От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины (2 Тим. 2, 23–25).
Эти апостольские строки — прекраснейший урок православным «юзерам», любящим поспорить с другими христианами через Интернет.
Если бы двое братьев во Христе встретились лично, вживую, то разговор, наверное, начался бы с приветствия. В идеале — с братского лобзания (по заповеди св. апостола), а никак не с укорения. Если бы встретились братья незнакомые, то общение должно было бы предвариться хотя бы кратким знакомством. Почему же в интернет-общении на форумах и комментариях в соц. сетях происходит иначе? К огромному сожалению, порой случается так, что в интернет-пространстве поведение некоторых христиан деградирует, а, может быть, просто открывается их истинное лицо.
Лучше чего-то не знать, но вести себя достойно звания христианина
Всё это большой позор, так как подобные диалоги остаются в общественном информационном пространстве. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 35). Если же светский «юзер» зайдёт и посмотрит на множество диалогов христиан в соц. сетях, то он не только не увидит, чьи мы ученики, но и вообще сможет понять, что мы — православные, только лишь по наличию непонятных для него библейских и святоотеческих цитат. И тут хоть сколько приведи таких цитат, дело не в них, а в самом духе и в поведении. Если оно далеко от того, что пишет св. апостол св. Тимофею, и от приводимых святоотеческих изречений, то какой вообще тогда толк от их цитирования? Лучше чего-то не знать, но вести себя достойно звания христианина. Позор, одним словом.
От глупых и невежественных состязаний уклоняйся. Невежество, согласно словарю Ушакова и Ожегова, — это не только отсутствие знаний, но и невоспитанность. Если же кто-то начинает диалог не с приветствия, а с написания какой-либо гадости (неконструктивной критики), или, на современном сленге, «троллит», то таких разговоров лучше избегать, так как они приводят к ссорам. Недружелюбное вступление — звоночек, которое характеризует пишущего.
Зная, что они рождают ссоры. Кстати, весьма интересен тот факт, что на людях христиане (и не только они) предпочитают ссор избегать. Но почему-то в интернет-пространстве желающие поконфликтовать не стесняются делать это прилюдно. Стыд теряется. То есть присутствие в интернет-пространстве словно перенаправляет некоторых христиан в другое измерение, где они могут позволить себе то, что в реальности делать не станут. Кстати, о поведении в реальности и в виртуальности. Было бы забавно, если бы один христианин пришел в гости к незнакомому брату и через дверь, не показывая своего лица, начал его обличать. Но почему-то в Сети для некоторых христиан, действительно, другие правила. Спрятался за аватарку — и пиши что хочешь и сколько хочешь, ведь никто твоего лица не видит, а многие и вообще не представляют, кто ты такой.
Если кто решился обличать, то это нужно делать по-библейски
Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем. Истинного раба Христова отличает приветливость. Если она отсутствует, то сразу же возникает вопрос о мотивах написания всякого рода комментариев. Банальный пример: написал один брат то, что другому не понравилось. И вот тут другой должен честно себя спросить: чего я хочу добиться своими комментариями, в которых вместо приветствия (или знакомства) сразу же следует неконструктивная критика? Если обличитель желает исправить своего брата, то ему стоит, по наставлению апостола, быть учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников (даже противников нужно с кротостью, не говоря уже о братьях во Христе). Блж. Феофилакт толкует: «Потому что сильное обличение тогда особенно трогает, когда оно делается с кротостью. Скорее можно тронуть кротостью, чем пристыдить строгостью». Видимо, если кротость не присутствует, то, наверное, обличитель не ставит целью исправить брата, а значит, своими комментариями либо удовлетворяет свою страсть к словопрению, либо делает это по зависти или другим причинам, не проистекающим из любви к брату. Если кто решился обличать, то это нужно делать по-библейски.
Глядя на все подобные безобразные диалоги, становится стыдно и печально. Можно ли было увидеть такую переписку у святых? Нет. А это значит, что мы не стараемся им подражать, а просто перекидываемся их цитатами, попутно удовлетворяя свои страсти. Не то что благоговения не испытываем — порой элементарного уважения и этикета не соблюдаем. И в свете этого все высокопарные слова о духовном родстве христиан становятся лишь пустой болтовней.
Всё, что не по любви делается, то грех
Не говоря уж о хамстве, когда вместо ответов на прямые вопросы брат-оппонент может перейти на личности, да ещё и делать выводы, свойственные считающим себя прозорливыми сердцеведцами. Была бы любовь — было бы и обращение подобное: «Брат, позволь спросить, что ты имел в виду, когда то-то и то-то написал? Что ты имел на сердце, не было ли в тебе в тот момент осуждения или тщеславных помыслов?». Всё, что не по любви делается, то грех. И тут не закроешься цитатами святых людей. Скопировать и накидать святоотеческих изречений — проще простого, а исполнить на деле то, что завещал св. апостол Павел, — сложнее. Неужели правила, данные апостолом, применимы для христианина только для живого общения, а в Сети уже как бы и не действуют? Уверен, что для христианина ответ очевиден.
2. Православный - не тот, кто ВСЕГДА и во ВСЁМ соблюдает Его заветы - это испорченному грехом человеку неподвластно, - но тот, кто понимает где, как и почему он "накосячил", т.е. согрешил/совершил ошибку, и старается впредь этого не делать. То бишь положительное отличие православного от мнящего о себе - искреннее, живое покаяние.
1. Неверующий, но соблюдающий Его заветы - это из области фантастики. Любить врагов, молиться друг за друга, нести тяготы друг друга ...? Как вы себе это представляете? Как можно соблюдать чьи-то заветы, не признавая сколько-нибудь авторитета "той" стороны и оставаясь при этом к ней чуждым? Но самое главное - ЗАЧЕМ, РАДИ ЧЕГО их ему соблюдать? Чтобы в итоге на могиле всё равно вырос лопух?
Прости, Господи!
В статье очень точно обличается психология падения верующего человека, взявшего в руки клавиатуру компьютера. Да, это точно, про нас - православных "юзеров". И я каюсь. Бывает, грешу этим делом. Простите.
Жаль только, что автор пишет про таких в третьем лице - "они". Получается какое-то осуждение других. Вот вам и повод для нового "богословского" спора.
А если нет повода для дискуссии, тогда зачем вообще комментарии? Так и напрашивается вывод о БЕСсмысленности социальных сетей. Смысл в них, конечно, есть, но, как видите, очень специфический.
Кроме того, многие и в жизни гордые, тщеславные, обидчивые и не простые люди. Какая может быть кротость в интернете, если её нет в жизни? Вот и всё есть как есть. Да и не видишь человека, тоже минус.