Не меняй Христа на «лайки»!

Пастыри о виртуальном и сокровенном

Социальные сети прочно вошли в нашу жизнь, став для некоторых чуть ли не важнейшей ее частью. Уже считается нормой рассказывать всему миру о каждом, даже самом незначительном или же очень личном, сокровенном событии своей жизни. Мы уже не живем, а выбалтываем свою жизнь в соцсетях. Запутываются в этих тенетах и православные. Как христианину не утонуть в в этом море уже обесцененных слов? Что поможет сконцентрироваться на жизни души, на сокровенном, на «внутреннем христианстве»? Свои советы дают пастыри.

Поставляй себя перед правдой Евангелия каждый день

Протоиерей Максим Козлов Протоиерей Максим Козлов
Протоиерей Максим Козлов:

– В духовной жизни для того, чтобы достигнуть определенной цели, нужно хотеть достигнуть этой цели. У святителя Игнатия Кавказского есть прекрасные слова: «Произволяющий – способен»; кто хочет – тот сможет, в переводе на русский язык.

Рассеянность современного сознания, в том числе и нас, православных людей, христиан XXI столетия, проистекает из того, что этой цели – сокровенной жизни во Христе – мы часто перед собой не ставим, внутренне с готовностью принимая стандарты поведения, навязываемые нам современным миром, который всегда во зле лежит и всегда устремляет человека, желающего жить благочестиво, в противоположную сторону. Одним из очевидных путей такого рода устремлений является то, что я бы назвал виртуальным эксгибиционизмом: побуждение людей выворачивать свою жизнь наружу, не сокрывать в сердце свои переживания, а через социальные сети добровольно, без всякого понуждения спецслужб и кого бы то ни было, выкладывать информацию о себе, своих близких, своих умонастроениях, своих впечатлениях.

Святые отцы предостерегали: веяния благодати, которые ты переживаешь в своей жизни, не должны расточаться в слове

Между тем в святоотеческих творениях говорится о том, что и веяния благодати, которые ты переживаешь в своей жизни, не должны расточаться в слове. Чем чаще ты пересказываешь, как Господь коснулся твоего сердца или как чудо Божие произошло в твоей жизни, тем больше ты от него отдаляешься, тем более оно объективируется для тебя. Да, можно рассказать о каком-то событии, если оно конкретному собеседнику может принести духовную пользу здесь и сейчас, удержать от уныния, от греха, направить его на путь благочестивой жизни. Но если рассказ о произошедшем с тобой становится некоей рекламой, способом стяжания лайков в социальных сетях, то скоро у тебя ничего и не останется, кроме этих самых лайков и публикации в интернете. Выйди из соцсетей или по крайней мере пользуйся ими, если это необходимо для твоей профессиональной жизни или для информационной коммуникации, но не более того.

А второй способ избежать рассеяния – выключить телевизор! Не впадая в ненужный ригоризм, скажу: человек, который проведет час перед телевизором вечером, с трудом сможет сосредоточиться на молитве, как и тот, кто проведет в интернете час-полтора. Есть чисто технические, ограничительные внешние способы, которыми можно себя поддержать.

Есть и третий способ сохранить белое в своей жизни белым, а черное черным, – способ древний, не связанный с нашей эпохой: чтение Священного Писания, ежедневное и регулярное. Если ты поставляешь себя перед правдой Евангелия каждый день, здесь и сейчас, то тогда компромиссность воззрений современного мира коснется тебя в значительно меньшей степени.

Вспомним и известное апостольское слово: дурные сообщества развращают добрые нравы – в том числе дурные виртуальные сообщества. Не смотри того, что христианину не должно смотреть, не читай того, что не должно читать, и тебе значительно проще будет собрать своего внутреннего человека для молитвы и сознательной христианской жизни.

Человек предназначен прежде всего к общению с Богом

Священник Валерий Духанин Священник Валерий Духанин
Священник Валерий Духанин:

– Социальные сети вызвали своего рода зависимость. Современный человек спешит в виртуальный мир общения, где он всегда в онлайне, в контакте, и это создает иллюзию общения, помогает скрыть одиночество. Это, конечно же, самообман, потому что сидение в соцсетях имитирует наполненность жизни, когда ты всё время узнаешь от друзей что-то новое и сам тут же выкладываешь всё, что думаешь или что у тебя произошло. На самом деле никаких друзей в виртуальном смысле быть не может, это только поверхностное знакомство, а душа оказывается расплескана на бесконечные пустые смс.

Человеческая душа не может без общения. Так сотворен человек – открытым для общения. Только предназначен он был прежде всего к общению с Богом, а затем уже и с подобными себе и со всем окружающим миром. Блаженный Августин говорил: «Ты, Боже, создал нас для Себя, и беспокойно наше сердце, пока не успокоится в Тебе». Ничто не заменит этого. Из-за греха внутри пустота, хочется насытиться общением, но без Бога так и будет пусто. А в интернете душа обольщается, рассеивается, расплескивается.

Можно заметить печальную закономерность: сидение в соцсетях не оставляет человеку и минуты свободного времени для молитвы. Чтобы избежать такого обольщения, необходимо трезвение. Взвешенно посмотреть на то, что происходит, и сказать: «Всё, я не хочу быть управляемым. Если и выхожу в интернет, то только для чтения полезных статей на православных сайтах, а не для сплетней в социальной сети».

Учись никого не осуждать. Осуждение – это привязка к объектам греховного мира

Еще предложу, наверное, необычный совет. Чтобы сосредоточить душу на жизни духовной, не отвлекаясь на мирское пустословие, надо научиться никого не осуждать. Осуждение – это привязка к объектам греховного мира, постоянное копание в них и застревание. Такой человек живет постоянными пересудами, мусолит в соцсетях всевозможные нестроения, чьи-то грехи, несправедливости. Жизнь превращается в постоянное ворчание. Христианину необходимо раз и навсегда отказаться от этого. Неосуждающий человек свободен и мирен, а мир и свобода души – самое величайшее сокровище. Если и делиться в сети, то только чем-то добрым, поучительным. Но, по большому счету, со временем ты видишь, что сидение в соцсети твоей душе ничего не дает.

Самым радостным для христианина временем должно быть время молитвы, чтения молитвенного правила, Евангелия и творений святых отцов. Потому что это чистый источник, это то, что питает душу, дает нам жизнь и подлинную радость.

«Уклонись от зла и сотвори благо»

Священник Димитрий Шишкин Священник Димитрий Шишкин
Священник Димитрий Шишкин:

– Тому, как сконцентрироваться на Христе, в первую очередь учит нас Сам Господь и посредством слова (во Святом Евангелии), и Духом Своим, Которым Он пребывает с нами, если только мы Ему послушны. И весь многовековой опыт церковной жизни, то, что мы называем Священным Преданием, учит нас правильному усвоению этой науки из наук. Так что главное – это действительно желать от всего сердца быть со Христом и прилагать к этому усилия, согласные с опытом Церкви.

Если же говорить о мире, который лежит во зле и влечет нас ко злу, то сознательное противление ему с терпеливым созиданием добра и составляет содержание нашей земной христианской жизни. Как и в Псалтири Давидовой сказано: «Уклонись от зла и сотвори благо». Многие сферы человеческой жизни, в том числе и общение в интернете, предоставляют человеку возможность для такой деятельности. И если мир учит нас не таить ничего в себе и рассказывать «всё» в соцсетях, то что нам мешает с помощью Божией «хранить свое сердце» и рассказывать только то, что сообразно с этим хранением и служит делу благовествования Христова? Если же меру благоразумия не удается найти и страсть пустословия, споров и развлечения увлекает нас посредством соцсетей, то лучше, конечно, эти сети оставить. Как полезно оставлять источник соблазна для человека, сугубо подверженного той или иной страсти. Чтобы было понятнее, о чем я говорю, приведу простой пример: один человек зашел после работы в гастроном, купил хлебушка, колбаски, сыра для семьи и радостный пошел домой, даже не заметив, что в гастрономе этом есть еще отдел со спиртным. А для другого именно этот гастроном и этот отдел есть предмет страшного преткновения и соблазна, связанный с прошлым опытом горьких падений, так что лучше этому человеку держаться от гастронома подальше. Так и с соцсетями. Если с Божией помощью удается обрести добрую меру благоразумия – прекрасно, если же соцсети служат поводом для падения – лучше их оставить.

Священник Павел Коньков Священник Павел Коньков
Священник Павел Коньков:

– Для того, чтобы Бог был ценностью, нужно всегда принимать во внимание Его точку зрения. Нужно относиться к Богу не как к какой-то установке, а как к самому дорогому человеку в жизни. Нужно помнить о Нем, о том, как Он жил, и следить за нашей жизнью. Любой супруг перед тем, как сделать что-либо, должен (по-хорошему) подумать: «А как мой муж/моя жена к этому отнесется?» – и только после этого делать задуманное или откладывать. Так и христианину нужно о Христе всегда помнить и принимать во внимание Его позиции, которые так явно оговорены в Евангелии и заповедях.

Что же касается социальных сетей, да и общения вообще, то следует самое сокровенное держать внутри себя, а если есть желание поделиться красотой Православия, делать это ненавязчиво и спокойно, без экстремизма.

Подготовил Монах Кирилл (Попов)

27 июня 2017 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Илья Энтин13 июля 2017, 17:44
Мне кажется, что социальные сети во многом опасны "самолюбованием" человека, посредством постов. Он не делится. Он чаще хвастается. Неважно, чем или фотографией, или "умной" репликой. В этом основная беда соц. сетей. Очень мало знаю людей, которые используют их лишь как средство коммуникации.
Иван Миронюк29 июня 2017, 11:26
ОГРОМНОЕ СПАСИБО ЗА СТАТЬЮ
Юлия29 июня 2017, 01:09
Очень полезная статья. Хотела бы задать вопрос священнику. В одноименной рубрике вашего сайта, не поняла как это делается. Ответы есть, а окошка для ввода вопроса- нет. Вопрос: очень часто в соц сетях стали появляться посты с просьбой помолиться о разных больных людях. Знаю, что среди православных есть такое поверие, что если ты молишься за кого- то, то берешь на себя его грехи, болезни, искушения ( много слышала об этом). Но ведь часто и от знакомых мы слышим просьбу помолиться об их умершей бабушке, больной дочке и пр. Расскажите пожалуйста, можно ли молиться вообще за чужих людей, если да, то как это нужно делать, чтобы не попасть в беду. И как правильно молиться за ближних?
Вячеслав Берая28 июня 2017, 23:29
Спаси,Господи!Человек везде подвергается опасности, как виртуальном мире так и в реальном! Защита одна - православие!
27 июня 2017, 23:29
иногда это Единственная возможность выжить, потому что пастыри оказываются глухи. Елена Шиловская
Татьяна Дорохова27 июня 2017, 22:47
Спаси Бог за вразумления))
Катерина27 июня 2017, 22:39
Простите меня великодушно,но у меня вопрос к православным(правосл.батюшка далеко от меня -не могу спросить)Вечером часто в пути и читаю вечернее правило по памяти вместе с прослушиванием альбома „Вечерние молитвы”читает священник. Можно ли так тоже молиться?Утренние мрлитвы как положе но перед иконами.Можно ли молиться,выполняя тяж.физ.работу и используя современные доступные гаджеты с записью молитв и тд
Оксана27 июня 2017, 22:36
Все-таки, как быстро Бог дает нам ответы на наши вопрсы! Только задайся себе вопрсом и вот...тут же под нос Он тебе и ответ подсовывает.Только подумала,что теряю много времени читая всякий мусор в соцсетях и идет лентой ваша статья. Пару часов назад в очередной раз всплакнула, что ничего особенного не получается в жизни сделать, как на тебе, дорогая, изречение Святого Иоанна Златоуста...утрись и задумайся. Спасибо Тебе Господи за все!!! И вам за ваши статьи, тоже спасибо.
Ирина Чечкина27 июня 2017, 21:19
Благодарю
27 июня 2017, 21:08
Spasi Gospodi za statju ochenj pouchiteljno i aktualjno.
Гость27 июня 2017, 19:53
Максиму: а что такого в слове "пастырь", если в Евангелии упоминается это слово.
27 июня 2017, 19:39
Максим, слова "пастырь" и "пастор" имеют свои оттенки. Пастырь может использоваться и в Православии (заботящийся о пастве, то есть о людях церкви). Слово "пастор" мы привыкли связывать с католичеством и протестантизмом. Значение - пастух.
Елена27 июня 2017, 19:30
Мк. 1, 18 "И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним"...
Всеволод Глущенко27 июня 2017, 17:29
Поучительно.
Вячеслав Камальдинов27 июня 2017, 16:45
Максим27 июня 2017, 15:14 с 988 года
Максим27 июня 2017, 15:14
А как давно священников на Руси стали называть пастырями..?
Marianna Gerasimova27 июня 2017, 11:36
Спасибо большое за статью , поучительно и актуально..С большим к Вам уважением и наилучшими пожеланиями добра и благополучия )))С нами БОГ !!!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×