Православный календарьПравославный календарь
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.

Апостольские наставления для православных «юзеров»

От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины (2 Тим. 2, 23–25).

Эти апостольские строки — прекраснейший урок православным «юзерам», любящим поспорить с другими христианами через Интернет.

Если бы двое братьев во Христе встретились лично, вживую, то разговор, наверное, начался бы с приветствия. В идеале — с братского лобзания (по заповеди св. апостола), а никак не с укорения. Если бы встретились братья незнакомые, то общение должно было бы предвариться хотя бы кратким знакомством. Почему же в интернет-общении на форумах и комментариях в соц. сетях происходит иначе? К огромному сожалению, порой случается так, что в интернет-пространстве поведение некоторых христиан деградирует, а, может быть, просто открывается их истинное лицо.

Лучше чего-то не знать, но вести себя достойно звания христианина

Всё это большой позор, так как подобные диалоги остаются в общественном информационном пространстве. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 35). Если же светский «юзер» зайдёт и посмотрит на множество диалогов христиан в соц. сетях, то он не только не увидит, чьи мы ученики, но и вообще сможет понять, что мы — православные, только лишь по наличию непонятных для него библейских и святоотеческих цитат. И тут хоть сколько приведи таких цитат, дело не в них, а в самом духе и в поведении. Если оно далеко от того, что пишет св. апостол св. Тимофею, и от приводимых святоотеческих изречений, то какой вообще тогда толк от их цитирования? Лучше чего-то не знать, но вести себя достойно звания христианина. Позор, одним словом.

От глупых и невежественных состязаний уклоняйся. Невежество, согласно словарю Ушакова и Ожегова, — это не только отсутствие знаний, но и невоспитанность. Если же кто-то начинает диалог не с приветствия, а с написания какой-либо гадости (неконструктивной критики), или, на современном сленге, «троллит», то таких разговоров лучше избегать, так как они приводят к ссорам. Недружелюбное вступление — звоночек, которое характеризует пишущего.

Зная, что они рождают ссоры. Кстати, весьма интересен тот факт, что на людях христиане (и не только они) предпочитают ссор избегать. Но почему-то в интернет-пространстве желающие поконфликтовать не стесняются делать это прилюдно. Стыд теряется. То есть присутствие в интернет-пространстве словно перенаправляет некоторых христиан в другое измерение, где они могут позволить себе то, что в реальности делать не станут. Кстати, о поведении в реальности и в виртуальности. Было бы забавно, если бы один христианин пришел в гости к незнакомому брату и через дверь, не показывая своего лица, начал его обличать. Но почему-то в Сети для некоторых христиан, действительно, другие правила. Спрятался за аватарку — и пиши что хочешь и сколько хочешь, ведь никто твоего лица не видит, а многие и вообще не представляют, кто ты такой.

Если кто решился обличать, то это нужно делать по-библейски

Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем. Истинного раба Христова отличает приветливость. Если она отсутствует, то сразу же возникает вопрос о мотивах написания всякого рода комментариев. Банальный пример: написал один брат то, что другому не понравилось. И вот тут другой должен честно себя спросить: чего я хочу добиться своими комментариями, в которых вместо приветствия (или знакомства) сразу же следует неконструктивная критика? Если обличитель желает исправить своего брата, то ему стоит, по наставлению апостола, быть учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников (даже противников нужно с кротостью, не говоря уже о братьях во Христе). Блж. Феофилакт толкует: «Потому что сильное обличение тогда особенно трогает, когда оно делается с кротостью. Скорее можно тронуть кротостью, чем пристыдить строгостью». Видимо, если кротость не присутствует, то, наверное, обличитель не ставит целью исправить брата, а значит, своими комментариями либо удовлетворяет свою страсть к словопрению, либо делает это по зависти или другим причинам, не проистекающим из любви к брату. Если кто решился обличать, то это нужно делать по-библейски.

Глядя на все подобные безобразные диалоги, становится стыдно и печально. Можно ли было увидеть такую переписку у святых? Нет. А это значит, что мы не стараемся им подражать, а просто перекидываемся их цитатами, попутно удовлетворяя свои страсти. Не то что благоговения не испытываем — порой элементарного уважения и этикета не соблюдаем. И в свете этого все высокопарные слова о духовном родстве христиан становятся лишь пустой болтовней.

Всё, что не по любви делается, то грех

Не говоря уж о хамстве, когда вместо ответов на прямые вопросы брат-оппонент может перейти на личности, да ещё и делать выводы, свойственные считающим себя прозорливыми сердцеведцами. Была бы любовь — было бы и обращение подобное: «Брат, позволь спросить, что ты имел в виду, когда то-то и то-то написал? Что ты имел на сердце, не было ли в тебе в тот момент осуждения или тщеславных помыслов?». Всё, что не по любви делается, то грех. И тут не закроешься цитатами святых людей. Скопировать и накидать святоотеческих изречений — проще простого, а исполнить на деле то, что завещал св. апостол Павел, — сложнее. Неужели правила, данные апостолом, применимы для христианина только для живого общения, а в Сети уже как бы и не действуют? Уверен, что для христианина ответ очевиден.

Антоний Дулевич
руководитель миссионерского отдела Кызыльской епархии

15 мая 2017 г.

Рейтинг: 9.9 Голосов: 1488 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Гость31 июля 2017, 10:16
Ответ для Peter Haber
2. Православный - не тот, кто ВСЕГДА и во ВСЁМ соблюдает Его заветы - это испорченному грехом человеку неподвластно, - но тот, кто понимает где, как и почему он "накосячил", т.е. согрешил/совершил ошибку, и старается впредь этого не делать. То бишь положительное отличие православного от мнящего о себе - искреннее, живое покаяние.
Гость31 июля 2017, 10:13
Ответ для Peter Haber
1. Неверующий, но соблюдающий Его заветы - это из области фантастики. Любить врагов, молиться друг за друга, нести тяготы друг друга ...? Как вы себе это представляете? Как можно соблюдать чьи-то заветы, не признавая сколько-нибудь авторитета "той" стороны и оставаясь при этом к ней чуждым? Но самое главное - ЗАЧЕМ, РАДИ ЧЕГО их ему соблюдать? Чтобы в итоге на могиле всё равно вырос лопух?
Peter Haber16 июня 2017, 16:36
А в чём положительное отличие православного, не соблюдающего заветы Его от неверующего, соблюдающего Его заветы?
григорий22 мая 2017, 15:49
грешен...
Прости, Господи!
Татьяна Артамонова21 мая 2017, 06:21
Здравствуйте,все!Сегодня проснулась с солнышком и молитвой:" Ненавидящих и обижающих нас прости, Господи."Возлюбить надо таковых особо потому что, они более нуждаются в любви. Для Бога мы все до единого его дети, Бог любит всех одинаково. Все, что с нами происходит, это от Бога, для нашего же блага.Слава Богу. Аминь.
Алексей20 мая 2017, 13:40
Грешен... Спасибо за статью!
Мария Борисова20 мая 2017, 07:30
Христос Воскресе,православные!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Павел З.18 мая 2017, 01:02
Всё про меня. Даже и сказать нечего.
Марина17 мая 2017, 23:31
В спорах нет истины. Молчание золото, но если нужно решить что-то, нужно решать по любовно и чтоб это решение несло Благо людям. К сожалению там: где перекрикивают, грубят, спорят - верховодит, сами догадаетесь кто? Там нет Божьей Благодати. Прости Господи и удержи нас от грубости, споров, гнева...
Андрей Юрьевич17 мая 2017, 13:53
Всё правильно. "Православный" - это не синоним слова "святой", порой даже не "христианин", особенно когда залезаешь от праздности в интернет-сети.
В статье очень точно обличается психология падения верующего человека, взявшего в руки клавиатуру компьютера. Да, это точно, про нас - православных "юзеров". И я каюсь. Бывает, грешу этим делом. Простите.
Жаль только, что автор пишет про таких в третьем лице - "они". Получается какое-то осуждение других. Вот вам и повод для нового "богословского" спора.
А если нет повода для дискуссии, тогда зачем вообще комментарии? Так и напрашивается вывод о БЕСсмысленности социальных сетей. Смысл в них, конечно, есть, но, как видите, очень специфический.



Гость17 мая 2017, 10:53
Ничего удивительного (1 Кор. 15:33-34):"Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы. Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога." И ещё (св. Игнатий Брянчанинов):"Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам:и этого с тебя достаточно. Не пытайся своею рукою остановить течение реки, отойди сам от той пучины, в которую корабль ввергается все глубже, и помоги тем, кто еще оказывается способным понять и принять Евангелие" Может стОит просто не писать какое-то время в СЕТИ? Как говорится "Слово - серебро, а молчание - золото". Сеть на то и сеть, чтобы затягивать.
Михаил16 мая 2017, 18:48
Это привычка. Все троллят и ты троллишь, такой стиль общения, хочешь или не хочешь, а если ты будешь много общаться через интернет, особенно на открытых площадках, всё кончится именно злословием, скандалом и чем-то неподобным. Можно силой воли держаться и писать так, как говорил бы в жизни. Надо хорошо понимать - что есть пустословие, что есть злословие; и если есть страх Божий, молитва, то можно этот порок превозмочь, я думаю.
Кроме того, многие и в жизни гордые, тщеславные, обидчивые и не простые люди. Какая может быть кротость в интернете, если её нет в жизни? Вот и всё есть как есть. Да и не видишь человека, тоже минус.
Гриша Иванов16 мая 2017, 16:50
Здравствуйте!Меня зовут Гриша.Я из Болгарий. Поздравляю вас:православие.RU и всех братев и сестр в етом форуме... Извините меня,потому что я не могу говорит и писать правильно по русским...Даже можно быть -смешно!Но все таки ,-я совсем сериозно скажу вам:я любю вас-православнъье християн из всей Россией и поэтому вхожу в этом форуме,для того что бы вам посылаю мой братский совет:когда начинаете писатъ ,сказать что нибуть в интернете или на другое место,имейте в сердце свое эта статия. Незабудте ее никогда и ... Бог с вами! Простите меня Грешного Гриша
Александр Алексеевич16 мая 2017, 15:48
Замечательная, спасительно-правильная, очень актуально необходимая статья. Дай Бог здоровья автору и всех благ!
Марина16 мая 2017, 10:39
Спасибо большое! Часто такие "критиканы" просто выливают свои эмоции и пытаются самоутвердиться. В интернете это сделать гораздо легче, чем в реальной жизни.
Ксения16 мая 2017, 10:28
Очень полезная статья! Спасибо Вам. В ходе прочтения стало особо очевидно как я не всегда приветлива с домочадцами, а наставление детей- это особая тема. Кажется, что учишь уму-разуму, а на деле выплескиваешь свои злобу, гордыню и гнев. Нужно обязательно пересмотреть свое поведение. Спасибо!
Дмитрий16 мая 2017, 09:02
Истина без прикрас.
Инна16 мая 2017, 08:44
Спаси Господи! Прекрасная статья, а главное - очень актуальная.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×