Лозунги предвыборной компании

    

Рынок! Рынок! Внутренний валовый продукт! Что еще? А, еще демократизация! В 21-м веке люди так же произносят шаманские заклинания, как во дни седой древности. Только зовут по имени уже иных «богов». Пляски ускоряются накануне выборов. Шум становится навязчивей. Благосостояние!

Справедливость!

Внутренний валовый продукт!

Цель жизни – сытость и комфорт, ведь так? А средства к достижению цели – демократия и рынок, так? А если так, то выберите меня. Я дам вам рыночную свободу! Нет, меня! Я заставлю всех жить по золотым эталонам демократии. Рынок и демократия! Демократия и комфорт! Сытость и свобода!

Стоп.

Послушаем мнение людей, которые живут внутри рынка и при демократии давно, а, следовательно, лучше нас знают цену и суть этих переменчивых понятий. В период распада Союза и Советского блока, в период трансформации государств Центральной и Восточной Европы на Западе была не только радость победы в Холодной войне. Была тревога. Тревога о будущем. Каким будет оно? Посреди этих тревог произносились разные слова и речи, в том числе не глупые. Вот, например, германский социолог Ральф Дарендорф говорил, что трансформация общества из социалистического в капиталистическое должна проходить при обязательном наличии негласного признания обществом набора общих для всего общества моральных ценностей.

Перемены состоятся и приживутся легче там, где на всю страну одна религия, а следовательно есть мировоззренческое единство. Например, в Польше. Легче будет и там, где народа мало, где жизнь почти домашняя и все друг друга знают. Например, в Эстонии или отдельно взятом швейцарском кантоне. Если же религий несколько, территории большие и этнический состав пестрый, то простые советы не работают. Это про нас. А ведь нас все время обманывали простотой рецептов. Типа «партию сбросим – и заживем». Или «рынок введем – гуляй душа».

Демократия и рынок, - говорил Дарендорф, - моральных ценностей не создают. Зато сами они вне поля необходимых ценностей не существуют.

Эту простейшую фразу у нас, кажется, никто не понимал в 90-х, далеко не все понимают и сейчас. Люди веруют (именно веруют), что рынок сам по себе творит честных тружеников, а демократия, опять-таки сама по себе смягчает и облагораживает нравы, устраивает мирное общежитие. На самом деле это примитивная ложь и идолопоклонство. Рынок это ведь не только рынок зерна или школьной литературы. Это и рынок нелегальной рабочей силы, и оружия, и наркотиков. Чего угодно, и тоже «рынок». Какие ценности он может создать при такой всеядности? Что же до демократии, то ее довольно метко назвал в свое время К.П. Победоносцев «великой ложью нашего времени». Шум, фраза, беззастенчивая ложь, циничное управление массами при помощи целого арсенала манипуляций, информационные войны, это ведь тоже демократия. И не только у нас, если вникнуть. Так что Дарендорф прав абсолютно, и одним предложением обличает недалекость одних и хитрую злонамеренность других.

Но без каких моральных ценностей (назовем их православно - добродетелями) не существует ни рынок, ни демократия, не производящие ничего морального сами? Они не существуют, например, без уважения к чужой собственности. То есть не существуют без заповеди «не укради». Не кради чужое наследство, чужой научный труд, чужое доброе имя, плоды чужого труда. А поскольку земля – не Рай и в человеке грех живет, то посягательство на чужое общество признает нетерпимым и преследует его. Закон стоит на страже труженика. Рынок требует любви к своему делу: к пасеке, к куску земли, на котором ячмень растет, к своей дипломной работе, к своим ученикам, если ты учитель. И если ты любишь свое дело, готов трудиться каждый день и уважаешь такого же труженика, то будет рынок. То есть, люди будут покупать и продавать, и заботиться о качестве своего труда и дружить: пирожник с сапожником, и аптекарь со стекольщиком. Иначе – без трудовой этики - люди будут нагло грабить или тихо приворовывать. А это не рынок.

Демократия не существует без возвышенного понятия о человеке. О том, что у человека, кроме желудка, рук и ног, есть свое духовное достоинство, и свобода есть, и неотчуждаемые права. Он может ошибаться, человек, но его все равно нужно уважать. Демократия верит в силу слова и убеждения. Верит в необходимость активной гражданской позиции и в то, что на последнем пределе все люди равны. Это базовые психологические основы демократии, без которых ее нет. А есть только клоунада у избирательных урн и судебные оспаривания результатов выборов. Так кто же нам даст уважение к человеку, любовь к труду, веру в силу слов и убеждений, жизненную активность и честность? Кто, осмелюсь я спросить, если сам рынок и сама демократия лишь пользуются этими качествами, но не производят их?

Тут, чтобы не называть Христа по имени и не говорить о Его Церкви, ветреники уходят в тень и оттуда – из тени - говорят об общечеловеческой морали. Оставьте. Это пустое. Ее нет – общечеловеческой. А та, которую так называют, это прежняя, христианская. Она ценностно питает рынок и общественные институты, но и сама питается – верой и благодатью. Если же вера и благодать оскудевают, то испаряется и мораль. Затем барахлит рынок, и рассыпаются обесцененные институты демократии. История не доказывает ли это на всякий день?

То, что возникло где-то, не обязано всю жизнь там оставаться, где однажды возникло. Родила Европа демократию в нынешнем виде (пока еще привлекательном, но все меньше и меньше), не факт, что она ее не потеряет. Именно по причине отказа от корней, от своей истории, от Христа и Церкви. Но сдержим критику. Мы сами еще те. С нас иконы писать пока сложно. И у нас выборы. У нас шум про валовый продукт, социальную справедливость и свободный рынок. Нам нужно быть умней. Как говорит все тот же Дарендорф, демократические институты можно создать за один – два года. То есть все эти избирательные комитеты, общественные приемные, законы о свободе собраний… Рынок, - говорит, - можно создать лет за 10-15. А вот на создание гражданского общества уйти должно лет 40 (историю Моисея в школе, видно, хорошо выучил). И в основе этого общества должно лежать народное согласие относительно незыблемых и всеми разделяемых моральных ценностей.

На таком консенсусе, как на фундаменте, можно любой дом строить. Выстоит. Так что наши общественные дискуссии не должны избегать темы заповедей. Если «абортам нет», то это ведь «не убий». Если «семье всестороннюю помощь», то это одна из граней заповеди «не прелюбодействуй». И если труженику помощь, а вору – законное возмездие, то это «не укради». 25 лет уже прошло. По Моисеевым книгам и по исчислению Дарендорфа осталось не так уж много. И те новорожденные младенцы, которых мы сегодня крестим, даст Бог, ко времени получения паспорта будут жить в такой России, за которую ни в чем не будет стыдно.

Протоиерей Андрей Ткачев

Источник: Радонеж

13 сентября 2016 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Елена М14 сентября 2016, 18:41
Руслан14 сентября 2016, 07:00 :" И еще вопрос - почему в России нет монархической партии, или православной партии - за них многие бы отдали голос" - Ну, если Вы так думаете, так почему бы Вам эти партии и не попробовать создать? Я так думаю, что у кого-то уже такая идея наверняка была, только им не удалось собрать достаточное количество членов партии.
Татьяна-Васильевна Борачук14 сентября 2016, 09:52
Каждый из кандидатов идет во власть за чем-то. Кто-то бизнесок свой поддержать, куда деваться - рынок ведь на дворе. Это когда принимаемый закон (капремонт) даже не проходит антикоррупционную экспертизу проекта и в который явным образом закладывается норма "укради" - тебе ведь ничем это не грозит. А кто-то грандик отработать. Чтоб очередную "ювеналку" узаконить. Под лозунгом - надо соответствовать цивилизованному миру. Так хочется верить, что есть и те, у кого и вправду душа болит за народ. Вот за них хочется помолиться, чтоб Господь помогал им. И просветлил души тех, для кого "бизнесок-грандик" важнее "не убий"-"не укради"-"не прелюбодействуй"... "По плодам их узнаете их" (Мф.7:16). А не по предвыборной трескотне.
Егор Сидоренко14 сентября 2016, 09:32
Отец Андрей, благодарю за статью, как нельзя лучше и краткой форме выразили те мысли, которые занимают меня уже долгое время. После прочтения Ваших размышлений хочется сказать только одно: "Аминь!"
Руслан14 сентября 2016, 07:37
Если разобраться, то голосовать реально не за кого. Одни предлагают оставить все как есть, другие вернуться в прошлое, третьи вообще смесь всего и вся, четвертые за дружбу с западом. Многих вообще не видно и не слышно, вылазят со своей программой только в выборный период. Но если разобраться все понимают, что реально происходит в стране, и предлагают примерно одно и то же - рынок и демократию, как в этой статье. И еще справедливость. Не пойдете на выборы - ваш голос приватизируют. А пойдете - примерный результат уже известен - вплоть до процентов (с погрешностью в 2%). Одна видимость выбора. И еще вопрос - почему в России нет монархической партии, или православной партии - за них многие бы отдали голос. А то все тот же КПСС, только в разных вариациях.
Дм.Ф.14 сентября 2016, 06:18
Уже начинают надоедать довольно глупые слова про то, что "рынок все отрегулирует" и в таком же духе. В реальности наблюдается нечто другое: строят недоброкачественные дома, продают недоброкачественные, а иногда и откровенно опасные продукты. Наблюдаются и другие явления, которые происходят от погони за наживой и при отсутствии моральных обязательств. Недавно слышал справедливое возмущение такому порядку: "Да они Бога совсем не боятся!" Вот только чтобы бояться Бога, нужно для начала твердо верить, что Он существует. А с этим в нашем обществе большие проблемы, и вряд ли все остальное изменится в лучшую сторону, пока не изменится в лучшую сторону это.
Арина14 сентября 2016, 00:59
"Демократия не существует без возвышенного понятия о человеке. О том, что у человека, кроме желудка, рук и ног, есть свое духовное достоинство, и свобода есть, и неотчуждаемые права". Демократия, по-моему, дохристианское изобретение и ей не привыкать лишать часть членов общества достоинства и свободы. Она прекрасно сосуществовала с рабским трудом, можно даже сказать, обеспечивалась им в Древних Греции и Риме. Рабы гражданами не были, соответственно и прав не имели. Так что, демократия зверь всеядный, хорошо бы нам помнить об этом, чтобы потом разочарований не испытывать "хотели как лучше, а вышло как всегда", кандидаты уже очень "демократично" топчутся по достоинству оппонентов, наблюдать и то стыдно.
Дмитрий13 сентября 2016, 20:07
А вот патриарх сербский Павел(Царство Небесное!),в книге "Мудрое слово",в одном из интервью говорит ,что он не голосовал на выборах. Хотя у них там ситуация была куда как сложная.
Максим13 сентября 2016, 18:14
Все точно. Дух первичен, а вот материальное вторично.
НН13 сентября 2016, 17:02
Как говорил мой духовный отец: На выборы ходить надо и голосовать за того, за кого подсказывает ваше сердце. Вот так и надо поступать! "Делай что дОлжно, и будь - что будет". Спасибо за статью.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×