В этом году исполняется 75 лет со дня начала Великой Отечественной войны. 22 июня 1941 года – трагичная и славная дата, значение и величие которой, на мой взгляд, раскрыты не до конца. Многие видят в первом годе войны одни лишь страшные поражения, в то время как на деле 1941-й стал годом срыва блицкрига, годом подвига, героизма и самопожертвования наших предков.
До начала перестройки героизм нашего народа не подвергался сомнению. И действительно, трудно было отрицать очевидные вещи, когда жили Алексей Маресьев, Михаил Девятаев, Иван Кожедуб, когда Великая Победа, достигнутая героизмом советского народа, была столь близка. Но в годы перестройки возник целый ряд ядовитых мифов, в том числе и следующий: настоящее сопротивление немцам началось лишь после Московской битвы, когда наступавшие солдаты РККА увидели свидетельства немецких зверств в Подмосковье и тогда лишь поняли, что дело идет о жизни и смерти. До этого времени, то есть в течение почти всего 1941 года, как считает ряд либеральных авторов, таких как Л. Лопуховский, М. Солонин[1], К. Александров[2], советские солдаты сражались не на уровне своих возможностей.
Только за первый день войны воздушный таран совершили 7 пилотов, при этом И.И. Иванов совершил свой таран в первые минуты войны – в 4:10
Исторические факты опровергают подобные представления. Рассмотрим хотя бы один вид подвига – таран. Общеизвестно, что воздушный таран является наиболее рискованным видом воздушного боя, требующим как особого искусства, так и высокой готовности к подвигу[3]. Ни в одной армии Второй мировой войны воздушный таран не стал столь массовым явлением, за исключением Советской армии. Только за первый день войны воздушный таран совершили 7 пилотов: старшие лейтенанты И.И. Иванов и А.И. Мокляк, лейтенанты Л.Г. Бутелин, Е.М. Панфилов и П.С. Рябцев, старший политрук А.С. Данилов и младший лейтенант Д.В. Кокорев[4]. При этом И.И. Иванов совершил свой таран в первые минуты войны – в 4:10.
Во время Великой Отечественной войны советские летчики совершили более 600 воздушных таранов (точное количество неизвестно, так как исследования продолжаются и постепенно появляются сведения о все новых случаях). Более 2/3 из них приходится на 1941–1942 годы – самый тяжелый период войны. В то время в части люфтваффе был даже разослан циркуляр, запрещавший приближаться к советским самолетам ближе, чем на 100 м, во избежание тарана.
Советские летчики применяли таран на всех типах самолетов: истребителях, штурмовиках, бомбардировщиках, разведчиках. Тараны совершались в групповых и одиночных боях, днем и ночью, в чистом небе и в облаках, на малых и больших высотах, над своей территорией и территорией противника. Меру героизма советских летчиков можно оценить хотя бы несколькими фактами. 12 сентября 1941 года на Су-2 таран немецкого истребителя Ме-109 осуществила женщина Екатерина Зеленко, уничтожившая немецкий самолет, но и погибшая сама. Это единственный в мире случай тарана женщиной-пилотом[5]. Среди советских летчиков были совершавшие таран несколько раз, например Борис Ковзан, сбивший четыре немецких самолета таким способом.
Уже на четвертый день войны, 26 июня, под Молодечно Николай Францевич Гастелло совершил наземный таран, или т.н. «огненный таран». Во время перестройки была предпринята нечистоплотная попытка приписать подвиг Гастелло его сослуживцу капитану Маслову, которая разбилась о вещественные доказательства и показания очевидцев[6].
Всего за время Великой Отечественной войны было совершено 237 «огненных таранов». При этом, в отличие от японской армии, в Уставе и наставлении РККА о воздушном, а тем более о наземном таране ничего не говорилось. И политработники не занимались пропагандой опыта воздушных таранов и не склоняли своих слушателей к нему.
Помимо воздушных таранов применялись танковые, которые также требует высокого мужества и большого мастерства. Известно 160 случаев советских танковых таранов за всю Великую Отечественную войну, из них несколько случаев тарана бронепоездов и поездов, шедших на полном ходу[7]. И первый таран осуществил экипаж лейтенанта Павла Даниловича Гудзя 22 июня 1941 года. В 8 км от Яворова его танк КВ-1 таранил немецкие Pz Kpfw III и бронетранспортер[8].
Доказательств изначальной готовности к подвигу воинов РККА и их героизма в 1941 году предостаточно, при этом не только на индивидуальном уровне, но и в рамках целых подразделений.
Известно, что немцы отводили по плану «Барбаросса» 20–30 минут на взятие пограничных застав. Государственную границу обороняло 665 застав. 485 из них 22 июня подверглись нападению со стороны войск фашистской Германии, остальные заставы начали боевые действия 29 июня 1941 года. Все пограничные заставы стойко обороняли порученные им участки[9]:
Продержались суток |
Кол-во застав |
0–1 |
257 |
Больше 1 |
20 |
Больше 2 |
16 |
Больше 3 |
20 |
4–6 |
43 |
7–9 |
4 |
11 |
51 |
12–14 |
55 |
15 |
51 |
До 2 месяцев |
45 |
На рассвете 22 июня 1941 года батальон вражеской пехоты при поддержке танков атаковал 3-ю заставу 86-го Августовского пограничного отряда. 32 пограничника за десять часов боя отбили семь атак. Упал, сраженный пулей, начальник заставы лейтенант В.М. Усов, но пограничники не дрогнули. Только после получения приказа об отходе на новый рубеж воины во главе с политруком Ш.Г. Шариповым покинули родную заставу. За героизм и мужество лейтенант В.М. Усов был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза, его имя присвоено пограничной заставе.
Под командованием лейтенанта А.В. Лопатина и политрука П.И. Гласова одиннадцать суток вела бой с превосходящими силами противника 13-я застава 90-го Владимир-Волынского пограничного отряда. До 2 июля над развалинами заставы развивался красный флаг. Немецкие саперы взорвали подвал. Под его обломками погибли последние защитники заставы. Лейтенанту А.В. Лопатину было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза, а пограничной заставе – его имя.
22 июня 1941 года заместитель политрука 7-й заставы 90-го Владимир-Волынского отряда В.В. Петров со станковым пулеметом пять часов удерживал переправу через Западный Буг. В критическую минуту боя, когда кончились патроны, а вражеская мина вывела из строя пулемет, В.В. Петров подорвал гранатой себя и окруживших его врагов. Именем Героя Советского Союза В.В. Петрова названа его застава.
14 июля 1941 года на участок обороны 94-го пограничного полка, занимаемый 1-й комендатурой, гитлеровцы ввели в бой 120 танков. Пограничники бросались на танки со связками гранат, встречали противника огнем из пулеметов и винтовок. В этом бою пали смертью храбрых комендант участка капитан И.М. Середа, военком комендатуры П.П. Колесниченко и с ними 152 бесстрашных пограничника.
Путь на Львов противнику преградила 17-я застава Рава-Русского пограничного отряда. Воины стойко обороняли свой участок, и когда на территорию заставы ворвались немецкие танки с пехотой, навстречу им бросились в последнюю штыковую атаку пограничники. Здесь погиб начальник заставы лейтенант Ф.В. Морин. Он посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Пограничной заставе присвоено имя героя.
Немцы планировали взять Брестскую крепость к 12:00 22 июня, однако и в августе еще продолжалось сопротивление одиночных ее защитников
Неувядаемой славой покрыл себя гарнизон Брестской крепости, которая находилась на основном направлении главного удара немецко-фашистских войск на Москву. Немецкое командование планировало взять крепость к 12:00 22 июня. Но фашистам не удалось осуществить свои планы. В крепости им противостояли около 3 тысяч красноармейцев и 500 пограничников, среди которых был и личный состав 9-й заставы Брестского пограничного отряда во главе с лейтенантом А.М. Кижеватовым. 45-я немецкая пехотная дивизия осаждала крепость до 1 июля, потеряв 1121 солдата и офицера. После этого для блокирования крепости были оставлены два батальона, которым до 20 июля оказывала сопротивление горстка наших бойцов и командиров. Об этом свидетельствует надпись, сделанная 20 июля 1941 года на стене каземата: «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина!» Лейтенант А.М. Кижеватов погиб в крепости в июле месяце, ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Последний защитник Брестской крепости, майор Гаврилов, был взят в плен 23 июля 1941 года[10].
1-я артиллерийская противотанковая бригада РГК под командованием Кирилла Семеновича Москаленко, находясь на острие наступления танковых частей Гудериана и Клейста, в течение трех военных месяцев истребила 300 вражеских танков[11].
Героически действовала в районе Лиды 8-я противотанковая бригада полковника Ивана Семеновича Стрельбицкого, которая целую неделю – с 22 по 28 июня – удерживала свою позицию и уничтожила 60 вражеских танков. Позднее подольские курсанты под командованием И.С. Стрельбицкого целых 12 дней удерживали Можайскую линию, хотя их просили продержаться только неделю[12].
Все это показывает: с самого начала войны наши предки были способны и на деле осуществляли героическое сопротивление наступавшим фашистским войскам, выказывая ту силу духа, которая коренилась в тысячелетней истории Православной России.