в них всё человечество. Богатых он хочет уловить масонством, бедных коммунизмом, а верующих экуменизмом.

Взято с сайта православие ру (этого сайта)

http://www.pravoslavie.ru/52580.html


Валерий 1 марта 2016, 11:29
Пару слов о п.21 документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром». Благодаря п.21 Всеправославный собор придаст экклезиологический статус документам ВСЦ таким же образом, каким Вселенские Соборы придали статус апостольским правилам. Сравните:

- VI Вселенский Собор признал, чтобы тверды и ненарушимы пребывали святых Апостолов, восемьдесят пять правил (VI Всел. 2)

- VII Вселенский Собор приемлет, и всецелое и непоколебимое содержит постановление правил, изложенных от всехвальных Апостолов, святых труб Духа (VII Всел. 1)

- Всеправославный Собор положительно оценивает документы богословского характера, принятые Комиссией «Вера и церковное устройство» при участии православных богословов (Отношения п.21)

С юридической точки зрения, разницы в формулировках нет, а значит после Всеправ. собора десятки документов ВСЦ приобретут такой же статус как и апостольские правила. А уж в документах ВСЦ можно обоснование найти для всего и на любой вкус - счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженным.
игумен Серафим 1 марта 2016, 09:31
Полностью согласен с иеромонахом Авелем!
иеромонах Авель17 февраля 2016, 16:25
Георгию. Я здесь уже говорил неоднократно, не поленюсь повторить ещё раз. Вы мыслите в терминах "внутрицерковных", а вне Церкви наша истинность подвергнута сомнению так же (таким же образом), как и (истинность) иных -- нами. И вот на этом "поле" говорить "внутренней" терминологией не получается при взаимном уважении (ни о каких обидах речи не идёт). И если кто не видит реальности такого положения дел, играет в жмурки сам с собой или настолько уже возомнил о себе и своей всеочевидной для всех и вся несомненной истинности так, что ему все и в рот заглядывать должны без сомнений, то мне нечего сказать. А в остальном повторюсь: с точки зрения "внешней" терминологии всё нормально. И чуть чуть по поводу странного замечания о том, что документ "заточен под Варфоломея": так уж читайте внимательней -- Константипопольский патриарх председательствует во всеправославной процедуре, которая по документам, остаётся соборной, а не является единоличным управителем и "решателем" (см. п. 14). И по поводу понимания единства Церквей смотри пункт 18. Документы надо читать внимательно и целостно, а не кусками и от ветра головы своея. Это замечание ко многим. И опять скажу: раз такое смущение в людях, то разницу в терминологии стоит отметиь особо в докуметах Деяния, чтобы создать прецедент документально, тем самым лишить возможности недобросовесной игры словами впоследствии.
Георгий17 февраля 2016, 12:05
Ответ иеромонаху Авелю

Если мы так уж боимся, что на нас обидятся еретики, то и предлагается называть в этом документе еретиков просто «инославными», «инославными сообществами», «отделившимися», а не христианами, Церквями с большой буквы и пр. И констатировать в этом документе на наличие в мире других христианских церквей, а констатировать наличие в мире различных инославных сообществ, члены которых, так же как и мы, веруют во Христа как Богочеловека.
Уверен, что никто бы из еретиков не обиделся, если бы их назвали просто инославными сообществами, а не христианами и Церквями с большой буквы.
Ну и вопрос о Единой Церкви. Здесь уже нет места для «прогибания под изменчивый мир». Если с еретиками мы еще можем поиграться в слова, называя их просто инославными, то здесь игр быть не может. Это – догмат, зафиксированный в нашем Символе Вере. Догмат о Единой Церкви.
Поэтому стремиться нужно не к достижению единства, а к возращению инославных в Единую Церковь.
Давайте уже перестанем играть в жмурки и делать вид, что мы ничего не понимаем. Мы с вами прекрасно пониманием, что этот документ Варфоломея. И мы с вами знаем, что это за человек и кто за ним стоит.
Данный документ нуждается в переработке. Это бесспорно и не подлежит обсуждению. На это и Грузинская Православная Церковь обращала внимание.
иеромонах Авель16 февраля 2016, 19:41
Владыка Афанасий говорит так, как если бы готовился всеправославный документ "для внутреннего пользования", как прежде "Церковь Сама о Себе", в котором еретиками и раскольниками провозглашались (осуждались) покидающие Её лоно. То есть: на Соборах прежде не было постановлений "об отношении к внешним", только определяли В_ПРОЦЕССЕ своих, но отчуждаемых. А внешних мы судить не можем (и не было такого прежде на Соборах), их судит Бог (1Кор.5:13). Поэтому таковой документ (как и обсуждаемый в частности здесь) не может содержать каких-либо осуждений: они или уже совершены прежде, или не могут быть провозглашены по причине возникновения некой общности вне Церкви. Поэтому и терминология в таком документе иная. Впрочем, было бы очень хорошо, чтобы в Деяниях имущего быть Собора это особо было подчёркнуто... Уж больно много соблазняемых и недоверия из-за такой вот неявности.
Андрей В.16 февраля 2016, 16:29
Согласен с митрополитом Лимассольским Афанасием: «О каком единстве мы говорим? Все, кто ушел из Церкви, – раскольники и еретики». Не понимаю, почему молчат наши епископы. В защите читстоты веры молчание просто недопустимо!
Юрий16 февраля 2016, 14:48
Митрополит Лимассольский Афанасий раскритиковал богословские пробелы в документе «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» Всеправославного Собор. «Мы исповедуем одну Церковь, а все остальное – это ереси и расколы», заявил, в частности, митрополит. Подробнее читай на: http://www.pravoslavie.ru/90673.html
иеромонах Авель16 февраля 2016, 13:56
Дай нам, Боже, мудрость и крепость Новомучеников и исповедников Российских и ихже молитвами помилуй нас. ...Соблюдших веру и благочестие(2Тим.3:1) и уклонившихся от крайностей "живоцерковничества" и "катакомбничества", ревновавших о вере и Церкви, но избежавших крайностей ревности не по разуму и попечения о плоти (Рим.13:14).
Ирина16 февраля 2016, 11:06
Пророчество преподобного Амвросия Оптинского: «В последние дни, как говорит Апостол, наступят времена тяжкие. Вследствие оскудения благочестия, пойдут в Церкви ереси и расколы, и не будет тогда, как предсказывали Св. Отцы, на престолах святительских и в монастырях людей опытных и искусных в духовной брани. От этого ереси будут распространяться всюду и прельщать многих. Враг рода человеческого действовать будет с хитростью, чтобы склонить к ереси и избранных. Он не станет грубо отвергать догматы о Святой Троице, о Божестве Иисуса Христа, о Богородице, а незаметно станет искажать переданное Св. Отцами и от Святого Духа учение Церкви, его дух и уставы, и эти ухищрения врага заметят только немногие, наиболее искусные в духовной жизни. Еретики возьмут власть над Церковью, всюду будут ставить своих слуг, и благочестие будет в пренебрежении. Но Господь не оставит Своих рабов без защиты и в неведении. Он сказал: «По плодам их узнаете их». По действиям еретиков старайтесь отличить их от истинных пастырей. Это – духовные тати, расхищающие духовное стадо, и войдут они во двор овчий – Церковь «перелазя инуде», как сказал Господь, то есть войдут путем незаконным, употребляя насилие и попирая Божий уставы. Господь именует их разбойниками. Первым шагом их будет гонение на истинных пастырей, заточение их, ссылка, ибо без этого нельзя им расхитить овец. Посему, сын мой, когда увидишь разрушение Божественного чина Церкви, отеческого предания и установленного Богом порядка, знай, что еретики уже появились, хотя, может быть, и будут по временам скрывать свое нечестие и будут искажать веру незаметно, чтобы еще более успеть, прельщая и завлекая неопытных в сети. Гонение будет не только на пастырей, но и на всех рабов Божиих, ибо бес, руководящий ересью, не терпит благочестия... Большое притеснение будет от еретиков и монахам, и монашеская жизнь будет тогда в поношении: оскудеют обители, сократятся иноки, а те, которые останутся, будут терпеть насилие. Однако, ненавистники монашеской жизни, имеющие только вид благочестия, будут стараться склонить иноков на свою сторону, обещая им покровительство и житейские блага, непокорным угрожая изгнанием. От сих угроз будет у малодушных тогда большое уныние, но кто доживёт до этого времени, радуйтесь, ибо тогда право верующие, но не показавшие других добродетелей, будут получать венцы за одно стояние в вере, по слову Господа: «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным». Бойтесь Господа Бога, бойтесь потерять уготованный венец, быть отторгнутым от Христа во тьму кромешную и муку вечную.
Мужественно стойте в вере Православия и, если нужно, с радостью терпите изгнание и другие скорби, ибо с тобою будет Господь и святые Мученики и Исповедники: они с радостью будут взирать на твой подвиг. Но горе будет в те дни монахам, кои обзавелись имуществом и богатством, и, ради любви к покою, готовы будут подчиниться еретикам. Они будут усыплять свою совесть, говоря: «Если мы охраним и спасем обитель, Господь нас простит». “Несчастные и ослепленные не помышляют о том, что с ересью войдет в обитель бес, и будет она тогда уже не святой обителью, а простыми стенами, откуда отступит благодать. Но Бог сильнее врага и никогда не покинет Своих рабов. И истинные монастыри будут пребывать до скончания века, только избирать будут для этого пустынные и уединенные места. Не бойся же скорбей, а бойся пагубной ереси, ибо она обнажит человека от благодати и разлучит со Христом, потому повелел Господь считать еретика за язычника и мытаря. Итак, укрепляйся, сын мой, в благодати Иисусом Христом, с радостью спеши к подвигам исповедничества и переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа, рекшего: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни». Ему же со Отцем и Святым Духом Честь, Слава и Держава во веки веков».
иеромонах Авель13 февраля 2016, 23:43
Ещё несколько мыслей... Может для кого-нибудь это будет полезно.
Тем, кто внимательно читал комментарии (не беру в рассчёт комментарии с утверждениями без объяснений с привязкой к документу),
становится ясно, что проблема в терминологии. В основном к словам "христианин" и "Церковь". Насколько они применимы к внешним:
к сообществам и кк онкретным людям в частности.
Меня печалит нецельность и непоследовательность рассуждений людей, применяющих "строгие" понятия.
Почему они себя дерзают именовать христианами, ведь они не исполнили призвание Христа:
вернуться в единение с Ним, причём навсегда, непадательно... Более того, а почему они себя именуют людьми,
ведь они в строгом смысле не люди, потому что они не опираются в своей жизни сознательно на Божью природу,
не соработничают Богу в Его енергиях, а значит ведут образ жизни скотоподобный (такая терминология есть).
И если они такие последовательные и благочестивые, то ни себя, ни кого другого в храме они именовать христианами не имеют права,
а вне Церкви ни себя, ни кого другого именовать людьми -- тоже. Но -- нет...
На это никто не дерзает, потому что делают снисхождение как себе, так и внешним...
Если люди не воспринимают понятие "человек", как и мы, то мы всё же применяем с ними взаимно в общении слово "человек"
в надежде на Промысл Божий о спасении всех и не считаем это лукавством.
То есть: внутри -- одна терминология, во вне -- другая, и при этом в обеих -- снисходительная с надеждой на Бога.
То же и в отношении слова "Церковь": внутри мы чаще применяем его как "тело Христа", а снаружи как "экклесиа",
"выборка по общему признаку".
Поэтому не стоит путать терминологию документов "внутренних", описания Церкви как Самое Себя ("в Себе")
и терминологию в отношении к внешним.
Так почему же мы забываем правильно применять терминологию в отношении этого (в частности) документа здесь,
ведь мы своей жизни так не делаем?..
Надеюсь, примеры были понятными...
иеромонах Авель12 февраля 2016, 19:55
А мне вспоминаеются слова свт.Филарета Московского о ревнителях о вере не по разуму, да слова из Евангелия -- "вид благочестия имущие, силы же его отрекшиеся"(2Тим 3:5). Исцелять таковые не в силах, ни слышать, ни вникать. Поэтому проще урезать собственное богатство до примитивного "ширпотреба". Так оно спокойней, понятней, безмятежней, потому что "вмещается в МОЙ разум"... Печально: всех вменить в "язычников и мытарей", да вот только возведение своего лжеименного разума в идола -- не приметили...
Юлия12 февраля 2016, 15:49
Свт. Игнатий Брянчанинов (+1867 г.): «Будет массовое отпадение от веры, причем, изменят вере многие епископы и, в оправдание будут указывать на блестящее положение Церкви. Искание КОМПРОМИССА будет характерным настроением людей. Прямота исповедания исчезнет.».
иеромонах Авель12 февраля 2016, 12:52
И никого не удивляет здесь, что обвинения в экуменизме (в частности по поводу этого документа) происходят без оснований, без пояснений?!.. То есть требование пояснений есть, но они односторонни, применяются не симметрично. Похоже на ситуацию травли России со стороны западного политического мейнстрима: "Виновен!... потому что виновен." Это просто состояние сердца, недовольство и недоверие без пояснений. Это предосуждение. Потому, наверное, духовенство здесь и не участвует почти... Действительно, что остаётся терпеть и молиться с надеждою на Бога...
Татьяна12 февраля 2016, 08:06
Согласна с Георгием:"Не думаю,братья,что наши слова здесь как то повлияют на рассудок последователей экуменизма,но молчать-значит согласиться,а я НЕ СОГЛАСЕН,с тем что нам навязывают .Экуменизм-это шаг к падению нашей веры.Аминь." Страшные дела творятся Господи.....
иеромонах Авель11 февраля 2016, 10:27
Иеромонаху Димитрию.
Отче, укажите в документе место, подтверждающее признание Таинств вне Церкви. Иначе, ваш вывод безоснователен.
Иеромонах Димитрий11 февраля 2016, 01:15
Данный документ ЯВНО противоречит 9 члену Символа Веры, погрешение против которого - отлучение от Церкви, а для клириков - извержение из сана. Признание таинств еретиков и в целом признание их церковью - карается также апостольскими правилами. Итак, и к чему мы пришли с политикой компромисса и соглашательства? Дорогие архиереи, срочно измените ситуацию, отзовите ваши подписи под этим документом. Мы вас любим, но Христа более: "Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?" (Деян.4:19) "Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся" (Тит.3:10)Господь и Его Церковь приравняла ЕРЕТИКОВ к ЯЗЫЧНИКАМ!"Аще же и Церковь преслушаетъ, буди тебе якоже язычникъ и мытарь" (Матф. 18:17) Как можно Святую Церковь приравнять к еретическим сообществам равным язычеству? "Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить [в них]; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас". (2Кор.6:14-17) Свт. Игнатий Брянчанинов (+1867 г.):
«Будет массовое отпадение от веры, причем, изменят вере многие епископы и, в оправдание будут указывать на блестящее положение Церкви. Искание КОМПРОМИССА будет характерным настроением людей. Прямота исповедания исчезнет.» Архиепископ Аверкий Таушев предупреждает: "Самая страшная и прельстительная для многих ложь нашего времени это – допущение какого-то компромисса, соглашательства между истиной и ложью, искание золотой середины между ними, стремление примирить и соединить непримиримое и несоединимое: служение Богу и маммоне, Христу и Велиару, свиту и тьме... Отсюда – «восточный обряд», так усиленно навязываемый нам папистами, отсюда – «экуменизм», настойчиво пропагандируемый протестантами и продавшимися им отщепенцами от Православия, отсюда – пренебрежение к аскетическим установлениям Церкви, к отеческим поучениям и преданиям, театры, трактиры и всякие увеселения в церковной ограде, устройство развлечений «с благотворительной целью» в кануны воскресных и праздничных дней, отсюда... многое и многое другое в жизни современных христиан, о чем «не леть и глаголати». И вся эта ложь с какой-то безстыдной наглостью осмеливается выдавать себя за истину, белое называя черным, а черное – белым. Безудержно гневаясь и злобствуя на подлинную истину, она тем самым с головою выдает себя, чего не видят только совершенно ослепленные ею.
Между тем, путь истины лишь один и он не знает, не терпит никаких соглашательств, никаких компромиссов с ложью, ибо всякий такой компромисс, под каким бы благовидным предлогом он ни совершался, есть предательство истины. И пусть нас, дорожащих истиною и искренно желающих идти путем истины, отступившие от истины и предавшие себя лжи, называют гордецами. Не следует нам бояться этого, ни смущаться этим. Мы не гордимся своей личной праведностью, своею личнойдобродетелью, своими личными заслугами и какими-либо добрыми делами. В своей личной жизни мы сознаем себя слабыми, немощными и грешными людьми. Если же мы и хвалимся чем, то хвалимся не собой, а верой Православной, «чистой и непорочной невестой Христовой, «не имущей скверны, или порока, или нечто от таковых» Церковью Христовой» (Ефес. 5. 27)" Святитель Марк Ефесский (1457): «Мы отторгли от себя латинян не по какой иной причине, кроме той, что они еретики. Поэтому совершенно неправильно объединяться с ними». «Латиняне не только раскольники, но и еретики...». «Но если они (латиняне) совершенно отклонились, и притом - в отношении богословия о Святом Духе, хула на Которого - величайшая из всех опасностей, то ясно, что они еретики, и мы отсекаем их как еретиков». «Никогда то, что относиться к Церкви, не разрешается путем КОМПРОМИССОВ».
Господь да избавит нас от страшнейшего падения за всю историю нашей Церкви. Аминь!
иеромонах Авель10 февраля 2016, 19:48
(окончание.)
Почему "Церкви" с большой буквы?... да по тем же самым причинам. Если я прийду в чужой дом, где отец семейства разбойник и тать, я всё ж буду называть его отцом и домочадцев семьёй. Осудить их я не имею права (как христианин), а вот очищать, взращивать, культивировать лучшее, истинное -- могу по мере взаимного доверия.
Конечно, проще сказать "вы разбойники все и убийцы! Креста на вас нет!" и избавиться от проблем на свою шею... да вот только те, кто в полноте Духа живут, чают её донести и другим... "Когда ты счастлив сам -- счастьем поделись с другим!.." когда-то давно пели наши советские исполнители.
А как комментарии почитаешь, то всё сплошь решения "отсечь!", а не "исцелить...", не от избытка сердца, а от опустошённости... Но в основном -- не знание терминологии.
И кстати или не кстати, но скажу, что нет в догматике никаких утверждений о том, что количество Соборов Церкви может ВООБЩЕ быть счисляемым, то есть -- что такое отношение корректно, применимо к Соборам... Помните за что Господь как-то пророка Давида наказал?.. ;)
Различать-то возможно -- первый, второй... А вот применять счисляемость, или каким бы то ни было иным образом налагать ограничения -- наверное нельзя...
иеромонах Авель10 февраля 2016, 19:44
(продолжение.)
Почитайте Основы социальной концепции РПЦ, раздел об отношении к инославию. В нём в частности говорится то, что мы не можем знать степень удалённости от полноты Церкви тех или иных сообществ (как то: католики, протестанты, монофизиты и пр.), потому что это не открыто Духом. А по сему присоединение к Церкови из таких сообществ путём совершения тех или иных Таинств не отражает меру или образ удаления... К чему я?.. А к тому, что формально здесь не решить вопрос. И проводя то или иное Таинство(-ва) для присоединения к Церкви, Она признаёт за присоединяемым его ранее выказанные намерения и восполняет их Своими Таинствами, а не перечёркивает. Это относится к тем, кто принял основы откровения Нового Завета: Боговоплощение ради спасения нас, троичность Лиц Божества, сошествие Св.Духа (в точности не помню). То есть то, что принёс Новый Завет. Таких людей трудно не называть христианами пусть по намерению и не имеющих полноты освящения, но тем не менее.
Вот с такими оговорками выражение "другие христианские Церкви и конфессии" вполне приемлемо.
иеромонах Авель10 февраля 2016, 19:43
Георгию.
Давить авторитетом не собирался. У нас все умеют читать и думать.
Вот вопрос в том как раз и состоит, на каких основаниях рассудок каждой отдельной личности зиждет свои рассуждения.
Все философы (да и Соборы наши тому свидетельство) говорят, что изначальная проблема в согласованности терминов, в однозначности их понимания. И, на самом деле, весь "конфликт взаимопонимания" пока что состоит в том, что документ сей выработан на основании терминов, которые имеют в себе оговорки, предполагаемые и учитываемые по умолчанию. А мы обычно, не зная их, начинаем вносить в термины своё понимание (зачастую радикальное). И результаты "вычислений" само собой не совпадают.
Кирилл10 февраля 2016, 14:03
Из статьи диакона Андрея Глущенко «Классические» ошибки в восприятии православного богослужения:

Следующее прошение ектении: «О мире всего мира, благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех…» Вот оно, любимое прошение экуменистов! :)) Одна лишь незадача: слово «церкви» в греческом — женского рода (как и в русском), а слово «всех» здесь (panton, а не pason) — мужского. Под «всеми» подразумеваются не церкви, а христиане: верующих приглашают помолиться о соединении всех православных христиан, которые, каждые в своем городе, принадлежат Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Исправить потенциальное непонимание можно легко, добавив одно слово: «…и соединении всех нас…».
Анна 8 февраля 2016, 16:23
Какой лукавый документ... По букве тяжело придраться, а по духу явная ересь! Следующие документы и согласия с варфоломеем будут опираться на этот документ, в виду его удобности и размытости. И скорее всего там уже будет открытая солидарность наших иерархов с экуменистами, папистами, и другими еритеками... Наверно об этих иерархах молился Св. Серафим Саровский, испрашивая у Бога им прощения, но так и не получил его.
Я не хочу быть причастна к этому документу!
Помоги нам Господи, смотреть и Видеть времена и события, ибо время лукаво!
Георгий 8 февраля 2016, 07:54
Сергею 4 февраля.Вы ошибаетесь если отделяет себя от церкви.НАША ЦЕРКОВЬ -это все люди входящие в её состав а не одни архиереи.А решения принимаются у нас одними архиереями,а не всей церковной полнотой.Согласен когда дело рядовое это правильно будет, по каждому чиху поместный собор не нужно собирать, но когда такие глобальные дела назревают своё мнение должны высказать все.
Георгий 8 февраля 2016, 04:17
Иеромонаху Авелю хочется ответить.Грязи не кто не ищет специально ,она даже для неграмотных видна и лежит наповерхности. А если любить своих подопечных искренне,то не скажешь про них они де враги церкви ,даже если они критически смотрят на жизнь и жизнь церковную,а с любовью доносить своё виденье,разбирать каждую точку разночтения,если доводы будут достойными народ поймёт. Мы ведь не оголтелые фанатики,и с нами нужно считаться ,а не давить авторитетом.
Ярослав 8 февраля 2016, 01:41
Православия наставниче, новшеств противоборниче, /
степень веры, Церкве светильниче, /
учителей Богодухновенная печате, Марко всемудре, /
писании твоими вся просветил еси, цевнице духовная, /
моли Христа Бога спастися душам нашим.

Тропарь Марку, архиеп. Ефесскому
Георгий 7 февраля 2016, 15:51
Я думаю, что наши архипастыри в большинстве своем и сами прекрасно понимают не православный характер данного документа и о той угрозе, которую о несет для нашей Церкви и для всего православия. Вспомнить хотя бы недавнее заявление митрополита Онуфрия о том, что вообще не нужно нам участвовать в этом Соборе. Дело, по-видимому, в другом. Принятие этого документа есть сделка между Варфоломеем и нами. Варфоломей обещает не легализовать раскол на Украине, а мы, Русская Церковь, обещаем подписать подготовленный им (и его кураторами) документ еретического содержания. Но может лучше потерять Церковь на Украине, чем рисковать в итоге потерять ее и в России, и на Украине и в Греции, и в других православных странах?
Георгий 6 февраля 2016, 22:27
«Православная Церковь констатирует существование в истории других не находящихся в общении с ней христианских церквей и конфессий».

Только что еще раз прочитал этот тезис и обратил внимание на слово "других". Православная Церковь констатирует, что есть другие христианские Церкви. Это значит, что Православная Церковь - одна из "других", то есть она не единственная. Кто бы что ни говорил, но это несомненное логическое следствие из данного тезиса. Следовательно, данный тезис находится в противоречии с учением Христа и святых отцов о единстве Церкви (Единой, Святой, Соборной, Апостольской).
Еще раз убеждаюсь, что нельзя подписывать данный документ в нынешней редакции. Если это произойдет, случится грандиозное отступление от Истины (радикальная и резкая богословская ревизия наших отношений с еретиками - попытка "легализовать" ересь). Да не допустит Господь этого! Верю, что новомученики и исповедники русские заступятся за нашу Церковь и своими молитвами отведут от нас это искушение. Господи избави нас от этого искушения!
иеромонах Авель 6 февраля 2016, 20:13
Объединение с католиками?... Смешно. Как раз учение о 7 таинствах, седьмочисленности как некой значимой категории в православном вероисповедании, есть веяние латинства ... Прп. Симеон Новый Богослов, к примеру, говорил о 10ти Таинствах; у греков, к примеру, Собор со свт. Григорием Паламой (XIV век) по значимости приравнивается к 8му Вселенскому (и есть на то причины). Так что не от грамотности страхи эти... Собственно, документы и опубликованы для того, чтобы их развеить. Ну, а кто ищет грязь намеренно, то как его разубедишь, если у него такое состояние сердца?... Терпением, молитвой и любовью...
иеромонах Авель 6 февраля 2016, 19:59
Нормальный документ. Если кто-то не может его осознать целиком и не понимает терминов, то это вопрос личного просвещения, а не самого документа.
Анасиасия 5 февраля 2016, 22:49
Из слов только что канонизированного святителя Серафима (Соболева)

"...Мы православные христиане, исповедуем, что Церковью, как учрежденною Самим Богом для нашего спасения, можно называть в строгом смысле только одно общество истинно верующих христиан. Называть же церковью каждое из еретических обществ – это значит не иметь правильного понятия о Церкви и попирать нашу веру и догмат о Церкви, изложенный в девятом члене Символа веры.Наша Церковь никогда не считала еретиков входящими в ее состав, в состав самого Тела Христова. Да и как возможно данную экуменическую точку зрения считать православной, когда Вселенские Соборы всегда предавали еретиков анафеме, т.е. отлучению от Церкви?Еретики могут быть святыми только после покаяния или отречения от всех своих ересей и после воссоединения с Православною Церковью.Не обвинять надо Православную Церковь за то, что она не смешалась с еретиками и отделилась от них, а ублажать ее надо за мученические подвиги разделения, происходившего по причине восстания еретиков на Церковь, на ее богооткровенные и святоотеческие истины и даже на самого Бога...."
Александр А.Б. 4 февраля 2016, 23:02
Простите, что-то никак не уразумею: о каком таком «соединении всех» говорится в этом документе? Что это за клевета: «Православная Церковь ... принимала участие в экуменическом движении с момента его появления»??? Это про еретиков?! Принять этот док невозможно!
Как тогда понимать соседствующее сообщение: АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР: В НЫНЕШНЕМ ВИДЕ ПРОЕКТЫ ДОКУМЕНТОВ ВСЕПРАВОСЛАВНОГО СОБОРА НЕ НАРУШАЮТ ЧИСТОТУ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ.
Протопресвитер Феодор Зисис: "Чтобы быть принятым всей церковной полнотой, этот Собор должен подтвердить осуждение нижеследующих ересей, а также лиц, которые эти ереси поддерживали или поддерживают, и до сих пор не покаялись в них публично. Исходя из сказанного выше, мы, как члены Церкви, отмежёвываемся от нижеперечисленных ересей и от тех, кто эти ереси исповедует"...
«Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе».
Сергей 4 февраля 2016, 22:28
Жалею, что одним из первых отправил комментарий. Уверен не мое это дело, я по специальности юрист, а не богослов. Нужно иметь большие познания, чтоб критиковать то, с чем согласилась НАША ЦЕРКОВЬ, со множеством высоко духовно развитых служителей. Простите!
Вадим 4 февраля 2016, 21:59
Преп. Феодосий Печерский - "Множеством ересей своих они всю землю обезчестили. Нет жизни вечной в вере латинской». «..Берегись, чадо, кривовеов и всех бесед их, ибо и наша земля наполнена ими. Если кто и спасет свою душу, то только живя в православной вере… ..Если же кто будет хвалить свою (веру) и чужую, то он двоеверец, близок ереси..Чадо! Если тебе надо будет умереть за святую веру, с дерзновением иди на смерть. Если тебе кто скажет: "Ваша и наша вера от Бога", то ты чадо, ответь так: «Кривовер!», или ты и Бога представляешь двоеверным";
Daria 4 февраля 2016, 15:09
Мы тоже против. Бог Един, и вера одна, и Церковь Христова одна - Православная, и религия - одна! все остальное - от лукашки.
Георгий 4 февраля 2016, 11:48
Просмотрел известный доклад свт. Серафима (Соболева) от 1948 года. Он несколько раз в своем докладе использует понятие «инославные христиане». Но наряду с этим он использует в докладе как синонимы понятия «еретические сообщества», «еретики» и пр. Из доклада святого видно, что инославные христиане = еретические сообщества. Отсюда ясно, что понятие «инославные христиане», возможно, имеет право на существование в церковных документах, но только в сочетании с понятием «еретические сообщества». И вот именно этого в рассматриваемом проекте документа Собора нет. Если уже нет возможности изъять из документа понятие «инославные христиане» и заметить его на понятие «инославные сообщества», то необходимо внести в него (хотя бы один раз употребить!) понятие «еретические сообщества». В таком случае, думаю, были бы сняты многие недоумения и опасения православных христиан относительно содержания данного документа. Итак, предлагается:

1) Изменить нынешнее название проектного документа «Отношение Православной Церкви с остальным христианским миром» на «Отношения Православной Церкви к инославию».
2) Внести в текст понятие «еретические сообщества» (употребить его хотя бы один раз). Или (что лучше) вообще убрать из текста понятия «инославные христиане», «христианские церкви» и использовать понятия «инославные», «инославные сообщества», «инославные церкви» (причем слово «церкви» в данном случае писать всегда с маленькой буквы).
3) Внести в текст следующий тезис: «Православная Церковь устами святых отцов утверждает, что спасение может быть обретено лишь в Церкви Христовой» (этот тезис взят из документа «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию»). К сожалению, в существующей редакции проектного документа Собора нет четкого тезиса, из которого бы несомненно следовало, что спасение возможно только в Православной Церкви. Так почему бы не внести в него уже проговоренный Русской Церковью тезис?
4) Сформулировать тезис «Православная Церковь констатирует существование в истории других не находящихся в общении с ней христианских церквей и конфессий» в такой редакции: «Православная Церковь констатирует существование в истории других не находящихся в общении с ней инославных сообществ».

Кроме того, следовало бы серьезно отнестись к замечаниям профессора Димитриоса И. Целенгидиса, которые недавно были им направлены Святейшему Патриарху Кириллу. Эти замечания, переведенные на русский язык, уже доступны в Интернете. Кому интересно, тот найдет их.

Очень надеюсь, что наши уважаемые и любимые архипастыри, которые, безусловно, очень стараются сохранить святоотеческое православие (и это не подлежит сомнению!), прочитают эти комментарии. Уверен, что они тоже понимают опасность нынешней редакции данного документа. Если Бог через них явил нового святого своей Церкви, святого, вскрывшего ересь экуменизма, то через них Бог может защитить святоотеческое православие на грядущем Соборе. Мы должны об этом сейчас постоянно молиться.
Виктор Пиденко 3 февраля 2016, 22:08
Дай Бог, чтобы в нашей Церкви всегда слышалось и отзывалось в сердцах слышащих: "Аз есмь Пастырь добрый. Пастырь добрый полагает Душу Свою за овцы Своя".
Елена 3 февраля 2016, 00:00
Я тоже против этого, я против экуменизма и участия Русской Православной Церкви в ВСЦ, против объединения в еретиками! НЕЛЬЗЯ ПОД ЭТИМ ПОДПИСЫВАТЬСЯ!!! Это призыв в конечном итоге объединятся с еретиками!!!!!Подвижники XX века не только строго придерживались Православного Вероучения в отношении ереси и еретиков, но и призывали к отказу от участия в надцерковных организациях наподобие «Всемирного совета церквей». Архиепископ Серафим (Соболев) в свое время писал: "Присутствуя на еретическом собрании, которое экуменисты называют "Всецерковной конференцией”, "собранием всех христианских церквей” и "единою святою Христовой церковью”, православные представители тем самым фактически утверждают бытие этой "единой святой церкви Христовой” со всеми ее еретическими заблуждениями. Следовательно, без слов, без всякого писания православные представители-экуменисты одним своим присутствием на экуменической конференции будут содействовать ниспровержению нашей веры в догмат о Церкви”. А сербский богослов преподобный Иустин (Попович), убеждая не участвовать в «Мировом совете церквей», писал своему Священному Синоду: «Позиция Православной Церкви в отношении еретиков — т.е. всех, кто не является православным, — была установлена раз и навсегда Святыми Апостолами и Святыми Отцами, то есть боговдохновенным Преданием, единым и неизменяемым. Согласно этому положению, православным запрещается участвовать в какой-либо общей молитве или богослужебном общении с еретиками. Ибо какое общение у праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? (2 Кор. 6, 14-15). (…) Не объединяясь с еретиками, где бы ни был их центр, в Женеве или в Риме, наша Святая Православная Церковь, всегда верная Святым Апостолам и Отцам, не откажется этим от своей христианской миссии и евангельского долга, то есть она будет перед современным православным и неправославным миром смиренно, но смело свидетельствовать Истину Всеистины, живого и истинного Богочеловека и всеспасительную и всепреображающую силу Православия.Почему апостолы и святые отцы запрещали молиться вместе с еретиками, а также в храмах еретиков? Может быть, потому, что для них молитва и вера (богословие) мыслились не как две независимые друг от друга области? Для них это неразрывное целое. И, естественно, что единство в молитве может быть только там и только с теми, с кем есть единство веры.
А если мы молимся с еретиком, то тем самым, во-первых, лжем перед лицом Бога, а во-вторых, лжем тому еретику, с кем молимся. Мы вводим его в заблуждение, давая повод думать, что между его верой и верой православных христиан нет существенных различий и что с точки зрения христиан его учение также спасительно.
И это нетрудно соблюсти, если мы будем иметь перед глазами верный ориентир и помнить, что «запрещение Церковью молитвенного общения с еретиками проистекает из любви к самим еретикам, которые посредством такого религиозного (а не общественного) "карантина" призываются к осознанию своего заблуждения и пониманию того факта, что они находятся вне "ковчега спасения"».
Владимир 2 февраля 2016, 18:05
Редакции портала повезло, Вам довелось читать комментарии тех немногих и по видимому последних, Екатерин, Ник, Татьян, Юриев, которые понимают происходящее. Заслуживает особо внимание пункт.22 который гласит, что те отдельные лица или группы которые не примут решения собора перейдут в разряд врагов единства Церкви и подлежат осуждению. Вот перспектива для христиан в будущем после собора. Грустно. Благодарю администрацию, что выставили эти комментарии, хоть не много утешился.
Oleg 1 февраля 2016, 20:44
св. Игнатием Брянчанинов: «Ересь есть прикровенное отвержение христианства. Когда люди начали оставлять идолопоклонство, по его очевидной нелепости, и приходить к познанию и исповеданию Искупителя; когда все усилия диавола поддержать между человеками идолопоклонство остались тщетными; тогда он изобрел ереси, и посредством ереси, сохраняя для держащихся ее человеков имя и некоторую наружность христиан, не только отнял у них христианство, но и заменил его богохульством».

Священномученик Киприан Карфагенский:

«Если рассмотреть веру тех, которые веруют вне Церкви, то окажется, что у всех еретиков совсем иная вера; даже, собственно говоря, у них одно изуверство, богохульство и прение, враждующее против святости и истины



Святой праведный Иоанн Кронштадтский (1908):
«Кто бы не желал соеди­ниться из православных с католиками или лютеранами и быть с ними одно - во Христе, одною Церковию, одним обще­ством верующих! Но кто из членов этих глаголемых церк­вей, особенно предстоятелей, именующихся папами, патри­архами, митрополитами, архиепископами и епис­копами или же ксендзами, патерами, - согласится отречься от своих заблуждений? Никто. А мы согласиться с их еретическим учением не можем без вреда своему душевному спасению... Разве можно соединить несоединимое - ложь с истиною?»

Святой праведный Иоанн Кронштадтский (1908):





«Кто бы не желал соеди­ниться из православных с католиками или лютеранами и быть с ними одно - во Христе, одною Церковию, одним обще­ством верующих! Но кто из членов этих глаголемых церк­вей, особенно предстоятелей, именующихся папами, патри­архами, митрополитами, архиепископами и епис­копами или же ксендзами, патерами, - согласится отречься от своих заблуждений? Никто. А мы согласиться с их еретическим учением не можем без вреда своему душевному спасению... Разве можно соединить несоединимое - ложь с истиною?»


Из Окружного Послания Восточных Патриархов 1848 г.:
«Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь... ныне вновь возвещает соборно, что сие нововводное мнение, будто Дух Святой исходит от Отца и Сына, есть сущая ересь и последователи его, кто бы они ни были, еретики; составляющиеся из них общества суть общества еретические и вся­кое духовное богослужебное общение с ними пра­вославных чад Соборной Церкви - беззаконие».

Михаил 1 февраля 2016, 17:10
называть еретиков христианами это все равно что бесов признавать Ангелами Божьими дескать потому что у них есть что то общее....
Анна 1 февраля 2016, 13:32
Вот мне кажется, что если почитать толкования святых на фразу "будет едино стадо и един пастырь", то это не о христианах других конфессий сказано. И вообще, почему то экуменизм и переговоры с инославными прекрываются одной этой фразой, когда об общении с ними столько сказано святыми отцами, и из их слов легко понять, что это зло.
Ника 1 февраля 2016, 13:28
Господи, помоги нам не принять и капли, и миллиметра отклонения от Истины!
Давайте усилим молитвы, чтобы ничего противного духу Православия и Евангелия не было принято!
Господи помилуй, спаси и сохрани!
Георгий 1 февраля 2016, 12:36
Думаю, что диалог православные богословы могут вести с еретиками. Цель этого диалога одна – привести еретиков в Церковь. Только их, еретиков, не надо называть христианами. Такой документ, может быть, имеет право на существование, но только если внести в него корректировки: не называть еретиков христианами, изменить название документа (как уже здесь предлагали), вместо понятия «межхристианский диалог» употребить, например, понятие «диалог с отделившимися от Церкви» (или что-то наподобие этого).
Возможно, в этом документе есть еще какие-то сомнительные тезисы. Возможно, есть какие-то «подводные камни» в методологии работы богословских комиссий. Так или иначе, православные, твердо стоящие на святоотеческих началах, имеющие опыт работы с подобными документами (таких в нашей Церкви достаточно), должны его тщательно проанализировать.

Юрий 1 февраля 2016, 10:51
Свт. Игнатий Брянчанинов: «Вы говорите: “еретики те же христиане”. Откуда вы это взяли? Разве кто-нибудь, именующий себя христианином и ничего не знающий о Христе, по крайнему невежеству своему решится признать себя таким же христианином, как и еретики, а святую веру христианскую не отличит от чада клятвы – Бога хульныя ереси! Иначе рассуждают об этом истинные христиане! Многочисленные сонмы святых прияли венец мученический, предпочли лютейшия и продолжительнейшия муки, темницу, изгнание, нежели согласиться на участие с еретиками в их Бога хульном учении».
Димитрий 1 февраля 2016, 02:07
Слава Богу, за то что мы понимаем важность и опасность происходящего, знаем что христианами можно называть только православных, а Церковью - только Православную Церковь, помним пророчества святых о будущем экуменическом соборе!
Братья и сестры, давайте будим СИЛЬНО молиться Богу, Пресвятой Богородице, Святым. Бог в силе все устроить и сохранить Церковь от отступления, не допустить беды. Будем просить о просвещении духовенства, чтобы не отступили от истинной православной веры. По молитвам Бог может сохранить духовенство и нас от заблуждений, уберечь от ядовитого влияния экуменизма и иных видов ересей. Бог может даже не допустить провидения этого собора!
Мы видим, что сатана особо нападает на церковнослужителей. Это его стратегия, чтобы погубить и нас. Будим относится к ним с любовью, но твердо стоять в истинной вере. Без наших молитв, без нашей стойкости, без нашей смелости, без нашей ВЕРЫ, им очень и очень трудно устоять!
Если верим в Бога, то будим верить и Богу. Он нас слышит! Он сказал, чтобы мы ПРОСИЛИ, и ДАНО будет нам!!!
КБ 1 февраля 2016, 00:34
Наши великие предки и в Византии и на Руси даже диалога с еретиками не хотели вести (Византия как раз и пала от того, что предала православие на компромисс с еретиками).
Вот что, согласно исторической хронике, ответил Александр Невский папскому посольству в лютое время. Даже когда была угроза от монголов, он не отступил от правой веры. Еретики есть еретики, тут политкорректность не уместна.

«Долго сдерживаемое при чтении послания чувство гнева вырвалось наружу и сказалось в следующем сухом и грозном ответе:
«Слышите, посланницы папежстии и прелестницы преокаянные! От Адама и до потопа, и от потопа до разделения язык, и от разделения язык до начала Авраамля, и от Авраамля до приития Израилева сквозь Чермное море, а от начала царства Соломона до Августа царя, а от начала Августа до Рождества Христова, и до страсти и до воскресения Его, а от воскресения Его и на небеса вшествия и до царствия Великого Константина и до первого собора и до седьмого собора: сия вся сведаем добре, а от вас учения не принимаем».
Екатерина 1 февраля 2016, 00:26
зачем вообще эти богословские диалоги. прекрасно известно, что католики не вернутся в православие. И дело не в богословских спорах. папа готов допустить любые догматы и обряды, что мы видим по греко-католикам. У них и причастие и литургия по византийскому образцу - от нас не отличить. католикам нужно только одно - признание примата папы.
Вот Антоний Суражский кот об этом говорит
Думаю и наше священноначалие это знает и священноначалие других церквей. Так зачем же этот диалог?
И кто вообще сказал что единство церквей это цель наша православная??? Покажите мне в писании это место прямо. Спаситель говорит, что он пришёл принести разделение на землю на тех, кто за истину и против. И он не призывает нас еретиков спасать.
Юлия31 января 2016, 19:54
Название документа нужно менять. Нет никакого христианского мира вне Православной Церкви. Почему не назвать документ хотя бы так: "Отношения Православной Церкви с инославными". Далее. В документа есть логическая ошибка. Говорю это как практикующий математик. С одной стороны, утверждается, что объединение возможно только на основе и в рамках православного вероучения. Православное вероучение есть христианское вероучение. Принимающие его есть христиане. А не принимающие его? Это кто? Как их можно называть христианами! Святые отцы их называли еретиками. В документе имеет место софистика. Конечно, его нельзя подписывать в таком виде. Более того, если назвать еретиков христианами, открывается путь для их дальнейшего признание в качестве носителей Истины Христовой, которая, согласно учению святых отцов, прибывает только в Церкви. Это во все времена христианства было аксиомой. Уважаемые и любимые наши отцы, очень просим вас, не подписывайте данный документ. Иначе это будет измена святоотеческому учению нашей Церкви.
Валерий31 января 2016, 18:31
Вот, можно посмотреть первый критический разбор этого документа. Краткое резюме: "Истинная цель данного документа в лишении Православной Церкви права на исключительность в наименовании «Церковь», в лишении обязанности (!) проповеди Истины Христовой и, в конечном итоге, в лишении обязанности приведения по возможности всех людей ко Христу."

диакон Евгений Моргун

Краткий богословский панализ проекта документа Всеправославного Собора
«Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром»
Маринп31 января 2016, 12:08
Я отказываюсь принимать и подписываться под данным документом. Здесь лукавство, размытость, нет конкретики, "розовый кисель", который ничего не имеет общего со святой православной воинственный верой. Экуменизм - ересь! Да запретит им Господь!
Георгий31 января 2016, 11:39
Я против того, чтобы называть еретиков христианами, так как христиане только в Церкви, а Церковь только одна.
Я против участия Русской Православной Церкви в ВСЦ. На мой взгляд, Церковь без совета с еретиками может нести Истину.
Ekaterina31 января 2016, 07:52
Пастыри, остановитесь и остановите этот проект экуменизма!

Корни наших богословских диалогов в мученичестве и исповедничестве даже до последних времен, в святительстве и преподоблении, вот где вера, которую желающий черпает независимо от трудностей времен и административных фантазий.

Я не согласна.
Татьяна31 января 2016, 07:02
Я против подписания этого документа и против проведения этого собора
Ника31 января 2016, 01:37
Документы показывают попытку придать особую роль Вселенскому Патриарху, чья деятельность вызывает множество сомнений, особенно, на Афоне.
И очень смущает формулировка "прочие христиане". Да, они христиане, но отступники. И ещё речь о "новых исторических условиях", при каких экуменический диалог, выходит, оправдан?
Готовится почва под недоброе, совсем недоброе...
Укрепи Господь нас всех, вразуми и спаси!
Валерий30 января 2016, 20:26
Пару минут в инете сходу дают пример практического применения п.21 и п.22. Интересно, что Энциклика Константинопольского Патриарха 1920 г. отправленная на совещание Комиссии "Вера и Устройство" уже содержит предложение «принятия единого календаря для одновременного празднования великих христианских праздников всеми Церквами». Вряд ли кто скажет, что Константинопольский патриарх – не «православный богослов». Соответственно, благодаря п.21 и п.22, кто против нового календаря автоматически «подлежат осуждению».
Валерий30 января 2016, 20:22
П.21 означает принятие всех документов Комиссии "Вера и церковное устройство" начиная с совещания 1920 года в Женеве, на котором уже были представители Константинопольской, Русской и др. Церквей - всего 18 православных делегатов.
Формулировка п.21 «Православная Церковь <…> в целом положительно оценивает документы богословского характера, принятые Комиссией при участии внесших ценный вклад православных богословов» позволяет утвердить любой документ Комиссии на протяжении всей ее почти столетней деятельности, причем противники автоматически подпадают под действие следующего п.22, который гласит, что «Православная Церковь считает, что любые попытки разделить единство Церкви, предпринимаемые отдельными лицами и группами под предлогом якобы охранения или защиты истинного Православия, подлежат осуждению».
Если такие фокусы видны невооруженным взглядом неспециалиста, то страшно становится какие мины заложены в этих документах.
Виктория30 января 2016, 17:55
Милостивый Господи, помоги нам выстоять и защитить чистоту нашей Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви! Сохрани от ересей и расколов! Отведи всякое зло и не дай сбыться всем злым умыслам и предательствам! Все святые, молите Бога о нас и о Русской Православной Церкви! Господи, помоги нам!
р.Б. Матрона30 января 2016, 15:28
На мой взгляд в этом документе оправдывается и обеляется экуменизм - ересь ересей! Я против этого, я против экуменизма и участия РПЦ МП в ВСЦ, против объединения в еретиками! Этот документ нельзя подписывать!
Татьяна30 января 2016, 15:13
О своем стремлении к объединению с католиками Константинопольский Патриархат и не скрывает (http://www.rg.ru/2014/11/30/sobor-site.html):

"Между тем Константинополь активизирует и общение между православными. Так, на 2016 год намечен Всеправославный собор, который должен пройти в Стамбуле. Есть вероятность, что на нем Константинопольский патриархат призовет к проведению Вселенского собора в 2025 году. Об этом "РГ" рассказал глава информационного отдела Константинопольского патриархата о. Досифеос Анагностополос.

- В 2025 году исполнится 1700 лет со времени проведения Первого Вселенского собора, состоявшегося по распоряжению императора Константина Великого в Никее (современный Изник - "РГ"), - напомнил о. Досифеос. - И патриарх Константинопольский намеревается призвать всех собравшихся помочь в организации нового, восьмого по счету, Вселенского собора. Есть основания предполагать, что турецкое правительство не будет возражать против подобной инициативы. Но необходимо, чтобы весь христианский мир согласился с этим начинанием и чтобы поместные церкви попросили правительства своих стран поддержать его."
Георгий30 января 2016, 12:29
Вся полнота церкви должна высказать своё отношении к экуменизма.насколько язнаю абсолютное большинство православных против участия православных в советах нечистивых,а значит против эеуминизма,но кто нас слышит?
Катя30 января 2016, 12:00
Всё понятно теперь, зачем этот собор. Готовят административную и религиозную почву для объединения с католиками.
Татьяна29 января 2016, 23:39
Из-за излишней политкорректности данный документ размывает истину, а именно - он не дает четко понять, что Православная Церковь - это и есть та единственная Церковь, которая была основана Господом Иисусом Христом.

Этот документ также способствует утверждению ереси экуменизма, против которой выступали, в частности, святой 20 века - преп. Иустин Попович (http://www.pravoslavie.ru/56950.html), архиеп. Серафим Соболев (доклад "Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?" 1948 г.), афонские монахи ("Меморандум об участии Православной Церкви во Всемирном Совете Церквей" 2007 г.). Задаешься вопросом, почему же наша Церковь все еще в ВСЦ ?...
Георгий29 января 2016, 23:09
Не думаю,братья,что наши слова здесь как то повлияют на рассудок последователей экуменизма,но молчать-значит согласиться,а я НЕ СОГЛАСЕН,с тем что нам навязывают .Экуменизм-это шаг к падению нашей веры.Аминь.
Андрей29 января 2016, 22:05
...если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.

...Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден.


Католики и Протестанты это еретики каторые не слушают их жалко , Но это их Выбор )!
Вадим29 января 2016, 21:08
Как истина-одна, так и вера истинная едина.Значит одна церковь(собрание верующих во Единого и Истинного Бога Иисуса Христа),другое же собрание в заблуждении.Соглашаться с их заблуждением ни есть любовь,а предательство своей веры -ибо кто чужую веру хвалит ,то свою хулит.Если слепец слепца ведет, то оба упадут в яму. (Думаю процесс глобализма шагает во всю и я тут уже по нынешним мирским закон виновен в нетолерантности,и нетерпимости )))
Георгий29 января 2016, 16:34
Выдержанный документ. Под «христианскими церквями» (инославными) следует понимать «еретические сообщества». Понятно, что это только из-за политкорректности они названы христианскими. Думаю, что это не повод обвинять Собор в ереси.
Конечно, хотелось бы, чтобы на Соборе понятие «христианские церкви» было заменено, например, на понятия «отделенные от Единой Церкви верующие» или «отделенные церкви» (ведь еретики – тоже верующие, составляющие свою церковь (собрание) только веруют они «криво»). Тем более что это понятие «отделенные» использовано в начале этого документа. Тут, с одной стороны, и политкорректность была бы соблюдена, а с другой, еретики не назывались бы христианами. Нет проблемы, когда еретиков называют церковью с маленькой буквы. В конец концов, есть даже церковь сатаны. Проблема появляется, когда еретиков называют христианами.
Андрей29 января 2016, 14:48
Вот уже попытка внесения ПЛЕВЕЛ в Православие, например о том что нужно развивать экуменическое движение.... пункт 4. "Непрестанно молясь «о соединении всех», Православная Церковь всегда развивала диалог с отделенными от нее, ближними и дальними, первенствовала в поиске путей и способов восстановления единства верующих во Христа, принимала участие в экуменическом движении с момента его появления, и вносила свой вклад в его формирование и дальнейшее развитие...", НЕЛЬЗЯ ПОД ЭТИМ ПОДПИСЫВАТЬСЯ!!! Это призыв в конечном итоге объединятся с еретиками!!!!!
Андрей29 января 2016, 14:31
С тех пор как т.н. Константинопольский патриархат окончательно попал под влияние США (особо явственно это проявилось при нынешнем патриархе Варфоломее) верующие стали с нескрываемым подозрением относиться к инициативам по созыву всеправославного собора. Сегодня, когда Константинополь нагло – в попрание всех канонов – вмешивается в дела поместной церкви на Украине, наибольшие сомнения в целесообразности Собора высказывают верующие именно Московского патриархата и его самоуправляемой части — УПЦ МП. "Основания для отказа" следующие: последний Вселенский собор состоялся более двенадцати столетий назад, "закрыв" все вопросы канонического права. Следовательно, новый собор нужен лишь его инициатору.
Православные приводят слова Оптинского иеромонаха Нектария: «Было семь Соборов, как семь Таинств, семь Даров Святаго Духа. Для нашего века – полнота числа 7. Число будущего века 8». Под будущем веком и его псевдособором имеется в виду приход и утверждение Антихриста. Именно о таком соборе говорил прп. Кукша Одесский: «Последние времена наступают. Скоро будет экуменический собор под названием «Святой». Но это будет тот самый «восьмой собор», который будет сборищем безбожных. На нем все веры соединятся в одну. Затем будут упразднены все посты, монашество будет полностью уничтожено, епископы будут женаты. Новостильный календарь будет введен во Вселенской Церкви».
Сергей29 января 2016, 12:07
Думаю,что диалога с нераскаявшиеся еретиками быть не должно, что касается ВЕРЫ. Диалог только общими делами милосердия. ГОСПОДЬ БОГ управит СВОИМ промыслом все разногласия.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×