Идите ко Христу!

Беседа в Неделю по Богоявлении

Мелетий, митрополит Никопольский и Превезский (1.03.1933–21.06.2012) – известный иерарх Элладской Православной Церкви. В 1959 году окончил богословский факультет Афинского университета. Был рукоположен во диакона и пресвитера и служил проповедником в Мессинской митрополии и секретарем Синодального представительства. 1 марта 1980 года хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Никопольского и Превезского. Принял участие как представитель Элладской Православной Церкви в работе Межправославной подготовительной комиссии для очередного Всеправославного предсоборного совещания 11–16 декабря 2009 года. Автор церковных трудов: «V Вселенский Собор» (издание было награждено Афинской Академией наук), «Начертание антихриста в Православном Предании», «Как я пришел к тому, чтобы познать Христа?».

Публикуемая проповедь была произнесена митрополитом Мелетием на Евангельское чтение (Мф. 4: 12–17) в Неделю по Богоявлении 14 января 2007 года.

Митрополит Никопольский Мелетий Митрополит Никопольский Мелетий

Близки ли мы душевно к Нему?

Мы отпраздновали великий Праздник Богоявления. Христос пришел к нам, став человеком, ходил по миру и дошел до Иордана, где и крестился ради нас. Ради нашего спасения.

Его увидел святой Иоанн Предтеча, Его узнал, воздал Ему почести, Ему поклонился, прославил Его и сказал людям: Сей есть Тот, «Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1: 29). Сей есть «Свет миру» (Ин. 9: 5). Сей есть Царство Божие. «Ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4: 17). Царство Небесное стало ближе к нам. Протяните руки ваши, чтобы осязать Его. Откройте глаза ваши, чтобы увидеть Его. Очистите уши ваши, чтобы услышать Его.

Если Христос не воцарится в нас – в нашем разуме и нашем сердце, – Он не воцарится и «вне» нас

Бог пришел в мир воцариться. Воцариться где? В нас! В нашем разуме и в нашем сердце. А если Он не воцарится в нас – в нашем разуме и в нашем сердце, – тогда Он не воцарится и «вне» нас и деяния наши не будут чистыми, не станут деяниями Царства Божия.

Близко к нам Царство Небесное. Должно быть душевно близко к нам! Но нам надо понять: близки ли мы ко Христу душевно или далеки от Него? Повторим снова: душевно близки к Нему. Бывает, что человек находится в Церкви, но душевно он не близок ко Христу. Бывает так, что иногда он причащается Тела и Крови Господа, но при этом не становится близок ко Христу.

Как это происходит? Давайте посмотрим, потому что нам это очень интересно. Потому что это связано с нашим спасением.

Выслушаем евангельские слова: «Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий» (Мф. 4: 16). Ходит Христос – Великий Свет – среди них. Это вижу я, это видишь ты, потому что Он ходит как человек. Но как ты это видишь? Ты понимаешь, что это? Ты это любишь? Ты помещаешь это внутрь себя? Ты позволяешь Ему изменить твою жизнь?

Помните, что сказали гадаринцы Христу, когда Он исцелил их бесноватого соотечественника, который стал крайне опасен? «Уходи от нас, ступай в другое место. Ты нам в ущерб, потому что сделал так, что утонули наши свиньи».

Кому они сказали: «Уходи»? Царству Божию! Тому, Кто пришел принести с Собой вечную жизнь, вечное Царство Божие. Нам. Чтобы спасти нас.

Конечно, некоторые люди уразумели благодеяние Христа.

Они возлюбили Его и прославили Его. И бывший бесноватый просил Его: «Позволь мне быть с Тобой» (см.: Мк. 5: 18). Но были и другие, которые сказали Ему: «Уходи от нас».

Беседа Иисуса Христа с народом. Фреска Трапезного храма Троице-Сергиевой Лавры Беседа Иисуса Христа с народом. Фреска Трапезного храма Троице-Сергиевой Лавры
    

Истинное разумение

Но давайте оставим их. Нам-то что делать? Сказал Иоанн Предтеча, говорил это и Христос с самого начала Своей проповеди: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4: 17). Что означает это «Покайтесь»? Это значит: измените сознание, измените образ мышления, измените разум. То есть измените свое отношение к жизни, к Богу, к самим себе. Измените свое отношение к тому, как вы смотрите на жизнь.

Для чего Бог дал нам жизнь? Чтобы мы лишь насыщали свои телесные потребности? Чем насытиться, благословенный мой? Едой? Грехами и плотскими наслаждениями? Машиной и домом? А что говорит Евангелие? Жил один богач, который не знал, куда деть свое добро. И когда наконец нашел ему применение, то сказал: «Душа, у тебя много добра. Ешь, пей и веселись хорошо во все дни твоей жизни. Покойся». Он умер в тот же вечер, как только сказал самому себе «покойся». И сказал ему Бог: «А теперь, неразумный, кому это достанется? Зачем ты погубил свою душу? Что ты съешь теперь из этого? Чем насытишься?» (см.: Лк. 12: 16–20).

Мудрость для человека – быть умным «по Богу»: открыть глаза для своего вечного спасения

Скажем, прожил человек сто лет и вдоволь ел и пил. И ни в чем никогда не нуждался. Что делать, когда он опустится до уровня того богача, который когда умер, то навсегда попал в ад и горел в нем так, что мечтал хотя бы о капле воды? Посему, братья мои, величайшая мудрость и разумение для человека состоит не в том, чтобы строить из себя умного здесь перед несколькими людьми, коих большого ума найти не стоит, но в том, чтобы быть умным «по Богу». Чтобы открыть глаза для своего вечного спасения. Чтобы познать веру, истинного Бога, смысл и ценность вечной жизни.

Пришел Христос, Бог Славы, в мир и смирил Себя ради нас. Подчеркнем это: смирил Себя. Мы же воспринимаем – и по справедливости – хуже, чем когда голодаем, хуже, чем когда что-то теряем, но как величайшее зло, когда нас презирают, когда нас не любят, когда нам не сочувствуют. Ибо мы худшим, чем голод и утрата чего-то, считаем – и по справедливости – и величайшим злом, когда нас презирают, не любят, не жалеют. А ведь Христос все это претерпел ради нашего спасения.

Крещение Духом Святым

Не следует забывать, что когда кто-нибудь начинает духовно падать, то он утопает. В чем утопает? Во грехе. Мы в таком случае говорим и верим этому: «Он утонул во зле, во грехе и в растлении».

Что это означает? Уста? Зловонные! Глаза? Лукавые! Руки? Зловонные! Все тело зловонно. Душа и сердце – зловонны! Разве этот человек не утонул во зле? Разве мы не встречаем часто людей, утонувших во грехе? Что мы сказали бы о таком обществе? Разве это не джунгли? Когда нельзя доверять даже своим друзьям – например, тому, кого ты считаешь своим другом и дорогим тебе человеком. Пускаешь его в свой дом, а он приходит к тебе ночью, чтобы обокрасть. Ты доверяешь ему, а он посягает на твоих жену и дитя. Почему жизнь превратилась в джунгли? Потому что душа и сердце стали болотом. Превратились в трясину, потому что не искали Света Божия и не стремились узнать, в чем заключается воля Божия.

Иоанн Креститель; XIV в.; Византия. Афон Иоанн Креститель; XIV в.; Византия. Афон
Поэтому, братья, мы понимаем, сколь премудры были слова Христа и Его Предтечи, когда они, впервые открыв уста Свои, чтобы учить нас, сказали: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие», что, как мы уже сказали, означает: «Измените, исправьте свое сознание. Откройте свои глаза. И когда откроете их для света Христова и покаетесь, тогда “Я буду крестить вас Духом Святым” (Мф. 3: 11)».

Что есть Крещение? Берем ребенка и окунаем его в воду, полностью. Чтобы не осталось ни кончика у крещаемого, чего бы не коснулась вода Крещения и не омыла. Для чего мы говорим это? К примеру: кто-то утонул в грязи. Вылезает наружу – и что ищет? Воду. Много воды. Чтобы омыться один раз, дважды, трижды, чтобы грязь сошла с него. И чем лучше отмывается и не чувствует мерзкого запаха, тем больше говорит: «Слава Тебе, Боже! Я омылся».

Таким же образом, говорит нам Христос, подобает и нам погружаться, что означает «креститься», в Духа Святого. Чтобы очистились все мелочи нашей жизни. Чтобы они стали благоуханны пред Богом. Чтобы стали светлы. Чтобы мы уразумели их, чтобы мы увидели, куда ведут нас наши склонности и вожделения и куда хочет Бог привести нас вместе с Его словом, с Его наставлениями, с Его мудростью, с Его любовью и с Его добротой.

Итак, вода Крещения имеет значение омовения нашей души и нашего сердца. Иначе мы показываем, что не отдаем сердца нашего под воздействие воли Божией, не отдаем для того, чтобы освятилось оно. Как, однако, происходит это Крещение Духом Святым? Изначально Крещение, которым мы крестимся еще малыми детьми, есть Крещение Духом Святым. Мы не крестимся простой водою. Омовение чистой водичкой ничего не значит. Мы крестимся Духом Святым и получаем столько благодати, что ее невозможно ничем измерить.

А потом мы всё портим. Как? Ответ прост: потому что особо не заботимся о духовном. И начинаем говорить: «Оставь то, что сказано в Евангелии. Это слишком тяжело. Оставь и иное. Это утомительно. Давайте согрешим, а иначе как украсить свою жизнь? Надо поститься в среду и в пятницу? Надо ходить в воскресенье в Церковь? А когда отдыхать?» С этого начинается и проникает в душу зло. И когда попадает внутрь, то мы начинаем поскальзываться, утопать и погрязать в грязи греха. Давайте послушаем то послание, которое оставил нам Господь наш Иисус Христос на Святое Богоявление, когда пришел и явился миру, нам явился. Давайте послушаем слова Его Небесного Отца, которыми нам было подтверждено, что Он есть Сын Его Единородный и Которого нам следует послушаться.

Давайте выслушаем и слова Честного Предтечи: «Приблизилось Царство Небесное». Пришел Христос! Откройте глаза ваши, чтоб видеть Его! Откройте уши ваши, чтобы слышать Его! Отворите сердце ваше, чтобы принять Его! Раскройте руки ваши, чтобы обнять Его! Бегите, чтобы достичь Его! Оставайтесь с Ним! Откройте ваше духовное начало насколько можно больше.

Пусть каждый, сколько может, вспоминает время от времени эти слова и связь со Христом. И пусть каждый день принимает твердое и ясное решение жить для Христа. Жить рядом со Христом. Жить истинной и вечной жизнью. Аминь!

Митрополит Никопольский Мелетий
Перевел с новогреческого доцент МДА Павел Доброцветов,
редактировал перевод преподаватель МДА А.В. Соколюк

21 января 2017 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Гимн на Богоявление прп. Ефрема Сирина Гимн на Богоявление прп. Ефрема Сирина
Перевод
Гимн на Богоявление прп. Ефрема Сирина Гимн на Богоявление преподобного Ефрема Сирина
Перевод
Диакон Владимир Василик
Мысль преподобного Ефрема спускается с небес на землю, чтобы сосредоточиться на глине, брении, в которое вернулся Адам и которое взял Христос, чтобы вернуть очи слепому. И от этого пункта начинается обратное движение – вновь к небесам, к возвращенному небесному отечеству, когда возводятся «души вместе с телами».
Важнее воздуха Важнее воздуха
Прот. Андрей Ткачев
Важнее воздуха Важнее воздуха
Протоиерей Андрей Ткачев
Стены Иерихона падают только от звука духовных орудий! От парадоксального и для многих кажущегося абсурдным недельного хождения по кругу со звуком серебряных труб сокрушается сильный враг.
Евангелие о Крещении Господа Евангелие о Крещении Господа
Свт. Николай (Велимирович)
Евангелие о Крещении Господа Евангелие о Крещении Господа
Святитель Николай (Велимирович)
В давние времена Господь обещал явиться во славе великой. Люди услышали — и забыли. Но Господь не забыл слова Своего. Ибо слова Господни подобны твердыням каменным, нерушимым. Господь обещал прийти; однако Он пришел не тогда, когда Он нам менее всего нужен, а тогда, когда Он нам нужен более всего.
Комментарии
Николай23 января 2017, 00:21
Иногда бывает неохота молиться особенно вечерняя молитва-наложи на себя епитимью. не много 50 поклонов- иногда не хочется поститься в среду и пятницу. наложи на себя епитимью 50 поклонов.Итак во всем.И потом никогда не скажешь .что (тангалашка) попутал.Не хочу сказать .что поклоны земные панацея . но тем не менее.Не святые горшки лепят.Спаси Господи люди твоя!
Людмила21 января 2017, 17:12
Слава Тебе, Боже! Слава Тебе! Благодарю за текст проповеди.
евгений21 января 2017, 13:19
Господи,Иисусе Христе,Сыне Божий! Подай сил стараться жить по Слову Твоему+++++++++++
Алексей21 января 2017, 11:50
Сложновато... Чуть попроще можно?: Ступени современной лестницы начинающих. 1. Понять, что "Наше спасение и наша погибель - в ближнем". Очень много внехрамовых христиан. Ежедневное: 2. Сердечное чтение нескольких страниц Евангелия. 3. Регулярное осознание своей греховной сути, ну, сказать себе правду о себе и - простейшая покаянная молитва /Иисусова, мытарева или разбойничья.../. Искренняя и сосредоточенная, творимая душой в области сердца. Мысленная или словесная. Многим ли по силе большие подвиги? 4. Молитвенное состояние души /изредка, но регулярно/: - ощущние своего греха в предстоянии пред Богом... Без слов, без мыслей... * Это - минут 10... А дальше - Храм и священник...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×